Бурхан Доганчай
Бурхан Доганчай | |
---|---|
![]() Бурхан Доганчай в музее Доганчай в 2010 году. | |
Рожденный | 11 сентября 1929 г. Стамбул , Турция |
Умер | 16 января 2013 г. | (83 года)
Национальность | Турецкая, Американская |
Образование | Университет Анкары, Парижский университет, Академия Гранд Шомьер |
Известный | Живопись, фотография, коллаж и эстамп |
Заметная работа | Рекламный щит (1964), Симфония в синем (1987), Стоунволл (2009) |
Движение | Уличное искусство, Поп-арт, Фотореализм, Концептуальное искусство |
Супруг | Анжела Хаусманн (1978–2013; его смерть) |
Награды | Турецкая национальная медаль искусств за заслуги перед жизнью |
Бурхан К. Доганчай (11 сентября 1929 - 16 января 2013) был турецко-американским художником. [ 1 ] Доганчай наиболее известен тем, что на протяжении полувека отслеживал стены в различных городах мира, интегрируя их в свои художественные работы.
Биография
[ редактировать ]Бурхан Доганчай родился в Стамбуле , Турция , и получил художественное образование у своего отца Адиля Доганчая и Арифа Каптана , известных турецких художников. В юности Доганчай играл в футбольной команде « Генчлербирлиги ». [ 2 ] В 1950 году получил степень юриста в Университете Анкары . Поступив в Парижский университет в период с 1950 по 1955 год, где он получил докторскую степень по экономике, он посещал художественные курсы в Академии Гранд Шомьер . В этот период он продолжал регулярно рисовать и показывать свои работы на нескольких групповых выставках. Вскоре после возвращения в Турцию он участвовал во многих выставках, в том числе в совместных с отцом выставках в Клубе любителей искусства Анкары. [ 3 ]
После недолгой карьеры в правительстве (дипломатическая служба), которая привела его в Нью-Йорк в 1962 году, Доганчай решил в 1964 году полностью посвятить себя искусству и сделать Нью-Йорк своим постоянным домом. Он начал искать на улицах Нью-Йорка вдохновение и сырье для своих коллажей и ассамбляжей. Он начал думать, что как художник невозможно зарабатывать на жизнь разумно. Томас М. Мессер , директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма в течение 27 лет, оказал значительное влияние на Догансая, призывая его остаться в Нью-Йорке и принять вызов города.
В 1970-х годах Доганчай начал путешествовать в рамках своего Стены мира» фотодокументального проекта « . Со своей будущей женой Анжелой он познакомился на Венгерском балу в отеле Pierre в Нью-Йорке. В 2006 году картина Доганчая под названием «Троянский конь» была подарена правительством Турции ОЭСР в Париже . Доганчай жил и работал в течение последних восьми лет своей жизни, попеременно работая в своих студиях в Нью-Йорке и Тургутрейсе , Турция . Он умер в возрасте 83 лет в январе 2013 года. [ 4 ]
Художественный вклад
[ редактировать ]С начала 1960-х годов Доганчай был очарован городскими стенами и выбрал их своим сюжетом. Он считал их барометром общества и свидетельством течения времени, отражая эмоции города, часто противостоящего нападению стихии и следам, оставленным людьми. [ 5 ] Все началось, сказал Доганчай, когда что-то привлекло его внимание во время прогулки по 86-й улице Нью-Йорка:
Это была самая красивая абстрактная картина, которую я когда-либо видел. Там были остатки плаката и текстура на стене с небольшими тенями, исходящими изнутри ее поверхности. Цвет был в основном оранжевый, с небольшим количеством синего, зеленого и коричневого. Затем были следы дождя и грязи. [ 6 ]
Будучи городским путешественником, он на протяжении полувека наносил на карту и фотографировал стены различных городов мира. В этом контексте городские стены служат документами соответствующего климата и духа времени, символами социальных, политических и экономических изменений. [ 7 ] Часть внутреннего духа его работ заключается в том, чтобы предположить, что ничто не является тем, чем кажется. Искусство Доганчая — это настенное искусство, и поэтому его источники сюжетов реальны. Поэтому его вряд ли можно назвать художником- абстракционистом , и все же при первом знакомстве большая часть его работ кажется абстрактной. В подходе Доганчая важны серийный характер исследования и выделение характерных элементов для формирования орнаментальных узоров. В рамках этого он формулирует последовательное продолжение деколлагистских стратегий – фактически реконтекстуализированную деконструкцию позиций, связанных с новыми реалистами . Возможно, Доганчай начинал как простой наблюдатель и регистратор стен, но он быстро перешел к способности выражать в своей работе широкий спектр идей, чувств и эмоций. Его видение продолжало расширяться, движимое как содержанием, так и техникой. [ 8 ] [ 9 ]
Стены мира
[ редактировать ]В середине 1970-х годов Доганчай приступил к тому, что он считал второстепенным проектом: фотографированию городских стен по всему миру. Эти фотографии, которые Доганчай назвал «Стенами мира », являются архивом нашего времени и зачатком его картин, которые также выражают современность. Фокус его «энциклопедического» подхода был направлен исключительно на структуры, знаки, символы и изображения, которые люди оставляют на стенах. Здесь он нашел весь диапазон человеческого существования в одном мотиве, без каких-либо культурных, расовых, политических, географических или стилистических ограничений. Доганчай добрался до сути своего исследования, когда сказал:
Стены – зеркало общества. [ 10 ]
Последовательное исполнение Доганкая, его радикальное тематическое самоограничение и одержимость запечатлением того, что интересовало его больше всего, сравнимы с другими «документалистами», такими как Август Зандер (портреты) и Карл Блоссфельдт (растения). Его картины — это не снимки, а сложные сегментации поверхностей, тонкие исследования материалов, цветов, структур и света, иногда напоминающие монохромности в своем радикальном редукционизме. Со временем этот проект приобрел не только содержание, но и значение; спустя четыре десятилетия он включает около 30 000 изображений из более чем 100 стран на пяти континентах. В 1982 году изображения из архива были выставлены на персональной выставке в Центре Жоржа Помпиду в Париже; Позже он побывал во Дворце изящных искусств в Брюсселе и в Музее современного искусства в Монреале . [ 11 ]
Живопись и коллаж
[ редактировать ]Поскольку плакаты и предметы, собранные со стен, составляют основной ингредиент его работ, предпочитаемым материалом Доганчай был преимущественно « коллаж » и, в некоторой степени, « фюмаж ». Доганчай в разных сериях воссоздает облик городских рекламных щитов, поверхностей стен, покрытых граффити , а также сломанных или заброшенных входов, таких как окна и двери. [ 12 ] Единственные мастера, с которыми он себя сравнивает, — это Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс из последнего героического периода искусства, частью которого он был. Доганчай, однако, всегда предпочитал воспроизводить фрагменты поверхности стены в их взаимоотношениях такими, какими он их нашел, и с минимальной корректировкой цвета или положения, а не переворачивать их или комбинировать небрежно, как в манере Раушенберга.
В значительной степени его практика представляла собой симуляцию в духе ведения учета, осуществляемую глазами коллекционера, а не мусорщика. Во многих случаях его картины вызывают упадок и разрушение города, чувство отчуждения, что городская жизнь находится в руинах, вышла из-под контроля и не может быть снова интегрирована. [ 13 ] Живописные фрагменты часто вырываются из первоначального контекста и перестраиваются в новые, порой непостижимые комбинации. Его сложное и однородно экспериментальное живописное творчество варьируется от фотографического реализма до абстракции , от поп-арта до материального изображения/монтажа/ коллажа .
х годах он получил известность благодаря своей интерпретации городских стен в своей фирменной серии лент , которые состоят из чистых бумажных полосок и их каллиграфических В 1970-х и 1980 - теней . Они контрастируют с его коллажными работами на рекламных щитах , такими как серии «Конусы» , «Двери» или «Стены Александра» . Эти яркие, интенсивные, криволинейные ленточные формы кажутся вырывающимися из плоского однотонного фона. Изящные лентообразные формы приобретают трехмерность, особенно это подчеркивают предполагаемые тени. [ 14 ] Эта серия позже дала начало алюкобонду – алюминиевым композитным теневым скульптурам и серии, известной как гобелены Обюссона . [ 15 ]
Тамариндовая литография
[ редактировать ]В 1969 году Генри Гельдзалер , тогдашний руководитель отдела искусства 20-го века в Метрополитен-музее , добился стипендии для Доганкая в Мастерской литографии Тамаринда в Лос-Анджелесе. Мастерская, основанная Джун Уэйн , представляла собой десятилетний проект, в котором приняли участие около семидесяти художников – среди них были Эд Руша , Джим Дайн , Йозеф Альберс и Луиза Невельсон – в период с 1960 по 1970 годы, задуманный для продвижения литографии в США. Доганчай создал шестнадцать литографий, в том числе серию из одиннадцати оттисков под названием « Стены V». Они стали поворотным моментом в его карьере, поскольку по сути представляют собой диалог с плоскостью. [ 16 ] На мастер-классе, отчасти из-за среды, он был вынужден отказаться от своего повседневного подхода, вдохновленного необработанным предметом, в пользу графической организации своей работы. Эта навязанная дисциплина помогла ему создать захватывающие новые эффекты, которые привели к более четким плоским областям и более ярким цветам на изображениях. Доганчай создал новое решение между предметом и методом и оказал глубокое влияние на его будущее развитие как художника. Канон яркой тональности и визуального воздействия остался для него сутью городского противоречия, которым он хочет поделиться со зрителями своих работ.
Гобелен Обюссона
[ редактировать ]В Париже Догансе познакомили с Жаном-Франсуа Пико, владельцем L'Atelier Raymond Picaud в Обюссоне , Франция. Очарованный серией «Ленты» Доганчая и полагая, что они станут идеальными сюжетами для гобеленов, он пригласил Доганчая представить несколько карикатур на гобелены. По словам Жана-Франсуа Пико, «искусство гобеленов нашло своего лидера XXI века в Бурхане Догансае». [ 4 ] Первые три гобелена Доганчай, сотканные в 1984 году, сразу же имели успех у критиков.
Арт-рынок
[ редактировать ]В ноябре 2009 года одна из картин Доганчая, «Мави Сенфони» («Симфония в синем»), была продана на аукционе Мурату Юлкеру за 1 700 000 долларов США. Этот коллаж относится к впечатляющему циклу работ в творчестве Доганчай, называемому серией «Конусы» , которые развились как развитие его культовых серий «Прорыв» и «Лента», а также как волнующее исследование городского пространства. Вместе с двумя родственными работами, «Великолепной эрой» (коллекция «Истанбул Модерн» ) и «Мимар Синан» (частная коллекция), «Симфония в синем» является одним из крупнейших и наиболее выразительных произведений, в которых Доганчай вступает в диалог с историей Турции . Она была выполнена в 1987 году к первой Международной стамбульской биеннале . [ 17 ] Istanbul Modern поручил композитору Камрану Индже положить на музыку Мави Сенфони . Премьера сольной фортепианной пьесы состоялась 26 июня 2012 года Хусейном Серметом. [ 18 ]
В мае 2015 года картина Доганчая «Мави Гюзель » («Голубая красавица») из серии «Лента» была продана за 1 050 000 турецких лир (390 000 долларов США) в магазине Antik AS в Стамбуле. [ 19 ]
Музей Доганчай
[ редактировать ]Музей Доганчая посвящен исключительно творчеству Бурхана Доганчая и, в некоторой степени, искусству его отца Адиля . Он представляет собой ретроспективный обзор различных этапов творчества художника, начиная со студенческих времен и до его смерти, и на выставке представлено около 100 работ. Основанный в 2004 году музей Доганчай в стамбульском районе Бейоглу считается первым музеем современного искусства в Турции. [ 13 ]
Работы Доганчая находятся в коллекциях многих музеев по всему миру, включая Нью-Йоркский МоМА , Метрополитен-музей , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , а также Национальную галерею искусств в Вашингтоне , МУМОК в Вене, Национальный музей современного искусства в Париже. , Стамбул Модерн в Стамбуле, [ 20 ] Музей Израиля в Иерусалиме и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Работы в публичных коллекциях (избранное)
[ редактировать ]- 1964: Рекламный щит , Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- 1964: «Янкиз» и «Битлз» , Лондон, галерея Тейт Модерн.
- 1965: Эдди , Вена, Альбертина
- 1966: Душевный покой , Мангейм, Кунстхалле
- 1966: Окно закусочной , Даллас, Художественный музей Далласа.
- 1966: Окно Дж. Пейна , Миннеаполис, Центр искусств Уокера.
- 1969: Нью-Йоркский пазл , Штутгарт, Государственная галерея.
- 1969: без названия , Вашингтон, Национальная художественная галерея.
- 1969: Стены V , Нью-Йорк, МоМА
- 1969: без названия , Кембридж/Массачусетс, Гарвардские художественные музеи.
- 1974: Красно-черная композиция № 5 , Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- 1975: Белый конус и тень , Базель, Художественный музей.
- 1977: Сердце № 26 , Сен-Поль де Ванс, Фонд Мага
- 1979: Высокие ленты , Лондон, Британский музей.
- 1980-е: Шепчущая стена III , Лондон, Музей Виктории и Альберта.
- 1980-е: №150 , Вена, МАК
- 1980: Давно потерянные ленты , Вена, Фонд Людвига Мумок
- 1980: без названия , Брюссель, Королевские музеи изящных искусств Бельгии.
- 1982: Ленточная мания , Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
- 1987: Великолепная эра , Стамбул, Современный Стамбул
- 1987: Симфония в синем , Стамбул, Yildiz Holding (Мурат Юлкер)
- 1989: Дети , Ганновер, Музей Шпренгеля.
- 1989: Неруда , Стокгольм, Moderna Museet
- 1989: Человек Версаче , Лос-Анджелес, Музей округа Лос-Анджелес.
- 1992: Я действительно старый , Зальцбург, музей или современность
- 1995: Стейки из синицы , Анн-Арбор / Мичиган, Художественный музей Мичиганского университета.
- 1997: Эдемский сад , Мюнхен, Пинакотека современности.
- 1997: Push Love , Сент-Луис, Художественный музей Сент-Луиса
- 1998: Две прекрасные красные линии , Вена, Альбертина
- 2002: Красная Ада , Женева, Музей искусства и истории (MAH)
- 2002: Throw FD , Питтсбург, Художественный музей Карнеги
- 2008: Peace Partners , Кливленд, Художественный музей Кливленда
- 2009: Восходящая звезда , Бостон, Музей изящных искусств Бостона
- 2011: Дни Феса , Вена, Альбертина
Награды
[ редактировать ]- 2005 – Вклад в премию Международной выставки современного искусства, Стамбул.
- 2005 - Премия Art Honor, врученная ярмаркой пластических искусств Art Forum, Анкара.
- 2004 г. – Почетный доктор Университета Хаджеттепе, Анкара.
- 2004 - Премия «Художник года» от Саната Куруму, Анкара.
- 1995 - Национальная медаль искусств за заслуги перед жизнью и вклад в культуру, врученная президентом Турецкой Республики.
- 1992 – Почетная медаль Министерства культуры России.
- 1984 – Премия Enka Arts & Science, Стамбул
- 1969 – Стипендия мастерской литографии тамаринда, Лос-Анджелес.
- 1964 – Благодарственная грамота города Нью-Йорка.
Выставки
[ редактировать ]Персональные выставки (избранное)
[ редактировать ]- 1976: Стамбул: Галерея Бараз . Бурхан Доганчай
- 1977: Цюрих: Художественный салон Вольфсберга. Акрил и гуашь 1966–1976 гг.
- 1982: Париж: Центр Жоржа Помпиду . Стены шепчут, кричат, поют...
- 1983: Монреаль: Монреальский музей современного искусства.
- 1983: Антверпен: Международный культурный центр.
- 1989: Токио: Художественный музей Сейбу – Художественный форум Юракучо. Доганчай
- 1992: СПб: Русский музей . Стены и двери 1990–91
- 1993: Стамбул: Культурный центр Ататюрка . Стены 1990–93 (организатор Яхши Бараз )
- 2000: Нью-Йорк: Бруклинское историческое общество. Мост Мечты.
- 2001: Стамбул: Культурный центр Долмабахче. Доганчай: ретроспектива (организовано Фондом доктора Неджата Ф. Эчаджибаши)
- 2001: Афины, Огайо: Художественный музей Кеннеди – Университет Огайо. Доганчай – настенные росписи из собрания музея
- 2003: Зиген: Музей Зигерланда. Стены мира
- 2012: Стамбул: Современный Стамбул . Пятьдесят лет городских стен: ретроспектива Бурхана Доганчая
- 2014: Стамбул: Музей Доганчай. Представьте мир: Бурхан Доганчай в роли фотографа
- 2016: Анкара: CER Modern. Представьте мир: Бурхан Доганчай в роли фотографа
- 2016: Эссен: Музей Фолькванг . Новинка коллекции: Бурхан Доганчай.
- 2016: Тайбэй: Тайваньский национальный исторический музей . Представьте мир: Бурхан Доганчай в роли фотографа
- 2017: Вена: Альбертина . Бурхан Доганчай (работает на бумаге)
- 2018: Леверкузен: Музей Морсбройх . Знаки на стене
Групповые выставки (выборка)
[ редактировать ]- 1972: Нью-Йорк: Галерея Пейс . Гравюры в Pace
- 1977: Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма . Из американской коллекции
- 1983: Вашингтон: Национальный музей естественной истории , Смитсоновский институт.
- 1987: Стамбул: 1-я Международная Стамбульская биеннале.
- 1999: Нью-Йорк: Музей города Нью-Йорка, Век Нью-Йорка: мировая столица, родной город, 1900–2000 гг.
- 2006: Фредония, Нью-Йорк: Художественная галерея Центра искусств Рокфеллера. Знание
- 2009: Зальцбург: Музей модернизма. ПРОЖЕКТОР
- 2009: Биль/Бьен: CentrePasquArt. Столкновение–взлет: Догансай–Виллегле.
- 2009: Берлин: Мартин-Гропиус-Бау. Стамбул, следующая волна
- 2010: Лондон: Британский музей. Современное турецкое искусство в Британском музее
- 2010: Миннеаполис, Миннесота: Центр искусств Уокера, Галерея Перлмана. 50/50: Аудитория и эксперты курируют коллекцию статей
- 2012: Вена: Бельведер, Оранжерея. Кокошка ищет рамку
- 2012: Маастрихт: Музей Боннефантен. Разные впечатления, меняющиеся традиции
- 2013: Бостон: Музей изящных искусств, Бостон. Невместимые портреты
- 2013: Доха: Национальный музей Бахрейна. Стамбул Современный-Бахрейн
- 2013: Гренобль: Музей Гренобля, библиотека Тейссейра-Малерба. Слова в искусстве
- 2013: Цюрих: Музей Haus Konspektiv. Точка доступа Стамбула
- 2013: Миннеаполис: Художественный музей Вейсмана. Обзор настоящего
- 2013: Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Пятьдесят лет коллекционирования исламского искусства
- 2014: Бостон: Музей изящных искусств. Национальная гордость (и предубеждение)
- 2015: Стокгольм: Moderna Museet. Большой мир
- 2015: Леверкузен: Музей Морсбройх. Эдди Мерфи и Молочные братья
- 2016: Лос-Анджелес: LACMA. Исламское искусство сегодня, часть 2
- 2016: Стамбул: Музей Эльгиза. Лица и маски
- 2016: Покупка/Нью-Йорк: Художественный музей Нойбергера. Публикация без счетов: публичные стены в качестве студии и источника
- 2017: Миннеаполис: Художественный музей Вейсмана . Принц из Миннеаполиса
- 2017: Вольфсбург: Художественный музей Вольфсбурга . В клетке свободы
- 2017: Сен-Поль-де-Ванс: Fondation Maeght . Так живут мужчины?
- 2018: Анкара: Музей Эвлиягил. Иконы мышления: изображения и тексты
- 2019: Вена: Альбертина. Уорхол - Рихтеру
- 2019: Стамбул: Современный Стамбул. Событие темы: глобальные нарративы в текстиле
- 2019: Вольфсбург: Художественный музей Вольфсбурга. Сейчас самое время
- 2019: Женева: Музей современного искусства МАМКО. Коллекция(и)
- 2020: Лондон: Тейт Модерн . Материалы и объекты: Коллаж
- 2021: Лондон: Британский музей. Размышления: современное искусство Ближнего Востока и Северной Африки
- 2021: Цюрих: Музей Haus Konspektiv. Работы на бумаге из коллекции
- 2021: Анн-Арбор/Мичиган: Художественный музей Мичиганского университета. Вы здесь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Скончался художник Бурхан Доганчай» (на турецком языке). БлумбергHT. 16 января 2013 года . Проверено 16 января 2013 г.
- ↑ Burhanettin Doğançay (Gençlerbirliği). Архивировано 12 июля 2018 г. в Wayback Machine , Mackolik , получено 12 июля 2018 г.
- ↑ Биография художника Британского музея , получено 1 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Artnet: Хронология Бурхана Доганчай , получено 30 апреля 2015 г.
- ↑ Коллекция Метрополитен-музея , получено 1 июня 2015 г.
- ^ Э. Фломенхафт (редактор), Двери и стены, Tenth Avenue Editions, Нью-Йорк, 1994, стр.243.
- ↑ Некролог: New York Times , получено 1 июня 2015 г.
- ^ Биография художника Гуггенхайма. Архивировано 7 июля 2015 г. в Wayback Machine , получено 1 июня 2015 г.
- ^ ШЕПУЩАЯ СТЕНА II , Sotheby's; получено 10 января 2016 г.
- ↑ Пятьдесят лет городских стен в современном Стамбуле , получено 24 апреля 2015 г.
- ↑ Les Murs Murment, Центр Помпиду. Архивировано 29 марта 2019 г. в Wayback Machine , получено 11 сентября 2015 г.
- ^ Istanbul Modern , получено 1 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Музей Доганчай , дата обращения 1 июня 2015 г.
- ^ LACMA Collections , получено 7 декабря 2016 г.
- ↑ MAK, Вена , получено 9 июня 2015 г.
- ↑ Институт тамаринда, Лос-Анджелес , получено 30 апреля 2015 г.
- ^ Современный Стамбул: Выборка из коллекции , получено 13 апреля 2019 г.
- ↑ Symphony in Blue , получено 11 мая 2015 г.
- ↑ Родина, Blue Beauty , получено 11 мая 2015 г.
- ^ Stonewall, Today's Zaman. Архивировано 27 мая 2016 г. в Wayback Machine , получено 9 июня 2015 г.
- Эмсландер, Фриц, Дограмачи, Бурджу, «Знак Бурхана Доганчай на стене», Вена, VfmK, 2018, ISBN 978-3903228726
- Шредер, Клаус-Альбрехт, Ланер, Элси, «Бурхан Доганчай», Вена, Хирмер Верлаг, 2017, 978-3777428871
- Кёб, Эльдельберт, Цукригель, Маргит, Кушнер, Мэрилин и др., «Изобразите мир - Бурхан Доганчай как фотограф», Стамбул, Публикации музея Доганчай, 2014, 978-6056504303
- Каликогу, Левент, Гибуар, Клайв, Тейлор, Брэндон, Вайн, Ричард, Пятьдесят лет городских стен: ретроспектива Бурхана Доганкая, Мюнхен, Престель, 2012, ISBN 978-3-7913-5219-0 .
- Пиге, Филипп, Денаро, Долорес, «Коллаж-деколлаж: Доганкай- Виллегле» , Нюрнберг, Verlag für Moderne Kunst, 2009, ISBN 978-3-941185-57-9 .
- Тейлор, Брэндон, Городские стены – поколение коллажей в Европе и Америке, Нью-Йорк, Hudson Hills Press, 2008, ISBN 978-1-55595-288-4 .
- Бланшбарб, Урсула, Стены мира, Билефельд, Кербер Верлаг, 2003 г., ISBN 978-3-936646-07-8
- Будак, Эмель, Бурхан Доганчай: ретроспектива, Стамбул, Duran Editions, 2001, ISBN 978-975-97427-2-0
- Вайн, Ричард, Бурхан Доганчай: Работы на бумаге 1950–2000 гг., Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 2003, ISBN 978-1-55595-226-6
- Лопате, Филипп, Мост мечты, Нью-Йорк, Hudson Hills Press, 1999, ISBN 978-1-55595-173-3
- Мойер, Рой, Риго, Жак, Мессер, Томас М. , Догансай, Нью-Йорк, Hudson Hills Press, 1986, ISBN 978-0-933920-61-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1929 рождений
- смертей в 2013 г.
- Художники из Нью-Йорка
- Турецкие художники
- Турецкие художники
- Турецкие фотографы
- Американцы турецкого происхождения
- Выпускники Академии Гранд Шомьер
- Выпускники юридического факультета Университета Анкары
- Турецкие мужские футболисты
- Футбольные нападающие мужской ассоциации
- Футболисты Генчлербирлиги СК
- Люди из Стамбула