Санью (художник)
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( июнь 2011 г. ) |
Саньюй или Чанг Ю ( китайский : 常玉 ; 14 октября 1901 г. - август 1966 г.) был китайско-французским художником.
Биография
[ редактировать ]Чан Юй родился 14 октября 1901 года в Наньчуне, провинция Сычуань . [1] Его семья владела одной из крупнейших шелковоткацких фабрик в Сычуани — шелковой фабрикой Дэхэ, которой управлял старший брат Саньюя Чан Цзюньмин. Бизнес был настолько успешным, что Цзюньмин заслужил награду «Миллионер Чанг из Наньчуна», а его достижения вошли в анналы города Наньчун и аплодировали ему. Будучи на тридцать семь лет старше Санью, Джунмин обожал своего младшего брата и, признавая его интерес и талант к искусству, мало что жалел для поддержки и поощрения всех его творческих начинаний. Богатство семьи позволило Саньюй получить домашнее образование, которое включало уроки каллиграфии у сычуаньского каллиграфа Чжао Си (1877–1938) и уроки живописи у его отца, известного в Наньчуне своим умением рисовать львов и лошадей.
Выросший в Наньчуне, примерно в 300 километрах от Чэнду , Санью, скорее всего, не был затронут недовольством, которое в то время назревало в крупных городах Китая. После свержения династии Цин и основания республики в 1911 году Китай столкнулся с растущей автократией изнутри и вторжением империализма извне. Из-за этой двойной напряженности, усугубленной неэффективностью устаревших социальных и политических систем, Китай оказался бессильным, что заставило многих переоценить затруднительное положение своей раздираемой нации. Неприемлемые условия Версальского договора вызвали встречное движение, которое набрало силу через студенческие организации по всей стране, кульминацией которого стал исторический инцидент четвертого мая . Академики и студенты возглавили восстание против иностранного посягательства на территориальный суверенитет Китая и права на самоуправление. Они признали, что для восстановления целостности своей страны Китаю необходимо укрепиться посредством реформ. Единый голос требовал обновления страны посредством модернизации, что в то время означало вестернизацию. Поэтому многие решили поехать за границу, чтобы изучить пути Запада и принести пользу своей проблемной стране.
В ответ на этот призыв студенты отправились во Францию по спонсируемой правительством программе работы и учебы. Хотя неизвестно, участвовал ли Саньюй в этой программе, его решение сделать Францию местом назначения в 1921 году, несомненно, было вдохновлено мигрирующей волной студентов-художников, таких как Сюй Бэйхун и его партнер Цзян Бивэй, с которыми Саньюй стал близким другом. [2] Сюй и Цзян, приехавшие на год раньше Саньюя, уже сочли жизнь в Городе Света слишком дорогой для их скудных доходов и решили переехать в Берлин, где жить было дешевле. Санью, не имея четкой программы действий в Париже и не скованный финансовыми проблемами, благодаря щедрой поддержке Цзюньмина, решил поехать вместе с ними в Берлин. За это время Санью подружился с другими китайскими художниками и писателями, но вместо того, чтобы заниматься искусством, они сформировали кулинарный клуб, собираясь ежедневно, чтобы планировать и готовить гастрономические блюда своих родных городов и хорошо проводить время. Сохранились только две работы Санью, «Пионы» и «Пейзаж с ивами», написанные традиционной кистью и тушью, что еще раз свидетельствует об отсутствии художественной активности в этот период.
После двух лет в Берлине Санью вернулся в Париж в 1923 году. В то время как большинство китайских студентов-художников стремились поступить в уважаемую национальную высшую школу изящных искусств , Санью предпочитал менее академическую среду Академии Гранд Шомьер . Здесь Санью погрузился в экзотический для него мир рисования обнаженной натуры. Можно себе представить, какое волнение, должно быть, испытывал молодой Санью, находясь в студии, где на расстоянии вытянутой руки позировали обнаженные модели, запрещенные дома. В этой свободной и раскованной среде он мог экспериментировать с западными техниками рисования, чтобы исследовать и выражать линии человеческой формы. Ранние работы Санью в Париже включают исключительно рисунки обнаженных фигур и фигур тушью и карандашом, из которых сегодня сохранилось более 2000 экземпляров.
Поскольку Санью в юности обучался китайской каллиграфии, неудивительно, что большинство его рисунков обнаженной натуры было выполнено китайской тушью и кистью. Отточенный каллиграфический штрих с его разнообразными намеками предоставил Санью уникальную возможность очертить человеческое тело не столько с точки зрения его анатомии, сколько как средство выражения красоты и чувствительности плавной линии. Всего несколькими мазками, полагаясь на плавность и врожденные качества кисти и туши, он смог уловить суть своего предмета.
Саньюй, наряду с Сюй Бэйхуном , Янь Вэньляном , Линь Фэнмяном и Лю Хайсу (совместно — Четыре Великих Президента Академии ) широко известны как наиболее выдающиеся китайские художники-масляники в первом поколении, учившиеся во Франции в начале 1900-х годов.
Свадьба
[ редактировать ]Санью встретил свою будущую жену в La Grande Chaumière. Молодая женщина двадцати одного года, Марсель была впечатлена талантом Санью и попросила его научить ее. Они сблизились и прожили вместе три года, прежде чем поженились. Марсель вспоминает, что, хотя они весело проводили время вместе, у них никогда не было достаточно денег. Санью, однако, казался равнодушным, проводя большую часть своего времени, неторопливо сидя в кафе, часами рисуя на салфетках и тусуясь с друзьями. Привыкший к поддержке брата, он был уверен, что деньги из дома будут продолжать поступать, но все более длинные интервалы между пособиями уже предвещают финансовые трудности, которые вот-вот одолеют Санью.
Дилерское сотрудничество с Анри-Пьером Роше
[ редактировать ]В 1929 году, через год после женитьбы, Санью познакомился с Анри-Пьером Роше , проницательным и динамичным коллекционером и торговцем произведениями искусства, более известным как автор «Жюля и Джима» и «Les deux anglaises et le Container» . Санью теперь столкнулся с финансовыми трудностями, поскольку поступления от Цзюньмина стали нерегулярными из-за спада в шелковом бизнесе дома. Роше, который проявлял большой интерес к раскрытию талантов, на его счету были такие художники, как Мари Лорансен , Жорж Брак , Марсель Дюшан и Константин Бранкузи , увидел в Санью многообещающие надежды и согласился выступить в качестве его дилера. По словам Гертруды Стайн , Роше «знал всех… и мог познакомить кого угодно с кем угодно». Действительно, Роше был непревзойденным дилером, продвигая своих художников среди известных коллекционеров по всей Европе. В течение следующих двух лет Роше собрал 111 картин и 600 рисунков Санью. Тем не менее Санью посетовал: «Что касается моей ситуации, то она очень плохая. Мой арт-дилер платит мне половину цены и покупает у меня очень мало. Это все из-за кризиса. Я едва могу больше жить. не знаю, что я буду делать». Постоянные жалобы Санью и требования денег превратили его скорее в финансовую и эмоциональную обузу, чем в артистический актив, и в 1932 году Роше решил разорвать отношения.
Техники
[ редактировать ]Несмотря на печальную ноту, на которой закончились их отношения, на самом деле Роше можно приписать всплеск творческих способностей и развития Санью в это время. Он призвал Санью поэкспериментировать с гравюрой как средством охвата более широкой публики с меньшими затратами. В гравюрах Санью нашел еще один способ продемонстрировать ту же чувствительность к экономии линий, что и его рисунки. Цинковые пластины для серии гравюр, выполненных по заказу Роше, показывают, как художник, используя сухую иглу (технику глубокой печати), вырезал тонкие и едва различимые линии прямо на металлической пластине, создавая деликатный заусенец, создающий тонкий бархатистый эффект готового изображения. Сухая точка особенно хорошо подошла Санью: небольшой размер пластин придавал зрителю близость, а тонкие линии передавали суть его простоты, и он умело и эффективно применял ее к своим обнаженным телам. Несмотря на то, что Санью, похоже, предпочитал сухую иглу, этот метод требовал использования печатной машины и услуг профессионального печатника, что было дорогостоящим. Проблема была решена, когда он открыл для себя линогравюру в 1932 году и начал делать отпечатки большего размера. Оба Пикассо и Матисс в этот период предпочитали офорт и сухую иглу, и Санью, несомненно, находился под влиянием плодотворной деятельности этих мастеров в области гравюры. Однако Матисс начал использовать линогравюру только в 1938 году, а Пикассо — в 1959 году, то есть через два года после первоначального исследования этой техники Санью.
Матисс однажды заметил, что художник «сначала должен рисовать, чтобы развивать дух, и что только после многих лет подготовки молодой художник должен прикоснуться к цвету...» Независимо от того, знал ли Санью о взглядах Матисса, он шел именно по этому пути. последовал. Все зарисовки и рисунки в течение первых восьми лет его пребывания в Париже послужили подготовкой Санью к его возможному набегу на живопись маслом. Его самая ранняя картина маслом датирована 1929 годом, когда он встретил Роше, который, несомненно, увидел будущий потенциал масляной среды для Санью и вдохновил его исследовать его. Под опекой Роше Санью получил доступ в Салон Тюильри в 1930 году и впервые выставил картину маслом вместо рисунков обнаженной натуры и натюрмортов, выбранных для предыдущих салонных выставок. К началу 1930-х годов Санью полностью посвятил себя масляной живописи, никогда не возвращаясь к гравюре и возвращаясь к рисункам только в качестве учебных эскизов для своих работ маслом.
К концу 1930-х и началу 1940-х годов, когда война опустошала Европу, Саньюй оказался в еще более тяжелом положении. Интерес к настольному теннису ( пинг-понгу ) угас, и без финансовой поддержки он не мог даже покупать художественные принадлежности. Записи о салонных выставках этого времени свидетельствуют о том, что Санью демонстрировал только скульптуры животных и фигуры (S001 и S002). Не имея возможности купить подходящий материал, эти скульптуры делают из гипса и украшают красками.
Дружба с Робертом Франком
[ редактировать ]В 1948 году Санью отправился в Нью-Йорк. В поисках жилья он встретил известного швейцарско-американского фотографа Роберта Франка , который планировал продолжительную поездку в Париж. Они решили обменяться студиями. Однако из-за изменения планов Фрэнк остался в Нью-Йорке, и они стали соседями по комнате. По словам Фрэнка, «Санью приехал в Америку, чтобы популяризировать настольный теннис. Это была единственная причина его приезда». Как только Санью переехал в студию Фрэнка, он попросил убрать всю мебель Фрэнка, чтобы он мог покрасить пол на своем теннисном корте. «Я никогда не забуду, как он это нарисовал, - вспоминает Фрэнк. - Это заняло несколько дней. Он нарисовал это с предельной тщательностью. Это было прекрасно. Мне жаль, что я не сфотографировал это». Санью признался Фрэнку, что с живописью покончено и что для него настольный теннис — единственный способ добиться финансового благополучия. Очевидно, он отправился в Нью-Йорк, чтобы разыскать Готфрида фон Крамма, переехавшего туда из Германии после женитьбы на богатой американской наследнице Барбаре Хаттон. . Фон Крамм, сам испытывая личные трудности, был не в состоянии помочь Санью, и поэтому стремления Санью к спорту снова были сорваны. Понимая разочарование своего друга, Фрэнк организовал выставку Санью в Нью-Йорке, но ни одна картина не была продана. Разочарованный, Санью решил вернуться в Париж, оставив все свои картины Фрэнку, чтобы отплатить ему за поддержку во время его двухлетнего пребывания в Нью-Йорке. В течение следующих двух десятилетий у Санью и Фрэнка сложилась глубокая и крепкая дружба. Когда карьера Фрэнка как фотографа пошла вверх, он никогда не забывал своего дорогого друга и хранил свои картины при себе, куда бы он ни переезжал в течение следующих пятидесяти лет. В 1997 году Фрэнк продал эти картины и пожертвовал вырученные средства на создание стипендиального фонда Саньюй в Йельском университете для поддержки китайских студентов-художников.
Вернуться в Париж
[ редактировать ]Когда Санью вернулся в Париж в 1950 году, хотя послевоенный арт-рынок восстанавливался, продажи его картин все еще были весьма скромными. Ему удалось выжить, крася мебель и выполняя столярные работы для китайских друзей, занимающихся ресторанным бизнесом. Было несколько многообещающих моментов в настольном теннисе, например, когда он продал несколько комплектов снаряжения для настольного тенниса французской газете France Soir и когда его попросили дать инструкции в спортивном клубе, но они практически ничего не дали. Когда Роберт Франк посетил Санью в этот период, он почувствовал, что Санью одинок и все более замкнут. Друзей у него было немного, и, по словам Фрэнка, людям было трудно с ним идти на контакт. Возможно, неоднократные разочарования в его жизни, будь то как художника или как изобретателя настольного тенниса, заставили его признать, что, как бы ни было трудно, он прежде всего художник.
Парижская школа
[ редактировать ]В первой половине 20 века Санью работал в Европе. Его отчаянные поиски связи между традиционными и современными, восточными и западными художественными традициями отражены в его произведениях. Санью был активным деятелем Парижской школы. Прежде чем мы исследуем связь между Санью и Парижской школой, мы должны понять, что подразумевается под Парижской школой и обстоятельства, при которых она возникла. В Европе болезненные воспоминания о Первой мировой войне привели к повсеместному сдвигу в философии и взглядах на существование: люди отчаянно пытались наслаждаться удовольствиями настоящего, не заботясь о будущем. В Европе 1920-е годы стали известны как « ревущие 20-е» (Les Années Folles). Отбросив ограничения социальных кодов, возникли новые и экстравагантные тенденции, образы жизни и моды; мини-юбки вошли в моду, процветал рынок декоративного искусства, рос интерес к экзотической восточной культуре. В частности, любовь к восточной культуре стала заметна во многих аспектах парижской жизни. Ювелирные изделия и часы были инкрустированы нефритом и драгоценными камнями Востока. Парижанов привлекал китайский фарфор и мебель эпохи Мин. Все это свидетельствует о беспрецедентной частоте обмена между Востоком и Западом. Кроме того, Париж превратился в международный центр искусства: художники всех национальностей тянулись в Париж, чтобы погрузиться в волнующую свободу и открытость окружающей среды. Благоприятная среда Парижа помогла художникам раскрыть индивидуалистический голос своего происхождения. Эта группа международных художников стала широко известна как «Парижская школа». Таким образом, Парижская школа не обозначает художественное движение или учреждение. Вместо этого он описывает международное творческое взаимообогащение разнообразия стилей. Международная деятельность, обозначенная термином «Парижская школа», открыла новые двери для современного искусства.
В 1920 году Санью отправился во Францию по спонсируемой правительством программе «работа-учеба». Очарованный очарованием Парижа, Санью провел более четырех десятилетий в творческом районе Монпарнас в Париже. В конце 1920-х годов картинами Санью начал интересоваться французский учёный и коллекционер Анри-Пьер Роше, приобретя многие работы художника для своей личной коллекции. В то время Рош был влиятельной фигурой на растущей арт-сцене Парижа. В 1906 году Рош представил 25-летнего Пикассо американской еврейско-американской семье Стайн, проживавшей в Париже. Семья Стайн впоследствии собрала ключевые произведения Голубого периода и периода кубизма, став важными покровителями Пикассо в этот жизненно важный период, который привел к его последующему успеху. Хотя Рош собрал множество работ крупных художников-фовистов и кубистов, он часто говорил о своем восхищении исключительным творческим даром Санью. У него дома картины Санью висели рядом с произведениями Матисса.
Предлагаемая выставка в Тайваньском национальном историческом музее.
[ редактировать ]В 1964 году Санью отправил сорок две картины на Тайвань для предполагаемой выставки, намереваясь через несколько месяцев сам приехать туда. По неизвестным причинам его планы путешествия не осуществились. Он пытался вернуть свои картины, но безуспешно. Вскоре после этого Санью умер, и его картины с тех пор хранятся в Национальном музее истории Тайваня.
Смерть
[ редактировать ]12 августа 1966 года Хау Шинг Кан, друг-китаец, владевший рестораном в Париже, отправился навестить Санью в его студию на улице де ла Саблиер, 28. Когда его неоднократные стуки в дверь остались без ответа, он предупредил консьержа. Взломав дверь, они почувствовали сильный запах газа, а когда поднялись в спальню Санью на чердаке, они нашли его мертвым, лежащим в постели с книгой, прижатой к груди. По словам г-на Хау, накануне вечером Санью пригласил на поздний ужин несколько друзей и, вероятно, не выключил плиту должным образом. После того, как его друзья ушли, Санью подошел почитать и, не подозревая об утечке газа, умер во сне.
Результаты арт-аукциона
[ редактировать ]2019
[ редактировать ]- Последняя картина Санью «Ню » (1965) была продана на аукционе Sotheby's в Гонконге за рекордные 198 миллионов гонконгских долларов (25,24 миллиона долларов США). [3]
- Пять обнаженных тел (1950–1959) проданы за 303 миллиона гонконгских долларов (38,72 миллиона долларов США) на вечерней распродаже современного искусства Christie's в Гонконге. [4]
2020
[ редактировать ]- «Цветы в сине-белом горшке» (1950) проданы за 25,5 миллионов долларов на аукционе Sotheby's в Гонконге. [5]
Ссылки
[ редактировать ]Каталог SANYU Картины маслом Резонне
- Вонг, Рита (2001). SANYU, Каталог картин маслом Резонне . США: Вашингтонский университет Press. п. 384. ИСБН 957-744-411-3 .
Публикации
[ редактировать ]- Санью: Каталог картин маслом Резонне Риты Вонг, март 2001 г.
- Санью: Письмо тела (Язык тела) Алессандра Чиоэтто (редактор),
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оскар Холланд (10 июля 2020 г.). «Почему Санью, «китайский Матисс», поджигает арт-рынок» . CNN . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ↑ Санью , Искусство Санью, получено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Последняя обнаженная картина Санью продана за рекордные 198 миллионов гонконгских долларов | Новости аукционов | ЦЕНА | Новости искусства» . TheValue.com . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Рекордные пять обнаженных фигур Санью стоимостью 303 миллиона гонконгских долларов лидируют на гонконгском аукционе 2019 года | Новости аукционов | ЦЕННОСТЬ | Новости искусства» . TheValue.com . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Картина Саньюя «Цветок» продана на аукционе Sotheby's в Гонконге за 24 миллиона долларов США, что в 40 раз превышает ее стоимость 16 лет назад | Новости аукционов | ЦЕНА | Новости искусства» . TheValue.com . Проверено 14 декабря 2020 г.