Аль-Аркам
Основатель | |
---|---|
Ашаари Мохаммад | |
Религии | |
Суннитский ислам | |
Языки | |
малазийский язык |
Аль-Аркам — исламский религиозный культ, базирующийся в Малайзии , основанный Ашаари Мохаммедом . Секта была запрещена федеральным правительством Малайзии 21 октября 1994 года. Более 5 членов Аль-Аркама, включая Ашаари Мохаммеда (лидера движения), были арестованы в соответствии с Законом о внутренней безопасности (ISA) в Таиланде и отправлены обратно в Малайзию для содержания под стражей.
Секта связана с группой компаний Global Ikhwan. [ 1 ] После запрета «Аль-Аркама» ряд мероприятий, спонсируемых этой группой, привлекли широкое внимание средств массовой информации и подверглись критике, в том числе Клуб полигамии Ихван. [ 2 ] и Клуб послушных жен , [ 3 ] которые были расценены как попытки возродить Аль-Аркам. [ 4 ]
Две книги, написанные Хадиджей Аам, женой Ашари Мохаммеда, были запрещены по религиозным соображениям, включая утверждение о том, что Ашаари Мохаммад была наделена Аллахом сверхъестественными способностями. [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Движение, также известное как Дарул Аркам, начало свою жизнь как относительно небольшая группа, которая ушла в свою довольно отдаленную, автономную общину крестьянского типа, которая практиковала строгое соблюдение исламского кодекса и развивала надомную экономику. [ 6 ] В 1968 году, когда Ашаари, бывший правительственный религиозный учитель, открыл скромную галаку (кружок учебной группы) в Кампунг Датук Керамат , малайском пригороде Куала-Лумпура . [ 7 ]
Первоначально группа была более известна как Румах Путих (Белый дом), поскольку дом, где они встретились, был выкрашен в белый цвет. [ 7 ] В первые два года своего существования группа получила негативную, а иногда и настороженную реакцию общественности, поскольку ее участники выделялись своими белыми одеждами. [ 7 ] На каком-то этапе местные жители обвинили группу в том, что она занимается даквой сонгсан , что означало отклонение от ортодоксальных исламских учений и, следовательно, необходимость противодействия. [ 7 ] Тем не менее, группа росла и привлекала все большее число молодых малайцев. [ 7 ]
28 февраля 1971 года группа решила изменить свое название на Дарул Аркам в память о сподвижнике Мухаммеда Аркаме ибн Аби Аркаме , который позволил использовать свой дом в Мекке в качестве места первых встреч мусульман. [ 7 ] Ашари и его последователи пытались присоединиться к другим группам даквы , таким как Джамаат ат-таблиг и АБИМ. [ 7 ] Они попытались присоединиться к первым, но отказались из-за методологических и философских разногласий. [ 7 ] Позже они присоединились к ABIM , с которым у них сложились теплые и дружеские отношения. [ 7 ] Например, самому Ашаари даже предложили должность руководителя ABIM в Селангоре, от которой он отказался. [ 7 ] Позже он был назначен главой ABIM бюро даквы в том же штате. [ 7 ]
Река Пенчала
[ редактировать ]1975 год ознаменовал новую и значительную главу в истории Аль-Аркама, когда движение переехало в новое и постоянное помещение на пяти гектарах земли в Кампунг Сунгай Пенчала , в двадцати километрах к северо-востоку от центра Куала-Лумпура , закрытого к северу от Таман Тун Доктор Исмаил . [ 8 ] Деревня Аркам в Сунгай-Пенчале не только стала основной базой, но и стала образцом идеальной исламской деревни. [ 8 ] На пяти гектарах земли располагались мечеть , лекционный зал, общежития, офисы, школа, жилые дома и магазины. [ 8 ] Миссия движения даква стала более организованной и впоследствии была дополнена публикацией книг, журналов, газет и производством аудиовизуальных материалов. [ 8 ]
Членство и структура
[ редактировать ]Аль-Аркам был городским движением, и его члены в основном состояли из образованных малайцев . [ 8 ] Официального членства не было, поскольку членам не нужно было заполнять форму или платить взнос, чтобы человека можно было принять в ряды, если он подписался на правила исламского учения, участвовал в программах движения и пожертвовал собой ради религии. один автоматически стал членом Arqam. [ 8 ] Следовательно, очень сложно дать точную оценку численности членов, хотя было подсчитано, что до запрета группа насчитывала от 10 000 до 12 000 членов, не считая сочувствующих и ассоциированных членов. [ 8 ] Было также подсчитано, что у движения было до 200 000 сторонников. [ 8 ]
Многие из тех, кто присоединился к группе, были выходцами из крестьян, но она также получила поддержку со стороны городских малайцев среднего класса, в том числе представителей государственной службы. [ 6 ]
Организационная структура Аль-Аркама называлась Меджлис Суюх. [ 9 ] Администрацию возглавлял Амир Мухаммадия, который был самим Ашари, которому, в свою очередь, помогали два заместителя, которых называли «Амир-представитель один» и «Амир-представитель второй». [ 9 ] Трое его сыновей, Факрул Рази (Представитель Амира 2), Мохд Низамуддин (Помощник представителя Главного Эмира 1), Мохд Насрулла (Заместитель Амира 2) и его зять Хайрул Ануар Уджанг (Заместитель Главного Эмира 2) были надежно размещены в важные позиции. [ 9 ]
Аркамномика
[ редактировать ]Возможно, это движение было известно своим подходом к экономике. Аркамомика относится к подходу Аль-Аркама к экономике – подходу, который охватывает исламскую философию, теории и практики. [ 9 ] Три принципа, лежащие в основе аркамномики, заключались в том, чтобы не стремиться к чрезмерной прибыли или накоплению богатства, исламская экономика была основана на человеческой энергии, природных ресурсах, опыте, знаниях, экономическом мышлении, усилиях, последовательности и молитвах и, наконец, экономике, свободной от риба ( процентов ). , монополия , запрещенные источники, невыплаченный кредит , мошенничество и обман. [ 10 ]
Движение пыталось построить цепочку деловой активности внутри страны и за рубежом, и его считали успешным в интеграции своих принципов практически во все аспекты своей экономической деятельности. [ 11 ] Основное внимание Аль-Аркама уделялось производству халяльных (разрешенных) продуктов питания, которым управлял Департамент экономики. [ 11 ] В течение почти 16 лет, с 1977 по 1994 год, экономическая деятельность Аль-Аркама была сосредоточена на экономике фарду-кифайя, которая включала халяльные продукты питания и напитки, торговые точки, такие как мини-маркеты, продуктовые и книжные магазины, а также распределительный центр. [ 11 ]
Группа компаний «Аркам» была официально основана в 1993 году. Движение расширило свою экономическую деятельность, включив в нее коммерческие и стратегические интересы. Его технологическая отрасль, управляемая Департаментом науки и технологий, рискнула заняться передовыми технологиями, основав Spectra Technology, компанию, которая предоставляла услуги по техническому обслуживанию нефтяным компаниям, таким как Esso Production , Shell Oil Refinery , Petronas Group of Companies, а также полуправительственной компании. государственная коммунальная компания Tenaga Nasional Berhad . [ 11 ]
Министерство сельского хозяйства Аркама приобрело 20 акров (8,1 га) земли для создания учебного центра сельскохозяйственного комплекса в Бату-Хампаре, Манджунге, Пераке . [ 11 ] Департамент также владел рисовым полем площадью 20 акров (8,1 га) на Пенанге и плантацией площадью 120 акров (49 га) в Сабахе . Его земельные активы были оценены в 8,9 миллиона ринггитов, тогда как стоимость транспортных средств и машинного оборудования достигла 3,7 миллиона ринггитов. [ 11 ] Движение также управляло бизнесом и владело недвижимостью в Юго-Восточной Азии , на Ближнем Востоке и в Центральной Азии . [ 11 ] В Индонезии движение открыло соевые и обувные фабрики в Тасикмалая , парикмахерские и продуктовые магазины в Джакарте и Медане , а в Сингапуре движение управляло сетью продуктовых магазинов. [ 12 ]
Общественно-религиозная деятельность
[ редактировать ]Аль-Аркам был сосредоточен на миссионерской деятельности, которая велась внутри страны и за рубежом. [ 13 ] Их миссионерская деятельность осуществлялась в форме религиозных бесед или бесед, которые члены или сочувствующие движению организовывали религиозную беседу в своем доме. [ 13 ] Они приглашали на это людей, живущих по соседству. [ 13 ] База Аль-Аркама в Сунгаи-Пенкала могла бы стать еще одним местом для проведения подобных религиозных бесед. [ 13 ]
Главной привлекательностью религиозных выступлений Аркама была способность его лидеров, особенно Ашаари, читать лекции, которые привлекали тысячи людей по всей полуостровной Малайзии. [ 13 ] Миссионерская деятельность Аркама также расширилась за границу, поскольку одной из их целей было открыть как можно больше филиалов. [ 13 ] По словам Мухаммада Сюкри Саллеха (1995), филиалы Аль-Аркама были созданы с участием преимущественно коренного населения по всему миру, особенно в Юго-Восточной Азии и Европе. [ 13 ]
По мере совершенствования технологий религиозные лекции Аль-Аркама записывались и распространялись двумя компаниями движения - Tele-Video Arqam и Audio-Video-Arqam. [ 14 ] Кассеты и видеоролики продавались тысячами, а до запрета группа «Аль-Аркам насид» (религиозные песни) «Нада Мурни» регулярно транслировалась на контролируемой правительством теле- и радиостанции Radio Televisyen Malaysia (RTM). [ 14 ] Что касается печатных СМИ, то официальная газета Аль-Аркама впервые вышла в свет в июле 1977 года на языке джави тиражом 25 000 экземпляров. [ 14 ] Вся эта деятельность в средствах массовой информации находилась в ведении Департамента информации движения. [ 14 ]
Образование было еще одним важным аспектом общественной деятельности Аль-Аркама. [ 14 ] Начальные и средние школы Аль-Аркама, находящиеся под управлением Департамента ориентации и образования, вызвали споры, поскольку они не были официально зарегистрированы государством и имели программу, отличную от официальной национальной учебной программы. [ 14 ] Особое внимание уделялось только религиозному образованию. В 1994 году у движения было 257 школ по всей Малайзии, в которых обучался 9541 ученик и 696 учителей. [ 14 ] Движение также основало свой собственный «университет» в Пекан Бару, Индонезия. [ 15 ]
Модель социального обеспечения Аль-Аркама была основана на концепции мааси (равенства распределения доходов в зависимости от потребностей). [ 14 ] В этой социалистической системе все члены, независимо от рода занятий, получали зарплату в зависимости от потребностей. [ 14 ] Характер работы и квалификация не были фактором при определении заработной платы, поскольку основная концепция движения основывалась на потребностях заинтересованного лица. [ 14 ] Например, электрик, имеющий пять детей, будет получать более высокий доход, чем врач без детей. [ 14 ] Сам Ашаари заявил, что движение пытается сохранить « ухва исламия» (узы братства), целью которых является распределение ресурсов среди обездоленных и нуждающихся. [ 14 ]
Вызовы государству
[ редактировать ]В 1986 году религиозные авторитеты были встревожены книгой Ашаари «Аурад», в которой утверждалось, что Мухаммеда и четырех халифов можно не только встретить во сне, но и физически и сознательно противостоять им в реальном мире. [ 16 ] Правительственный департамент исламского развития (JAKIM) заявил, что некоторые факты и аргументы в книге вводят в заблуждение и могут поставить под угрозу убеждения малазийских мусульман. [ 16 ] Национальный комитет фетв запретил книгу в 1998 году. [ 17 ] Запрет перерос в политическую полемику, когда Ашаари отказался его соблюдать и оспорил это решение. [ 16 ]
Ашаари решил покинуть страну, когда этот вопрос обсуждался между религиозными учреждениями и основными СМИ. [ 18 ] Между Аль-Аркамом и ДЖАКИМом произошла перетягивание каната, поскольку базирующийся за рубежом Ашаари бросил вызов религиозному авторитету, чтобы доказать свою неправоту. [ 18 ] Хотя он проживал за границей, несколько книг Ашаари были опубликованы и распространены в Малайзии компанией «Аль-Аркам» для защиты позиции движения. [ 18 ] Движение также представило официальные разъяснения исламских ученых, обосновывающие свои утверждения, среди которых были бывший муфтий Брунея, преподаватель исламоведения из Университета Кебангсаан Малайзии и несколько религиозных лидеров из систем пондок и медресе. [ 18 ]
Запрет книги «Аурад» стал началом серии обвинений в адрес движения. Также были выдвинуты обвинения в широко распространенной злоупотреблении служебным положением со стороны движения. Согласно публикации Департамента по делам ислама Кедаха, предполагаемые неисламские действия включали утверждение о том, что Мухаммед посещал службы духовного исцеления движения, заявление Ашаари о том, что он мог определить, кто из членов попадет на небеса, и что Ашаари мог выступать в качестве посредника в общаться с шейхом Мухаммадом Ас-Сухайми, а шейх, в свою очередь, может общаться с Мухаммедом. [ 19 ] Власти были больше всего обеспокоены его способностью распространять идею о том, что он был великим иманом и обладал способностью использовать магическую силу против людей, противостоящих ему. [ 18 ] Чтобы укрепить свои позиции в движении и завоевать восхищение и уважение со стороны членов Аль-Аркама, Ашаари косвенно заявил о себе, что он является прямым потомком Мухаммеда через племя Бани Тамин и что его последователи должны обращаться к нему как к Сейху Абуя Иману. Ашари Мухаммад ат-Тамини. [ 18 ]
Абсолютная преданность Ашаари его последователями означала, что лидеру была предоставлена свобода действий в определении социального и религиозного дискурса движения. [ 18 ] Власти также были особенно обеспокоены предполагаемым толкованием Корана Ашаари, согласно которому мужчине сначала разрешалось иметь двух, затем трех и, наконец, четырех жен. [ 20 ] Это сравнивали с интерпретацией истеблишмента, согласно которой мужчине разрешается жениться более чем на одной жене только в том случае, если мужчина материально и физически стабилен и мужчина должен одинаково любить всех своих жен. [ 20 ] У самого Ашаари было четыре жены и, как сообщается, он был отцом почти сорока детей. [ 20 ] Движение также было обвинено в заключении браков без одобрения государственного департамента по делам ислама. [ 20 ]
Утверждалось, что Ашаари планировал сформировать исламское правительство в Малайзии. [ 20 ] План, по словам близких соратников Ашаари, был задуман на основе утверждений Ашаари о том, что он имел регулярные контакты с Мухаммедом, и, по словам Ашаари, Мухаммед консультировал его о возможном прибытии Махди в Мекку с халифом из Малайзии. [ 20 ] Ашаари считал себя халифом региональной империи и разделил администрацию региона на Малайзию 1 и Малайзию 2. [ 21 ] Малайзия 1 будет включать полуостров Малайзия и штаты Борнео Сабах и Саравак, а Малайзия 2 будет охватывать Индонезию, Бруней, Филиппины и Сингапур. [ 21 ]
Сам Ашари вызвал дальнейшие политические разногласия, заявив, что он и Мухаммед также обсуждали политику Малайзии, предсказывая возможное падение правительства Махатхира в течение шести месяцев-шести лет. [ 21 ] Он также предсказал, что если малазийцы пойдут на референдум, он будет более популярен, чем сам премьер-министр . [ 21 ] Однако Ашаари отрицал, что использовал свое движение для антиправительственной деятельности, и утверждал, что все, что он делал, было политикой, и все, что он хотел, - это увидеть малайзийское общество, которое любит Бога и всегда помнит о будущей жизни. [ 21 ]
Еще больше усложняет проблему то, что некоторые политики ОМНО были вовлечены в движение, и в результате правящая партия решила провести расследование в отношении нескольких партийных лидеров и членов, которые, как известно, сочувствовали Аль-Аркаму. Один депутат, Тамрин Гафар, сын бывшего вице-премьер-министра Малайзии Гафара Бабы , признался, что был членом группы. [ 21 ] С точки зрения правительства, возглавляемого ОМНО, эти разоблачения доказали, что движение смогло проникнуть в самое ядро политической системы Малайзии и вызвало значительную симпатию внутри истеблишмента. [ 21 ] Само правительство подсчитало, что в самом движении было задействовано около 7000 госслужащих, и после оценки ситуации правительство решило принять меры против движения до того, как ситуация выйдет из-под контроля властей. [ 22 ] Так, в 1994 году Национальный комитет фетв издал религиозный указ против организации, назвав ее «девиантной» и «уклонистской». [ 23 ]
Возможное существование революционной армии
[ редактировать ]Очевидный радикализм движения впервые встревожил власти, когда девятнадцать малазийских студентов Аль-Аркама были арестованы в Каире по подозрению в связях с исламскими экстремистскими группировками в Египте, а новые доказательства показали, что движение готовилось к вооруженному восстанию. [ 24 ] План был раскрыт бывшим членом Абдул Азизом Вахабом, который также был бывшим помощником командующего ВМС Малайзии. Согласно плану, Ашаари планировал устроить в стране государственный переворот, и в случае успеха их план будет назначен министром обороны Абдул Азиз Вахаб. [ 24 ] У Абдул Азиза Вахаба возникли опасения по поводу этого плана, когда Ашаари внезапно решил отправиться на умру в Мекку, и он подозревал, что, если план потерпит неудачу, он станет козлом отпущения, а Ашари сбежит. Поэтому он решил раскрыть доказательства полиции. [ 25 ]
Власти также сообщили, что движение сформировало армию из 313 человек под названием Тентера Бадар, которая, как предполагается, прошла подготовку в Таиланде . [ 25 ] Однако Аль-Аркам яростно отверг эти обвинения в письме, в котором подчеркивалось, что обвинение в том, что вооруженная группа обучается в Таиланде, подразумевает, что Таиланд поддерживает такую армию и подорвет тайско-малайзийские отношения. В письме также говорилось, что вещественных доказательств этого утверждения нет. Правительство Таиланда через своего посла в Малайзии категорически отрицало существование предполагаемой армии. [ 25 ] Тем не менее, правительство Малайзии опровергло эти опровержения, обнародовав признания члена Аль-Аркама Иршади Абдуллы, который заявил, что он и несколько других членов Аркама были одними из первых, кто прошел подготовку коммандос. [ 25 ] Как ни странно, заместитель министра в департаменте премьер-министра Абдул Хамид Осман позже признал, что Армия Бадара не существовала в физическом смысле, а скорее была психологической игрой, внедренной в сознание членов движения, чтобы они поверили в ее действительное существование. [ 25 ]
Правительство Малайзии смогло убедить общественность в опасности, которую представляет движение, назвав «Аль-Аркам» воинственной группой и активно разоблачая девиантную деятельность и учения через контролируемые правительством СМИ. [ 26 ] Ее назвали культовой и сравнили с группой Дэвида Кореша . [ 26 ]
Арест лидеров
[ редактировать ]Наконец, в сентябре 1994 года восемнадцать лидеров были задержаны на основании Закона о внутренней безопасности (Малайзия) . Сам Ашаари был арестован властями Таиланда и вернулся в Малайзию. [ 6 ] Лидер не был арестован, но находился под домашним арестом и содержался без связи с внешним миром для всех, кроме ближайших членов семьи. [ 23 ] Следующие десять лет Ашаари проведет на Лабуане , небольшом острове недалеко от Борнео . [ 27 ] Все коммуны были закрыты, а всем бывшим членам было запрещено «смешиваться» для возрождения движения. [ 23 ]
За пределами Малайзии движение выжило, включая большой контингент последователей, которые переехали в Сингапур, чтобы построить и управлять центром в районе под названием «Малайская деревня» в Гейланге . [ 23 ] Сам Ашари обвинил Анвара Ибрагима в репрессивных мерах, принятых против Аль-Аркама, и предсказал, что вице-премьер заплатит за это политическую цену. [ 23 ]
Попытки возрождения
[ редактировать ]Согласно правительственным и новостным сообщениям, считалось, что бывшие члены могли попытаться возродить движение через корпорацию «Руфука». [ 28 ] Эта группа была основана Ашаари в Раванге, несмотря на то, что находилась под пристальным наблюдением государства. Под ее крылом в Малайзии было 80 предприятий: мини-маркеты, кафетерии, продукция из трав, туризм, реклама, мебель, клиники, электроника и мультимедиа, центры по уходу за детьми и издательское дело. [ 29 ] По словам бывшего члена шейха Хусейна Шейха Омара, большая часть бизнеса группы нерентабельна, и они существуют для того, чтобы вербовать новых членов для возрождения Аль-Аркама. [ 29 ] Он также упомянул, что сотрудникам не платят зарплату, а направляют доходы лидерам для получения места на небесах. [ 29 ]
В ноябре 2006 года правительство Малайзии совершило рейд на верхний этаж пекарни и арестовало более 100 человек, предположительно пытавшихся возродить Аль-Аркам. [ 27 ] Впоследствии в декабре того же года власти объявили группу вне закона. [ 30 ] Премьер-министр Абдулла Бадави заявил, что против любого, кто попытается восстановить Аль-Аркам, будут приняты юридические меры. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Умер основатель Аль-Аркама Ашаари (Обновлено)» . thestar.com.my . 2011. Архивировано из оригинала 16 мая 2010 года . Проверено 31 июля 2011 г.
Глобальный Ихван
- ^ Гуч, Лиз (6 января 2010 г.). «Малазийский клуб многоженства вызывает критику» . Нью-Йорк Таймс (печать) . Нью-Йорк : Нью-Йоркский торговый центр . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 21 июля 2011 г.
Глобальный Ихван
- ^ «Проповедуя хороший секс, вдохновленный мусульманами Клуб послушных жен распространяется в Азии» . blogs.reuters.com . 26 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2011 г.
Клуб послушных жен
- ^ «Спор о Клубе послушных жен использован в рекламных целях: Машита» . mmail.com.my . 2011 . Проверено 21 июля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Книги доказывают, что Ашаари все еще верит в учение Аль-Аркама, - говорит бывший последователь» . bernama.com . 2011. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 21 июля 2011 г.
«Он содержит 36 предметов, которые могут повлиять на веру мусульман, включая утверждения о том, что он был наделен Аллахом сверхъестественными способностями, смог связаться с Пророком Мухаммедом и имамом Махди (Иисусом Христом) и был назначен Богом лидером своего времени. .
- ^ Jump up to: а б с Минс, Гордон П. (2009). Политический ислам в Юго-Восточной Азии . Издательство Линн Риннер. п. 131. ИСБН 978-1-58826-678-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 99. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 100. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 101. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. стр. 104–105. ISBN 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 106. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. стр. 106–107. ISBN 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 107. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 108. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 109. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 111. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Минс, Гордон П. (2009). Политический ислам в Юго-Восточной Азии . Издательство Линн Риннер. стр. 131–132. ISBN 978-1-58826-678-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 167. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. стр. 168. ISBN 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. стр. 169. ISBN 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 170. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 171. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Минс, Гордон П. (2009). Политический ислам в Юго-Восточной Азии . Издательство Линн Риннер. п. 132. ИСБН 978-1-58826-678-1 .
- ^ Jump up to: а б Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. стр. 172. ISBN 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 173. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б Камарулнизам, Абдулла (2003). Политика ислама в современной Малайзии . Издатель Национального университета Малайзии. п. 174. ИСБН 978-967-942-592-5 .
- ^ Jump up to: а б «Малайзия задерживает 100 человек, пытающихся возродить учение запрещенной секты» (26 ноября 2006 г.). Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Малайзия: секта Аль-Аркам и ее отношения с правительством» . УВКБ ООН. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Малайзия: возвращение еретического исламского культа». (5 декабря 2006 г.). Новости Сперо .
- ^ «Малайзия расправляется с исламской сектой» (22 декабря 2006 г.). ТВНЗ , Новая Зеландия.