Судьба Лицет
Судьба Лицет | |
---|---|
![]() Портрет Фортунио Лицети работы Джованни Баттиста Кориолано | |
Рожденный | 3 октября 1577 г. ![]() Рапалло , Генуэзская Республика |
Умер | 16 июня 1657 г. ![]() Падуя , Венецианская республика |
Место отдыха | Сант-Агостино, Падуя |
Национальность | итальянский |
Альма-матер | |
Занятие | Врач , философ , академик ![]() |
Работодатель |
Фортунио Лицети ( лат . Fortunius Licetus ; 3 октября 1577 г. - 17 мая 1657 г.) [1] ), итальянский врач и философ .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился преждевременно в Рапалло , недалеко от Генуи, в семье Джузеппе Лицети и Марии Фини, когда семья переезжала из Рекко . Его отец был врачом и создал импровизированный инкубатор, тем самым спасая Фортунио. [1]
Образование
[ редактировать ]Фортунио учился у своего отца с 1595 по 1599 год, а затем перешел в Болонский университет , где изучал философию и медицину . [1] Там его учителями были Джованни Костео и Федерико Пендазио , двое мужчин, которых Лицети так уважал, что позже назвал своего первого сына в их честь (Джованни Федерико Лицети). [1] В октябре 1599 года Джузеппе Лицети смертельно заболел, и Фортунио вернулся в Геную, где Джузеппе теперь занимался медицинской практикой. [1] 23 марта 1600 года Лицети получил степень доктора философии и медицины. [1]
Карьера
[ редактировать ]5 ноября того же года Лицети занял должность преподавателя логики в Пизанском университете , а в 1605 году ему была присвоена кафедра философии. [1] [2] 25 августа 1609 года ему была присвоена должность профессора философии в Падуанском университете . [1] Лицети был избран членом Академии Риковрати в 1619 году и занимал в ней несколько должностей. [1] Ему было отказано в повышении по службе, когда старшие коллеги умерли как в 1631, так и в 1637 году, поэтому Лицети переехал в Болонский университет с 1637 по 1645 год, где преподавал философию. [1] [2] 28 сентября 1645 года Падуанский университет пригласил его вернуться в качестве первого профессора теоретической медицины, самой престижной кафедры медицины, и он согласился. [1] Эту должность он занимал до самой смерти. [1] [2] На протяжении всей своей жизни Лицети оставался философски приверженным аристотелевской точке зрения, хотя некоторые недавние ученые, такие как Джузеппе Онгаро, предполагали, что он не был жестким догматиком. [1]
Лицети умер 17 мая 1657 года и был похоронен в церкви Сант-Агостино в Падуе. [1] Позже церковь была снесена, но надгробие с эпитафией, написанной самим Лицети, сохранилось и сейчас находится в Городском музее. [1]
Дружба с Галилеем
[ редактировать ]Лицети и Галилео Галилей почти год работали коллегами в Падуанском университете. Фактически, когда Лицети начал там работать, Галилей помог ему, одолжив ему определенную сумму денег. [3] Эти двое остались друзьями после того, как Галилей покинул Падую, и с периода с 22 октября 1610 года по 20 июля 1641 года сохранились тридцать три письма от Лицети к Галилею, а также двенадцать писем от Галилея к Лицети (которые были бы утеряны, если бы Лицети не вставили их в свои опубликованные работы). [1]
Работает
[ редактировать ]
Разнообразные публикации Лицети демонстрируют диапазон его интересов: от генетики и репродукции до драгоценных камней и животных . Его выдающиеся результаты однажды побудили математика Бонавентура Кавальери написать Галилео Галилею , что Лицети «выпускает по книге в неделю (« esso fa un libro in una settimana » )». [4] В конце своей работы 1653 г. «Иероглифика» (1653 г.) [5] К этому моменту Лицети включил список из 75 композиций:
- Опубликовано: 53
- Философский: 9
- Философско-медицинский: 9
- Физико-Математика: 7
- Физический-медицинский-теологический: 12
- Филологический: 16
- Готово к печати: 19
- Филологический: 2
- Философско-математическо-теологическое: 8
- Философский: 6
- Лекарства: 3
- Начало: 3
- Философский: 1
- Медика: 1
- Богословские: 1
Эта статья следует другому разделу.
Натуральная философия
[ редактировать ]Философские труды Лицети в основном касаются натурфилософии , которую он предпочитал называть «физиологией». В «De animarum рационум бессмертных бессмертных libri quatuor», старательно разъясняющем мнение Аристотеля , опубликованном в 1629 году, Лицети изложил взгляды Аристотеля относительно бессмертия души. [1] В работе 1645 года De pietate Aristotelis erga Deum et homines он утверждает, что Аристотель, скорее всего, достиг вечного спасения в загробной жизни. [1]
Многие работы Лицети в этой области особенно посвящены проблемам зарождения и развития . В 1602 году он опубликовал «De ortu animae humanae» , в котором исследуется способ соединения трех частей души (растительной, чувствительной и разумной) с человеческим плодом . [1] В книге De Perfecta Constitutione Hominis in utero liber unus , опубликованной в 1616 году, он дополнительно исследовал тему эмбриогенеза . [1] В этой работе он расходился с Аристотелем, утверждая, что, помимо мужского семени, существует еще женское семя, которое вносит в плод растительную душу. [1] Более того, он утверждал, что эти семена состоят из частиц со всего тела родителей, некоторые из которых имеют форму эмбриона . [1] Затем Лицети использовал эту теорию для объяснения наследования приобретенных характеристик , генетических аномалий и межвидовых гибридов . [1]
Основная и самая известная работа Лицети в области генерации — « De monstruorum causis, natura et Differentiis », первоначально опубликованная в Падуе в 1616 году, а затем переизданная в 1634 году с роскошными иллюстрациями. [1] Здесь Лицети описал и классифицировал различные аномалии развития и впервые классифицировал их на основе морфологии , а не причины. [1] Лицети, однако, предоставил объяснения этим аномалиям, включая узость матки , проблемы с плацентой и слипание околоплодных вод с эмбрионом. [1] Таким образом, Лицети был первым, кто осознал, что заболевания плода могут привести к порокам развития потомства. [1]
Лицети затронул вопрос самопроизвольного зарождения в своей работе 1628 года De spontaneo viventium ortu libri quatuor , в которой он утверждал, что жизнь может возникнуть из разлагающегося растительного или животного материала, в котором осталась часть растительной или чувствительной души. [1] В 1630 году он опубликовал последующую работу (« О душе, подчиненной телу, ничего не дающему, следовательно, о жизни семени и первичной эффективности конституции плода »), которая ответила на возражения некоторых его критиков. [1]
Лекарство
[ редактировать ]Лицети опубликовал в 1612 году сборник примеров длительного поста « О тех, кто долго живет без еды» . [1] Его намерением было доказать, что люди могут жить долгое время с небольшим количеством еды или вообще без нее; этот тезис подвергся критике со стороны критиков (в частности, португальского доктора и профессора Пизы С. Родригеса де Кастро), и поэтому Лицети опубликовал два ответа: Deferiis altricis animaenemeseticae disputations в 1631 году и Athos perfossus, sive Rudens eruditus в 1636 году. [1]
Другие медицинские работы включают Mulctra, sive De duplici Calore Corporum naturalium (1634) и Pyronarcha, sive De fulminum natura deque febrium origine (1636), в которых он утверждал, что головная боль является микрокосмическим эквивалентом макрокосмического явления молнии . [1] Лицети далее обсудил взаимосвязь между микрокосмом человеческого тела и макрокосмом вселенной в своей работе 1635 года De mundi et hominis Analogia . [1]
Астрономия
[ редактировать ]В своих астрономических работах Лицети пытался защитить аристотелевскую космологию и геоцентризм от новых идей гелиоцентризма, предложенных Галилеем и его последователями. [1] С появлением в 1618 году знаменитых комет (позже давших начало работе Галилея «Пробирщик ») Лицети опубликовал серию работ, в которых доказывался аристотелевский взгляд на то, что кометы происходят в сфере верхних небес. [1] В число этих работ вошли De novis astris, et Cometis libri Six (1623 г.), Controversies de Cometarum Quiete, Loco Borealis sine occasu, Parallax Aristotelea, Sede Celestiale, et Correcta Theoria Peripatetica (1625 г.), Ad ingenuum lectorem scholium Camelo Bulla (опубликовано в виде приложения). к его работе 1627 года «De intellectu Agente» ), «De регуляри мотуке минимак параллакс небесных комет диспутации» (1640 г.) и «Де Терра унико центрум мотус сингулярум каэли партум диспутейес» (также 1640 г.). [1] Лицети использовал эти исследования прежде всего для нападок на взгляды Г.К. Глориози (сменившего Галилея на посту кафедры математики в Падуанском университете) и Сципиона Кьярамонти , оба из которых опубликовали свои собственные резкие контратаки на взгляды Лицети. [1]
Лицети также участвовал в более дружеских астрономических дебатах с Галилеем между 1640 и 1642 годами. [2] В 1640 году Лицети опубликовал Litheosphorus, sive De lapide Bononiensi lucem in se Conceptam abambite clare, вскоре in tenebris conservante, работу, в которой исследовался так называемый «светоносный камень Болоньи». [1] [2] Этот камень представлял собой разновидность барита , добываемого на горе Падерно недалеко от Болоньи. [1] Камень обладал необычным свойством фосфоресцировать в процессе обжига , но в то время считалось, что фосфоресценция была вызвана тем, что камень поглощал, а затем постепенно выделял солнечный свет. [1] [6] Лицети использовал этот камень как аналогию луны , полагая, что луна испускает свет, поглощаемый солнцем, вопреки аргументу Галилея в Sidereus Nuncius о том, что освещение луны вызвано отражением солнечного света от земли. [1] Лицети отправил копию своей книги Галилею, который в ответ написал полемическое письмо принцу Леопольдо Медичи Тосканскому , защищая свои взгляды; это письмо — последняя научная работа Галилея перед его смертью. [1] [6] Лицети пожаловался, что письмо было распространено до того, как он его увидел, поэтому Галилей отправил Лицети более дружелюбную версию письма, который опубликовал ее вместе со своим подробным ответом в 1642 году под названием De Lunae subobscura luce prope coniunctiones, et in eclipsibus observata. . [1]
В 1640 и 1641 годах Лицети опубликовал еще две общие работы по свету и освещению: De luminis natura et effectia libri tres и De lucidis in sublimi ingenuarum exercitationum liber . [1]
Драгоценные камни и филология
[ редактировать ]Лицети написал три книги о древних драгоценных камнях , кольцах и их скрытом значении: De anulis antiquis (1645 г.), De lucernis antiquorum reconditis (1625 г., переиздано с дополнительными иллюстрациями в 1652 и 1662 гг.) и Hieroglyphica, sive Antiqua Schemata gemmarum anularium (1653 г.). . [1]
Среди его филологических работ — De Petrarchae cognominis ortographia , длинное письмо, написанное по заказу Джакомо Филиппо Томазини и включенное в его работу 1650 года «Petrarcha redivivus» . [1]
Разнообразный
[ редактировать ]Между 1640 и 1655 годами Лицети опубликовал серию из восьми книг, в которых отвечал на вопросы по самым разным темам, заданные в письмах некоторых из самых известных интеллектуалов того времени: De quesitis per epistolas a claris viris responsa (1640), De secundo -ответы, заданные письмами известных людей (1646 г.), На третий вопрос ответы на письма известных людей (1646 г.), О движении крови, происхождении нервов, На четвертый вопрос письмами известных людей медицинских -философские ответы (1647 г.), О провидении, нимбиферном гриппе, на пятый вопрос - ответы знатных людей (1648 г.), на шестой вопрос - ответы знатных людей (1648 г.), на седьмой вопрос - создание Сын Божий внутри, снова богословски спорный в письмах «Ответы прославленных людей» (1650 г.) и «Предыдущие ответы на восьмой вопрос в вечном исхождении Божественного Слова» (1655 г.). [1] Второй том этой серии содержал его мнение о протоке поджелудочной железы , который только что был открыт в 1642 году в Падуе Иоганном Георгом Вирсунгом . [1] В четвертом томе Лицети обсуждает кровообращение . [1] Седьмой и восьмой том посвящены в первую очередь богословскому спору Лицети с Матией Феркич (Маттео Ферчио). [1]
Наследие
[ редактировать ]Книги Лицети широко представлены в Библиотеке сэра Томаса Брауна . Вполне возможно, что Томас Браун, посещавший Падуанский университет около 1629 года, посещал лекции Лицети. Рид Барбур в своей недавней биографии Брауна считает, что Лицети оказал значительное влияние на «Религию Медичи» и «Эпидемическую псевдодоксию» Брауна . [7]
В 1777 году маркиз Карло Спинелли воздвиг в Падуе на Прато делла Валле мраморную статую Лицети работы работы Франческо Рицци . [1]
лунный кратер Лицет В его честь назван .
Рапалло назвал улицу в честь Лицети [8] а также гражданский Istituto Superiore Tecnico. [9]
Библиография
[ редактировать ]
- По центру и окружности (на латыни). Втини: Никола Ширатти. 1640 Проверено 19 июня 2015 г.
- О природе и эффективности света (на латыни). Втини: Никола Ширатти. 1640 Проверено 19 июня 2015 г.
- О происхождении человеческой души , Генуя, 1602 год.
- Де вита , 1607 год.
- Беседы о регулярном движении и минутном параллаксе небесных комет , 1611 г.
- О тех, кто долго живет без еды , Падуя, 1612 год.
- О совершенном строении человека в утробе матери , Падуя, 1616 г.
- О причинах, природе и различиях монстров , Падуя, 1616 г. - перепечатано Падуя, 1634 г., Амстердам, 1665 г., Падуя, 1668 г. [10]
- De monstris , Амстердам: Sumptibus Andreae Frisii, 1665, OCLC 78500120 , OL 24775016M — «Ex recensione Gerardi Blasius ».
- De lucernnis antiquorum reconditis , Венеция, 1621 г., переиздано в Удине, 1652 г., Падуе, 1662 г.
- О новых звездах и кометах , Венеция 1622–1623 гг.
- Споры относительно покоя комет, северного места без захода солнца, аристотелевского параллакса, небесного места и точной перипатетической теории , Венеция, 1625 г.
- De intellectu Agente , Падуя, 1627 г.
- De spontaneo vivium ortu (на латыни). Vicetiae: Доменико Амадио, Франческо Больцетта. 1618 . Проверено 19 июня 2015 г.
- Четвертая книга о бессмертии разумных душ, тщательно объясняющая мнение Аристотеля , Падуя, 1629 г.
- О душе, ничего не дающей телу, а, следовательно, и жизни семени, и первичной эффективности в формировании плода , Падуя, 1630 г.
- Deferii altricis animae nemesetica disputations , Падуя, 1631 г.
- История собственных произведений , Падуя, 1634 год.
- Пиронарх о природе молний и происхождении лихорадок , Патавии: Apud Crivellarium, ad Puteum Pictum, 1634, OCLC 81321661 , OL 24832467M
- О различных наклонностях разумной души к телу , Падуя 1634 г.
- Об аналогии мира и человека , Удине 1635.
- Athos perforsus, sive Rudens eruditus , Падуя, 1636 г.
- Улисс у Цирцеи, или о четверном превращении , Удине 1636.
- Мульктра, или О двойном тепле естественных тел , Удине, 1636 г.
- Дискуссии о регулярном движении и минимальном параллаксе небесных комет , Удине 1640 г.
- Литеосфор, или На камне Бононии, чудесным образом сохранив задуманный в себе свет от окружающего его света, вскоре во тьме [ постоянная мертвая ссылка ] , Удине 1640.
- Дискуссии о Земле как единственном центре движения отдельных частиц неба , Удине 1640.
- Ответы на вопросы в письмах известных людей , Болонья, 1640 г.
- По центру и окружности , Удине 1640 г.
- De lucidis in sublime ingenuar exercitationum liber , Падуя: Typis Cribellianis, 1641, OL 15215372M
- О неярком свете Луны вблизи соединений и наблюдаемом во время затмений , Удине 1642 г.
- О благочестии Аристотеля к Богу и людям , Удине, 1645 г.
- На старинных кольцах , Удине, 1645 год.
- Ответы на второй вопрос в письмах известных людей , Удине, 1646 г.
- На третий вопрос ответили письма известных людей , Удине 1646 г.
- О движении крови, о происхождении нервов, о четвертом вопросе, медико-философские ответы в письмах известных людей , Удине, 1647 г.
- О провидении, о нимбиферном гриппе, о пятом вопросе, на который отвечают письма знаменитых людей , Удине, 1648 год.
- Ответы на шестой вопрос в письмах известных людей , Удине, 1648 г.
- На седьмой вопрос, о сотворении Сына Божьего, и вновь вызывающий богословские споры в письмах известных людей, ответили : Удине, 1650 г.
- О написании фамилии Петрарки , у Г. Ф. Томасини, Petrarch redivivus , Падуя 1650, стр. 249–270.
- Иероглифы (на латыни). Патавии: Себастьяно Сарди. 1653 Проверено 19 июня 2015 г.
- Дискуссии по перипатетической гидрологии (на латыни). Втини: Никола Ширатти. 1655 Проверено 19 июня 2015 г.
- Компактная и раздутая энциклопедия «Сиринге» Теокрита Сиракузского , Удине, 1655 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Онгаро, Джузеппе. «Личети, Фортунио» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Институт итальянской энциклопедии . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Фортунио Лицети» . Институт и музей истории науки . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ Галилей, Галилей (1890–1909). Антонио Фаваро (ред.). Работы Галилео Галилея, национальное издание, том . Флоренция, Италия: Барбера. п. 505.
- ^ Письмо Кавальери Галилею, 5 июня 1640 г. Галилей, Галилей (1890–1909). Работы Галилео Галилея, национальное издание, Том XVIII (изд. Антонио Фаваро). Флоренция, Италия: Барбера. п. 201. . В сети: Сочинения Галилео Галилея , изд. Винченцио Вивиани, том. 10, Società Editrice Fiorentina, 1853, с. 389 .
- ^ «Опера Фортунии Лицети» , в Hieroglyphica .
- ^ Jump up to: а б Бальдассарри, Фабрицио (2014). Камень Болоньи от Декарта до Спалланцани. Разработка научной модели между любопытством, методом, аналогией, примером и эмпирическим доказательством . Во имя Лазаря. Очерки истории науки и научных учреждений 17-18 веков: Пендрагон. стр. 35–54. ISBN 978-88-6598-582-3 . Архивировано из оригинала 10 января 2018 г. Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Сэр Томас Браун: Жизнь Рида Барбура OUP 2013 ' Религия разъясняет, почему интеллектуальные навязчивые идеи Лицети были собственными Брауна; Псевдодоксия и каталог библиотеки Брауна показывают, что Лицети входил в число любимых эрудитов Брауна. 153
- ^ «Викко Фортунато Лицети» .
- ^ это: Фортунио Лицети
- ^ Французский перевод Франсуа Уссе с предисловием Луи Омбреданна : О природе, причинах и различиях монстров , Париж: Гиппократ, 1937. OCLC 490578733 .
Ссылки
[ редактировать ]- Август А. и др. (ред.) 1978. IV столетие со дня рождения Фортунио Лицети, Рапалло.
- Бриззолара, AM 1983. «К истории антикварных исследований в первой половине семнадцатого века: работы Фортунио Лицети», в «Исследованиях и воспоминаниях по истории Болонского университета », новая серия 3, стр. 467–496.
- Кастеллани, К. 1968. «Проблема« спонтанного зарождения »в творчестве Фортунио Лицети», в Revue de Synthèse 89, стр. 323–340.
- Де Анжелис, С. 2002. «Между поколением и творением. К проблеме происхождения души около 1600 года - Рудольф Гоклениус, Юлий Цезарь Скалигер, Фортунио Лицети», в книге «Секуляризация в науках с раннего Нового времени» , под ред. Л. Даннеберг и др., Берлин/Нью-Йорк.
- Дель Бассо, GM 1991. «Фортунио Лицети, ученый и антиквар (1577-1657), уделяя особое внимание исследованиям сфрагистики », в Forum Iulii 15, стр. 133–151.
- Хирай, Хиро. 2011. «Фортунио Лицети против Марсилио Фичино о мировой душе и происхождении жизни», в: Хиро Хираи, Медицинский гуманизм и естественная философия: дебаты эпохи Возрождения о материи, жизни и душе (Бостон-Лейден: Брилл, 2011), 123–150.
- Маранджио, М. 1973. «Проблемы науки в переписке Лицети-Галилей», в Бюллетене истории философии Университета Лечче 1, стр. 333–350.
- Маранджио, М. 1974. «Спор о центре вселенной в «Де Терре» Фортунио Лицети», в Бюллетене истории философии Университета Лечче 2, стр. 334–347.
- Онгаро, Дж. 1964. «Медицинская работа Фортунио Лицети», в материалах XX Национального конгресса по истории медицины, 1964 г. , Рим, стр. 235–244.
- Онгаро, Дж. 1964. «Зарождение и «движение» крови в мыслях Фортунио Лицети», в Castalia 20, стр. 75–94.
- Онгаро, Г. 1983. «Атомизм и аристотелизм в медико-биологической мысли Фортунио Лицети», в Scienza eculturala (специальный выпуск, посвященный Дж. Галилею и ГБ Морганьи) , Падуя, стр. 129–140.
- Онгаро, Дж. 1992. «Открытие протока поджелудочной железы», в журнале «Наука и культура», 7, стр. 79–82.
- Онгаро, Г. 2005. «Фортунио Лицети» , в Биографическом словаре итальянцев.
- Соппельса, М. 1974. Генезис метода Галилея и упадок аристотелизма в Падуанской школе , Падуя, стр. 49–59.
- Занка, А. 1985. «Фортунио Лицети и наука о монстрах в Европе», в материалах XXXII Национального конгресса Итальянского общества истории медицины, Падуя-Триест , стр. 35–45.