Кира Нижински
Кира Ваславовна Нижинская (19 июня 1914 - 1 сентября 1998) была балериной польского и венгерского происхождения, с русским танцем и культурным наследием. Она была дочерью Вацлава Нижинского и племянницей Брониславы Нижинской . В 1930-е годы она выступала в балетах, поставленных Идой Рубинштейн , Максом Рейнхардтом , Мари Рамбер , Фредериком Эштоном , Антонием Тюдором .
Ее отец Вацлав (1889–1950) был всемирно известным танцором Русского балета в Париже. Ее тетя Броня (1891–1972) также преуспела в танце и была ведущим хореографом первоначально в «Русском балете». Ее мать Ромола де Пульски была светской львицей и писательницей. Матерью Ромолы, бабушкой Киры, была Эмилия Маркус , популярная венгерская актриса.
Кира родилась у Ромолы и Вацлава в Вене. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]
Вацлав Нижинский, около 1916 г. [ 5 ]
В ранние годы Кира наслаждалась любовью и привязанностью отца. К 1917 году его психическое заболевание положило конец его карьере. Семья Киры стала хаотичной, несчастной и отстраненной. Поскольку ее отец жил в интернате, мать отправила ее и ее младшую сестру Тамару в школы-интернаты. Сходство Киры с ее отцом Вацлавом было поразительным, «жутким». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Взяв ранние уроки танцев (как профессиональные, так и у отца и тети), она выбрала это своей карьерой. Ее мать не одобряла этого. Американка вызвалась оказать свою раннюю поддержку. [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Живя одна в Берлине, в 1931 году Кира начала танцевать в Иды Рубинштейн балетной труппе , которой руководила ее тетя Броня . Следующей она была в Макса Рейнхардта постановке Оффенбаха » « Сказки Гофмана в постановке Брониславы Нижинской. За кулисами она стала близкой подругой другой танцовщицы Веры Зориной , которая позже написала о ней: «Кира пришла из экзотического, несчастного мира». [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ]
В Лондоне она появилась в Кохрановском обзоре Streamline . Она училась у Николая Легата , русского балетмейстера . Позже в Париже она будет учиться у Любови Егоровой , бывшей балерины труппы Дягилева. Кира и ее мать Ромола, тоже тогда жившая в Лондоне, были явно несовместимы. Они разошлись во мнениях по поводу выбора жизненных ситуаций. Это побудило Киру собрать вещи и уехать в Швецию, где она танцевала в кабаре . [ 1 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] «Она вела кочевой образ жизни». [ 1 ]
Позже Мари Рамбер наняла Киру в свою лондонскую труппу Ballet Rambert . Там Кира исполнила центральную роль в хореографа Фредерика Эштона «Вальсе Мефисто» . [ 17 ] [ 18 ] Она также танцевала партию молодой девушки в «Призраке розы» и нимфу в «Послеполуденного отдыха фавна» , балетах, в которых ее отец Вацлав либо классно танцевал, либо одновременно ставил хореографию и танцевал. Антоний Тюдор в своем новом балете «Планеты » представил ее в роли Смертной, рожденной под властью мистической фигуры Нептуна, так что она жаждала соединиться с Бесконечным. О Кире критик Арнольд Хаскелл писал в 1935 году: «Она танцовщица, которая понимает, инстинктивно или нет, как использовать танец для выражения своих эмоций». Она имела убедительное присутствие. [ 1 ] [ 19 ] [ 20 ]
20 апреля 1936 года в Коронационной церкви в Будапеште Кира вышла замуж за Игоря Маркевича , украинского композитора и дирижера работал в «Русском балете» Дягилева , который в конце 1920-х годов . Его сравнивали со Стравинским из-за дискомфорта последнего. [ 21 ] [ 22 ] Кира прекратила танцевать. У них с Игорем был один ребенок, сын Вацлав (20 января 1937 г. - 12 января 2024 г.). [ 23 ] ), но в конце концов они развелись. Воспитывал мальчика Игорь, который женился повторно. Увлеченный искусством, Вацлав Маркевич стал художником. [ 1 ] [ 2 ] [ 24 ] [ 25 ]
До 1958 года Кира жила в Риме, где работала переводчицей в модном магазине на Виа Кондотти . Затем она переехала в Сан-Франциско. Она вступила в как мирянин Орден францисканцев . В документальном драматическом фильме 1981 года « Она танцует одна» она сыграла саму себя. Фильм режиссера Роберта Дорнхельма предлагает взглянуть на ее жизнь и ее стремление к танцевальной карьере. [ 2 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Описание
[ редактировать ]Балерина Марго Фонтейн описала встречу с Кирой в Сан-Франциско в 1951 году. [ 29 ]
Мы также познакомились с дочерью Нижинского, Кирой, которая просто очаровательна. Крепкая и жизнерадостная, у нее самая обаятельная улыбка, а какие, должно быть, глаза у ее отца, необычные серо-зеленые или зелено-карие? Она художница и использует яркие цвета. Ее отец - частая тема, но я заметил, что на всех ее картинах он изображен в балетных ролях, а не в образе самого себя. Когда она описывала русский танец, она на мгновение провела правой рукой по лбу, и я отчетливо увидел Нижинского. В ее движениях и лице было что-то, что выражало все, что можно сказать о танце в тот момент, и я никогда не смогу этого забыть.
Библиография
[ редактировать ]- Нэнси Ван Норман Баер, Бронислава Нижинская. Наследие танцора (Музей изящных искусств Сан-Франциско, 1986).
- Марго Фонтейн , Автобиография (Нью-Йорк: Кнопф, 1976).
- Висенте Гарсиа Маркес, Русские балеты (Нью-Йорк: Knopt 1990).
- Люси Мур, Нижинский (Нью-Йорк: Profile Books, 2013, 2014).
- Бронислава Нижинская , Ранние мемуары (Нью-Йорк: Холт Райнхарт Уинстон, 1981).
- Ромола Нижинский , Нижинский (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1934; переиздание Pocket Books, 1972).
- Тамара Нижинский, Нижинский и Ромола (Лондон: Бахман и Тернер, 1991).
- Питер Оствальд, Нижинский. Прыжок в безумие (Secaucus: Лайл Стюарт, 1991).
- Нэнси Рейнольдс и Малком Маккормик, «Нет фиксированной точки». Танец в двадцатом веке (Йельский университет, 2003 г.).
- Линн Гарафола и Нэнси Ван Норман Баер, редакторы журнала «Русский балет и его мир» (Йельский университет, 1999).
- Хорст Кеглер , Краткий Оксфордский словарь балета ([1972], Оксфордский университет, 1977).
- Статьи, видео
- Надин Мейснер, «Некролог: Кира Нижински» , в The Independent , 21 октября 1998 г. Доступ: 10 сентября 2016 г.
- Клаудия Желазовска, «Освальд Бирли, Портрет Киры Нижински, понимающей танцовщицы» в журнале Daily Art Magazine , 11 марта 2018 г. Доступ: 15 апреля 2018 г. Включает: живопись и фотографии Киры, видео к фильму « Она танцует одна» .
- Она танцует одна (1981) , на веб-сайте IMDb , 18 февраля 1982 г. Доступ: 13 июня 2017 г. См. Желязовскую выше.
- «Кира Нижинска» на голландском сайте: mijnstambomen. Доступ 2018.4.15. Ее фамилия в польском (или русском) стиле будет иметь женское окончание «ска»; мужской род — «лыжи». Включает фотографии Киры в балетных костюмах.
- Марго Фонтейн , интервьюер, «Интервью Киры Нижински о своем отце» , JRH Films на youtube.com. Доступ 15 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Надин Мейснер, «Некролог: Кира Нижински» . в The Independent, 21 октября 1998 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клаудия Желазовска, «Освальд Бирли, Портрет Киры Нижинской, танцовщицы, которая понимает» . в журнале Daily Art, 11 марта 2018 г. Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Оствальд (1991), с.126: «славянское второе имя Ваславосна в честь отца, как это принято у русских»; С. 80-84: Семья ее матери Ромолы.
- ^ Нижинская (1981), стр. 11-13, 513-515 (семья артистов балета ее отца Вацлава).
- ^ См., Фонтейн, JRH Films .
- ^ И все же Кира, в отличие от своего отца, была «очень разговорчивой». Оствальд (1991), примечание на стр. 126.
«Кира оказалась необычайно привлекательным ребенком, с вьющимися черными волосами и «прекрасными зелеными глазами, такими же странно очаровательными, такими же раскосыми, как у самого Вацлава». Она также была «чрезвычайно мускулистой», говорит Ромола, и, казалось, отражала красоту своего отца: «Чем больше она росла, тем больше она напоминала Вацлава». Оствальд, стр.126.
- ^ Тамара Нижинская (1991). «С самого рождения она сильно напоминала Васлава [своего отца] и должна была унаследовать его замечательные художественные таланты. Кира – это русское слово, означающее «Королева»» (с. 110). Ее отец Вацлав «сиял, когда говорил о ней» (с.167). Тамара иногда называет своего отца «Татакабой» (с.219).
- ^ Ромола Нижинский (1972), стр. 233-234 (рождение Киры, сходство с отцом), стр. 249-250 (на «детском русском языке» Кира называет своего обрадованного отца «Татакой»).
- ^ Мур (2013), стр. 240-241 (сходство, «то же неотразимое выражение кошачьей грации в ее раскосых глазах»), стр. 223, 226 (школы-интернаты, уроки танцев, ранняя поддержка балета).
- ^ Оствальд (1991), стр.167 (уроки танцев отца), стр.270 (уроки танцев в десять лет), стр. 261, 284 (неодобрение матери); стр. 126, 165 (сходство Киры с отцом); С. 223, 294 (их близость).
- ↑ Тамара Нижинская (1991), стр.216 (трудная жизнь ее матери Ромолы), стр.218 (старше на шесть лет сестры Тамары, Кира заменит мать), стр.219 («Уроки танцев Киры в Опере» » Киры ), стр. 233, 235-236 (Натали Роджерс, странный и краткий американский « наставник ). См. стр. 258-259 о том, как ее отец обучал Киру «секретам танцевального искусства».
- ^ Баер (1986), стр. 62-63, 71 (балетные труппы Нижинской).
- ^ Мур (2013), стр.226, об Иде Рубинштейн. По словам другой танцовщицы, «Брония плохо обращалась с Кирой... потому что она «пытается вести себя так, будто она кто-то есть».
- ^ Koegler (1977), p.177: Egorova (1880-1972), herself a student of Legat; p.320: Legat (1869-1937).
- ^ Оствальд (1991), стр.285 (Швеция).
- ↑ Тамара Нижинская (1991), стр.256: Позже Ромола о своей дочери Кире: «Мы не разговариваем». Тем не менее, Ромола описывает ее как «очень талантливую» в рисовании, поэзии, актерском мастерстве и танцах.
- ^ Кеглер (1977), стр.358. В лондонской постановке этого творения Эштона в 1934 году роль Маргариты первоначально взяла на себя знаменитая Алисия Маркова .
- ↑ Листа Тамара Нижинский (1991), стр.259: В Будапеште примерно в 1936 году Кира ставила хореографию «Мефисто-вальса» .
- ^ Кеглер (1977), стр.417: Планеты , музыка Густава Холста , балет Тюдора в 1934 году для Ballets Rambert.
- ^ «Кира Нижинска» на голландском сайте. Фотография Киры из Le Spectre de la Rose .
- ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр.70 (Маркевич, свадьба).
- ^ Джозеф, «Дягилев и Стравинский» в Гарафоле и Бэре (1999), стр. 204–205 (Маркевич).
- ^ Семья. «Некролог» .
- ^ Мур (2013), ее сын Вацлав: стр.229, стр.241 (художник).
- ^ Тамара Нижинская (1991), стр. 259-261 (свадьба Киры); с.263 (рождение сына в Швейцарии).
- ^ Она танцует одна (1981). Макс фон Сюдов — голос ее отца Вацлава Нижинского. Патрик Дюпон танцует в сценах с Кирой постарше. См. статью Желазовской.
- ^ Оствальд (1991), стр.338 (Рим), стр.126* (автобиографический фильм; говорил «на многих иностранных языках»).
- ^ Мур (2013), стр.240 (францисканцы).
- ^ Фонтейн (1976), стр. 117-118.