Эллери Эскель
Эллери Эскель | |
---|---|
![]() Эскелин в кафе Cornelia Street в Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк, 2012 год. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Уичито, Канзас , США | 16 августа 1959 г.
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Саксофон |
Веб-сайт | www |
Эллери Эскелин (родился 16 августа 1959 г.) - американский тенор-саксофонист, выросший в Балтиморе, штат Мэриленд , и проживающий в Нью-Йорке. Его родители, Родд Кейт и Бобби Ли, были профессиональными музыкантами. Родд Кит умер в 1974 году в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и после своей смерти стал культовой фигурой в малоизвестной области музыки « песня-поэма ». Органист Бобби Ли выступала в местных ночных клубах Балтимора в начале 1960-х годов и познакомила Эскелина со стандартами из Великого американского песенника , а также вдохновила ранний интерес к джазовой музыке. [1]
Эскелин проживает в Нью-Йорке с 1983 года и руководит многочисленными международными гастрольными ансамблями, одновременно участвуя в качестве помощника или соавтора со многими из самых дальновидных композиторов и импровизаторов современности. С конца 1980-х годов он выпустил более двадцати пяти записей, будучи лидером, в основном для швейцарского лейбла HatOLOGY . Его самая важная работа связана с группой, которую он сформировал в 1994 году, в которую входили клавишница Андреа Паркинс и барабанщик Джим Блэк, а также с более поздней группой под названием «Trio New York» с органистом Гэри Версаче и барабанщиком Джеральдом Кливером. Эскелин поддерживал длительные музыкальные связи с Джои Бэроном , Марком Гелиасом , Джерри Хемингуэем , Марком Рибо , Дэвидом Либманом , Ханом Беннинком , Сильви Курвуазье , Бобби Превитом и Дэниелом Хумайром среди других.
Стиль Эскелина уходит корнями в сферу джаза, однако его уникальная фразировка (которую сравнивают с техникой « klangfarbenmelodie » Арнольда Шенберга в The Wire , декабрь 1996 года) и неортодоксальные методы, используемые в его композициях (в которых составные и импровизированные элементы часто непредсказуемо сталкиваются). ) создают музыку, которую сложно классифицировать. За прошедшие годы Эскелин получил высокую оценку критиков в международной джазовой прессе. Журнал Down Beat признал его «крупным игроком в современной творческой музыке» (сентябрь 1995 г.) и охарактеризовал его композиционный подход как «поразительно новую концепцию» (январь 1997 г.).
Ранние годы
[ редактировать ]Эллери Эскелин начал играть на тенор-саксофоне в 1969 году в возрасте десяти лет. В интервью он утверждает, что на него оказали влияние Джин Аммонс , Сонни Ститт , Ли Конитц , Стэн Гетц и Джон Колтрейн . [2] Его мать, органистка Бобби Ли, будучи подростком, научилась играть музыку в пятидесятнической церкви, влияние которой перешло и на ее исполнение светской музыки, а также оказало сильное и продолжительное влияние на Эскелина. Ее игра отличалась сильным ритмом и превосходным исполнением американских песен. [3] Дед Эскелина был музыкальным руководителем церкви и играл на педальной стальной гитаре на службах, одновременно профессионально выступая на электрогитаре в Балтиморе в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
Балтимор имел богатое музыкальное наследие, поддерживаемое такими музыкантами, как саксофонисты Микки Филдс и Гэри Барц . Музыканты из Нью-Йорка часто проезжали через Балтимор, чтобы выступить на еженедельных воскресных дневных Общества джаза Левого берега, концертах представленных в «Famous Ballroom». У Эскелина была возможность пообщаться с местными жителями, такими как Филдс, а также со всемирно известными артистами, такими как Барц, Пеппер Адамс и Вуди Шоу . Первые выступления в качестве лидера проходили в различных джаз-клубах, таких как «The Bandstand» и «The Closet», которыми руководил саксофонист и предприниматель Генри Бейкер, который имел долгую историю на музыкальной сцене Балтимора и был знаком с Лестером Янгом , Кэннонболом Эддерли , Майлзом Дэвисом. , Ред Гарленд , Джон Колтрейн , Клиффорд Браун и многие другие. [4] Бейкер предсказал, что молодой саксофонист однажды станет «великим тенор-саксофонистом». [5] Примерно в это же время Эскелин познакомился с барабанщиком Гарольдом Уайтом (ранее работавшим с Хорасом Сильвером ) и начал регулярно выступать в квинтете Уайта вместе с трубачом Томом Уильямсом.
Эскелин учился в Университете Таусона , где изучал классический саксофон у Джозефа Брискузо и выступал в джазовом ансамбле композитора Хэнка Леви , который исполнял исключительно «нечетные» композиции биг-бэнда Леви. Басист Дрю Гресс был однокурсником, с которым Эскелин продолжает сотрудничать и выступать по сей день. В 1979 году Эскелин познакомился с пианистом Марком Коплендом и присоединился к группе Копленда для выступлений в Вашингтоне, округ Колумбия, включая Cellar Door , Blues Alley и One Step Down. Копленд был бывшим саксофонистом из Нью-Йорка, который переехал в Вашингтон и переключился на фортепиано, чтобы более глубоко изучить роль гармонии в своей музыке. Эскелин вместе с Дрю Грессом воссоединился с Коплендом несколько лет спустя в Нью-Йорке в одной из первых групп Эскелина в качестве лидера. Также в 1979 году Эскелин встретил саксофониста из залива Мела Эллисона, который выступал в Балтиморе в рамках длительного выступления с группой трубача Теда Керсона . Эскелин взял неформальный урок у Эллисона, чей уникальный стиль произвел неизгладимое впечатление. [6] Также в этой группе был барабанщик Том Рейни , с которым в последующие годы Эскелин гастролировал и записывался в составе ансамбля басиста Марка Хелиаса .
1980-е годы
[ редактировать ]С конца 1981 по начало 1983 года Эскелин гастролировал с тромбонистом эпохи свинга Бадди Морроу в составе биг-бэнда, выступая на одну ночь по Соединенным Штатам и завершившись туром по Южной Америке в начале 1983 года. В марте 1983 года он покинул гастрольный тур и переехал. в Нью-Йорк, беря любые доступные музыкальные произведения, чтобы заработать на жизнь. [7] Стремясь углубить свое понимание би-бопа, Эскелин в течение нескольких лет посещал ночные неформальные джем-сейшны в местном клубе Star Cafe на 23-й улице и Седьмой авеню в Манхэттене. Этими сессиями руководили саксофонист Джуниор Кук и барабанщик Гарольд Уайт (с которым Эскелин впервые встретился и выступил в Балтиморе). Кроме того, Эскелин занимался частным обучением у саксофониста Джорджа Коулмана . Летом 1984 года Эскелин присоединился к органиста Джека Макдаффа группе (в которую входили гитарист Дэйв Страйкер и легендарный барабанщик Джо Дьюкс) на регулярном выступлении в Dudes Lounge в Гарлеме.
К 1985 году Эскелин постепенно начал развивать свой собственный музыкальный подход, сочетая свои корни в джазе с интересами к другим формам музыки, особенно к свободной импровизации. Основу для этих исследований заложили занятия с саксофонистом Дэвидом Либманом , которые привели к неформальным джем-сейшнам и, в конечном итоге, к рабочим профессиональным отношениям. В 1987 году Эскелин вместе с барабанщиком Филом Хейнсом начал разработку оригинальной музыки, что привело к формированию совместной группы «Joint Venture» (с трубачом Полом Смокером и басистом Дрю Грессом), а также множества других проектов, сосредоточенных вокруг бруклинского лофта и репетиционной площадки Хейнса. Вместе с группой музыкантов-единомышленников они представили ряд ежегодных фестивалей собственного производства на Манхэттене на Knitting Factory, которые продолжались до начала 1990-х годов. Эти выступления и последующие записи этих групп привели к тому, что Эскелин впервые появился на гастролях по Европе.
1990-е годы
[ редактировать ]Эскелин начал регулярно гастролировать по Европе с группой барабанщика Джоуи Бэрона «Baron Down», трио, в которое входили Бэрон, Эскелин и тромбонист Стив Свелл (а позже тромбонист Джош Роузман ). Бэрон Даун выпустил три записи: Tongue in Groove (1991), Raising Pleasure Dot (1993) и Crack Shot (1996). В это время Эскелин отказался от коммерчески ориентированной работы, чтобы полностью сконцентрироваться на собственных проектах и музыке коллег-единомышленников. В течение трехмесячного периода в 1991 году он разработал сольную концертную программу на саксофоне в полной музыкальной изоляции, решив в это время не выступать и не общаться с другими музыкантами. Помимо полного обновления его подхода к игре на саксофоне, этот процесс оказался катализатором музыкальных идей, которые Эскелин в дальнейшем развил и применил в своих композициях для группы, которую он сформировал в 1994 году, «Эллери Эскелин с Андреа Паркинс и Джимом Блэком». Эта группа, в состав которой входят Паркинс на аккордеоне и электронике и Блэк на перкуссии, выпустила "Jazz Trash" в 1995 году, а за последующее десятилетие и в 2000-е годы выпустила дюжину записей, в основном для швейцарской группы. Hat Hut Этикетка . В примечаниях к "One Great Day..." (второму релизу группы) Эскелин объясняет, что разрозненный, а иногда и несоответствующий характер его опыта как музыканта, пришедшего в 1970-е и 1980-е годы, наконец, сошлись воедино таким образом, что это имело смысл. и могло быть выражено на едином музыкальном языке с этим ансамблем. Группа регулярно гастролировала по Европе, США и Канаде и продолжает выступать в Европе совсем недавно, в 2010 году.
Одной из самых известных записей Эскелина в 1990-х годах была «The Sun Died», проект, основанный на музыке саксофониста Джина Аммонса (и связанный с ним) . Формат был необычным, в нем использовались саксофон, гитара ( Марк Рибо ) и барабаны ( Кенни Воллесон ). Газета New York Times охарактеризовала The Sun Died как «замечательную пластинку» и включила ее в десятку лучших записей 1996 года.
2000-е
[ редактировать ]В течение первого десятилетия 2000-х Эскелин сосредоточился в первую очередь на своей группе с Андреа Паркинс и Джимом Блэком, гастролируя и записываясь, время от времени пополняя группу дополнительными музыкантами, такими как вокалистка Джессика Констебль, клавишник Филипп Гельда, виолончелист Эрик Фридлендер , трубист Джозеф Дейли, гитарист. Марк Рибо и басист Мелвин Гиббс . Кроме того, Эскелин продолжал поддерживать давние музыкальные отношения, установленные в 1990-х годах, гастролируя и записываясь с басистом Марком Хелиасом (записи включают Open Loose , Fictionary , Loopin' the Cool ), барабанщиком Джерри Хемингуэем («Johnny's Corner Song», «Devil's Paradise»). «, «Песни», «The Whimbler», «Riptide»), барабанщик Хан Беннинк («Диссонирующие персонажи»), барабанщик Бобби Превит («Установи будильник на понедельник») и барабанщик Даниэль Хумайр (Liberté Surveilé). Эскелин также наладил новые связи с музыкантами со всего мира, такими как удист Рабих Абу-Халил , пианист Сатоко Фуджи , трубач Деннис Гонсалес , кларнетист Бен Голдберг, басист. Лайл Эллис , пианист Эрик Дойч и барабанщик Джон Холленбек . Эскелин также выступил в качестве приглашенного артиста на фестивале BBC Electric Proms Festival в Лондоне с Basquiat Strings в 2007 году. В 2009 году Эскелин стал получателем гранта Chamber Music America «New Jazz Works», в рамках которого была заказана расширенная работа для группы «Different But». the Same», квартет с коллегой-саксофонистом Дэвидом Либманом .
В это время Эскелин также продолжал запускать новые собственные проекты (склоняясь к полной импровизации), такие как "Vanishing Point", групповая импровизированная запись 2000 года с Мэтом Манери (альт), Эриком Фридлендером (виолончель), Марком Дрессером (бас). и Мэтт Моран (вибрафон). Импровизационное трио, состоящее из виолончелиста Винсента Куртуа, пианистки Сильви Курвуазье и Эскелина, было сформировано в 2002 году и записало песню «Как можно скорее» в 2008 году.
2010 – настоящее время
[ редактировать ]В 2011 году Эскелин сформировал «Trio New York» вместе с органистом Hammond B3 Гэри Версаче и барабанщиком Джеральдом Кливером . Возобновившийся интерес к ранней истории саксофона (вызванный его переходом на винтажный инструмент в 2009 году) оживил музыкальную эстетику Эскелина. [8] Трио Нью-Йорк включает стандартный материал из Великого американского песенника (большая часть репертуара вдохновлена его матерью, органисткой Бобби Ли) в свободно импровизированной обстановке. Сравнивая одноимённую запись группы с более ранним проектом Эскелина, посвящённым музыке саксофониста Джина Аммонса ( The Sun Died , 1996), рецензент Эд Хейзел писал: «Во всяком случае, Trio New York одновременно и тоньше, и более авантюрно, более дома». с музыкой и меньше стесняюсь вольничать с ней». [9] Группа выпустила три записи: Trio New York , Trio New York II и Trio Willisau Live , причем последний релиз представляет собой концертную запись с фестиваля Willisau в 2015 году с участием Джерри Хемингуэя на барабанах. Британский журнал Wire Magazine написал об этом проекте: «В этих богатых выступлениях заключена целая история джаза».
В 2013 году Эскелин выпустил новый записанный проект для чистых записей под названием Mirage , импровизации со Сьюзен Алкорн (педальная сталь-гитара) и Майклом Форманеком (контрабас). Эскелин отметил, что ему было интересно исследовать «выразительный диапазон саксофона, который, возможно, больше всего связан с его зарождением», и что его цель - «привнести этот тип лиризма в язык современной импровизационной музыки». [10] Продолжая эту идею, в примечаниях к своему релизу Solo Live at Snugs 2015 года на лейбле HatOLOGY, Эскелин обсуждает обновленный подход к сольному исполнению на саксофоне, обновляя свой релиз 1992 года Premonition - Solo Tenor Saxophone, в котором он сравнивает два проекта, говоря: « Вместо того, чтобы переосмысливать свой инструмент, меня очень интересует суть саксофона как того, что он есть — саксофона».
В 2016 году Эскелин дал интервью музыкальному интернет-журналу «Point of Departure». [9] в котором он выразил свою растущую поддержку акустических (неусиленных) исполнений в гуманистических, если не духовных терминах, также выразив обеспокоенность по поводу влияния технологий на художественный опыт, а также потенциального нарушения личного и общественного взаимодействия. Расширяя свои мысли о музыке и духовности, Эскелин (формальный практик дзен-буддизма) [11] ) дал интервью в книге «Духи радуются!: Джаз и американская религия» [12] Джейсон Бивинс.
В нынешний рабочий ансамбль Эскелина входят басист Кристиан Вебер (из Цюриха) и Михаэль Гринер на барабанах (басится в Берлине). Группа выступает акустически (никаких микрофонов на сцене и басист Вебер предпочитает не использовать усилитель), исполняя свободно импровизированную музыку в сочетании с ранней джазовой классикой таких композиторов, как Скотт Джоплин, Джелли Ролл Мортон и Фэтс Уоллер. Трио записывается на швейцарском лейбле Intakt, выпустив «Sensations of Tone» в 2017 году, а затем «The Pearls» в 2019 году.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Жемчуг (Интакт 2019)
- Ощущения тона (Intakt 2017)
- Трио Willisau Live (hatOLOGY 2016)
- Solo Live в Snugs (hatOLOGY 2015)
- Мираж ( Чистый корм , 2013)
- Трио Нью-Йорк II (основной источник, 2013 г.)
- Трио Нью-Йорк (основной источник, 2011 г.)
- Одна великая ночь... Live (hatOLOGY 2009)
- Время от времени (основной источник, 2008 г.)
- Тихая музыка (основной источник, 2006 г.)
- Десять (ХАТОЛОГИЯ 2004)
- Современный Арканум (HATOLOGY 2002)
- 12 (+1) воображаемых видов (hatOLOGY 2001)
- Точка схода (hatOLOGY 2000)
- Секретный музей (хатОЛОГИЯ, 1999 г.)
- Разветвления (hatOLOGY 1999)
- Диссонансные персонажи (hatOLOGY 1998)
- Пять других пьес (+2) (hatOLOGY 1998)
- Кулак 29 и 30 (ХАТОЛОГИЯ 1997)
- Один великий день (hatOLOGY 1996)
- Солнце умерло ( Soul Note , 1996)
- Зеленые Бермудские острова ( Отшельник , 1996)
- Джазовый трэш (Song Lines, 1994)
- Premonition - тенор-саксофон соло (основной источник 1992)
- Фигура речи (Soul Note 1991)
- Формы (Открытые умы, 1990)
- Устанавливая стандарты ( Cadence Jazz 1988)
Как помощник
[ редактировать ]- Портрет Линкольна - Микель Роуз Сломанная супруга ( клинопись , 1988)
- Совместное предприятие – Совместное предприятие ( Энья , 1987)
- Пути - Совместное предприятие (Энья, 1990)
- Зеркала - совместное предприятие (Энья, 1993)
- Tongue in Groove - Джои Бэрона Baron Down ( JMT , 1991)
- RAIsedpleasuredot - Барон Даун Джои Бэрона ( Новый Свет , 1994)
- Рекорд биг-бэнда - Рэй Андерсон с концертным джаз-бэндом Джорджа Грунца (Gramavision, 1994)
- Crackshot - Барон Даун Джои Барона ( Avant , 1995)
- Loopin' the Cool - Марк Гелиас (Энья, 1996)
- Come Ahead Back - Марк Гелиас ( Кох , 1998)
- Художественный фильм - Марк Гелиас (GM, 1998)
- Угловая песня Джонни - Джерри Хемингуэй (Auricle, 1998)
- Кактус знаний - Рабих Абу-Халил (Энья, 2001)
- Дьявольский рай – Джерри Хемингуэй ( Clean Feed , 2003)
- Уимблер – Джерри Хемингуэй (Чистая подача, 2005)
- Песни - Джерри Хемингуэй (Между строк, 2009)
- Riptide – Джерри Хемингуэй (Clean Feed, 2011)
- Установите будильник на понедельник — Бобби Превайт ( Palmetto , 2008)
- Танец языка предсказателя - квартет Денниса Гонсалеса , Нью-Йорк (Clean Feed, 2011)
- Полуночная сюита - Нью-Йоркский квартет Денниса Гонсалеса (Clean Feed, 2011)
- Сентябрьское трио – Харрис Айзенштадт (Clean Feed, 2011)
- Дириго Ратаплан – Девин Грей (Skirl Records, 2012)
- Разрушительный элемент – Харрис Айзенштадт (Чистый корм, 2013)
- Liberte Surveile - Дэниел Хумайр (Эскиз, 2002)
- Доверие - Юзеф Дюмулен и оркестр Red Hill (Желток, 2014)
- Ромбал – Стефан Крамп (Papillion Sounds, 2016)
- Дириго Ратаплан II - Девин Грей (Rataplan Records, 2018)
- Live 1987 - Микель Роуз Broken Consort (ExitMusic Recordings, 2022)
Фильмография
[ редактировать ]- В дороге с Эллери Эскелин с Андреа Паркинс и Джимом Блэком (выпуск DVD в 2004 году)
- Off the Charts - The Song Poem Story (телетрансляция PBS, 2003, DVD Shout Factory)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нью-Йорк Таймс - Предстоящая неделя
- ↑ Интервью в Джазосфере. Архивировано 15 октября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Бобби Ли в органе Хаммонда
- ^ Устная история, звуки и истории Генри Бейкера - Музыкальная жизнь афроамериканских сообществ Мэриленда [1]
- ^ The Baltimore City Paper - Летя домой, джазовый саксофонист Эллери Эскелин вспоминает свои корни в Балтиморе [2]
- ^ Мел Эллисон
- ^ Делая шаги…
- ^ Журнал Down Beat - Саксофонист Эллери Эскелин возвращается к истокам органической музыки [3]
- ^ Jump up to: а б Отправная точка - Рецензия на «Трио Нью-Йорк»
- ^ Мираж
- ^ « Горный рекорд » Журнал практикующего дзен, осень 2016 г.
- ^ Духи радуются!: Джаз и американская религия Джейсона Бивинса
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный веб-сайт
- Размышления саксофониста
- Интервью 2013 года с Эллери Эскелин для сайта Do the Math.
- Интервью 2016 года с Эллери Эскелином для музыкального онлайн-журнала «Point of Departure».
- This American Life Радиопрограмма NPR транслировала интервью с Эллери Эскелином на тему работы его отца. Эпизод назывался «Во всем виновато искусство» и вышел в эфир 22 августа 1997 года .
- 1959 рождений
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Исполнители Cadence Jazz Records
- Джазовые музыканты из Мэриленда
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Живые люди
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Выпускники Университета Таусона
- Музыканты из Балтимора
- Американские саксофонисты XXI века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Исполнители Clean Feed Records
- Исполнители Intakt Records