Концерт виолончели № 1 (Гайдн)
Концерт виолончели | |
---|---|
№ 1 | |
Концерт виолончели Джозефа Гайдна | |
![]() Гайдн c. 1770 | |
Ключ | C майор |
Каталог | Плюс Ведущие/1 |
Составлен | в 1765 |
Движения | 3 |
Концерт виолончели № 1 в C Major , Hob. VIIB/1, Джозеф Гайдн, был составлен около 1761-65 гг. Для давнего друга Джозефа Франца Вейгла , тогдашнего основного виолончелиста принца Николауса . оркестра Эстерхази [ 1 ]
Работа предполагалась потерянной до 1961 года, когда музыколог Oldřich Pulkert обнаружил копию партитуры в Пражском национальном музее . [ 1 ] Хотя некоторые сомнения были подняты в отношении подлинности работы, большинство экспертов считают, что Гайдн сочинил этот концерт.
Фон
[ редактировать ]Хотя полная работа была обнаружена в 1961 году, Гайдн написал начало главной темы первого движения в своем драфте 1765 года. [ 2 ] [ 3 ] Эта ранняя работа, почти современная с симфониями 6 , 7 и 8 и предшественниками своего основного концерта виолончели примерно на двадцать лет, уже показывает Гайдна в качестве мастера инструментального письма. Соло -виолончель очень идиоматическая. Концерт отражает Ritornello форму концерта барокко , а также возникающую структуру формы Sonata-Allegro. Как и в барочном концерте Гросу , сопровождающий ансамбль маленький: струны, два гобо и два рога. [ 1 ] Возможно, что Вейгл был единственным виолончелистом в оркестре Esterházy, когда Гайдн сочинил концерт, поскольку в счете есть только одна линия виолончели, попеременно «соло» и «Tutti». Существует также линия Basso Continuo , которую мог сыграть другой виолончелист, или самим Гайдном на клавесине или струнным басистом.
Движения
[ редактировать ]Все три движения этой работы написаны в форме сонаты , в отличие от второго концерта, где форма Rondo используется во втором и третьем движениях. Этот концерт больше связан с концертом на скрипке Гайдна, чем его последователем, очень близко сходным с концертом для скрипки. 3 в майоре , такой как выгравированные ритмы первого движения и текущие вторые темы, мирное медленное движение и оживленный финал. Оба концерта были составлены в тот же период времени.
После оркестровой экспозиции первого движения сольный инструмент воспроизводит тему открытия с полными аккордами, которые используют все четыре строки. Виртуозность развивается дальше при использовании быстро повторяющихся нот, очень высокого диапазона и быстрых контрастов регистра. В этом движении преобладает одна тема, хотя сама тема включает в себя несколько мотивов, которые Гайдн развивает отдельно. Ближе к концу играет каденца.
В медленном движении (набранном без ветров) виолончель резко входит в длинную ноту, сыгравшуюся, в то время как оркестровые струны перезапускают тему начала. Две меры спустя виолончель продолжает подражать этой мелодии. Гайдн любил этот жест: несколько раз в движении, которое виолончель входит на устойчивый шаг. Это движение, как и первое, призывает к концу каденцу.
Финал также имеет виолончели в длинной ноте после расширенного оркестрового введения. Этот энергичный финал, написанный в форме Sonata Allegro, представлял собой еще один шанс для Гайдна показать, что он может сделать, чтобы развернуть одну тему в серию коротких мотивов и большое разнообразие быстро меняющихся настроений. Виртуозность сольного инструмента эксплуатируется в этом движении, особенно в отрывках, где виолончель быстро чередуется от низкого до высокого уровня, так что это, кажется, два инструмента, играющих в контрапункте . Гайдн несколько раз использует вход с устойчивым нотом, последний на очень высоком, проникающем G. [ 4 ]
Влияние
[ редактировать ]Главный концерт Cello в Гайдне стал основным продуктом репертуара виолончели после премьеры 20 -го века Милоша Садло и Чехословацкого радио -симфонического оркестра, проведенного сэром Чарльзом Макеррасом , 19 мая 1962 года. [ 5 ] Многие известные артисты, в том числе Жаклин дю , Йо-Йо Ма , Джулиан Ллойд Уэббер , Пьер Фурнье , Туллс Морк , Янос Старкер , Мстислав Ростропович , Питер Виспелвеи , Хейнрих Шифф , Линн Харрелл , Кристина Валевска , Сол Габетта , Максилия Хорнинг , Миш-Машки, Миш-Машан , Миш. Бруно Филипп , Стивен Иссерлис , Мари-Элисабет Хеккер , Мария Клигель , Киан Солтани и Сергей Истомин записали его, а также двойной басист Бозо Парадзик .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Гайдн, Джозеф (2007). Концерт в C для виолцелло и оркестра . Clément, Roger (транс.). Кассель : Bärenreiter-Verlag. Стр. ISMN M-006-20254-6
- ^ Андерс, Герхард; Андерсон, Кит. «Примечания к лайнеру в Гайдн: виолончель концертов № 1, 2 и 4» . naxos.com . Получено 17 января 2017 года .
- ^ Furse, Эдвард Ниль (2009). «Перспективы на прием концерта Виолончель Гайдна в C, с особой ссылкой на музыкологические сочинения на английском языке на концертах Гайдна и классическом концерте (магистерская диссертация)» (PDF) . п. 4 Получено 17 января 2017 года .
Единственная запись работы - это его появление в собственном тематическом каталоге композиций Гайдна, составленной в 1765 году, чтобы доказать принцу Николаус Эстерхази, что он усердно работает.
- ^ Цинциннати симфоническое оркестр Примечания 113 издание
- ^ Telegraph.co.uk - 20th -Century Premiere от Milos Sadlo
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для виолончели № 1 : результаты в Международном проекте библиотеки музыкальных результатов
- Плюс Viib/1 - Модерато : живое выступление Мюнхенского камерного оркестра и Трея Ли Чуи -Йи (видео)
- Гайдн Cello Concert C Major Allegro очень : Жаклин дю -пре -