Bogdan Saltanov
Bogdan (Ivan) Ievlevich Saltanov | |
---|---|
Рожденный | 1630-е годы |
Умер | 1703 |
Национальность | Персия , Россия |
Известный | Иконы , гравюры , украшение интерьера. |
Покровитель(и) | Алексий I России |
Bogdan Saltanov ( Russian : Богдан Салтанов ; 1630s – 1703 [1] ), also known as Ivan Ievlevich Saltanov , [2] был художником персидского происхождения армянским при дворе Алексея I в России и его преемников. Салтанов возглавлял живописную мастерскую Оружейной палаты Кремля с 1686 года. В наследие Салтанова входят православные иконы для церковного и светского использования, иллюминированные рукописи , светские портреты парсуны , в том числе портреты Степана Разина и Федора III в юности (см. Проблема атрибуции ).
Igor Grabar considered Saltanov and his contemporaries Ivan Bezmin and Vasily Poznansky as the fourth and the last class of Simon Ushakov school, an " extreme left wing in the history of Russian icon art, the Jacobins whose art departed with the last traces of an already evaporated tradition " ( Russian : Они являются “крайней левой” в истории русской иконописи ушаковской эпохи — теми якобинцами, в искусстве которых исчезают последние следы и без того уже довольно призрачной традиции ). [3] Исследования 1990–2000-х годов частично опровергают это утверждение, утверждая, что Салтанов был существенно независим от Ушакова и его наследия. [4]
Биография
[ редактировать ]В 1660 году Закар Саградов, торговец из Новой Джульфы , служивший посланником шаха персидского армянский , доставил шахские дары царю Алексею. В комплект поставки, среди прочего, входила доска с гравировкой, медная изображающая Тайную вечерю . Правление возбудило интерес царя, который поручил Саградову вернуться в Персию и нанять гравера на царскую службу. Московские художники лишь экспериментировали с гравюрой на металле, и царю требовался профессионал, который освоит новое ремесло. Медная доска, скорее всего, была западноевропейским изделием, однако Саградов ответил, что может нанять хотя бы ученика автора. [5] Через шесть лет «ученик» Салтанов приехал в Москву вместе со своим братом, поступил на работу в Оружейную палату и получил высокое жалованье. С ним обращались как с иностранным дворянином , и эта честь редко оказывалась без причины. Восемь лет спустя художник принял православие: обращение было равносильно присяге на верность Романовым и принесло ему почести русского дворянина, но также не позволило художнику когда-либо покинуть Россию. [6] Его брат Степан Салтанов также стал русским дворянином, казначеем Оружейной палаты и основателем рода Салтановых. [7]
Богдан Салтанов стал последним придворным художником, нанятым перед смертью Симона Ушакова , бесспорного лидера московской художественной школы. Ушаков оценил навыки Салтанова как посредственные. [3] Салтанов был четвертым иностранным художником, нанятым при московском дворе (после шведа Иоганна Детерсона, нанятого в 1643 году, поляка Станислава Лопуцкого и голландца Даниэля Вухтерса). Когда Станислав Лопуцкий, главный придворный художник, покинул Москву в 1670-х годах, его место было поручено Ивану Безмину , а его заместителем был Салтанов; Салтанов возглавил движение в 1686 году после репрессий против Безмина. Все славянские начальники живописных мастерских, в том числе и Симон Ушаков, были по природе дворянами, и, по-видимому, таковым признавался и Салтанов. [8] Saltanov's earliest attested work was the tafta icons - icons painted on cloth with partial cloth application imitating garments of the saints. Igor Grabar suggested that this new genre of an icon was Saltanov's invention owing to his Oriental roots, but admitted that the painting itself was mediocre. " These strange tafta masters , so non-Russian in spirit, thought and feeling, terminated the history of Russian icon art " ( Russian : Этими странными “тафтяными мастерами”, столь нерусскими по всему своему духу, по всем мыслям и чувствам, закончилась история русской иконописи ). [3]
Безмин и Салтанов, как руководители мастерских, были также учителями и наставниками следующего поколения художников; Известны 37 воспитанников Безмина и 23 воспитанника Салтанова, в том числе Карп Золотарев . [8] Их статус при дворе радикально отличался от статуса традиционных иконописцев: основной функцией Салтанова было обеспечение двора светским искусством, а не церкви. Даже когда сюжет картины был религиозным, ее трактовка была шагом от иконной традиции к «прозападному», светскому искусству. Самые ранние царские заказы такого рода (светские иконы на медной и стеклянной основе) Салтанову относятся к 1670 и 1671 годам, а Безмину - к 1679 году. [8] В результате такой практики 1670-х годов профессии придворных живописцев и иконописцев в Москве практически слились, причем церковные должности иконописцев активно перенимали придворные живописцы.
Салтанов умер в Москве в 1703 году; предположения о том, что он покинул страну и вернулся на родину, сейчас считаются неверными. [1] Он был женат дважды, и в 1716 году сообщалось, что его вторая жена жива. [9]
Проблема атрибуции
[ редактировать ]Салтанов остается фигурой противоречивой: его деятельность в Москве подробно документирована сохранившимися архивными записями, но ни одно произведение искусства не было бесспорно приписано художнику. Салтанов, в отличие от Карпа Золотарева , никогда не подписывал свои произведения, поэтому атрибуция основана на архивных записях, хранящихся у судебных бухгалтеров. Все мнения о его художественном стиле не более надежны, чем лежащие в их основе атрибуции его наименее сомнительных произведений — тафтовых икон и портрета Федора III Русского .
Портрет Федора III Русского был заказан Софьей Алексеевной в 1685 году Симону Ушакову и Ивану Максимову , но оба иконописца отказались от задания, и оно перешло к Салтанову. Отсутствие записей, подтверждающих оплату работы Салтанову, заставило Елену Овчинникову в 1956 году утверждать, что это была вовсе не работа Салтанова (она приписала ее Безмину). В течение следующих десятилетий ее мнение преобладало, но такие авторы, как Казарян (1969) и Комашко (2003), вернули должное Салтанову. [10]
Столь же спорной является атрибуция иконы «Крест Кий» из Распятской церкви Московского Кремля и ее списков. Традиция, начиная с работы А. И. Успенского 1907 года, приписывает эти иконы (или, по крайней мере, оригинальный «Кест Кия») Салтанову. Комашко (2003) опровергает эту атрибуцию: в протоколах суда говорится, что Салтанов нарисовал аналогичное изображение распятия , но не креста. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- I. A. Atadzhianyan ( И. А. Атаджанян ) (2006). Iz istorii armyansko-russkikh vzaimootnosheniy Из истории армянско-русских взаимоотношений с X по XVIII века (PDF) (на русском языке). Язык: Ереванский университет. ISBN 99930-79-38-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2011 г. Проверено 30 сентября 2008 г.
- N. I. Komashko ( Н. И. Комашко ) (2003). "Zhivopisets Bogdan Saltanov v kontekste khudozhestvennoy zhizni Moskvy" Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века (PDF) (in Russian). Drevnyaya Rus. Voprosy medievistiki (Древняя Русь. Вопросы медиевистики). pp. 44–54 . Retrieved 2008-09-30 .
- Грабарь, Игорь (2001). XIII Симон Ушаков и его школа . Istoria russkogo iskusstva. Russkaya zhivopis История русского искусства. Русская живопись (на русском языке). Том. VI. Переиздание CD-ROM компании IDDK (ИДДК) . Проверено 30 сентября 2008 г.
- I. L. Buseva-Davydova ( И.Л. Бусева-Давыдова ). "O kontseptsiyakh stilya russkogo iskusstva XVII veka v otechestvennom iskusstvoznanii" О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании (на русском языке) . Проверено 30 сентября 2008 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Казарян в 1969 г. утверждал, что в 1703 г. Салтанов не умер, а покинул Россию и вернулся в Персию в качестве русского посланника. Это предположение было опровергнуто найденными впоследствии архивными свидетельствами (Комашко, с.47).
- ^ Альтернативное название, используемое Грабарем ; позже русские источники единогласно используют имя Богдан.
- ^ Jump up to: а б с Грабарь, глава XIII
- ^ Buseva-Davydova
- ^ Комашко, с.45. История найма Салтанова и гравюры основана на двух дошедших до нас письмах, подписанных посланником Закаром Саградовым. Одно было адресовано Алексею, другое – его министру Алмазу Иванову.
- ^ Комашко, стр. 46, признает, что тема обращения Салтанова является спорной, и приводит альтернативную гипотезу.
- ^ Комашко, стр.46
- ^ Jump up to: а б с Комашко, стр.48
- ^ Комашко, стр.47
- ^ Комашко, стр.51
- ^ Комашко, стр.52
- Русские иконописцы.
- Художники-иконописцы
- 1630-е годы рождения
- 1703 смерти
- Художники из Исфахана
- Русские люди армянского происхождения
- Персидские армяне
- Иранские эмигранты в Российской империи
- Придворные художники
- Художники 17 века из Сефевидского Ирана.
- Этнические армянские художники
- Русские художники 17 века.