Коллекция Пауса
Коллекция Пауса ( норвежский : Paus-samlingen ) — это коллекция классической скульптуры , которая в основном является частью Национального музея Норвегии , а ранее — его предшественницы, Национальной галереи . Коллекция была создана в конце 19 — начале 20 веков папским камергером и графом Христофором Тострупом Паусом , жившим в Риме в то время он был перенесен в его шведское поместье Тристорп ; во время Первой мировой войны , а затем частично в его поместье Херреста . В то время из Италии в основном можно было вывозить антикварные предметы. Ранее являвшаяся крупнейшей частной коллекцией классической скульптуры в странах Северной Европы , она была в значительной степени подарена норвежскому правительству Паусом в период с 1918 по 1929 год в качестве предполагаемого фонда норвежского музея или отдела классической скульптуры. [ 1 ] [ 2 ] Некоторые предметы из коллекции Пауса были приобретены и другими музеями, в том числе Ny Carlsberg Glyptotek . [ 3 ]
История
[ редактировать ]

Коллекция была создана Кристофером Тострупом Паусом (1862–1943) в конце 19 — начале 20 веков и на тот момент представляла собой крупнейшую частную коллекцию классической скульптуры в странах Северной Европы. Паус был наследником одной из крупнейших норвежских лесозаготовительных компаний (Tostrup & Mathiesen), папским камергером и графом, который несколько лет жил в Риме , где приобрел коллекцию при содействии нескольких скандинавских историков искусства. В конце 19 века, когда Италия перешла от феодализма к современной экономике, в результате быстрого расширения городов и строительства Рима было обнаружено множество предметов антиквариата. Одновременно с этим давние дворянские семьи, которые сейчас сталкиваются с финансовыми трудностями в этом меняющемся обществе, были вынуждены продать свои исторические коллекции этих предметов. Вывозить антикварные предметы из Италии также было относительно легко. Эта ситуация позволила богатым иностранным коллекционерам произведений искусства, таким как Паус и Карл Якобсен , основатель Ny Carlsberg Glyptotek , собрать обширные коллекции. Во время Первой мировой войны Паус перевез свою коллекцию в свое шведское поместье. Тристорп и позже частично был перенесен в его поместье Эрреста . Большая часть коллекции была подарена Паусом Национальной галерее в период с 1918 по 1929 год. Она была задумана как основа норвежского музея или отдела классической скульптуры, как писал Паус в письме правительству в 1918 году, и сформировала ядро Коллекция классической скульптуры Национальной галереи. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] До решения Пауса пожертвовать большую часть коллекции Национальной галерее компания Ny Carlsberg Glyptotek пыталась ее приобрести. [ 7 ]
Археолог Сири Санде отмечает, что
Поскольку [Паус] был папским камергером в Риме, принято считать, что скульптуры из его коллекции были куплены там. Коллекция Пауса была передана в дар тогдашней Национальной галерее между 1918 и 1929 годами. В начале 20 века из Италии можно было свободно покупать и вывозить антикварные предметы, если они не представляли большой национальной ценности, и, следовательно, существовала хорошая доступность. римских скульптур на арт-рынке. Следовательно, разумно предположить, что Хр. Паус часто посещал торговцев антиквариатом в Риме, чтобы пополнить свою коллекцию, которая в основном состояла из портретов.
— Сири воскресенье [ 2 ]
Бюст Траяна был передан Национальной галерее в 1923 году и стал первым оригинальным портретом римского императора, находившимся в собственности Норвегии. Самсон Эйтрем писал, что «он превосходно дополняет другие портреты коллекции Пауса, бюсты которых большей частью относятся к самому раннему имперскому периоду». [ 8 ]
Коллекция экспонировалась на первом этаже старого здания Национальной галереи с 1918 по 2019 год, прежде чем Национальная галерея переехала в недавно построенное здание Национального музея в 2022 году. Некоторые работы 2022 года выставлены в зале 1 нового здания. Национальный музей. Паус был назначен кавалером Ордена Святого Олафа первой степени за заслуги перед художественными музеями в 1919 году, а позже получил звание командующего. [ 9 ]
Некоторые предметы из коллекции Пауса были приобретены и другими музеями, в том числе Ny Carlsberg Glyptotek . [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]Коллекция включает в себя не менее 60 скульптур, в основном из Древнего Рима и некоторых из Древней Греции , особенно римские произведения периода с 100 г. до н.э. по 200 г. н.э., а также некоторые более старые работы первого тысячелетия до н.э. Он включает в себя бюсты таких императоров, как Гальба , Траян , Луций Вер и (вероятно) Коммод , императрицы Юлии Домны , Птолемея Мавретанского и многочисленных римлян. [ 1 ] Самсон Эйтрем написал рецензию на коллекцию в 1919 году. [ 10 ] и полный каталог 1927 года. [ 1 ] Некоторые из работ были описаны как очень качественные и характерные для своей эпохи. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Ниже приводится неполный список:
Изображение | Имя | Предмет | Эра | Подробности | Провенанс |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Паус Траян (Портрет Траяна по типу Деценналий) | Траян | 103–117 гг. н. э. | Мелкокристаллический белый мрамор, высота 32,7 см. Переработано ок. 103–17 гг. н.э. по более старому портрету, возможно, портрету Домициана (81–96 гг. н.э.). | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1923 году. |
Гальба Кит | Гальба | 1 век | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Паус Юлия Домна (Портрет Юлии Домны, тип Феша) | Джулия миссис | Что. 193–211 гг. н.э. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Вероятно, Коммод | 180–192 гг. н.э. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | |||
Паус Луций Вер | Люций Верус | 2 век | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Папа Птолемей | Птолемей Мавретания | 1 век | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Портрет женщины с венком | 40–45 гг. н. э. | Крупнокристаллический белый мрамор, высота 21,8 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Портрет мужчины | ок. 50 г. до н.э. | Крупнокристаллический белый мрамор, высота 31,5 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Женская голова с венком | Что. 130–160 гг. н.э. | Мелкокристаллический белый мрамор, высота 19,8 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Портрет мужчины | Что. 50–75 гг. н.э. | Мелкокристаллический белый мрамор, высота 28,8 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Женская голова с рельефа | Что. 150–200 гг. н. э. | Мелкокристаллический белый мрамор, высота 21 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1927 году. | ||
Портрет девушки | Что. 65–75 гг. н.э. | Мелкокристаллический белый мрамор, высота 26,5 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Мальчик во фригийском колпаке | 69–138 гг. н.э. | Мелкокристаллический мрамор, высота 13,3 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Портрет женщины | 120–130 гг. н.э. | Крупнокристаллический белый мрамор, высота 24,7 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Глава Исиды | 30 г. до н.э. – 70 г. н.э. | Крупнокристаллический белый мрамор, высота 23,8 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. | ||
Гермический бюст Аполлона | 1 век нашей эры | Крупнокристаллический белый мрамор, высота 34,5 см. | Подарено Кристофером Паусом Национальной галерее в 1918 году. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Самсон Эйтрем (1927). Антикварная коллекция . Национальная галерея.
- ^ Jump up to: а б Санде, Сири (2008). «Жирное сито» (PDF) . Классический форум (1): 6–27.
Поскольку он был папским камергером в Риме, принято считать, что скульптуры из его коллекции были куплены там. Коллекция Пауса была передана тогдашней Национальной галерее между 1918 и 1929 годами. В начале 20 века можно было свободно покупать и продавать антикварные предметы из Италии, если они не представляли большой национальной ценности, и поэтому было хорошо иметь римских скульптуры на арт-рынке. Поэтому разумно полагать, что Хр. Паус часто посещал торговцев антиквариатом в Риме, чтобы пополнить свою коллекцию. В основном это были портреты.
- ^ Jump up to: а б Поульсен, Фредерик (1951). Каталог древней скульптуры в глиптотеке Нью-Карлсберг .
450 б. (В 2740 г.). Эллинистический поэт. Голова. М. [...] Поступила в 1924 г. из коллекции Пауса.
- ^ «Чем Национальная галерея обязана Чемберлену Паусу», Aftenposten , 13 сентября 1943 г., стр. 3
- ^ Даг Солхьелл (1995). Искусство Норвегии: социологическое исследование норвежской художественной институции . Осло: Университетское издательство
- ^ Хокон Шетелиг (1944). История норвежских музеев . Осло: Каппелен
- ^ «Наша Национальная галерея сегодня закончена» . Афтенпостен . 21 марта 1924 г. п. 4.
- ^ Самсон Эйтрем (22 декабря 1923 г.). «Император Траян в мраморе» . Афтенпостен . стр. 5.
Он прекрасно дополняет имевшиеся ранее в собрании Пауса портреты, бюсты, большей частью относящиеся к древнейшему имперскому периоду.
- ^ Королевский норвежский собор Св. Орден Олава . Ханче. 1934. с. 114.
- ^ Самсон Эйтрем (2 августа 1919 г.). «Подарок Хр. Пауса Художественному музею». Афтенпостен . п. 4.
- ^ Суд по трудовым спорам . 8 октября 1943 года.
- ^ «Портрет римского императора» . Музей Медделельсера Фра Торвальдсена : 100–103. 1965.
Осло, Национальная галерея. Алебастр. Высота 0,13 м. Ранее находился в коллекции Пауса в Риме. С. Эйтрем, Антиксамлинген (1927) №. 58; Искусство и культура 13, 1926, стр. 209 («Гальба»). Брендель в Single Recordings XII (1931) 3334 («тетрарх»). HP L'Orange в «Symbolae Osloenses VIII» (1929), стр. 100 и в «Исследованиях по истории позднеантичных портретов», стр. 102 («Диоклетиан»). Скульптура Nasjonalgalleriet Cat (1952). 17. (рис. 3).
- ^ Хайд, Уолтер Вудберн (1930). «Символы Ослоенсес». Американский журнал филологии . 51 (3): 305–308. дои : 10.2307/289749 . JSTOR 289749 .
В «Портрете римской женщины в Antikensammlung der Nationalgalerie» (стр. 60–8, табл. 1) HP L'orange обсуждает голову из коллекции Пауса, уже упомянутую в каталоге Эйтрема, Antikksamlingen, Oslo, 1927, no. ., «Голова римской дамы».
- ^ Диллон, Шейла (2006). Древнегреческая портретная скульптура: контексты, сюжеты и стили . Издательство Кембриджского университета . п. 160. ИСБН 9780521854986 .
Рис. 139 [...] Из собрания Пауса.