Леон Джессел
Леон Джессел | |
---|---|
![]() Джессел ок. 1933 г. | |
Рожденный | |
Умер | 4 января 1942 г. Берлин , Германия | (70 лет)
Другие имена | Леон Джессель |
Занятие | Композитор |
Известный |
Леон Джессель , или Леон Джессель — 4 января 1942), немецкий композитор оперетт (22 января 1871 и лёгких классических музыкальных произведений. Сегодня он наиболее известен во всем мире как автор популярного веселого марша «Парад оловянных солдатиков» , также известного как «Парад деревянных солдатиков» . Джессел был плодовитым композитором, написавшим сотни легких оркестровых пьес, фортепианных пьес, песен, вальсов, мазурок, маршей, хоров и другой салонной музыки. Он добился значительного признания благодаря ряду своих оперетт, в частности «Шварцвальдмедель» ( «Девушка из Шварцвальда» ), которая остается популярной и по сей день.
Поскольку Джессель был евреем по рождению (он принял христианство в возрасте 23 лет), с ростом нацизма в конце 1920-х годов его сочинение практически прекратилось, а его музыкальные произведения, пользовавшиеся большой популярностью, были запрещены. и почти забыт.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Леон Джессель родился в восточногерманском городе Штеттин (ныне Щецин, Польша ) в 1871 году в семье еврейского купца Сэмюэля Джесселя и его американской жены Мэри. Леон принял христианство в 1894 году — в том же году он представил свою первую оперетту Die Brautwerbung ( «Сватовство» ) — чтобы жениться на Кларе Луизе Грюневальд, и они поженились в 1896 году. В 1909 году у него родилась дочь Мария Ева, а в 1911 году семья переехала в Берлин . В 1919 году его первый брак закончился разводом. В 1921 году он женился на своей второй жене, Анне Герхольдт, которая была на 19 лет младше его.
Карьера
[ редактировать ]Хотя его родители-музыканты хотели, чтобы он стал торговцем или бизнесменом, Джессел вместо этого решил стать музыкантом, и в 17 лет он бросил школу, чтобы заняться музыкой и музыкальным театром. После обучения у разных преподавателей в период с 1888 по 1891 год Йессель стал дирижером, музыкальным руководителем, хормейстером, капельмейстером и театральным дирижером, работая во многих городах Германии.
Начиная с 1892 года, эти должности включали должность капельмейстера в городах, включая Мюльхайм-ан-дер-Рур , Фрайберг , Киль , Штеттин , Хемниц и Нойштрелиц . В конце концов он поселился в Любеке , где был капельмейстером в Театре Вильгельма с 1899 по 1905 год, после чего стал директором ассоциации Lübeck Liedertafel (мужской певческий ансамбль). Находясь в Любеке, Джессель написал множество хоровых произведений, оперетт и характерных пьес .
В 1911 году Джессель переехал в Берлин , где он проявил себя и сделал себе имя — его оперетта 1913 года Die beiden Husaren ( «Два гусара» ) привлекла большое внимание. Он продолжал сочинять множество оперетт и опер Зингшпиля , премьера большинства из которых состоялась в Берлине. В 1915 году Джессель также стал сооснователем и соавтором первой GEMA немецкой организации по защите прав на исполнение . [ 1 ]
Самым большим успехом Джесселя стала оперетта «Шварцвальдмедель» ( «Девушка из Шварцвальда» ), премьера которой состоялась в Комише опере в Берлине в августе 1917 года. Трогательное либретто, привлекательные мелодии и элегантные инструменты оперы оказались чрезвычайно популярными, и в Берлине было представлено 900 представлений. в течение следующих 10 лет было исполнено около 6000 раз в Германии и за рубежом. Шварцвальдмедель записывался множество раз на протяжении многих десятилетий, а также неоднократно снимался и транслировался по телевидению. [ 2 ] [ 3 ] Джессел также имел большой успех со своей опереттой 1921 года Die Postmeisterin ( «Почтальонка »), а в общей сложности он написал около двух дюжин оперетт.
Преследование и смерть в нацистской Германии
[ редактировать ]Оперетты Йесселя были популярными, националистическими и очень немецкими: Шварцвальдмедель был любимцем Гитлера и Гиммлера . Из-за этого, а также из-за его собственной консервативной националистической идеологии, а также из-за того, что его вторая жена Анна присоединилась к нацистской партии в 1932 году, Джессель ожидал принятия в Германии даже во время и после прихода нацистов к власти . Вместо этого он был отвергнут нацистским руководством из-за его еврейского происхождения, хотя в 1894 году он принял христианство, а исполнение его произведений было запрещено в 1933 году. Последней крупной работой Джесселя была его оперетта 1933 года « Юнгер Вейн» ( «Молодое вино »), и его биограф Альбрехт Дюмлинг считает, что он стал жертвой целенаправленных мер бойкота еще в 1927 году. [ 4 ]
В 1937 году его выгнали из Reichsmusikkammer (Государственного музыкального института), а запись и распространение его произведений были запрещены. В 1941 году при обыске дома было обнаружено письмо 1939 года к его либреттисту Уильяму Стерку в Вене, в котором Джессел писал: «Я не могу работать в то время, когда ненависть к евреям угрожает моему народу уничтожением, когда я не знаю, когда эта ужасная судьба тоже постучится в мою дверь». 15 декабря 1941 года Джессель был арестован и доставлен в гестапо в Берлине. Он был подвергнут пыткам в гестапо в подвале полицейского управления на Александерплац и впоследствии умер 4 января 1942 года в Берлинской еврейской больнице. Ему было 70.
Наследие
[ редактировать ]Парад оловянных солдатиков
[ редактировать ]
Одним из неоперных произведений Джесселя, до сих пор широко исполняемых и записываемых во всем мире, является веселый марш (первоначально для фортепиано) для оркестра или военного оркестра под названием «Парад оловянных солдатиков» ( Die Parade der Zinnsoldaten ).
Парад оловянных солдатиков был популяризирован на международном уровне в начале 1920-х годов под названием «Парад деревянных солдатиков » Никитой Балевым в его Ла Шов-Сури» водевильном шоу « . В 1923 году Ли ДеФорест снял «Парад деревянных солдатиков » в исполнении компании Балиева в DeForest Phonofilm процессе звукозаписи . Премьера фильма состоялась в том же году в Нью-Йорке, и он находится в коллекции Мориса Зуари в Библиотеке Конгресса .
К середине 1920-х годов эта пьеса стала хитом, записанным оркестрами Карла Фентона , Винсента Лопеса и Пола Уайтмана . С тех пор его широко исполняли и записывали. Например, Бетти Буп одноименный фильм о в 1933 году на эту музыку был создан , и с тех пор The Rockettes исполняют свою собственную хореографическую версию пьесы в ежегодном рождественском представлении Radio City .
В Великобритании эта пьеса в течение многих лет использовалась в BBC, радио программе «Детский час» чтобы представить сериал «Игрушечный город» , основанный на рассказах С.Г. Халма Бимана . Использованная запись была сделана симфоническим оркестром New Light.
Шварцвальдмедель и другие работы
[ редактировать ]Очаровательная оперетта Джесселя «Шварцвальдмедель » ( «Девушка из Шварцвальда» ) остается одной из самых популярных оперетт, написанных в Германии, и ее продолжают исполнять, записывать, снимать на кинофильмы и транслировать по телевидению. По словам Эндрю Лэмба в книге «150 лет популярного музыкального театра» , « Шварцвальдмедель представлял все лучшее, что было в континентальной оперетте». [ 5 ]
Некоторые инструментальные произведения Джессела, такие как «Свадьба Розы» ( Der Rose Hochzeitszug ), также до сих пор находятся в международном обращении.
Мемориал
[ редактировать ]В районе Вильмерсдорф в Берлине обсаженная деревьями площадь с «грибным фонтаном», окруженная кафе и ресторанами, в 1986 году была переименована в Леон-Йессель-Плац. [ 6 ] [ 7 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Сценические работы
- Ухаживание Оперетта ( в ) текст: Эльза Герке, премьера: 1894, Целле 1 действии ;
- Kruschke am Nordpol ( Крушке на Северном полюсе ) (Оперетта в 1 действии; текст: Макс Райхардт, премьера: 1896, Киль )
- «Два гусара» Оперетта ( ; текст: Вильгельм Якоби и Рудольф Шанцер , премьера: 6 февраля 1913, Театр де Вестенс , Берлин)
- последним ( Кто смеется ; Текст: Артур Липпшиц и Альберт Бернштейн-Саверский, премьера: 31 декабря Музыкальная комедия 1913, Театр ан дер Вейдендаммер Брюке, Берлин)
- Schwarzwaldmädel ( Девушка из Шварцвальда ), (оперетта; текст: Август Нейдхарт , премьера: 25 августа 1917, Комише опер, Берлин)
- Современная девушка Оперетта ( ; текст: Август Нейдхарт, премьера: 28 июня 1918, Фолькстеатр, Мюнхен)
- Нет ( удовольствия без мужчин Танцевальная оперетта; текст: Август Нейдхарт, премьера: 1918, Берлин)
- ( ; «Глупая любовь» Зингшпиль текст : Жан Крен, премьера: 1919, Берлин)
- женщины ( Влюбленные «Водевиль» ; текст: Александр Пордес-Мило, премьера: 1920, Кенигсберг)
- Schwalbenhochzeit ( Свадьба ласточек ) (Оперетта; текст: Александр Пордес-Мило, премьера: 28 января 1921 года, Театр де Вестенс, Берлин)
- Die Postmeisterin ( Почтальонка ) (Оперетта; текст: Август Нейдхарт, премьера: 3 февраля 1921 года, Центральный театр, Берлин)
- Девушка детектив ( - Оперетта; текст: Август Нейдхарт, премьера: 1921, Берлин)
- ( Зингшпиль Прекрасный сосед короля ; текст: Фриц Грюнбаум и Вильгельм Стерк , премьера: 15 апреля 1923 года, Театр Вальнер, Берлин)
- Целомудренный Беньямин ( Chaste Benjamin ) (оперетта; текст: Макс Штайнер-Кайзер и Ганс Боденштедт, премьера: Гамбург, 1923)
- Моя дочь Отто Оперетта ( ; текст: Фриц Грюнбаум и Вильгельм Стерк, премьера: 1924, Берлин)
- Принцесса Хуш ( Princess Husch ) (оперетта; текст: Август Нейдхарт, премьера: 1925, Гамбург)
- Маленькая студентка ( Студентка ) (Оперетта; текст: Лео Кастнер и Альфред Мёллер, премьера: 1926, Штеттин)
- ( мюзикл You Love Girls ; текст: Лео Кастнер и Альфред Мёллер, премьера: 1927, Гамбург)
- « ( Роскошная хижина» Оперетта; текст: Август Нейдхарт, премьера: 1929, Лейпциг)
- Молодое вино Оперетта ( ; текст: Август Нейдхарт, премьера: 1 сентября 1933, Театр де Вестенс, Берлин)
- Die Goldene Mühle ( Золотая мельница ) (Зингшпиль; Текст: Вильгельм Стерк, исполнение неполное: 29 октября 1936, Ольтен , Швейцария )
- Treffpunkt Tegernsee ( Место встречи на озере Тегернзее ) (Оперетта; Текст: Аксель Лунд и Эрик Радольф, премьера: 12 апреля 2009 г., Городской театр в Нойбурге-на-Донау , Neuburger Volkstheater)
Инструментальный
- Die Parade der Zinnsoldaten ( Парад оловянных солдатиков, он же Парад деревянных солдатиков ) ( Характерная пьеса , фортепиано соло. Продано в 1897 году; издано для оркестра в 1905 году, Опус 123)
- Der Rose Hochzeitszug («Свадьба Розы») (Характерная пьеса / Двухшаг для фортепиано или оркестра. Написано: 1905, Опус 216)
- Die Marokkanische Patrouille («Марокканский патруль») (Характерная пьеса для фортепиано соло, дуэта, фортепиано и скрипки или оркестра. Опубликовано в 1911 году, опус 227.)
Ссылки
[ редактировать ]- Дюмлинг, Альбрехт . Отвергнутая родина: Леон Джессел, композитор «Девушки из Шварцвальда» ( The Denied Homeland: Leon Jessel, композитор «Девушки из Шварцвальда» ). Дюссельдорф: Der kleine Verlag, 1992. Пересмотрено в 2012 году и опубликовано Лукасом Верлагом.
- Грундманн, Мартина. «Современная история: противоречивая жизнь композитора Леона Джесселя». Молодая свобода . 29 октября 1999 г.
- Страница Грейнджера
Примечания
[ редактировать ]- ^ Биография в Гамбургском университете
- ^ Траубнер, Ричард. Оперетта: История театра. Routledge (переработанное издание), 2003. с. 299.
- ^ Больман, Филип Вилас. Центральноевропейская народная музыка: аннотированная библиография источников на немецком языке . Рутледж, 1996. с. 177.
- ^ Цитируется по: Хафнер, Мартин. «Разрушение жанра: Оперетта под свастикой». Опера и танец . Март 2005 года.
- ^ Лэмб, Эндрю. 150 лет народному музыкальному театру . Издательство Йельского университета, 2000. стр. 203.
- ^ "Леон-Джессель-Плац" . Берлин.де . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ "Публичная уличная библиотека на Леон-Джессель-Плац" . Блог Kiezer с Клаузенплац . 12 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Леона Джесселя или о нем в Интернет-архиве
- Берлинская запись 1911 года "Парада оловянных солдатиков" (аудио) на Russian-Records.com
- Девушка из Шварцвальда (отрывки)
- Schwarzwaldmädel ( Девушка из Шварцвальда ) Краткий синопсис и анализ
- Оперетты, оперы и мюзиклы Джесселя
- Леон Джессел и IMDb
- Бесплатные партитуры Леона Джесселя в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
По-немецки:
- Леон Джессель Данные, биография и ссылки из Гамбургского университета.
- Записи и публикации в Немецкой национальной библиотеке.
- 1871 рождений
- 1942 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Немецкие композиторы XIX века
- Немецкие евреи XIX века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие евреи 20-го века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Переходит в христианство из иудаизма
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие евреи, погибшие в Холокосте
- Немецкие композиторы легкой музыки
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Композиторы немецкого музыкального театра
- Немецкие композиторы оперетты
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские авторы песен
- Композиторы мужского музыкального театра
- Композиторы оперетты-мужчины
- Музыканты из Щецина
- Музыканты из Померании