Статус женских свидетельств в исламе
Статус женских свидетельств в исламе оспаривается. Позиции мусульманских обществ варьируются от полного отклонения показаний женщин в определенных правовых областях до условного принятия (вполовину равного показаниям мужчин или с требованием подтверждения показаний мужчин) до полного принятия их без какой-либо гендерной предвзятости. [ 1 ]
В исламском праве показания ( шахада ) определяются как подтверждение права второй стороны против третьей. Оно существует наряду с другими формами доказательств ( баййина ), такими как клятва ( йамин ), признание ( икрар ) и косвенные доказательства ( караин аль-ахваль ). Показания должны включать определенные знания о подтвержденном событии и не могут основываться на предположениях. [ 2 ]
Во второй главе Корана, «Аль-Бакара» , стих 2:282 дает основу для правила, согласно которому две женщины приравниваются к одному мужчине в даче свидетельских показаний в финансовых ситуациях. [ 3 ]
О вы, верующие! Когда вы заключаете долг на определенный период, запишите его. Пусть писец запишет это по справедливости между вами. Пусть писец не откажется писать так, как научил его Аллах , пусть пишет. Пусть диктует тот (должник), который несет ответственность, и он должен бояться Аллаха, своего Господа, и не уменьшать ничего из того, что он должен. А если должник малоразумен, или слаб, или не умеет сам диктовать, то пусть его опекун диктует по справедливости. И наймите двух свидетелей из своих людей. А если нет двух мужчин (в наличии), то мужчина и две женщины, таких, как вы согласитесь, в свидетели, чтобы, если одна из них (две женщины) ошибется, другая могла напомнить ей.
Финансовые документы
[ редактировать ]В случае свидетелей финансовых документов Коран требует двух мужчин или одного мужчину и двух женщин. [ 4 ] [ 5 ] Ряд мусульманских ученых интерпретируют это как подразумевающее, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины. Тафсир ибн Касир утверждает: «Аллах требует, чтобы две женщины заняли место одного мужчины в качестве свидетеля из-за недостатков женщины, как описал Пророк [в хадисе]». [ 6 ]
С другой стороны, Джавед Ахмед Гамиди пишет, что ислам требует наличия двух свидетелей-женщин против одного мужчины в случае финансовых операций как средство смягчения ответственности, поскольку это не очень соответствует их темпераменту, сфере интересов и обычному окружению. Он утверждает, что ислам ни в коем случае не утверждает, что показания женщины являются половиной свидетельства. [ 7 ] Гамиди считает, что контекст и формулировка стиха не содержат никаких намеков на правовую основу. [ 8 ] (21:01) в аяте говорится: что касается договоров, то свидетели должны быть сделаны таким образом; вместо заявления следующего содержания: в отношении контрактных споров должны быть вызваны свидетели такого типа, [ 9 ] (8:07) аналогично тому, как сказано в Коране 4:15 . [ 9 ] (19:18) Таким образом, Гамиди интерпретирует аят Корана только как рекомендацию, адресованную отдельным лицам, и судья суда должен будет решить, какого рода и чьи доказательства будут достаточными для доказательства дела. [ 10 ]
Что касается хадиса , который используется для доказательства статуса полусвидетельства, Гамиди и члены его фонда Аль-Маврид выступают против его достоверности. [ 11 ] и его общее понимание. [ 12 ] [ 9 ] (27:37) Гамиди также утверждает, что это повествование нельзя использовать во всех общих случаях, поскольку оно связано с аятом Корана, тема которого связана только с финансовыми вопросами. Другой пакистанский религиовед Исхак утверждает, что получение убедительных доказательств важно, независимо от того, можно ли их получить только от одного мужчины или только от одной женщины. [ 13 ]
По словам Гамиди, в отношении этого аята Ибн аль-Кайим и Ибн Таймия также придерживались схожих с ним взглядов. [ 9 ] (11:31) Аль-Кайим утверждал, что этот аят касается тяжелой ответственности за дачу показаний, посредством которой владелец богатства защищает свои права, а не решением суда; эти двое совершенно отличаются друг от друга. [ 14 ] Также утверждается, что это повеление показывает, что Коран не хочет создавать трудности женщинам. [ 15 ] Ибн Таймия также объяснил недостаточность использования Корана 2:282 для доказательства доказательной дискриминации в отношении женщин. [ 16 ] Однако и Ибн аль-Кайим, и Ибн Таймия верили в разницу доказательной силы показаний мужчин и женщин. Утверждается, что хотя Ибн аль-Кайим считал, что женщины более склонны к ошибкам, вместо того, чтобы делать из этого вывод об общей дискриминации, показания женщин следует рассматривать на индивидуальной основе. Это связано с тем, что Ибн аль-Кайим утверждал, что в случаях, когда женщина и мужчина разделяют все исламские хорошие качества свидетеля, показания женщины, подтвержденные другой женщиной, на самом деле могут считаться более сильными, чем неподтвержденные показания мужчины. Кроме того, Ибн аль-Кайим также считал свидетельства некоторых исключительных женщин, таких как те, которые передали хадис, несомненно более важными, чем свидетельства одного человека с меньшим уважением. [ 17 ]
Ибн Таймия пишет:
«А что касается показаний, в которых нет страха сбиться с пути, то обычно нет свидетельств того, что они основаны на авторитете половины человека». «Что бы ни было среди свидетельств женщин, у которых нет страха привычного заблуждения, то они не считаются половиной мужчины». [ 18 ]
Ибн аль-Кайим пишет:
«Справедливая женщина подобна мужчине в отношении честности, благонадежности и благочестия, за исключением того, что, когда есть страх перед нею оплошностью и забвением, она укрепляется своим подобием и тем, что Он может сделать ее сильнее, чем один мужчина или тот же самый. «Женщина равна мужчине в честности, доверии и благочестии; в противном случае, всякий раз, когда она боится, что забудет или неправильно запомнит, она укрепляется другим, подобным себе. Это делает их сильнее, чем одинокий мужчина или ему подобные. " [ 19 ]
Уголовные преступления
[ редактировать ]В качестве расширения ограничений, заявленных в финансовых контрактах, значительное количество консервативных мусульманских ученых также выступают за дискриминацию женских показаний в делах хадд и кисас, но не в тазире . [ 9 ]
В случаях худуда , наказания за тяжкие преступления, Малики юрист XII века Аверроэс писал, что юристы расходятся во мнениях относительно статуса показаний женщин. [ 20 ] По словам Аверроэса, некоторые ученые заявили, что в этих случаях показания женщины неприемлемы, независимо от того, дают ли они показания вместе со свидетелями-мужчинами. Однако он пишет, что школа мысли, известная как Захирис, считает, что если две или более женщины дают показания вместе со свидетелем-мужчиной, то (как в случаях, касающихся финансовых операций, обсуждавшихся выше), их показания приемлемы. [ 20 ] Гамиди отвергает расширенное применение Q2:282 в отношении случайных происшествий, утверждая, что этот стих ограничивается только темой свидетелей по контракту. [ 8 ] (15:37) Более того, в некоторых хадисах зафиксировано наличие лишь единичных женских свидетельств в случаях одного убийства и убийства халифа Усмана . Соответственно, принятие этих показаний привело к смертной казни убийцы и началу кампании против государства. [ 21 ]
Согласно классическим интерпретациям, которые запрещают показания женщин в делах худуд , необходимо усиливать гендерные различия в вопросе принятия решения о том, какое наказание должно быть назначено, а не в вопросе доказывания вины. В этом контексте показания женщин будут приемлемыми для доказательства вины обвиняемого, однако в отсутствие показаний мужчин виновная сторона будет подлежать только наказанию тазири вместо назначенного Богом наказания хадд . [ 9 ] (28:42)
Другие случаи
[ редактировать ]Ибн аль-Кайим комментирует этот аят следующим образом:
Нет сомнений, что причина множественности [женщин в аяте Корана] заключается [только] в записи показаний. Однако, когда женщина умна, помнит и заслуживает доверия в своей религии, тогда цель [свидетельства] достигается через ее высказывание точно так же, как и в ее передачах [в] религиозных [контекстах]. [ 22 ]
В вопросах, не связанных с финансовыми операциями, ученые расходятся во мнениях относительно того, применимы ли аяты Корана, касающиеся финансовых операций. [ 23 ] Это особенно верно в отношении телесных дел, таких как развод, брак, освобождение рабов и раджу (восстановление супружеских прав). По словам Аверроэса, имам Абу Ханифа считал, что их показания приемлемы в таких случаях. Имам Малик , напротив, считает, что их показания остаются неприемлемыми. В отношении телесных явлений, о которых мужчины не могут иметь никакой информации в обычных обстоятельствах, таких как физические недостатки женщин и плач ребенка при рождении, большинство ученых считают приемлемыми показания только женщин. В определенных ситуациях Священное Писание признает свидетельство женщины равным свидетельству мужчины и что ее показания могут даже лишить его силы, например, когда мужчина обвиняет свою жену в нецеломудрии. [ 24 ]
Когда дело доходило до юридических показаний, отнесенных к частной сфере (например, при рождении), показания одной женщины были равны, а часто и более достойны, чем показания одного мужчины, поскольку не было сомнений в том, что женщина более опытна. на этой арене. Ибн Кудама (ум. 620 г. по хиджре) в своем самом известном сборнике исламской юриспруденции «Аль-Мугни» объяснил, что в вопросах ухода за больными, родов, менструации, целомудрия и физических дефектов свидетель-мужчина не принимается полностью, в то время как свидетель-одиночка-женщина не принимается полностью. является. Однако не все ученые настаивали на политической и нормативной дихотомии, а также на публичной и частной сферах. Ученые-ханбалиты Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим отвергли эту классификацию и утверждали, что, если бы что-то из (свидетельство или повествование) было более важным, повествование хадиса потребовало бы большей осторожности, поскольку оно касается слов и действий Пророка. [ 22 ]
Классические комментаторы
[ редактировать ]Комментаторы-классики обычно объясняли неравное отношение к свидетельским показаниям, утверждая, что женская природа делает их более склонными к ошибкам, чем мужчины. Мусульманские модернисты последовали примеру египетского реформатора Мухаммада Абду , который считал, что соответствующие отрывки из Священных Писаний обусловлены различными гендерными ролями и жизненным опытом, преобладавшими в то время, а не врожденными неполноценными умственными способностями женщин, что делает это правило не применимым в целом во все времена и во всех местах. [ 25 ]
Юридический статус
[ редактировать ]Основанный главным образом на отчете ЮНИСЕФ за 2011 год , неполный список стран, где показания женщины стоят вдвое меньше, чем показания мужчины:
- Бахрейн (в шариатских судах по хадду и кисасу) [ 26 ]
- Египет (в судах по семейным делам, за исключением развода) [ 27 ]
- Иран (в большинстве случаев, кроме Тазира) [ 28 ]
- Ирак (в некоторых случаях) [ 29 ]
- Иордания (в шариатском суде по вопросам заключения брака) [ 30 ]
- Кувейт (в семейных судах) [ 31 ]
- Ливия (в некоторых случаях) [ 32 ]
- Марокко (в семейных делах, но не при разводе) [ 33 ]
- Палестина (в случаях, связанных с браком, разводом и опекой над детьми) [ 34 ]
- Катар (семейное право имеет значение: в некоторых случаях половина, а в хадде неприемлемо) [ 35 ]
- Саудовская Аравия [ 36 ]
- Сирия (в некоторых случаях) [ 37 ]
- Объединенные Арабские Эмираты (по уголовным делам и по некоторым гражданским делам) [ 38 ]
- Йемен (в некоторых случаях половина, а в случаях хадд и кисас неприемлемо) [ 39 ]
Страны ОИК , в которых показания женщин, как известно, во всех случаях равны показаниям мужчин:
Список неполный
Подробности
[ редактировать ]Законы Туниса и Турции предоставляют равное отношение к женщинам в вопросах дачи показаний. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Применение законов шариата по странам
- Стих о займе
- Женщины в Исламе
- Герменевтика феминизма в исламе
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
- Законы Пакистана, касающиеся женщин § Доказательное право
- Исламская наследственная практика § Женщины и наследование
Библиография
[ редактировать ]- Фадель, Мохаммед. «Две женщины, один мужчина: знания, сила и пол в средневековой суннитской правовой мысли». Международный журнал исследований Ближнего Востока , том. 29, нет. 2, 1997, стр. 185–204, doi:10.1017/S0020743800064461.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рао, доктор Мухаммад Атиф Аслам (24 мая 2020 г.). «Исламизация доказательного права в Пакистане с особым упором на свидетельские показания женщины» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНН 3609096 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета. п. 347.
- ^ Фадель, Мохаммед (1997). «Две женщины, один мужчина: знания, сила и гендер в средневековой суннитской правовой мысли». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 29 (2): 185–204. дои : 10.1017/S0020743800064461 . S2CID 143083939 . ССНН 1113891 .
- ^ См. также [ Коран 2:282 ] : «...и призовите из числа мужчин ваших двух свидетелей; а если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин из числа тех, которых вы изберете в свидетели, чтобы, если один из двух ошибется, второй из двух может напомнить другой...».
- ↑ XII века По словам Аверроэса, Малики : «Среди юристов существует общее мнение, что в финансовых сделках дело доказывается показаниями справедливого мужчины и двух женщин на основании [этого] стиха». ( Ибн Рушд . Бидаятуль-Муджтахид , 1-е изд., т. 4, (Бейрут: Дарул-Ма'рифа, 1997), стр. 311).
- ^ Ибн Касир . «Тафсир ибн Касир (английский): Сура Аль-Бакара, часть II» . Коран 4У . Тафсир . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Гамиди . Бурхан: Закон доказательств. Архивировано 11 февраля 2007 г. в Wayback Machine . Аль-Маврид
- ^ Jump up to: а б Является ли свидетельство женщин в Исламе вдвое меньшим, чем свидетельство мужчин | Джавед Ахмад Гамиди , получено 24 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Является ли свидетельство женщины половиной веса свидетельства мужчины? , получено 24 декабря 2019 г.
- ^ Джавед Ахмед Гамиди (28 марта 2012 г.), показания какой женщины правдивы - Джавед Ахмед Гамиди , получено 3 мая 2016 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Женщина и исламский закон (Часть 1/2) — Джавед Ахмад Гамиди» . www.javedahmadghamidi.com . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Вопросы | Аль-Маврид» . www.al-mawrid.org . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Маулана ИшакУРДУ (13 октября 2011 г.), Ислам Мейн Кья Аурат Ки Гавахи Аадхи Хай - маулана ишак урду , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. , получено 3 мая 2016 г.
- ^ Ибн аль-Кайим , Илам аль-Мувакиин, 1-е изд., том. 1 (Бейрут: Дар аль-Джайл, 1973), 91.
- ^ Половина мужчины! Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Renaissance - Monthly исламский журнал , 14 (7), июль 2004 г.
- ^ Фадель, Мохаммед (1 января 1997 г.). «Две женщины, один мужчина: знания, сила и пол в средневековой суннитской правовой мысли» (PDF) . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 29 (2): 197. doi : 10.1017/S0020743800064461 . S2CID 143083939 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2020 г. Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Фадель, Мохаммед (1 января 1997 г.). «Две женщины, один мужчина: знания, сила и гендер в средневековой суннитской правовой мысли» (PDF) . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 29 (2): 198–199. дои : 10.1017/S0020743800064461 . S2CID 143083939 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2020 г. Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Турук Аль Хукмия 1:128
- ^ аль-Джавзия, Ибн Кайим. Осужденные методы в шариатской политике . п. 430.
- ^ Jump up to: а б Ибн Рушд . Бидаятуль-Муджтахид , 1-е изд., том. 4, (Бейрут: Дарул-Марифа, 1997), с. 311.
- ^ Хан, Мухаммад Фарук . «7» . Ислам и женщины .
- ^ Jump up to: а б «Женщины в исламском праве» . Институт Якин . 24 июля 2019 г.
- ^ Обычные мусульмане также оспаривают степень применения этого стиха; см., например, [1]
- ^ «Женщины в исламе против женщин в иудео-христианской традиции» . www.twf.org .
- ^ Мохаммад Фадель (1997). «Две женщины, один мужчина: знания, сила и пол в средневековой суннитской правовой мысли». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 29 (2): 187. JSTOR 164016 .
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Право на равную защиту закона» . Всемирная служба Би-би-си . Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Алжир» (PDF) . Государственный департамент США. 2011 . Проверено 26 ноября 2016 г.
Свидетельства мужчин и женщин имеют одинаковую силу перед законом.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профиль гендерного равенства» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2019 г. Проверено 16 февраля 2014 г.