Триумф Фридриха Генриха, принца Оранского.
Триумф Фридриха Генриха, Принц Оранский | |
---|---|
![]() | |
Художник | Якоб Йорданс |
Год | 1652 |
Середина | холст, масло |
Движение | Барокко |
Размеры | 728 см × 755 см (287 × 297 дюймов) |
Расположение | Ораньезал в Huis ten Bosch , Гаага |
«Триумф Фридриха Генриха, принца Оранского» — картина фламандского художника Якоба Йорданса , подписанная и датированная внизу слева «J JOR fec / 1652». Он расположен в Ораньезале в здании Huis ten Bosch в Гааге , Нидерланды . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Huis ten Bosch , ныне голландская королевская резиденция, был построен на участке недалеко от Гааги, подаренном Фридриху Генри, принцу Оранскому, в 1645 году Голландской Республикой . [ 2 ] В 1647 году, прежде чем строительство было завершено, умер Фредерик Генри, и его преданная вдова Амалия Зольмс-Браунфельс решила внести существенные изменения в проект, превратив его в памятник своему покойному мужу. [ 3 ]
Главный зал Хуис тен Боша, Ораньезал , был украшен обширным циклом картин, прославляющих деяния и добродетели Фредерика Генри. [ 3 ] Идея создания такой комнаты, посвященной восхвалению национального лидера, была взята из цикла Питера Пауля Рубенса « Мария Медичи» в Париже и аллегорических потолочных росписей Якова I Английского в Банкетном доме в Лондоне . [ 2 ] Различные художники как из Голландской Республики, так и из Испанских Нидерландов . им было поручено создать картины для цикла. Триумф стал кульминацией цикла. Йордансу уже покровительствовала принцесса Амалия Зольмс-Браунфельс, и в 1650 году он создал « Аллегорию времени» для той же комнаты. После смерти Рубенса и Антониса ван Дейка Йорданс стал ведущим художником Испанских Нидерландов. [ 2 ]
Амалия взяла на себя бывшего секретаря своего мужа Константина Гюйгенса и архитектора Якоба ван Кампена, чтобы они руководили написанием цикла Ораньезаала. Сохранились письма Йорданса к Гюйгенсу, в которых показано, что Ван Кампен отправил художнику план комнаты и предложил ряд модификаций своей первоначальной идеи. Сохранились также три масляных эскиза потолка Йорданса, вероятно, созданные для одобрения Амалии и Ван Кампена. [ 4 ] Ни один из эскизов полностью не соответствует окончательной картине, что, вероятно, свидетельствует о том, что не все предложения художника были одобрены. [ 4 ] Сохранилось еще одно письмо Йорданса Амалии, объясняющее аллегорический смысл законченного произведения. [ 5 ]
Подготовительные эскизы
[ редактировать ]-
Эскиз, около 1651 г., Национальный музей Варшавы.
-
Эскиз, около 1651 года, Королевский музей изящных искусств Бельгии , Брюссель.
-
Эскиз, около 1651 года, Королевский музей изящных искусств , Антверпен.
Описание и стиль
[ редактировать ]Учитывая большое количество сходств между иконографией двух работ, вероятной моделью Йорданса была гравюра Саломона Савери по рисунку Дэвида Винкбонса . Этот рисунок был аллегорией триумфального вступления Фридриха Генриха в Гаагу после побед при Везеле и Хертогенбосе , двух его великих успехов в Восьмидесятилетней войне . [ 4 ]

В работе Йорданса Фредерик Генри изображен в доспехах и темно-красном плаще (напоминающем древнеримское триумфальное платье), восседающим на троне в триумфальной колеснице. Золотая скульптура Победы позади него держит две короны: одну она кладет в правую руку на голову Фридриха Генри, а другую держит в сторону сына Фридриха Генриха Вильгельма II Оранского , изображенного в виде молодого всадника в правом нижнем углу. Обнаженная плева позади Уильяма венчает его золотой гирляндой, увенчанной короной - внутри этого венка две соединенные руки, символизирующие брак Уильяма с Карла I дочерью Марией .

Колесница Фридриха Генри запряжена четырьмя белыми лошадьми в золотой упряжи. На одном из них едет мужская фигура, одетая лишь в псевдотурецкое платье, держа в руках рог изобилия фруктов и колосья зерна, символ изобилия. Рядом с лошадьми Минерва (слева) и Меркурий (справа, в крылатой шляпе и сандалиях) выступают в роли конюхов и символизируют мудрость, воинскую доблесть и хитрость Фредерика Генри. Кони топчут копытами двух страшных змей (Раздор) и фигуру, кусающую сердце (Зависть). Два льва перед лошадьми символизируют храбрость и мужество, а четыре музы в крайнем левом углу символизируют четыре провинции Голландской Республики.
На заднем плане находится триумфальная арка, окруженная двумя золотыми статуями на постаментах, изображающими отца Фридриха Генриха Вильгельма Безмолвного и его сводного брата Мориса Нассау (справа), которые оба предшествовали ему на посту штатгальтера . Люди собираются вокруг статуй, чтобы посмотреть на триумфальное шествие. Над лошадьми крылатая фигура с трубой (Слава) отбивает скелет, а еще выше женщина в белом одеянии держит обеими руками пальмовые ветви. Ее окружают путти, разворачивающие длинный свиток с надписью ULTIMUS ANTE OMNES DE PARTA PACE TRIUMPHUS («Самый прекрасный из всех триумфов — тот, посредством которого достигается мир»), который, как следует из письма в Национальной библиотеке Нидерландов, был изобретен Гюйгенсом. [ 6 ] Речь идет о Мюнстерском мире , разделе Вестфальского договора 1648 года, который гарантировал независимость Голландской республики и отказался от всех претензий Испании на ее земли. [ 4 ] Фридрих умер до заключения Договора, но его военные победы решительно проложили путь к нему. Несколько других путти в самом верху картины держат длинный гирлянду, полную фруктов, в то время как другие опрокидывают еще один рог изобилия монет и драгоценностей над Фредериком Генри, символизируя богатство и процветание.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якоб Йорданс (I), Триумф Фредерика Хендрика в Королевских коллекциях Нидерландов
- ^ Перейти обратно: а б с Макс Русес, Йорданс: sa vie et ses oeuvres , Амстердам, 1906, стр. 160-174.
- ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Барбара Гетгенс и Од Вирей-Валлон, «Артемиза» Жерара ван Хонтхорста, или два тела королевы , в Revue de l'Art , 1995, n. 109, с. 13-25.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лидвин Спелирс и Маргрит ван Эйкема Хоммес, Йорданс и Ораньезал во дворце Хуис тен Бош, картины и письма , в книге Биргит Ульрике Мюнх и Зита Агота Патаки (редактор), Йорданс: гений большого масштаба , Stoccarda, 2012, стр. 131-140.
- ^ Опубликовано (на французском языке) Макс Русес, Йорданс: его жизнь и его произведения , 1906 г.
- ^ (на голландском языке) Cfr. Инге Брукман, Константин Гюйгенс, искусство и суд , докторская диссертация, Амстердамский университет, 2017, с. 149.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Триумфом Фридриха Оранского» Якоба Йорданса на Викискладе?