Karp Zolotaryov
Karp Zolotaryov | |
---|---|
![]() Святые мученицы Вера, Надежда и Милосердие и мать их София. Новодевичий монастырь , 1685 г. | |
Рожденный | |
Известный | Иконы , резной иконостас , дизайн интерьера. |
Карп Иванович Золотарёв ( русский : Карп Иванович Золотарёв , последняя четверть 17 века) — московский художник, дизайнер интерьеров и резчик по дереву, работавший в Посольском приказе и Оружейной палате Кремля . Золотарёв — автор иконостасов Преображенской церкви Новодевичьего монастыря и Покровской церкви в Филях , а также икон Донского монастыря . Сохранившиеся картины Золотарева, созданные в период, непосредственно предшествующий реформам Петра I , образуют мост между традиционной православной иконописи и современной реалистической живописью, появившейся в России в XVIII веке. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Личность Карпа Золотарева была установлена в архивах Иваном Снегиревым и впервые опубликована в печати в 1857 году. Следующие сто лет Золотарев был известен только по архивным свидетельствам: историки знали места, где он работал, и тематику его икон, но не могли однозначно сказать. приписать художнику неподписанные иконы. В 1955 году Елена Овчинникова первой приписала Золотарёву явно неподписанную икону Филевской церкви. В 1960-е годы это подтвердил вновь найденный автограф Золотарева на иконостасе Филевской церкви; еще больше автографов было обнаружено во время реставрации икон в 1973 году. [ 2 ]
Год рождения и семейное происхождение Золотарева неизвестны. «прирожденным рабом » царя и вечным записи объявили его . Официальные [ 3 ] В 1667–1672 годах Золотарев был учеником Богдана Салтанова , армянского ведущего художника Кремлёвской Оружейной палаты происхождения . К 1680 году Золотарев, все еще работавший в Оружейной палате, обучил свой собственный класс как минимум из пяти определенных учеников. Его 15-летнее пребывание в Оружейной палате было посвящено прежде всего интерьерам Кремля и загородных резиденций Романовых . [ 4 ] В рабочие задания входило проектирование и резьба мебели, роспись дворцовых фресок и церковного искусства, реалистические портреты парсуны и даже рукотворный календарь небесного движения (1679 г.) для обучения Петра I , которому тогда было семь лет. [ 5 ] Все эти произведения искусства со временем были утеряны, за исключением двух резных кольев хоругва . [ 6 ]

В марте 1681 года Федор III отправил Золотарева на Украину для изучения украинской церковной архитектуры . Задание совпало с планами Федора построить новый дворец и духовный центр на реке Пресне . В мае 1681 года, сразу же по возвращении Золотарева, Федор санкционировал строительство новой церкви «ранее неизвестной планировки», предположительно по образцу Свято-Николаевского собора в Нежине ; [ 7 ] от проекта отказались, когда Федор умер в 1682 году. В том же году Золотарев был переведен в золотописную мастерскую Посольского приказа (аналог современного министерства иностранных дел) и получил необычно высокое жалованье в 138 рублей в год. [ 7 ] Мастерская, являвшаяся пристройкой Оружейной палаты, традиционно производила иллюминированные рукописи , однако Золотарев этой функцией не занимался; единственной приписываемой ему книгой была « Книга о строительстве мельниц» (1691). Вместо этого Золотарев руководил «отделом» внутренней отделки мастерской; он спроектировал и лично вырезал кровати Ивана V , его сестер Феодосии, Натальи и Екатерины, а также для Василия Голицына . Самая дешевая из этих кроватей стоит больше, чем его годовая зарплата. [ 8 ] В 1686 году Василий Голицын заплатил Золотарёву 126 рублей за роспись, предположительно, икон и росписей голицынской деревенской церкви. [ 9 ]
В 1680-х годах Золотарёву регулярно поручали проектировать, вырезать и возводить храмы ; его работы в Успенском соборе , малых храмах Кремля и церкви Усадьбы Измайлово исчезли, но восьмиярусный барочный иконостас Преображенской церкви Новодевичьего монастыря сохранился в своем первоначальном виде. Золотарёв также работал над иконостасом и иконами Донского монастыря и Новоиерусалимского монастыря , но эти произведения были сильно изменены позднейшей реставрацией и не могут быть достоверно атрибутированы. [ 10 ] Лев Нарышкин , ставший в 1689 году начальником приказа, поручил Золотарёву работу над интерьерами Покровской церкви в своём имении Фили . Сохранился иконостас и три иконы, подписанные Золотаревым (1692–1694) (икона святого Стефана была перенесена в музей Андрея Рублева). Еще иконы, приписываемые Золотарёву, хранятся в Музее Андрея Рублева и в Новодевичьем монастыре. [ 8 ] Иконы, приписываемые Золотарёвской школе , выставлены в Останкинском дворце и других музеях.
Влияние европейского барокко было распространено среди московских художников того периода ( Василий Познанский , Богдан Салтанов и др.); Среди них живопись Золотарева выделяется использованием контрастных теней, приближающихся к итальянской школе светотеней , скульптурным изображением тел, тонкой детализацией одежд и корон . [ 11 ] Лица святых имеют одинаковый удлиненный миндалевидный контур с тонкими длинными носами и маленькими ртами. [ 10 ]
Предположительно, художник умер или вышел на пенсию в 1698 году: в этом году его имя исчезло из известных официальных записей; его кафедра в мастерской перешла к Ивану Рефусицкому . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- A. A. Pavlenko ( А. А. Павленко ). "Karp Ivanovich Zolotaryov - moskovsky zhivopisets XVII veka ( Карп Иванович Золотарёв - московский живописец XVII века )" (PDF) . Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya. Vol. IV. (Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Выпуск IV) Moscow, 1984, pp.133-146 (in Russian). Federal museum of Moscow Kremlin . Archived from the original (PDF) on 2011-07-18 . Retrieved 2008-09-29 .
- Yu. A. Kozlova ( Ю. А. Козлова ). "Iconostas tsekvi Bogomater Zhivopisny Istochnik v sele Bogoroditskoe ( Иконостас церкви Богоматерь Живоносный Источник в селе Богородицкое (Черная Грязь) )" . Proceedings of the 10th conference in memory of Irina Bolotzeva, Yaroslavl (X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сборник статей. — Ярославль, Аверс Пресс) 2006. pp. 137–143 (in Russian) . Retrieved 2008-09-29 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Pavlenko, p. 133
- ^ Pavlenko, pp.133-134
- ^ Pavlenko, p. 134
- ^ Pavlenko, p. 135
- ^ Pavlenko, p. 136
- ^ Pavlenko, p. 137
- ^ Перейти обратно: а б Pavlenko, p. 138
- ^ Перейти обратно: а б Pavlenko, p. 139
- ^ Kozlova
- ^ Перейти обратно: а б Pavlenko, p. 142
- ^ Pavlenko, p. 140
- ^ Pavlenko, p. 143
