~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 6A5A870F80E1E2E71B4C00D9C92A0AC4__1686645120 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Max van Dam - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Макс ван Дам — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Max_van_Dam ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/c4/6a5a870f80e1e2e71b4c00d9c92a0ac4.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/c4/6a5a870f80e1e2e71b4c00d9c92a0ac4__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.07.2024 02:51:45 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 13 June 2023, at 11:32 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Макс ван Дам — Jump to content

Макс ван Дам

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Автопортрет

Макс ван Дам (19 марта 1910 – ок. 20 сентября 1943) был голландским художником, родившимся в Винтерсвейке . Он был убит в лагере смерти Собибор . [1]

Молодость (-1931)

[ редактировать ]

Макс ван Дам был сыном Арона ван Дама и Йоханны ван Дам, урожденной Левитикус. Оба его родителя были евреями. Он вырос в социалистической среде. Его отец был сертифицированным инспектором по мясу и стал директором кооперативного магазина De Dageraad , дословный перевод «Рассвет» , в Винтерсвейке, где он был членом городского совета от Голландской социал-демократической рабочей партии (SDAP). Ван Дам рано проявил интерес к искусству, рисуя портреты и пейзажи, и хотя его отец не поощрял художественную карьеру, он все же предоставил Ван Даму ранние заказы на живопись. Между 1922 и 1929 годами Ван Дам посещал бургерную школу Rijks Hogere в Винтерсвейке. Его художественными вдохновителями в то время были Винсент Ван Гог и Кете Кольвиц . Именно в это время его художественные таланты и амбиции заметил друг семьи и пожизненный благотворитель Макса ван Дама доктор Джейкоб «Яап» Хемельрейк, который убедил своего отца позволить Ван Даму продолжить образование в области искусства. [2] [3]

Художественное образование (1931-1937).

[ редактировать ]

Чтобы продолжить образование, Ван Дам переехал в Амстердам, где сначала учился на учителя рисования в гимназии. После получения ученой степени в 1931 году он не занял преподавательскую должность, а вместо этого поступил в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, где проходил курсы с 1933 по 1937 год. Здесь он специализировался на портретной живописи и учился у Исодора Опсомера . В этот период его жизнь развивалась на фоне подъема нацистской партии в Германии и связанного с ним антисемитизма, что вызывало растущую обеспокоенность Ван Дама и его знакомых. Ван Дам в основном жил в Антверпене, но часто переезжал между Нидерландами и Бельгией, а также путешествовал по Италии и Франции, чтобы развить свои навыки живописи и улучшить свою социальную осведомленность. В 1932 году ван Дам спроектировал витраж для Де Дагераада , работа была закончена в 1934 году. В том же году он разработал плакат для Демонстрации за социализм и демократию , организованной 16 сентября СДАП и нидерландской организацией Вербонд ван. Вакверенигинген , Голландская ассоциация профсоюзов. В 1936 и 1937 годах он был частым гостем Яапа Хемельрейка и его семьи в Бергене, где он встретил художника-графика Фре Коэна и художников Лео Гестеля , Чарли Торопа и Матье Вигмана, связанных с Бергенской школой . Его интерес к сионизму возрос, и он принял заказ написать портрет Теодора Герцля . Несмотря на растущее признание, Ван Даму было трудно зарабатывать на жизнь как художник. В период с 1933 по 1937 год он подал заявку и был одним из получателей Koninklijke Subsidie ​​voor Vrije Schilderkunst , Королевской субсидии на живопись, присуждаемой ежегодно с 1871 года для поощрения молодых художников. [2] [4] [5]

К концу его пребывания в Королевской академии отношения с Опсомером ухудшились из-за стилистических и личных разногласий, и Ван Дам вернулся в Амстердам, решив подготовить заявку на «Римскую премию», поощрительную премию для молодых художников. Он был награжден серебряной медалью за свою картину « Агарь и Измаил » в 1938 году. [а] В тот период он продолжал бороться, чтобы прокормить себя, и зарабатывал на жизнь скудным существованием за счет продажи картин, комиссионной работы и случайных денежных призов, выигранных на других конкурсных выставках, таких как приз от общества художников Arti et Amicitiae , членом которого он был. . Он также получил поощрение и финансовую поддержку от благотворителей и расширил круг своих знакомств среди голландских художников и ценителей по мере того, как росло его признание как художника. коллекционеры произведений искусства Ханс де Йонг, фабрикант текстиля из Хенгело , и его жена Алиса де Йонг-Вейль. Среди заказчиков его портретов, с которыми он установил дружеские отношения, были [2] [4]

Работы ван Дама были включены в выставку-продажу Onze Kunst van Heden («Наше искусство сегодня») 1939 года в Рейксмузеуме в Амстердаме. [6]

В условиях нацистской оккупации (1940-1943)

[ редактировать ]

После вторжения и оккупации Нидерландов нацистскими немецкими войсками 10 мая 1940 года Ван Дам сначала продолжал работать, как и раньше, но, поскольку в 1941 году антиеврейские меры усилились, он скрылся в Бларикуме , где продолжал работать. Он попытался сбежать и сумел добраться до Виши, Франция , но через несколько месяцев вернулся в Нидерланды, пытаясь попытаться сбежать вместе с Алисой Вейль и ее дочерью Жаклин де Йонг в родную Швейцарию Вейля. Осенью 1942 года им удалось добраться до французских Альп, но в результате предательства они были арестованы. Ван Дама отправили в лагерь для интернированных Дранси . Во время своего заключения там он мог рисовать и создавать гравюры, которые отправил Алисе Вейль, которой удалось бежать в Швейцарию вскоре после ареста. Позже она подарила две из этих работ Дому борцов гетто и Яд Вашему . [7] [б]

Собибор, смерть (1943)

[ редактировать ]

25 марта 1943 года был депортирован на транспорте № 53 из Дранси в лагерь смерти Собибор . По прибытии в Собибор он был среди отобранных квалифицированных рабочих, а остальных депортированных отравили газом или расстреляли. Ван Дам обустроился в мастерской для ремесленников, где создавал картины для сотрудников лагеря. Выживший в Собиборе Курт Тихо , подружившийся с Ван Дамом в лагере, позже вспоминал, что заместитель командира лагеря СС обершарфюрер (штаб-сержант) Густав Вагнер приказал Ван Даму нарисовать его по изображению на открытке. Тихо показал во время суда над Собибором в Хагене, что ван Дам писал портреты для СС. Другая выжившая, Урсула Штерн , упомянула в своих послевоенных заявлениях, что Генрих Гиммлер позировал портрету Ван Дама во время инспекционной поездки по лагерю смерти и его отравлению газом. В мастерской мастера Ван Дам работал вместе с Ли ван Стаденом , Моше Гольдфарбом и оставшимся в живых ювелиром Станиславом Шмайзнером . Большую часть своего пребывания в лагере Ван Дам занимал привилегированное положение. Когда около 70 голландцев, отправленных на рабский труд в лагере, были убиты после предательства попытки побега, он был освобожден от этих репрессивных убийств. Обершарфюрер СС Карл Френцель заявил в 1983 году, что он сохранил одну из картин Ван Дама, но его семья уничтожила ее и все остальное, что связывало Френцеля с лагерями, после его ареста в 1962 году. Он также заявил, что Ван Дам был убит во время восстания и что в то же время были уничтожены картины в штаб-квартире Собибора.

Детали и точная дата смерти Ван Дама остаются неясными. Выжившие сообщили, что он был убит вскоре после завершения своего последнего заказа по рисованию, в сентябре 1943 года. Жюль Шелвис отмечает, что утверждение Френцеля о том, что Ван Дам был убит во время восстания, возможно, было корыстным. Шелвис пришел к такому выводу на основании заявлений Александра Печерского , который решительно заявил, что никогда не встречался с Ван Дамом, поскольку художник был уже убит до его собственного прибытия в Собибор, 23 сентября 1943 года. [7] [9] [10] [11] [12]

Его отец, Арон ван Дам, мать Йоханна ван Дам, урожденная Левитик, и младшая сестра Генриетта ван Дам были убиты в Освенциме в 1942 году. Другая его сестра, Роза Генриетта «Роосье» ван Дам, пережила Холокост . [13]

Посмертное признание, выставки и поминки

[ редактировать ]

Кристиан Рузен процитировал наблюдение Андре Главиманса из журнала Elsevier от 1 марта 1947 года: «От Макса ван Дама мало что осталось, но этого достаточно, чтобы дать ему место среди художников его поколения». [14] Между 1946 и 1966 годами работы Макса ван Дама были включены в выставки, посвященные еврейским художникам, убитым во время Холокоста. В 1966 году состоялась первая посмертная персональная выставка в музее Гуа . Рузен приводит цитату Яна Коенраадса, который написал в Het Vrije Volk от 12 мая 1966 года: «Все его работы дышат чувствительностью, хладнокровием и стремлением к чистой эстетике ». Рузен пишет, что Коэнраадс в рецензии, опубликованной в Elsevier два дня спустя, описал: «Выставка произвела на него неприятное впечатление, потому что в цивилизованной Европе» начинающего художника можно было «оторвать, как ветку от дерево."" [14] Рузен также отмечает, что натюрморт Ван Дама из коллекции Стеделик-музея Амстердама был включен в выставку, посвященную еврейским художникам, погибшим в Холокосте , проходившую в Тель-Авиве в 1968 году, в двадцатую годовщину образования Израиля. Работы ван Дама были приобретены муниципальным правительством его родного города Винтерсвейк и до сих пор выставлены в общественных зданиях и в городском музее, где также время от времени проводились ретроспективные выставки его работ. , Исторический музей Джудса Еврейский исторический музей в Амстердаме, имеет большую коллекцию работ Ван Дама в различных средствах массовой информации, в том числе автопортрет Ван Дама, написанный маслом на холсте в 1935/1936 году, на котором изображен художник анфас в возрасте 25 лет. возраст. [15]

В честь Макса фон Дама в его родном городе в 1963 году была названа улица. На мемориале в Израиле, посвященном 80 000 евреям, депортированным из Франции, имя Макса ван Дама вырезано среди имен депортированных на панели Транспорта 53 из Дранси. с конечным пунктом Собибор. [14]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ни золотая, ни бронзовая медаль в этом году вручены не были. Местонахождение картины неизвестно.
  2. Некоторые из его рисунков из Бларикума сохранились. Давид Гуссак включил эскиз Ван Дама «Еврейская женщина в бегах» , уголь на бумаге, в « Сила рисунка: искусство Холокоста» , рисунок, сохранившийся в Доме борцов гетто. [8]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ Макс ван Дам в цифровом памятнике еврейской общины в Нидерландах.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Вим Шольц Из гнезда Руда. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (ред.) и др. (1986). Макс ван Дам Еврейский художник 1910–1943 гг.
  3. ^ Биография Арона ван Дама в биографическом словаре социализма и рабочего движения в Нидерландах.
  4. ^ Перейти обратно: а б Эдна Херути-Вайвиш Наш друг Макс ван Дам. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (редактор) и др. (1986). Макс ван Дам, еврейский художник, 1910–1943.
  5. ^ Макс ван Дам из Нидерландского института истории искусств в Гааге.
  6. ^ «Наше искусство сегодня, 1939 —» . Visual BeNeLux Electronic (Лексикон) . Проверено 30 декабря 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Жюль Шелвис Собибор. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (редактор) и др. (1986). Макс ван Дам, еврейский художник, 1910–1943.
  8. ^ Дэвид Гусак, Черчение силы: искусство Холокоста
  9. Курт Тихо, Мое наследие , стр. 82.
  10. ^ Томас Блатт, Забытое восстание, страницы 48, 62.
  11. ^ Урсула Стерн, NIOD Access 804, опись 18, стр. 266 и далее.
  12. ^ Жюль Шелвис, Лагерь смерти Собибор (5-е изд. 2004 г.), страницы 105, 111, 112, 327.
  13. ^ Арон ван Дам и его семья в Цифровом памятнике еврейской общины в Нидерландах.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Кристиан Рузен После смерти Макса ван Дама; «Наследие творчества 1945–1986». Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (ред.) и др. (1986). Макс ван Дам, еврейский художник 1910–1943 гг.
  15. ^ Макс ван Дам, Автопортрет (1935, 1936) в коллекции Еврейского исторического музея в Амстердаме.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6A5A870F80E1E2E71B4C00D9C92A0AC4__1686645120
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Max_van_Dam
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Max van Dam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)