Азия (корабль 1797 г.)
![]() Донна Мария в битве при Кабо-Сан-Висенте
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Азия |
Владелец |
|
Строитель | Бомбейская верфь |
Запущен | 1797 |
Судьба | Продано 1805 г. |
![]() | |
Имя | HMS сэр Фрэнсис Дрейк |
Тезка | Фрэнсис Дрейк |
Приобретенный | 1805 при покупке |
Введен в эксплуатацию | 1808 |
Почести и награды | Медаль за заслуги перед ВМФ (NGSM) с застежкой «Ява». [ 1 ] |
Судьба | Продано 1825 г. |
![]() | |
Имя | Азия |
Владелец | Блайт и Ко. |
Приобретенный | 1825 г. при покупке |
Судьба | Продано 1831 г. |
![]() ![]() | |
Имя | Донья Мария II |
Тезка | Мария II Португалии |
Приобретенный | 1831 г. при покупке |
Судьба | Разрушен взрывом в Макао в 1850 году. [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 735, [ 3 ] [ 4 ] или 736, [ 5 ] или 740, [ 6 ] или 751 30/94 783 или [ 7 ] [ 8 ] ( бм ) |
Длина | 81 футов 9 дюймов (24,9 м) |
Луч | 20 футов 9 дюймов (6,3 м) |
Дополнить |
|
Вооружение |
«Азия» была построена на верфи Бомбея в 1797 году. Она совершила как минимум два рейса для Британской Ост-Индской компании (EIC), прежде чем британский Королевский флот купил ее в 1805 году в Ост-Индии. Королевский флот переименовал ее в HMS Sir Francisco Drake и использовал в качестве фрегата. Она участвовала в Яванской кампании 1811 года. Когда она вернулась в Англию в 1813 году, ее переоборудовали в складской корабль. Позже она стала флагманом губернаторов Ньюфаундленда. Адмиралтейство продало ее в 1825 году. Новые владельцы переименовали ее в «Азию» , и она плавала между Великобританией и Лондоном до 1831 года, когда ее купили португальцы. Затем она стала фрегатом «Дона Мария II» для либеральных сил, которые пытались посадить законную королеву Донью Марию II на трон Португалии и свергнуть дома Мигеля , узурпировавшего трон. В начале 1849 года между португальским правительством в Макао и китайским правительством возник конфликт по поводу того, кто может собирать налоги и пошлины в Макао. Донья Мария II отплыла в Макао в составе небольшой эскадры. Внутренний взрыв уничтожил ее в гавани 29 октября.
Ост-Индианец
[ редактировать ]«Азия» была спущена на воду в Бомбее в 1797 году. 1 декабря 1799 года капитан Джордж Макиннес отплыл из Бомбея в Англию в путешествие от имени EIC. Азия была в Кочине 27 декабря и на мысе Доброй Надежды 24 февраля 1800 года. Она достигла острова Святой Елены 15 марта и прибыла в Даунс 30 мая. [ 9 ]
Капитан Макиннес совершил второй рейс в Лондон от имени EIC, покинув Бомбей 15 марта 1802 года. Азия достигла острова Святой Елены 25 мая и прибыла в Дептфорд 30 июля. [ 9 ]
Она появилась в Регистре Ллойда (LR) в 1802 году с Г. Иннесом, капитаном, «Индия» в качестве владельца и торговала между Лондоном и Индией. [ 10 ] В 1803 году компания Asia была внесена в список зарегистрированных в Бомбее компаний Smith, Forbes and Company, владельцев Хомаджи Боманджи и владельца Джорджа М'Иннеса. [ 6 ] Регистр судоходства ( RS ) за 1805 год показал ее с М'Иннисом, капитаном, и Лэнби, владельцем, и торговал между Лондоном и Индией. [ 4 ]
Королевский флот
[ редактировать ]В 1805 году Адмиралтейство приобрело Азию в Ост-Индии. Он назначил ее пятым рангом под командованием командира Джеймса Тейта и назвал ее HMS Sir Francisco Drake . [ 11 ]
13 мая 1810 года сэр Фрэнсис Дрейк был в компании с HMS Cornelia и Diana , когда они захватили несколько рабов в Диего-Гарсии . [ а ]
1 августа Харрис написал письмо, в котором сообщил о захвате у Явы батавского корабля с восемью орудиями и 33 людьми, шхуны с шестью орудиями и 13 людьми, а также каботажного судна. [ 13 ]
Во втором письме, датированном 5 августа, сообщалось, что катера HMS Belliqueux и сэра Фрэнсиса Дрейка уничтожили французский каперский кеч и два канонерских катера в заливе Бантам . Лейтенант Джозеф Прайор из Белликекса командовал лодочной группой. [ 13 ] Акция проходила под обстрелом береговых батарей. Моряк сэра Фрэнсиса Дрейка был убит; он был единственной британской жертвой в результате операции. [ 14 ] [ б ]
В третьем письме, датированном 1 октября, сообщалось, что в период с 9 августа по 8 сентября сэра Фрэнсиса Дрейка уничтожили лодки семь батавских канонерских лодок, пять пиратских кораблей и 35 голландских торговых судов. [ 13 ]
В 1847 году Адмиралтейство наградило НГСМ застежкой «Ява» всем выжившим претендентам на участие в кампании.
В 1812 году Харриса сменил командующий Генри Пичи , но в 1813 году его заменил капитан Баррингтон Рейнольдс. Сэр Фрэнсис Дрейк прибыл в Дептфорд 28 мая. Капитан Джон Мэйплс ненадолго принял командование в августе, прежде чем она перешла в Ординарный . [ 11 ]
В период с июля по сентябрь сэр Фрэнсис Дрейк был переоборудован под склад. Г-н Томас Хоскинс сдал его в эксплуатацию в 1814 году в качестве склада для Гибралтара. [ 11 ] Она оставалась там до конца 1815 года, когда вернулась в Англию.
В период с февраля по май 1817 года он прошел подготовку в качестве флагманского корабля для плавания в Ньюфаундленд. Капитан Джон Боукер ввел ее в эксплуатацию в феврале в Вулидже, а затем 22 августа отправил ее на Ньюфаундленд. У Ньюфаундленда он был флагманом сначала вице-адмирала Фрэнсиса Пикмора , а после его смерти в феврале 1818 года — вице-адмирала сэра Чарльза Гамильтона . [ 11 ] Пикмор также был губернатором Ньюфаундленда, а после его смерти капитан Боукер исполнял обязанности губернатора до прибытия губернатора сэра Чарльза Гамильтона.
Лейтенант Валентайн Манби принял командование 18 декабря 1819 года. [ 11 ] На тот момент ее вооружение было сокращено до трех орудий сигнализации. Многие из ее офицеров и команды вернулись домой на HMS Egeria . Она оставалась в Ньюфаундленде по крайней мере до 1822 года. В 1824 году ей заплатили в Чатеме.
Утилизация: 13 октября 1825 года «Главные офицеры и комиссары Флота Его Величества» предложили на продажу «Складское судно сэра Фрэнсиса Дрейка, 751 тонна», «Лежащее в Дептфорде». [ 16 ] [ с ]
Купец
[ редактировать ]Братья Блайт, ее новые владельцы, вернули название корабля Азии . Она появилась в Регистре Ллойда (LR) и Регистре судоходства за 1827 год вместе с Дж. Вебстером, капитаном, Блайтом, владельцем и торговцем Лондон-Индия. [ 8 ] В 1827 году она прошла большой ремонт. [ 17 ] Регистр Ллойда и Регистр судоходства за 1832 год содержали одну и ту же информацию.
Португальский флот
[ редактировать ]
В 1831 году бывший Бразилии император Дом Педро , герцог Браганса, хотел победить своего брата Дома Мигеля , узурпировавшего трон Португалии, и сделать дочь Педро законной королевой, донью Марию II . Дом Педро приобрел небольшую эскадру, в которую входило несколько судов, купленных в Англии, одним из которых был «Сэр Фрэнсис Дрейк» . Португальцы переименовали его в Dona Maria II и классифицировали как 44-пушечный фрегат. [ 2 ] Дом Педро назначил капитана Джорджа Сарториуса адмиралом своего небольшого флота.
Сарториус переправил экспедиционный корпус Педро с Азорских островов и благополучно высадился в Минделу в июле 1832 года, откуда они смогли занять Порту . [ 18 ]
Несмотря на этот успех, Сарториусу также пришлось столкнуться со многими трудностями; обещанные припасы прибывали редко, и в результате его команды взбунтовались или дезертировали. Сарториус потратил много собственных денег на поддержание целостности флота. Когда он пригрозил уплыть с ним, пока ему не заплатят, дон Педро послал на флагман двух английских офицеров; один арестует Сарториуса, другой возьмет на себя командование. Сарториус немедленно запер их обоих на борту. В июне 1833 года Сарториус передал командование капитану сэру Чарльзу Нэпиру .
Дона Мария была одним из пяти кораблей военно-морской эскадры под командованием адмирала Напье, которая решительно разгромила силы Мигелисты в битве у мыса Сент-Винсент 5 июля 1833 года. Дона Мария II под командованием капитана Генриха захватила принцессу Реал , 56 орудий и 640 человек на абордаже. Донна Мария II потеряла четырех человек убитыми и 16 ранеными.
Потеря
[ редактировать ]В начале 1849 года между португальским правительством в Макао и китайским правительством возник конфликт по поводу того, кто может собирать налоги и пошлины в Макао.
После убийства 22 августа 1849 года губернатора Макао Амарала Португалия направила для защиты Макао три корабля: фрегат «Донна Мария» и корветы «Дом Жуан I» и «Ирис» . [ д ] Они привели с собой адмирала Александрино да Кунья, чтобы тот занял пост губернатора. Они также привезли морских пехотинцев из Гоа. Однако адмирал да Кунья умер естественной смертью 6 июля 1850 года, примерно через шесть недель после прибытия в Макао. [ 21 ]
29 октября Донна Мария , Дом Жуан I и Ирис Макао находились на дороге , недалеко от Тайпы . USS Военный шлюп Marion находился неподалеку. В полдень корабли дали салют по случаю дня рождения Фердинанда II Португалии . [ 21 ]

В 14:30 «Дона Мария II» взорвалась и затонула. Дом Жуан I , Ирис и Марион послали свои лодки, но им удалось спасти лишь несколько человек, некоторые из которых впоследствии погибли. [ 21 ] По первым сообщениям, погибло около 200 человек. [ 22 ]
Экипаж, кроме морских пехотинцев, состоял из ласкаров из Гоа. Тридцать шесть членов экипажа оказались на берегу и остались живы. Капитан д'Ассис э Сильва с корабля « Дона Мария II» и 187 офицеров и членов экипажа были убиты, а также трое французских пленных и около 40 китайцев, которые работали на борту или находились рядом в джонках и сампанах. [ 21 ]
О причине взрыва ничего определенного не было известно. Одна из версий заключалась в том, что взрыв был умышленной диверсией, совершенной хранителем порохового погреба, который затаил обиду на капитана. [ 21 ]
После потери Донны Марии и смерти адмирала да Кунья португальцы отказались от любых планов отомстить китайцам за убийство Амарала. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первоклассная доля премиальных денег стоила 299 фунтов стерлингов 11 шиллингов 4 дня ; доля шестого класса, принадлежащая обычному моряку, стоила 3 фунта стерлингов 1 шиллинг. 0 + 3 ⁄ 4 d. [ 12 ]
- ↑ Офицерам и командам Беллико и сэру Фрэнсису Дрейку в 1824 году были выплачены основные деньги за уничтожение 5 августа 1810 года французского капера, имя неизвестное, и четырех канонерских лодок. Первоклассная акция стоила 58 фунтов 6 шиллингов. 11 + 1 / 2 д; акция шестого класса стоила 6 шиллингов 0 + 1 ⁄ 2 d. [ 15 ]
- ↑ Хотя один источник предполагает, что ее выставили на продажу при условии, что она будет разбита, [ 3 ] в объявлениях о ее продаже такого условия нет. Тот же источник не знал, что она была продана, и поэтому снова указал, что ее выпустили в Бомбее для Blythe Bros. [ 7 ]
- ↑ Dom João I с 24 орудиями и водоизмещением 516 тонн был спущен на воду в Дамане в 1828 году. [ 19 ] Iris из 24 орудий был спущен на воду в 1843 году в Лиссабоне. [ 20 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 244.
- ^ Jump up to: а б Маркес Эспартейро (1976) , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Хэкман (2001) , с. 223.
- ^ Jump up to: а б RS (1805), Seq. № А1052.
- ^ Вадиа (1955) , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Реестр и справочник Ост-Индии (1803 г.), стр. 269.
- ^ Jump up to: а б Хэкман (2001) , с. 251.
- ^ Jump up to: а б ЛР (1827), Подп. страницы «А», разд. № А68.
- ^ Jump up to: а б Британская библиотека: Азия (5).
- ^ LR (1802), Supple. страницы «А», разд. № А124.
- ^ Jump up to: а б с д и Уинфилд (2008) , стр. 213–214.
- ^ «№18516» . Лондонская газета . 21 октября 1828 г. с. 1914.
- ^ Jump up to: а б с «№16511» . Лондонская газета . 6 августа 1811 г. с. 1548.
- ^ «№16500» . Лондонская газета . 29 июня 1811 г. с. 1195.
- ^ «№18047» . Лондонская газета . 24 июля 1824 г. с. 1218.
- ^ «№18179» . Лондонская газета . 27 сентября 1825 г. с. 1754.
- ^ RS (1827), приложение "А". страницы.
- ^ «Джордж Сарториус» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2013. doi : 10.1093/ref:odnb/24673 . Проверено 11 ноября 2013 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ( Требуется .) (Требуется подписка)
- ^ Маркес Эспартейро (1976) , с. 45.
- ^ Маркес Эспартейро (1976) , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ride, Ride & Wordie (1999) , стр. 58–60.
- ^ «Индия и Китай». Таймс . № 20607. Лондон. 13 января 1851 г. полковник Ф, с. 4.
Ссылки
[ редактировать ]- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Маркес Эспартейро, Антониу, комманданте (1976). Каталог кораблей-бригантин (1640-1910 гг.) . Лиссабон: Центр морских исследований.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Райд, Линдси; Райд, Мэй; Ворди, Джейсон (1999). Голоса камней Макао . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-962-209-487-1 .
- Вадиа, Руттонджи Ардешир (1955). Бомбейская верфь и мастера-строители Вадия . Бомбей.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, строительство, карьера и судьбы (2-е изд.). Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- (на португальском языке) Фрегат Д. Мария II . (Исторический архив ВМФ).