Ночное появление (Йорданс, Государственный музей Шверина)
Ночное появление или ночное видение | |
---|---|
![]() | |
Художник | Якоб Йорданс |
Год | в. 1650 г. |
Тип | Холст, масло |
Размеры | 133 см × 144 см (52 × 57 дюймов) |
Расположение | Шверинский государственный музей , Шверин , Германия |
«Ночное явление или Ночное видение» — картина Якоба Йорданса, написанная около 1650 года. Она находится в коллекции Государственного музея Шверина (инвентарный номер G 161). [ 1 ] Название картины также дано как «Сон» . Смысл и сюжет картины, изображающей обнаженную женщину, увиденную сзади в темной спальне, со спящим на кровати мужчиной и двумя зрителями за полуоткрытой дверью, до сих пор являются предметом споров среди искусствоведов. [ 2 ] Вторая версия картины была на распродаже Тора (Бургера) в Париже в 1892 году, затем на распродаже Ван Холла в Антверпене в 1836 году и, наконец, в 1905 году она была в Париже у арт-дилера Франца Кляйнбергера , который выставил ее в Антверпене. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]В темной комнате мужчина спит в постели, а справа от него видна обнаженная женская фигура, стоящая на облаке сзади. Перед собой женщина держит белую ткань, которую поднимает одной рукой, а другой прижимает к телу. Спящий во сне или потому, что проснулся, опрокинул столик-подставку возле своей кровати, в результате чего на пол упали подсвечник и горшок (или кувшин). Слева мужчина и женщина с удивлением наблюдают за этой сценой. Зритель-мужчина несет зажженную свечу, которая освещает его голову и голову женщины теплым светом, а тень его руки падает на панель открытой двери. [ 3 ]
находился под влиянием Адама Эльсхаймера в использовании света свечей в качестве основного источника света и Караваджо тенебризма Стилистически Йорданс, похоже , . [ 4 ]
Интерпретация
[ редактировать ]
Эрвин Билефель утверждал, что на картине, скорее всего, изображен рассказ, написанный Флегоном Траллесским для римского императора Адриана , к которому Йорданс мог получить доступ через перевод или современную адаптацию. История повествует о молодом человеке Маркете, который остановился в гостях у богатой пары. Ночью сон Маркете нарушается, когда ему снится Филинион, дочь пары, которая умерла несколько месяцев назад. Схватив ткань, в которую был завернут ее труп, Филинион в образе вампира просится в постель к Маркете. Проснувшись от звуков, доносящихся из комнаты, мать Филиниона, Чарито, приходит разобраться с этим с помощью служанки. Войдя в комнату, они приходят в ужас от вида умершей дочери. По словам Билефельда, « Ночное появление Йорданса» точно повторяет историю Флегона и изображает решающий момент или кульминацию древней сказки. [ 5 ]
Юлиус С. Хелд не согласился с Билефельдом, указав, что картина во многом отличается от истории Маркете и Филиниона, рассказанной Флегоном. Он указывает, что в рассказе Флегона Филинион является Маркете, когда он бодрствует, а не во сне. Далее, в отличие от рассказа Флегона, где зрителями являются служанка и мать, на полотне Йорданса зрителями являются мужчина и женщина. Хелд предполагает, что композиция, возможно, представляет собой историю Алкиона и Кейкса , рассказанную римским поэтом Овидием в его «Метаморфозах» . Йорданс, возможно, видел его изображение в гравюре Иоганна Вильгельма Баура для иллюстрированного издания «Метаморфоз» 1641 года . На гравюре Морфей , бог снов, предстает в образе ее мертвого мужа Цейкса Алкионе, лежащей ночью на ее кровати. Таким образом, она понимает, что ее муж утонул. Показано, как мужчина и служанка входят в комнату, мужчина держит свечу. Картина Йорданса ближе к сюжету и образности этого изображения истории Овидия, чем к истории Маркете и Филиниона. Хелд также предполагает, что картина не изображает конкретную историю, а скорее представляет собой картину с эротическим намерением и без конкретного литературного источника. Это может быть изображение эротического сна о женщине. [ 2 ] Свеча и горшок (или кувшин), находящиеся рядом друг с другом, часто обозначают половой акт в нидерландских картинах, например, в картинах невесты Мартена ван Клеве и Яна Массиса . [ 6 ] Далее «Хелд» относится к комментариям художника Жерара де Лересса, который видел картину во второй половине 17 века. Де Лересс рассказывает в своем « Грооте Шильдербуке» , что он и другие считали, что картина была просто изображением обнаженной модели, к которой были добавлены другие элементы исключительно для завершения картины. [ 2 ]

Встречаться
[ редактировать ]Считается, что картина была написана где-то между 1640 и 1660 годами, а возможно, около 1650 года. Считается, что она связана с картиной Йорданса « Кандаулес показывает свою жену Гигесу », датированной 1646 годом. [ 2 ] Обнаженная женщина на картине может успешно бросить вызов жене Кандавла великолепием картины. [ 3 ]
История картины
[ редактировать ]Работа велась с арт-дилером Герхардом Морелем в Копенгагене/Гамбурге. Оно вошло в частную коллекцию Кристиана Людвига II, герцога Мекленбург-Шверинского в Шверинском замке . До 1752 года он стал частью коллекции Государственного музея Шверина. [ 1 ]
, немного меньшего размера Вторая версия картины (нынешнее местонахождение неизвестно), была на распродаже Тора (Бургер) (Париж, 1892 г.) и на распродаже Ван Холла (Антверпен, 1836 г.). В 1905 году она была в Париже вместе с арт-дилером Францем Кляйнбергером, который выставил ее в Антверпене. [ 3 ] Возможно, это работа из Национального музея в Стокгольме, называемая «Сон» или «Коринфская невеста» и приписываемая «манере Якоба Йорданса». «Коринфская невеста» — это название баллады Гете (1797 г.), в которой переработана история Маркете и Филиниона. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Жак Йорданс, «Явление ночью», ок. 1650 г. в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Jump up to: а б с д Юлиус С. Хелд, «Ночное видение» Йорданса: ответ , Журнал Институтов Варбурга и Курто Журнал Институтов Варбурга и Курто Vol. 25, № 1/2 (январь-июнь 1962 г.), стр. 131-134.
- ^ Jump up to: а б с д Макс Русес, Джейкоб Йорданс, его жизнь и работа , Лондон, JM Dent & Co., Нью-Йорк, EP Dutton & co., 1908, с. 142
- ^ Роджер-Адольф д'Хюльст, Нора де Пуртер и М. Ванденвен, Якоб Йорданс. 1593–1678 , Антверпен, Королевский музей изящных искусств, 27 марта – 27 июня 1993 г., Каталог. Муниципальный кредит, 1993, с. 83.
- ^ Эрвин Билефельд, Ночное видение Йорданса , в: Журнал институтов Варбурга и Курто, Vol. 23, № 1/2. (январь-июнь 1960 г.), стр. 177–178.
- ^ Мета Хеннеке, Плодородная или добродетельная невеста? Брачные идеалы и брачная практика на крестьянских свадьбах , в: Ежегодник Королевского музея изящных искусств Антверпена, 2015–2016 гг. = Ежегодник Королевского музея Антверпена, 2015–2016 гг., стр. 37-74
- ^ Манера Якоба Йорданса, Сон («Коринфская невеста») в Национальном музее.