Совет Клермона

представлял Клермонский собор собой смешанный синод духовенства и мирян католической церкви , созванный Папой Урбаном II и проводившийся с 17 по 27 ноября 1095 года в Клермоне , Овернь , в то время являвшийся частью герцогства Аквитания . [ 1 ] [ 2 ]
Хотя сегодня собор известен прежде всего речью Папы Урбана, произнесенной в последний день, в первую очередь это был синод, сосредоточенный на реализации реформ Клюниака , принятии указов и решении местных и региональных проблем. [ 3 ] Это также включало продление отлучения Филиппа I Французского за его прелюбодейный повторный брак с Бертрадой Монфорской и декларацию о возобновлении Божьего перемирия , попытку со стороны церкви уменьшить вражду среди франкской знати. [ 4 ]
Речь Папы Урбана 27 ноября включала призыв к оружию, которое приведет к Первому крестовому походу . [ 5 ] и, в конечном итоге, захват Иерусалима и создание Иерусалимского королевства . Этим Урбан отреагировал на просьбу византийского императора Алексия I Комнина , который направил послов на совет Пьяченцы с просьбой о военной помощи против турок-сельджуков . [ 6 ] Сохранилось несколько отчетов о речи; письмо Фульчера Шартрского из них наиболее надежным считается , присутствовавшего на совете.
Участники
[ редактировать ]На соборе присутствовало около 300 священнослужителей. Официального списка участников и подписавших постановления Собора не сохранилось. Тем не менее, можно составить неполный список некоторых участников. [ 7 ]
- Жоаннес, кардинал-епископ Порту
- Дагоберт , архиепископ Пизанский
- Святой Бруно, епископ Сеньи
- Уолтер , кардинал-епископ Альбано
- Рангериус, ОСБ, архиепископ Реджо-ди-Калабрия
- Ричард, кардинал-священник и аббат Сан-Виктор в Марселе
- Теузо, кардинал-священник СС. Джон и Пол
- Альберт, OSB, кардинал-священник Санта-Сабины
- Иоанн Гаттеллус, канцлер Папы Римского
- Григорий Папиенсис, диакон
- Гуго Верденский, диакон
- Гуго де Дье , архиепископ Лионский и папский легат
- Аматус , архиепископ Бордо и папский легат
- Райнальд , архиепископ Реймса
- Ришерий, архиепископ Санский
- Ролланд, епископ Дола
- Далматий, архиепископ Нарбонны
- Бернар Седиракский , архиепископ Толедо и легат в Испании.
- Оэллус (Хоэль), епископ Ле-Мана
- Жоффруа Вандомский , кардинал-священник титульной церкви Санта-Приска на Авентине.
- Бенедикт, епископ Нантский
- Петрус, епископ Пуатье
- Иво, епископ Шартрский
- Ламберт, епископ Арраса
- Иоанн, епископ Орлеанский
- Рожер, епископ Бове
- Радульф (Рауль), архиепископ Турский
- Ильгот, бывший епископ Суассона, монах Мармутье
Речь
[ редактировать ]Существует шесть основных источников информации об этой части совета: [ 8 ]
- Письмо, написанное самим Урбаном в декабре 1095 года, со ссылкой на совет;
- Анонимный Gesta Francorum («Деяния франков», датированный ок. 1100/1101);
- Фульчер Шартрский , присутствовавший на соборе, в своей Gesta Francorum Иерусалимский перегринантиум (ок. 1100-1105);
- Роберт Монах , возможно, присутствовавший на соборе, в Historia Hierosolymitana (1107 г.);
- Бальдрик, архиепископ Дола (написано около 1105 г.);
- Гвиберт де Ножан , Dei gesta per Francos (1107/8).
Пять версий речи сильно различаются в деталях. Рассказ Фулчера, который, как известно, присутствовал на совете, обычно считается наиболее достоверной версией. [ 9 ]
В собственном письме Урбана, написанном в декабре 1095 года и адресованном верующим, «ожидающим во Фландрии», действительно сокрушается, что «варварская ярость прискорбно поразила и опустошила церкви Божьи в регионах Востока». Урбан действительно намекает на Иерусалим, говоря, что эта варварская ярость «даже захватила в невыносимом рабстве его церкви и Святой Град Христа, прославленный Его страстями и воскресением». Он призывает принцев «освободить церкви Востока», назначая Адемара де Ле-Пюи руководителем экспедиции, которая отправится в день Успения Марии (15 августа 1096 г.). [ 10 ]
Gesta Francorum не дает подробного описания этой речи, в ней просто упоминается, что Урбан призвал всех «встать на путь Господа» и быть готовыми к большим страданиям, будучи уверенным в своей награде на небесах. Далее подчеркивается, как известие о призыве Урбана к оружию быстро распространилось из уст в уста «по всем областям и странам Галлии, франки, услышав такие сообщения, немедленно приказали пришить кресты на свои правые плечи, заявив, что они единодушно последовали по стопам Христа, благодаря которому они были искуплены от руки ада». [ 11 ]
Фулчер
[ редактировать ]Фульчер из Шартра присутствовал на речи и записал ее в Gesta Francorum Иерусалимский Expugnantium . Несколько лет спустя (ок. 1100–1105) он писал по памяти. [ 12 ] В своем прологе он утверждает, что записывает только те события, которые видел собственными глазами, и его запись сформулирована в соответствии со стилем речей, известным из папских речей XI века. [ 13 ]
В тексте Фулчера Урбан начинает с напоминания присутствующим священнослужителям, что они пастыри и что они должны быть бдительными и избегать небрежности и коррупции. Он напоминает им воздерживаться от симонии и придерживаться законов церкви. Урбан жалуется на отсутствие правосудия и общественного порядка во франкских провинциях и призывает к восстановлению перемирия, защищающего духовенство от насилия. В историографии крестовых походов давно ведется спор о том, насколько умиротворение Франкского королевства было задумано так, чтобы идти рука об руку с «экспортом насилия» врагу на востоке. [ 14 ] Фулчер сообщает, что все присутствующие согласились с предложениями папы и пообещали соблюдать постановления церкви.
Во второй части своей речи Урбан убеждает франкских христиан, что, как только они восстановят мир и справедливость на своей земле, они должны обратить свое внимание на Восток и оказать там помощь христианам, как это сделали турки. [ 15 ] напал на них и недавно завоевал территорию Румынии (т.е. Византийскую Анатолию ) на западе до Средиземного моря, часть, известную как «Рука Святого Георгия» ( Мраморное море ), [ 16 ] убийство и захват многих христиан, разрушение церквей и опустошение Царства Божьего. [ 17 ] Чтобы избежать дальнейшей потери территории и еще более масштабных нападений на христиан, Урбан призывает присутствующее духовенство повсеместно опубликовать его призыв к оружию и убедить всех людей любого ранга, как дворян, так и простолюдинов, пойти на помощь христианам. Христиане в настоящее время подвергаются нападениям. Завершая свой призыв к оружию словами «Христос приказывает» ( Christus autem imperat ), [ 18 ] Урбан определяет крестовый поход как оборонительную справедливую войну и как религиозную священную войну . [ 19 ]
Далее Урбан обещает немедленное отпущение грехов всем, кто погибнет в пути или в битве с мусульманами. Затем он связывает свой призыв к оружию со своим предыдущим призывом к миру в Галлии: «Пусть те, кто привык несправедливо вести частную войну против верующих, теперь пойдут против неверных и закончат победой эту войну, которая должна была начаться давно. Пусть те, кто долгое время были грабителями, теперь станут рыцарями. Пусть те, кто сражался против своих братьев и родственников, теперь сражаются должным образом против варваров. Пусть теперь получат те, кто служил наемниками за небольшую плату. вечная награда. Пусть те, кто изматывал себя телом и душой, теперь трудятся за двойную честь». [ 20 ] Речь заканчивается тем, что Урбан просит всех, кто планирует поехать, арендовать свои земли и собрать деньги на свои расходы как можно скорее, а также уйти, когда закончится зима и наступит весна.
Роберт
[ редактировать ]Некоторые историки отдают предпочтение версии речи, изложенной Робертом Монахом в его Historia Iherosolimitana , написанной в 1107 году. [ 21 ] Роберт дает более яркий отчет, состоящий как из более сложной проповеди, так и из «драматической реакции» аудитории, разразившейся спонтанными криками Deus vult . [ 22 ] В версии Роберта Урбан призывает «расу франков» к христианской ортодоксии, реформам и подчинению Церкви, а также прийти на помощь греческим христианам на востоке. Как и в рассказе Фулчера, Урбан обещает отпущение грехов тем, кто отправился на восток. [ 23 ] В рассказе Роберта о речи Урбана присутствует риторика драматической «боевой речи». Здесь Урбан делает упор на повторное завоевание Святой Земли, а не на помощь грекам - аспект, которого нет в версии Фулчера и который многие историки считают вставкой, основанной на успехе Первого крестового похода. Отчеты Роберта и Фулчера об этой речи включают описание ужасного положения христиан на Востоке в условиях недавних завоеваний турок и обещание отпущения грехов тем, кто пойдет им на помощь. Версия Роберта, однако, включает в себя более яркое описание зверств, совершенных завоевателями, описывая осквернение церквей, принудительное обрезание, обезглавливание и пытки путем потрошения христианских мужчин и намекая на тяжкие изнасилования христианских женщин. [ 24 ] Возможно, с мудростью, оглядываясь назад, Роберт заставляет Урбана советовать, чтобы никто, кроме рыцарей, не уходил, ни старых и немощных, ни священников без разрешения своих епископов, «ибо они являются скорее помехой, чем помощью, скорее бременем, чем преимуществом». ... и женщинам вообще не следует отправляться в путь без своих мужей, братьев или законных опекунов». [ 25 ]
Другие версии
[ редактировать ]Примерно в то же время Бальдрик, архиепископ Дола, также основывая свой рассказ в целом на Gesta Francorum, произнес эмоциональную проповедь, посвященную преступлениям мусульман и завоеванию Святой Земли, в терминах, которые, вероятно, апеллировали к рыцарству. Как и Фульчер, он также записал, что Урбан осуждал насилие христианских рыцарей Галлии . «Менее безнравственно размахивать своим мечом против сарацин», — кричит Урбан Балдрика, сравнивая их с амаликитянами . Насилие рыцарей он хотел видеть облагороженными на службе Христу, защищающими церкви Востока, как защищающими мать. Балдрик утверждает, что Урбан тут же назначил епископа Пюи возглавить крестовый поход. [ 26 ]
Гвиберт, аббат Ножанта, в своей книге «Dei gesta per Francos » (1107/8) также заставил Урбана акцентировать внимание на завоевании Святой Земли больше, чем на помощи тамошним грекам или другим христианам. Этот акцент может быть, как в случае с Робертом и Болдриком, обусловлен влиянием отчета о влиянии завоевания Иерусалима в Gesta Francorum . Речь Урбана в версии Гвиберта подчеркивает святость Святой Земли, которая должна находиться во владении христиан, чтобы пророчества о конце света могли исполниться. [ 27 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Э. Гленн Хинсон, Торжествующая церковь: история христианства до 1300 года , (Mercer University Press, 1995), 387.
- ^ Блюменталь, Юта-Рената. Крестовые походы — Энциклопедия . стр. 263–265.
- ^ Сомервилл, Роберт (27 октября 2011 г.). Совет Папы Урбана II в Пьяченце . ОУП Оксфорд. п. 117. ИСБН 9780199258598 .
- ^ Питерс 1971 , с. 18.
- ^ Манро, Дана Карлтон (1906). «Речь Папы Урбана II. В Клермоне, 1095 год» . Американский исторический обзор . 11 (2): 231–242. дои : 10.2307/1834642 . ISSN 0002-8762 .
- ^ Хелен Дж. Николсон, Крестовые походы (Greenwood Publishing, 2004), 6.
- ↑ Современная брошюра ( libellus ), в которой жалуются на несправедливость, причиненную аббатству Майорис-Монастерии, включает повествование об их обращении к Папе на Совете. Список свидетелей их хартии свобод Мартен Буке; Мишель-Жан-Жозеф Бриаль (1877). Сборник историков Галлии и Франции (на французском и латыни). Полет. Том четырнадцатый (14) (новое изд.). Грегг Пресс. п. 98.
- ^ Холсолл, Пол (декабрь 1997 г.). «Средневековый справочник: Урбан II (1088–1099): Речь на Клермонском соборе, 1095 г., Пять версий речи» . Интернет-справочник по средневековью . Фордэмский университет . Архивировано из оригинала 1 декабря 1998 года . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Георг Штрак, Проповедь Урбана II в Клермоне 1095 года и традиция папского ораторского искусства, в: Medieval Sermon Studies 56 (2012), 30–45. ( uni-muenchen.de ).
- ^ Август. К. Крей, Первый крестовый поход: рассказы очевидцев и участников , Принстон (1921), 42–43. Райли-Смит, Луиза; Райли-Смит, Джонатан, ред. (1981). Крестовые походы: идея и реальность, 1095–1274 гг . Документы средневековой истории. Том. 4. Лондон: Э. Арнольд. п. 38. ISBN 0-7131-6348-8 .
- ^ Август. К. Крей, Первый крестовый поход: рассказы очевидцев и участников , Принстон (1921), 28–30. Розалинда М. Хилл, изд. и пер., Gesta francorum et aliorum Hierosolymitanorum: Деяния франков (Лондон: 1962).
- ^ Historia Hierosolymitana: С пояснениями и приложением , изд. Генриха Хагенмейера (Гейдельберг: Зима, 1913), стр. 44–45.; перевод: История экспедиции в Иерусалим: 1095–1127, пер. Фрэнсис Р. Райан, под редакцией Гарольда С. Финка (Ноксвилл: Университет Теннесси Press, 1969), стр. 19–20.
- ^ Старк (2012): «только версия, сообщенная Фулчером Шартрским, соответствует своего рода ораторскому искусству, обычному для папских речей в одиннадцатом веке» Георг Штрак, «Проповедь Урбана II в Клермоне и традиции папского ораторского искусства», Medieval Sermon Studies 56 (2012), 30–45, doi : 10.1179/1366069112Z.0000000002 ( uni-muenchen.de )
- ^ Питерс 1971 , с. 17.
- ^ Хагенмайер (1913:133f.): в некоторых рукописях есть слово Turci et Arabes «турки и арабы», но Хагенмайер предпочитает Turci, gens Persica в качестве ссылки Фульхера во второй редакции текста, поскольку ему было хорошо известно, что только турки, но не арабы, продвинулись «до Средиземноморья», и Фулчер в других местах щепетильно отличает турок, с одной стороны, от С другой стороны, арабы или сарацины.
- ^ Fulcheri Carnotensis История Иерусалима 1.3.3, изд. Хагенмайер (1913), с. 133 .
- ^ опустошая Царство Божие ; какая-то мсс. вместо этого читайте regnum quoque Vastantando , «и опустошающее королевство» (Hagenmeier 1913:134).
- ^ Fulcheri Carnotensis История Иерусалима 1.3.5, изд. Хагенмайер (1913), с. 135 .
- ^ Старк (2012:33)
- ^ Бонгарс, Gesta Dei per Francos , 1, 382 f., пер. в: Оливер Дж. Тэтчер и Эдгар Холмс МакНил (ред.), Справочник по истории Средневековья , Нью-Йорк: Scribners (1905), 513–517 [1]
- ^ Старк (2012:34)
- ^ Филипп Ле Ба (редактор), Historia Iherosolimitana , Recueil des Historiens des Croisades : Western Historians vol. 3, Париж: Imprimerie Royale (1866), с. 729 .
- ↑ «Liber Lamberti», источник, основанный на записках епископа Ламберта Аррасского, присутствовавшего на Соборе, указывает, что Урбан предложил отпущение всех покаяний за грехи, что позже стало называться индульгенцией . http://falcon.arts.cornell.edu/prh3/259/texts/clermont.html
- ^ Мэдден, Томас (2014). Краткая история крестовых походов . Роуман и Литтлфилд. п. 264. ИСБН 978-1442215740 .
- ^ Средневековый справочник (1997). Урбан II (1088–1099): Речь на Клермонском соборе, 1095 г., Пять версий речи . Фордхэмский университет
- ^ Китс-Рохан, КСБ «Балдрик Дола (1046–1130)». Крестовые походы — Энциклопедия . п. 130.
- ^ Китс-Рохан, КСБ «Гиберт Ножанский (1055 – ок. 1125)». Крестовые походы — Энциклопедия . п. 548.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Питерс, Эдвард, изд. (1971). Первый крестовый поход . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0812210174 .
- Сомервилл, Роберт, «Совет Клермона и Первый крестовый поход», Studia Gratiana 20 (1976), 325–337.
- Сомервилл, Роберт, «Клермонский собор (1095 г.) и Латинское христианское общество», Архивы папской истории 12 (1974): 55–90 ( jstor.org ).
- Страк, Георг, «Проповедь Урбана II в Клермоне 1095 года и традиции папского ораторского искусства», Medieval Sermon Studies 56 (2012): 30–45 ( doi : 10.1179/1366069112Z.0000000002 ) ( pdf ).
- Титтертон, Джеймс (2020). «Бескровные турки и сангвинические крестоносцы: использование Вильгельмом Малмсберийским Вегеция в его отчете о проповеди Урбана II в Клермонте». Средневековая хроника . 13 : 289–308. дои : 10.1163/9789004428560_014 . ISBN 9789004428560 . S2CID 219787181 . ( https://doi.org/10.1163/9789004428560 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Средневековый справочник: Архивировано 1 декабря 1998 года в Wayback Machine. Пять версий проповеди Урбана.