Владимир Лебедев (художник)
Vladimir Lebedev | |
---|---|
![]() Фотография художника Владимира Лебедева, ок. 1920-е годы. | |
Рожденный | 14 (26) мая 1891 г. Санкт-Петербург |
Умер | 21 ноября 1967 г. Ленинград |
Национальность | советский русский |
Образование | Санкт-Петербургская Академия художеств: Александр Титов, Франц Рубо и Леонид Шервуд ; частная студия Михаила Бернштейна |
Известный | Иллюстратор детских книг, художник, карикатурист. |
Стиль | Авангард, Кубизм |
Движение | Конструктивист, Продуктивист |
Супруг (а) | Sculptor Sarra Lebedeva ; ballerina and choreographer Nadezhda Nadezhdina ; writer Ada Lazlo |
Владимир Васильевич Лебедев 26 русского : художник, политический ( мая 1891 — 21 ноября 1967) был представителем авангарда карикатурист и плакатист, чей экспериментальный стиль находился под влиянием русского народного искусства, лубков . футуризм , конструктивизм , супрематизм , продукционизм и кубизм . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Пионер в области детской иллюстрации, он позже признал свою роль в изобретении нового иллюстративного стиля, созданного на «языке кубизма». [ 3 ]
Самый важный вклад Лебедева в детскую литературу был сделан в 1920-е годы, а некоторые из его самых новаторских произведений были созданы в сотрудничестве с поэтом Самуилом Маршаком , которого Максим Горький называл «основателем российской (советской) детской литературы ». [ 4 ] Вместе они опубликовали более дюжины книжек с картинками на темы как причудливые: « Сказка о глупой мышке» , так и поучительные: «Как самолет сделал самолет» . Радуга » («Радуга»). Большинство из них опубликовало известное советское издательство « [ 3 ] Основанная в 1922 году Львом Клячко, она была закрыта правительством в 1930 году». [ 3 ] [ 5 ] Он был одним из членов художественного объединения « Четыре искусства », существовавшего в Москве и Ленинграде в 1924–1931 годах.
Упадок «Радуги» совпал со стремлением государства к соцреализму, который вынудил Лебедева перейти к более натуралистическому стилю. Однако к тому времени его репутация уже была создана. В настоящее время его по-прежнему считают одним из самых выдающихся российских и советских иллюстраторов детских книг. Его сотрудничество с Маршаком также считается одним из самых новаторских в истории детской литературы. [ 1 ] [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]
Лебедев начал свою карьеру в 14 лет, рисуя открытки, продаваемые в магазине Санкт-Петербурга . [ 6 ] Его первая выставка в Академии художеств состоялась пять лет спустя. [ 7 ]
В 1913 году он начал работать политическим карикатуристом в нескольких сатирических журналах, в том числе в знаменитом «Сатирикон» («Сатирикон»). К тому времени он уже был плодовитым иллюстратором детских журналов «Галка» ( Галчонок ), «Синий журнал », «Журнал для всех » (Журнал для всех) и «Аргус» (Аргус), а в 1917 году он также иллюстрировал детскую книгу. Лев и Бык . [ 6 ]
В 1920–1922 годах, всего через несколько лет после революции, Лебедеву было поручено создать более 500 плакатов или плакатов для Российского телеграфного агентства ( РОСТА ) и Отдела агитации и пропаганды ( Агитпропа ). [ 8 ] Целью в обоих случаях было содействие солидарности рабочего класса. [ 9 ] Поскольку и газеты, и грамотность были ограничены, плакаты стратегически размещались в пустых витринах магазинов, известных как витрины РОСТА , которые служили грубой формой массовой коммуникации. [ 6 ] Плакаты Лебедева отличались резкими, упрощенными образами: одна фигура яркого цвета, построенная из запасных геометрических форм и выполняющая разную работу. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ]
В 1910-х и 1920-х годах он общался со многими наиболее влиятельными фигурами радикального советского авангардного художественного движения, среди которых были конструктивист Владимир Татлин , кубофутурист Иван Пуни , супрематист Казимир Малевич , футурист Владимир Маяковский , а также акмеист и формалист литературный. критик Николай Пунин . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] В середине 1920-х годов он сотрудничал с поэтом Самуилом Маршаком для создания как книжек с картинками, так и политически сознательных «производственных книг». Последняя форма, уникальная для Советского Союза, рассказывала истории, которые рассказывали детям о «мире рабочих и о том, как все устроено». [ 3 ] [ 12 ] Среди их названий были: «Цирк» , «Мороженое» , «Сказка о глупой мышке» , «Усатый и полосатый» , «Разноцветная книга» , «Двенадцать месяцев и багаж» , а также «Стол», «Как самолет сделал самолет», «Хлеб», «Моя маленькая книжка о морях». и «Маяк», «Почта» и «На реке». [ 1 ] [ 3 ]

Книги были хорошо приняты. Николай Пунин, написавший первую монографию о Лебедеве, считал его одним из важнейших иллюстраторов эпохи:
После его блестящих экспериментов с «Цирком» и «Мороженым»… книжные магазины пестрели многочисленными подражаниями его образцам, а книжные иллюстрации в уходящей культурной традиции — все иллюстрации «Мира искусства» — бледнели в сравнении.. В плане формы [они] стали казаться бессильными, чрезмерно озабоченными эстетикой и невыразительными. [ 13 ]
К концу 1920-30-х годов большинство сверстников Лебедева покинули Советский Союз, но он остался. Когда соцреализм начал доминировать в искусстве и литературе и «приобрёл статус государственной политики в 1934 году», Лебедев оказался среди художников, которые «стали жертвами частых нападок». [ 1 ] В книге « Внутри радуги - Русская детская литература 1920-35: красивые книги, ужасные времена», изданной издательством «Пегас» в Голландии, подробно описаны угрозы советских властей в адрес Лебедева. [ 14 ] Книга стала предметом рецензий в The Guardian. [ 15 ] и «Файнэншл Таймс» , [ 14 ] среди других публикаций. Вынужденный приспособиться к сталинскому художественному диктату , профессиональные эксперименты Лебедева прекратились. В конце 1940-х годов его творчество обратилось к натуралистическому изображению «здоровых» советских детей и животных. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Лебедев был женат трижды. Его первая жена Сарра Лебедева (Дармолатова) была скульптором. [ 16 ] Его второй женой стала балерина и хореограф Надежда Надеждана , портрет которой Лебедев писал несколько раз. Его третий брак был с писательницей Адой Лазло в 1940 году. [ 17 ]
Коллекции
[ редактировать ]- Институт искусств Чикаго: военная пропаганда 1940-х годов
- Дартмутская цифровая библиотека: русские плакаты, 1917–1922 гг.
- Getty Research: Список имен художников Союза
- Библиотека Конгресса: иллюстрации советского производства 1920-х годов
- Университет Макгилла: детская книжная иллюстрация
- Музей современного искусства (МОМА): детская книжная иллюстрация [ 18 ]
- Университет Майами: специальные коллекции Уолтера Хэвигхерста и университетские архивы: детские книги
- Библиотеки Вашингтонского университета: детские книги и книги советского производства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Степанова, Маша (17 марта 2014 г.). «Реформа советской детской книжной иллюстрации: Владимир Лебедев (1891-1967)» . Университет Майами: специальные коллекции Уолтера Хэвигхерста и университетские архивы .
- ^ Лебедев Владимир Васильевич. «Результаты поиска по Фото, Печать, Рисунок, Доступно в Интернете, Лебедев, Владимир Васильевич, Революция» . Библиотека Конгресса . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Советская производственная книга: мир рабочих и как все делается» . content.lib.washington.edu . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Шрайер, Максим Д., изд. (27.11.2019). Голоса еврейско-русской литературы . дои : 10.1515/9781618117939 . ISBN 9781618117939 . S2CID 240748914 .
- ^ Андреа Иммель, «Детская библиотека Котсен: Семейная коллекция книг Радуги Анны Бакшт Бенджамин» , Хроника библиотеки Принстонского университета , Vol. 65, № 2, зима 2004 г., стр. 343–356. Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мислер, Николетта. «Паблик-арт: карикатуры и плакаты Владимира Лебедева». Журнал декоративного и пропагандистского искусства 5 (1987): 60–75. дои : 10.2307/1503936 .
- ^ «Владимир Лебедев» . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Lebedev, Vladimir Vasilʹevich; ROSTA (1920), One Must Work, the Rifle Is Right Here (Работать надо, винтовка рядом) , retrieved 2021-11-10
- ^ Jump up to: а б «Лебедев Владимир. Русские плакаты, 1917-1922» . www.dartmouth.edu . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Революционный импульс: подъем русского авангарда | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Конструктивисты и русская революция в искусстве и архитектуре» . Хранитель . 04.11.2011 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Лемменс, Альберт (2009). Русские художники и детская книга, 1890-1992 . Неймеген: LS с. 344.
- ^ Левинг, Юрий (2011). «Мистер Твистер в стране большевиков: зарисовка смеха в стихотворении Маршака». Славянское обозрение . 7 (2): 298.
- ^ Jump up to: а б «Внутри радуги: как Советская Россия пыталась заново изобрести сказки» . Файнэншл Таймс . 27 сентября 2013 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Пуллман, Филип (11 октября 2013 г.). «Как детская книга процветала при Сталине» . Хранитель . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Джон Милнер (1993). Словарь русских и советских художников 1420–1970 гг . Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 978-1-85149-182-7 .
- ^ «Художник Владимир Лебедев — Знаменитости 2021» . agromassidayu.com . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «Век диктовки и развлечения детей – Эстетические перспективы» . Проверено 27 октября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Артнет
- Artonline.ru (на русском языке)
- СОВКОМ (был)
- «Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов» В. Петров (in Russian) (examples of his children's book illustrations near the middle of the article)
- Галерея Русского Искусства (биография)