Макс ван Дам

Макс ван Дам (19 марта 1910 – ок. 20 сентября 1943) был голландским художником, родившимся в Винтерсвейке . Он был убит в лагере смерти Собибор . [1]
Молодость (-1931)
[ редактировать ]Макс ван Дам был сыном Арона ван Дама и Йоханны ван Дам, урожденной Левитикус. Оба его родителя были евреями. Он вырос в социалистической среде. Его отец был сертифицированным инспектором по мясу и стал директором кооперативного магазина De Dageraad , дословный перевод «Рассвет» , в Винтерсвейке, где он был членом городского совета от Голландской социал-демократической рабочей партии (SDAP). Ван Дам рано проявил интерес к искусству, рисуя портреты и пейзажи, и хотя его отец не поощрял художественную карьеру, он все же предоставил Ван Даму первые заказы на живопись. Между 1922 и 1929 годами Ван Дам посещал бургерную школу Rijks Hogere в Винтерсвейке. Его творческими вдохновителями в то время были Винсент Ван Гог и Кете Кольвиц . Именно в это время его художественные таланты и амбиции заметил друг семьи и пожизненный благотворитель Макса ван Дама доктор Джейкоб «Яап» Хемельрейк, который убедил своего отца позволить Ван Даму продолжить образование в области искусства. [2] [3]
Художественное образование (1931-1937).
[ редактировать ]Чтобы продолжить образование, Ван Дам переехал в Амстердам, где сначала учился на учителя рисования в гимназии. После получения ученой степени в 1931 году он не занял преподавательскую должность, а вместо этого поступил в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, где проходил курсы с 1933 по 1937 год. Здесь он специализировался на портретной живописи и учился у Исодора Опсомера .В этот период его жизнь развивалась на фоне подъема нацистской партии в Германии и связанного с ним антисемитизма, что вызывало растущую обеспокоенность Ван Дама и его знакомых. Ван Дам в основном жил в Антверпене, но часто переезжал между Нидерландами и Бельгией, а также путешествовал по Италии и Франции, чтобы развить свои навыки живописи и улучшить свою социальную осведомленность. В 1932 году ван Дам спроектировал витраж для Де Дагераада , работа была закончена в 1934 году. В том же году он разработал плакат для Демонстрации за социализм и демократию , организованной 16 сентября СДАП и нидерландским фургоном Вербонд. Вакверенигинген , Голландская ассоциация профсоюзов. В 1936 и 1937 годах он был частым гостем Яапа Хемельрейка и его семьи в Бергене, где он встретил художника-графика Фре Коэна и художников Лео Гестеля , Чарли Торопа и Матье Вигмана , связанных с Бергенской школой . Его интерес к сионизму возрос, и он принял заказ на написание портрета Теодора Герцля . Несмотря на растущее признание, Ван Даму было трудно зарабатывать на жизнь как художник. В период с 1933 по 1937 год он подал заявку и был одним из получателей Koninklijke Subsidie voor Vrije Schilderkunst , Королевской субсидии на живопись, присуждаемой ежегодно с 1871 года для поощрения молодых художников. [2] [4] [5]
К концу его пребывания в Королевской академии отношения с Опсомером ухудшились из-за стилистических и личных разногласий, и Ван Дам вернулся в Амстердам, решив подготовить заявку на «Римскую премию», поощрительную премию для молодых художников. Он был награжден серебряной медалью за свою картину « Агарь и Измаил » в 1938 году. [а] В этот период он продолжал изо всех сил пытаться прокормить себя и скудно существовал за счет продажи картин, комиссионной работы и случайных денежных призов, выигранных на других конкурсных выставках, таких как приз от общества художников Arti et Amicitiae , членом которого он был. . Он также получил поощрение и финансовую поддержку от благотворителей и расширил круг своих знакомств среди голландских художников и ценителей по мере того, как росло его признание как художника. коллекционеры произведений искусства Ханс де Йонг, фабрикант текстиля из Хенгело , и его жена Алиса де Йонг-Вейль. Среди заказчиков его портретов, с которыми он установил дружеские отношения, были [2] [4]
Работы ван Дама были включены в выставку-продажу Onze Kunst van Heden («Наше искусство сегодня») 1939 года в Рейксмузеуме в Амстердаме. [6]
В условиях нацистской оккупации (1940-1943)
[ редактировать ]После вторжения и оккупации Нидерландов нацистскими немецкими войсками 10 мая 1940 года Ван Дам сначала продолжал работать, как и раньше, но, поскольку в 1941 году антиеврейские меры усилились, он скрылся в Бларикуме , где продолжал работать. Он попытался сбежать и сумел добраться до Виши, Франция, но через несколько месяцев вернулся в Нидерланды, пытаясь попытаться сбежать вместе с Алисой Вейль и ее дочерью Жаклин де Йонг в родную Швейцарию Вейля. Осенью 1942 года им удалось добраться до французских Альп, но в результате предательства они были арестованы. Ван Дама отправили в лагерь для интернированных Дранси . Во время своего заключения там он мог рисовать и создавать гравюры, которые он отправил Алисе Вейль, которой удалось бежать в Швейцарию вскоре после ареста. Позже она подарила две из этих работ Дому борцов гетто и Яд Вашему . [7] [б]
Собибор, смерть (1943)
[ редактировать ]25 марта 1943 года был депортирован на транспорте № 53 из Дранси в лагерь смерти Собибор . По прибытии в Собибор он был среди отобранных квалифицированных рабочих, а остальных депортированных отравили газом или расстреляли. Ван Дам обустроился в мастерской для ремесленников, где создавал картины для сотрудников лагеря. Выживший в Собиборе Курт Тихо , который подружился с Ван Дамом в лагере, позже вспоминал, что заместитель командира лагеря СС — обершарфюрер (штаб-сержант) Густав Вагнер приказал Ван Даму нарисовать его по изображению на открытке. Тихо показал во время суда над Собибором в Хагене, что ван Дам писал портреты для СС. Другая выжившая, Урсула Штерн , упомянула в своих послевоенных заявлениях, что Генрих Гиммлер позировал портрету Ван Дама во время инспекционной поездки по лагерю смерти и его отравлению газом. В мастерской мастера Ван Дам работал вместе с Ли ван Стаденом , Моше Гольдфарбом и оставшимся в живых ювелиром Станиславом Шмайзнером . Большую часть своего пребывания в лагере Ван Дам занимал привилегированное положение. Когда около 70 голландцев, отправленных на рабский труд в лагере, были убиты после предательства попытки побега, он был освобожден от этих репрессивных убийств. Обершарфюрер СС Карл Френцель заявил в 1983 году, что он сохранил одну из картин Ван Дама, но его семья уничтожила ее и все остальное, что связывало Френцеля с лагерями, после его ареста в 1962 году. Он также заявил, что Ван Дам был убит во время восстания и что в то же время были уничтожены картины в штаб-квартире Собибора.
Детали и точная дата смерти Ван Дама остаются неясными. Выжившие сообщили, что он был убит вскоре после завершения своего последнего заказа на рисование в сентябре 1943 года. Жюль Шелвис отмечает, что утверждение Френцеля о том, что Ван Дам был убит во время восстания, возможно, было корыстным. Шелвис пришел к такому выводу на основании заявлений Александра Печерского , который в своих заявлениях решительно заявил, что никогда не встречался с Ван Дамом, поскольку художник был уже убит до его собственного прибытия в Собибор, 23 сентября 1943 года. [7] [9] [10] [11] [12]
Его отец, Арон ван Дам, мать Йоханна ван Дам, урожденная Левитик, и младшая сестра Генриетта ван Дам были убиты в Освенциме в 1942 году. Другая его сестра, Роза Генриетта «Роосье» ван Дам, пережила Холокост . [13]
Посмертное признание, выставки и поминки
[ редактировать ]Кристиан Рузен процитировал наблюдение Андре Главиманса из журнала Elsevier от 1 марта 1947 года: «От Макса ван Дама мало что осталось, но этого достаточно, чтобы дать ему место среди художников его поколения». [14] Между 1946 и 1966 годами работы Макса ван Дама были включены в выставки, посвященные еврейским художникам, убитым во время Холокоста. В 1966 году состоялась первая посмертная персональная выставка в Музее Гуа . Рузен приводит цитату Яна Коенраадса, который написал в Het Vrije Volk от 12 мая 1966 года: «Все его работы дышат чувствительностью, хладнокровием и стремлением к чистой эстетике ». Рузен пишет, что Коэнраадс описал в обзоре, опубликованном в Elsevier два дня спустя: «Выставка вызвала у него неприятные ощущения, потому что в цивилизованной Европе» начинающего художника «можно было оторвать, как ветку от дерево."" [14] Рузен также отмечает, что натюрморт Ван Дама из коллекции Стеделик-музея Амстердама был включен в выставку, посвященную еврейским художникам, погибшим в Холокосте , проходившую в Тель-Авиве в 1968 году, в двадцатую годовщину образования Израиля. Работы ван Дама были приобретены муниципальным правительством его родного города Винтерсвейк и до сих пор выставлены в общественных зданиях и в городском музее, где также время от времени проводились ретроспективные выставки его работ. , Исторический музей Джудса Еврейский исторический музей в Амстердаме, имеет большую коллекцию работ Ван Дама в различных средствах массовой информации, в том числе автопортрет Ван Дама, написанный маслом на холсте в 1935/1936 году, на котором изображен художник анфас в возрасте 25 лет. лет. [15]
В честь Макса фон Дама в его родном городе в 1963 году была названа улица. На мемориале в Израиле, посвященном 80 000 евреям, депортированным из Франции, имя Макса ван Дама вырезано среди имен депортированных на панели Транспорта 53 из Дранси. с конечным пунктом Собибор. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ни золотая, ни бронзовая медаль в этом году вручены не были. Местонахождение картины неизвестно.
- ↑ Некоторые из его рисунков из Бларикума сохранились. Давид Гусак включил эскиз Ван Дама «Еврейская женщина в бегах» , уголь на бумаге, в «Сила рисунка: искусство Холокоста» , рисунок, сохранившийся в Доме борцов гетто. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макс ван Дам в цифровом памятнике еврейской общины в Нидерландах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вим Шольц Из гнезда Руда. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (ред.) и др. (1986). Макс ван Дам Еврейский художник 1910–1943 гг.
- ^ Биография Арона ван Дама в биографическом словаре социализма и рабочего движения в Нидерландах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдна Херути-Вайвиш Наш друг Макс ван Дам. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (редактор) и др. (1986). Макс ван Дам, еврейский художник, 1910–1943.
- ^ Макс ван Дам из Нидерландского института истории искусств в Гааге.
- ^ «Наше искусство сегодня, 1939 —» . Visual BeNeLux Electronic (Лексикон) . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жюль Шелвис Собибор. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (редактор) и др. (1986). Макс ван Дам, еврейский художник, 1910–1943.
- ^ Дэвид Гусак, Черчение силы: искусство Холокоста
- ↑ Курт Тихо, Мое наследие , стр. 82.
- ^ Томас Блатт, Забытое восстание, страницы 48, 62.
- ^ Урсула Стерн, NIOD Access 804, опись 18, стр. 266 и далее.
- ^ Жюль Шелвис, Лагерь смерти Собибор (5-е изд. 2004 г.), страницы 105, 111, 112, 327.
- ^ Арон ван Дам и его семья в Цифровом памятнике еврейской общины в Нидерландах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристиан Рузен После смерти Макса ван Дама; Наследие творчества 1945–1986 гг. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine в Виме Шольце (редактор) и др. (1986). Макс ван Дам Еврейский художник 1910–1943 гг.
- ^ Макс ван Дам, Автопортрет (1935, 1936) в коллекции Еврейского исторического музея в Амстердаме.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Макса ван Дама из Еврейского исторического музея в Амстердаме.
- Биография и эскизы Макса ван Дама на сайте Sobibor Interviews, NIOD и голландском фонде Sobibor Foundation.
- Макса ван Дама Биография в книге «Изучение Холокоста через искусство» , Дом борцов гетто.
- Макс ван Дам в Мемориале Шоа.