Изгнание азиатов из Уганды
История Уганды | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Специальные темы | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
По теме | ||||||||||||||
Портал Уганды | ||||||||||||||
В начале августа 1972 года президент Уганды Иди Амин приказал изгнать из своей страны индийское меньшинство , дав им 90 дней на то, чтобы покинуть страну. [1] [2] В то время выходцев из Южной Азии в Восточной Африке называли просто «азиатами». [3] Они стали доминировать в торговле в условиях британской колониальной политики. [3]
Первоначальный приказ от 4 августа распространялся только на британских подданных южноазиатского происхождения, но 9 августа был распространен на граждан Бангладеш, Индии и Пакистана. [4] Позже оно было расширено и теперь включает 20 000 граждан Уганды южноазиатского происхождения (позже аннулировано). [4] [3] На момент высылки в Уганде проживало около 80 000 лиц индийского происхождения, из которых заявления на получение гражданства 23 000 были обработаны и приняты. [5] [6] [7] Изгнание произошло на фоне антииндийских настроений и превосходства чернокожих в Уганде, когда Амин обвинил меньшинство индийцев в нелояльности, неинтеграции и коммерческой халатности, утверждения, которые оспариваются индийскими лидерами. [5] Амин защищал изгнание, утверждая, что он «возвращает Уганду этническим угандийцам». [6]
Многие из высланных были гражданами Соединенного Королевства и колоний , а 27 200 человек эмигрировали в Соединенное Королевство . Из других учтенных беженцев 6000 отправились в Канаду , 4500 беженцев оказались в Индии и 2500 отправились в соседнюю Кению или в Пакистан . [6] Для выезжающих азиатов было ограничено имущество в размере 120 долларов и 485 фунтов (220 кг). [3] В общей сложности было конфисковано около 5655 фирм, ранчо, ферм и сельскохозяйственных поместий, а также автомобили, дома и другое домашнее имущество. [6]
Изгнание нанесло значительный ущерб как экономике Уганды, так и международной репутации. Многие мировые лидеры осудили высылку, и в результате несколько стран, особенно Великобритания и Индия, разорвали дипломатические отношения. В экономике произошел значительный спад ВВП, поскольку многим коренным угандийцам не хватало опыта, необходимого для ведения недавно приобретенного бизнеса. После вступления Йовери Мусевени на пост президента некоторые индийские угандийцы вернулись.
Фон
[ редактировать ]Присутствие индейцев в Уганде было результатом осознанного выбора британской администрации, правившей Угандой с 1894 по 1962 год. [8] Они были привезены в протекторат Уганды британцами, чтобы «служить буфером между европейцами и африканцами на средних ступенях торговли и управления». [6] Кроме того, в 1890-е годы 32 000 рабочих из числа британских индейцев были привезены в Юго-Восточную Африку по трудовым договорам для работы на строительстве Угандийской железной дороги . [9] Большинство выживших индейцев вернулись домой, но 6724 человека решили остаться в Великих африканских озерах после завершения строительства линии. [10] На момент высылки в Уганде проживало около 80 000 лиц южноазиатского происхождения, из которых заявления на получение гражданства 23 000 были обработаны и приняты. [5] Еще 50 000 имели британские паспорта. [2] хотя сам Амин в своей первоначальной речи о высылке использовал явно преувеличенную цифру в 80 000 владельцев британских паспортов. [5]
Британцы вложили средства в образование азиатского меньшинства, а не коренных угандийцев. [8] К началу 1970-х годов многие индийцы в Юго-Восточной Африке и Уганде были заняты в швейном и банковском бизнесе. [10] а индофобия укоренилась уже к началу правления Амина в феврале 1971 года. [5] Хотя не все угандийские индейцы жили хорошо, в среднем они жили лучше, чем коренные общины. [5] составляющие 1% населения и зарабатывающие пятую часть национального дохода. [11] Индийцев стереотипно воспринимали как «просто торговцев» и называли «дукахваллас» (торговцы, профессиональный термин, который во времена Амина превратился в антииндийское оскорбление). [10] ), которые пытались обмануть ничего не подозревающих покупателей и заботились только о своих семьях. [12] Расовая сегрегация была институционализирована. [12] Закрытые этнические сообщества предлагали элитные и эксклюзивные медицинские и школьные услуги. Кроме того, тарифная система Уганды исторически была ориентирована на экономические интересы торговцев из Южной Азии. [13]
Правительство Милтона Оботе проводило политику «африканизации», которая включала политику, направленную против угандийских индейцев. Например, Комитет 1968 года по «африканизации в торговле и промышленности» выдвинул далеко идущие индофобские предложения, а в 1969 году была введена система разрешений на работу и торговых лицензий, чтобы ограничить роль индийцев-неграждан в экономической и профессиональной деятельности. . Тем не менее, политика Амина представляла собой значительное ускорение. [12] В августе 1971 года Амин объявил о пересмотре статуса гражданства, предоставленного азиатскому сообществу Уганды, после чего в октябре того же года было объявлено о переписи азиатского населения Уганды. [6] [5] Чтобы разрешить «недоразумения» относительно роли азиатского меньшинства Уганды в обществе, он созвал индийскую «конференцию» 7–8 декабря. В меморандуме, представленном на второй день конференции, он выразил надежду, что «широкий разрыв» между угандийскими индейцами и африканцами сократится. [5] Отдавая должное вкладу индийцев в экономику и профессию, он обвинил меньшинство азиатского населения в нелояльности, неинтеграции и коммерческой халатности, что оспаривают утверждения индийских лидеров. [5] По спорному вопросу о гражданстве он заявил, что его правительство признает уже предоставленные права гражданства, но все невыполненные заявления на получение гражданства (которых к этому моменту считалось более 12 000) будут аннулированы. [5]
меньшинство страны Это изгнание этнического меньшинства было не первым в истории Уганды, поскольку кенийское , насчитывающее около 30 000 человек, было изгнано в 1969–70 годах. [6] [14]
изгнание
[ редактировать ]4 августа 1972 года Амин заявил, что Британии придется взять на себя ответственность за заботу о британских подданных индийского происхождения. [6] обвинив их в «саботаже экономики Уганды и поощрении коррупции». [5] Крайний срок для выезда британских подданных был подтвержден как три месяца, что означало 8 ноября. 9 августа политика была расширена и теперь включает граждан Индии, Пакистана и Бангладеш. [6] Положение 23 000 индийцев, получивших угандийское гражданство (и особенно тех, кто не имел другого гражданства), было менее ясным. Первоначально они не были включены в список 19 августа, но, по-видимому, были добавлены в список, а через три дня после международного протеста были повторно исключены из списка. Многие предпочли уйти, чем терпеть дальнейшее запугивание, и, как известно, осталось только 4000 человек. [6] Были добавлены исключения для некоторых профессий, а затем удалены. [6] [5]
Точная мотивация высылки остается неясной. Некоторые из бывших сторонников Амина предполагают, что это последовало за сном, в котором, как он утверждал, Аллах велел ему изгнать их, а также замышлять месть британскому правительству за отказ предоставить ему оружие для вторжения в Танзанию. [15] Амин защищал изгнание, утверждая, что он возвращает Уганду этническим угандийцам:
Мы полны решимости сделать обычного угандийца хозяином своей судьбы и, прежде всего, позаботиться о том, чтобы он наслаждался богатством своей страны. Наша целенаправленная политика заключается в передаче экономического контроля над Угандой в руки угандийцев, впервые в истории нашей страны.
- Иди Амин, цитата из книги «Уганда: современная история» . [6]
Изгнание и перераспределение собственности получили официальное название «Операция Мафута Минги». [16] Угандийские солдаты в этот период безнаказанно занимались воровством, физическим и сексуальным насилием в отношении индейцев. [17] Были наложены ограничения на продажу или передачу частного бизнеса угандийскими индийцами, и 16 августа Амин ясно дал понять, что после того, как он покончит с бизнесом, принадлежащим Индии, следующим будет бизнес, принадлежащий европейцам. [5]
Влияние
[ редактировать ]Индейцы только доили корову, но не кормили ее, чтобы дать больше молока. Теперь в каждом магазине и отрасли есть черные лица. Всеми большими машинами в Уганде теперь управляют африканцы, а не бывшие кровососы. Остальная часть Африки может поучиться у нас.
Указы Амина вызвали немедленное осуждение во всем мире, в том числе в Индии. Правительство Индии предупредило Уганду о тяжелых последствиях, но не предприняло никаких действий, когда правительство Амина проигнорировало ультиматум. [19] Первоначально Индия поддерживала дипломатические отношения с Угандой. [20] но позже разорвал дипломатические отношения с режимом Амина. [21] Соединенное Королевство заморозило кредит в размере 10,4 миллиона фунтов стерлингов, который был предоставлен в прошлом году; Амин проигнорировал это. [5] Журналисты Тони Авирган и Марта Хани охарактеризовали изгнание как «наиболее явно расистскую политику, когда-либо проводившуюся в черной Африке». [22]
Многие выходцы из Уганды были гражданами Соединенного Королевства и колоний. 27 200 беженцев впоследствии эмигрировали в Соединенное Королевство . Первоначально беженцы размещались в пустых военных лагерях, таких как лагерь Хитфилд, недалеко от Хонитона в Девоне , и лагерь Хаундстоун, недалеко от Йовила в Сомерсете . [23] Например, в эту статью включен рассказ из первых рук Бхикху Вадеры, которому тогда было 10 лет. [24]
Из других учтенных беженцев 6000 отправились в Канаду , 4500 оказались в Индии и 2500 отправились в соседнюю Кению . Малави , Пакистан , Западная Германия и США приняли по 1000 беженцев каждая, меньшее количество эмигрировало в Австралию , Австрию , Швецию , Норвегию , Маврикий и Новую Зеландию . Около 20 000 беженцев числятся пропавшими без вести. [6] [25] Лишь несколько сотен остались. [5]
Не желая расширять свою недавно введенную иммиграционную квоту, британское правительство добивалось согласия некоторых из оставшихся заморских территорий (включая Бермуды , Виргинские острова , Британский Гондурас , Гонконг , Сейшельские острова и Соломоновы острова ) на их переселение; однако только Фолклендские острова ответили положительно. [26] Кения и Танзания аналогичным образом закрыли границы с Угандой, чтобы предотвратить приток беженцев. [5]
Некоторые из изгнанных были -низаритами-исмаилитами мусульманами . Ага Хан IV , имам низаритских исмаилитов, позвонил своему знакомому премьер-министру Канады Пьеру Трюдо . Правительство Трюдо согласилось разрешить тысячам низаритских исмаилитов эмигрировать в Канаду. [27] Исход угандийских индейцев приобрел новый уровень срочности в сентябре после телеграммы Амина генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму , в которой выяснилось, что Амин сочувствовал обращению Гитлера с евреями, и была организована воздушная перевозка. [5] ООН направила исполнительного секретаря Экономической комиссии для Африки Роберта Гардинера , который тщетно пытался убедить Амина отменить свое решение. [28]
Ответственность за перераспределение конфискованного имущества была возложена на военный комитет, хотя Амин также лично перенаправил некоторые материалы. [22] В общей сложности было перераспределено около 5655 фирм, ранчо, ферм и сельскохозяйственных поместий, а также автомобили, дома и другое домашнее имущество. [6] По политическим причинам большая часть (5 443) была передана частным лицам: 176 - государственным органам, 33 - полугосударственным организациям и 2 - благотворительным организациям. Вероятно, самым большим победителем стала государственная Корпорация развития Уганды , которая получила контроль над некоторыми из крупнейших предприятий, хотя быстрый характер роста и внезапная нехватка опытных технических специалистов и менеджеров стали проблемой для корпорации, что привело к реструктуризация отрасли в 1974–75 гг. [6] Хотя часть собственности попала в руки традиционных бизнесменов Уганды, большинством прямых бенефициаров были солдаты и правительственные чиновники. К моменту падения режима Амина в 1979 году ходили слухи, что в Уганде проживало не более 50 индийцев. [22]
Экономический эффект
[ редактировать ]Несмотря на заявления Амина о возвращении контроля над экономикой простым угандийцам, изгнание нанесло серьезный ущерб экономике страны. ВВП Уганды упал на 5% в период с 1972 по 1975 год, а объем промышленного производства упал с 740 миллионов угандийских шиллингов в 1972 году до 254 миллионов шиллингов в 1979 году. На момент депортации индийцы владели 90% предприятий страны и на их долю приходилось 90%. налоговых поступлений Уганды. Реальная стоимость заработной платы упала на 90% менее чем за десять лет после изгнания, и хотя некоторые из этих предприятий были переданы коренным угандийцам, промышленный сектор Уганды, который считался основой экономики, был поврежден из-за к нехватке квалифицированных рабочих. [29] [30]
Возвращаться
[ редактировать ]Тысячи индийцев вернулись в Уганду, начиная с 1986 года, когда к власти пришел Йовери Мусевени . [ нужна ссылка ] Мусевени раскритиковал политику Амина и пригласил индийцев вернуться. [31] [11] По словам Мусевени, «гуджаратцы сыграли ведущую роль в социальном и промышленном развитии Уганды. Я знал, что это сообщество может творить чудеса для моей страны, и они делали это на протяжении многих десятилетий». Индейцы, вновь появившиеся в Уганде, помогли восстановить экономику Уганды, и их финансовое положение хорошо обустроено. [11] [32]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В болливудском фильме 1976 года «Чарас» есть сюжет об изгнании индейцев из Уганды.
- В фильме Шарада Пателя 1981 года «Взлет и падение Иди Амина» изображены события, приведшие к изгнанию угандийских индейцев в другие страны.
- В фильме Миры Наир 1991 года « Миссисипи Масала» рассказывается история индийской семьи, которая бежит из Уганды во время беспорядков и поселяется в Миссисипи .
- Изгнание было изображено в романе 1998 года «Последний король Шотландии» и последующем фильме по книге 2006 года .
- 2001 года «Праздник девяти девственниц» , опубликованный издательством Bogle L'Ouverture, London, представлял собой сатирический роман об изгнании из Уганды бывшей изгнанницы Джамилы Сиддики.
- В продолжении Сиддики 2006 года « Бомбейские сады» также основное внимание уделяется изгнанию из Уганды.
- Последствия изгнания служат фоном для эпизода 2.6 сериала «Жизнь на Марсе» (2006).
- Изгнание является основной темой молодежного романа Дитя одуванчиков» « Шенааза Нанджи 2008 года , который стал финалистом Премии генерал-губернатора Канады .
- Мемуары Азима П.Х. Сомани «Разрушенные жизни: Сидя в огне» 2012 года , ставшие главным сюжетом документального фильма ITV, посвященного 40-летию изгнания.
- Короткометражный документальный фильм Танмая Шриваставы 2020 года « 90 дней, чтобы уйти» рассказывает об истории индейцев в Уганде, изгнании и трудностях, с которыми они столкнулись после этого.
- Роман Яники Озы «История горения» 2023 года включает в себя опыт индийско-угандийской семьи до и во время изгнания и их окончательного поселения в Канаде.
- В мемуарах Люси Фулфорд «Изгнанные» 2024 года собраны истории и опыт различных изгнанников, а также их влияние на последующие поколения, включая ее собственную семью.
См. также
[ редактировать ]- Индиец-нерезидент и лицо индийского происхождения
- Индийская диаспора в Юго-Восточной Африке
- Занзибарская революция
Примечания
[ редактировать ]- ^ Десаи, Ниранджан; Журнал «Иностранные дела Индии» (2012). «Возвращение к изгнанию азиатов из Уганды в 1972 году» . Индийский журнал иностранных дел . 7 (4): 446–458. ISSN 0973-3248 . JSTOR 45341851 .
- ^ Jump up to: а б «1972: Азиатам дали 90 дней на выезд из Уганды» . Британская радиовещательная корпорация. 7 августа 1972 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Меган Гаррити (4 августа 2022 г.). «50 лет назад Уганда приказала всему азиатскому населению покинуть страну» . Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б Почему угандийские азиаты были изгнаны Иди Амином и как они оказались в Великобритании
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Патель 1972 , стр. 12–19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Йоргенсен 1981 , стр. 285–290.
- ^ Гаррити, Меган М. (2023). «Что способствует или сдерживает массовое изгнание? Новая система принятия решений» . Исследования безопасности . 32 (3): 537–567. дои : 10.1080/09636412.2023.2229238 . ISSN 0963-6412 . S2CID 260007842 .
- ^ Jump up to: а б Henckaerts & Sohn 1995 , стр. 22–24.
- ^ Йоргенсен 1981 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б с Джамал, Вали (ноябрь 1976 г.). «Азиаты в Уганде, 1880–1972: неравенство и изгнание». Обзор экономической истории . 29 (4): 602–616. дои : 10.2307/2595346 . ISSN 0013-0117 . JSTOR 2595346 . OCLC 716168303 .
- ^ Jump up to: а б с Ваши, Ашиш; Джайн, Анкур (22 октября 2008 г.). «Гуджаратцы пережили Иди Амина и поддержали экономику Восточной Африки» . Таймс оф Индия .
- ^ Jump up to: а б с Патель 1972 , стр. 19–21.
- ^ Джамал 1976 .
- ^ Мутибва 1992 , с. 67.
- ^ «Иди Амин нападал на индийцев в 70-е годы» . Таймс оф Индия . 15 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г.
- ^ Авирган и Хани 1983 , с. 182.
- ^ «Когда Иди Амин изгнал 50 000 «азиатов» из Уганды» . Институт Адама Смита . 4 августа 2019 г. Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Сефтел 2010 , с. 155.
- ^ «Биография Идии Амин» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Ядав, С.Н. (2008). Отношения Индии и Уганды: новая модель сотрудничества Юг-Юг . Нью-Дели: Паб Global Vision. п. 201. ИСБН 978-8182202962 .
- ^ Субраманиан, Арчана (6 августа 2015 г.). «Азиатское изгнание» . Индус .
- ^ Jump up to: а б с Авирган и Хани 1983 , с. 5.
- ^ «Угандийские азиаты» . Национальный архив Великобритании . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Лагеря Хаундстон и Люфтон» . История Йовила . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Трэвис, Алан (1 января 2003 г.). «Министры искали остров для проживания индейцев» . Хранитель . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Геддес 2010 .
- ^ Шервуд 2014 , с. 43.
- ^ «Изгнание азиатов Иди Амином в 1972 году нанесло удар по экономике Уганды» . 14 августа 2022 г.
- ^ «Подведение итогов экономики Уганды через 55 лет после обретения независимости» . 8 октября 2017 г.
- ^ Давуд, Фархана (15 мая 2016 г.). «Азиаты Уганды доминируют в экономике после изгнания» . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ А. Дидар Сингх; С. Ирудая Раджан (2015). Политика миграции: индийская эмиграция в глобализированном мире . Тейлор и Фрэнсис. стр. 180–. ISBN 978-1-317-41223-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Авирган, Тони; Дорогая, Марта (1983). Война в Уганде: наследие Иди Амина . Дар-эс-Салам: Издательство Танзании. ISBN 978-9976-1-0056-3 .
- Геддес, Джон (27 октября 2010 г.), «Святой человек, умеющий искать связи» , Maclean's , получено 17 апреля 2012 г.
- Хенкертс, Жан-Мари; Зон, Луи Б. (1995), Массовая высылка в современном международном праве и практике , Дордрехт: Мартинус Нийхофф, ISBN 90-411-00725
- Джамал, Вали (июнь 1976 г.), «Изгнание меньшинства: очерки об угандийских азиатах (обзор)», Журнал современных африканских исследований , 14 (2), Cambridge University Press: 357–361, doi : 10.1017/s0022278x00053404 , JSTOR 160072 , S2CID 155061156
- Йоргенсен, Ян Елмерт (1981), Уганда: современная история , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-85664-643-0 , получено 12 августа 2010 г.
- Касози, Абду Басаджабака Кавалья; Землетрясение, Наканьике; Сейдженго, Джеймс Мукуза (1994), Социальные истоки насилия в Уганде, 1964–1985 , Монреаль: издательство McGill-Queen's University Press, стр. 119, ISBN 0-7735-1218-7
- Мутибва, Фарес Мукаса (1992), Уганда с момента обретения независимости: история несбывшихся надежд , Соединенное Королевство: C. Hurst & Co., стр. 67, ISBN 1-85065-066-7 , получено 17 августа 2010 г.
- Патель, Хасу Х. (1972), «Генерал Амин и исход индейцев из Уганды», выпуск: Журнал мнений , 2 (4): 12–22, doi : 10.2307/1166488 , JSTOR 1166488
- Шервуд, Марика (2014). «Роберт Квеку Атта Гардинер (1914–1994): непризнанный выдающийся ганский панафриканист» . Современный журнал африканских исследований . 2 (1). Аккра: Институт африканских исследований Университета Ганы. ISSN 2343-6530 . (требуется подписка)
- Сефтел, Адам, изд. (2010) [1-е изд. 1994]. Уганда: кровавая жемчужина Африки и ее борьба за мир. Со страниц барабана . Кампала: Издательство Fountain. ISBN 978-9970-02-036-2 .
- 1972 год в Уганде
- Антииммиграционная политика в Африке
- Антииндийский расизм в Африке
- Азиатская диаспора в Уганде
- Этническая чистка в Африке
- Вынужденная миграция
- История Уганды
- Преследование
- Политическая история Уганды
- Ксенофобия в Африке
- Индийская диаспора в Африке
- Пакистано-угандийские отношения
- Расизм в Африке
- Насилие на расовой почве в Африке
- Дискриминация в Уганде