Тициано Подожди
Тициано Аспетти (1559–1606) [ 1 ] был итальянский скульптор эпохи Возрождения . Он родился в Падуе и работал в основном там и в Венеции . Он выполнил как большие, так и маленькие скульптуры из бронзы. Среди его крупных работ — бронзовые статуи на фасаде Сан-Франческо делла Винья и Святого Антония, а также многие другие скульптурные украшения базилики Сант-Антонио в Падуе .
Когда Аспетти начал свою общественную карьеру в 1590-х годах, Алессандро Виттория практически прекратил заниматься скульптурой, а Джироламо Кампанья обладал монополией на основные скульптурные заказы. Хотя Аспетти опередил Кампанью в заказе на строительство алтаря Сант-Антонио, он не добился такого успеха в Венеции, не создав ничего столь же мощного, как главный алтарь Кампаньи для Сан-Джорджо Маджоре (1590–1593) и алтарь в Сан-Сальваторе ( ок. 1590 г.) . ).
Однако у него не было соперников во Флоренции по созданию рельефов, за исключением, возможно, Джованни Баттиста Каччини и его современника Джамболоньи , что, возможно, было причиной переезда Аспетти туда в 1604 году, завершив бронзовый рельеф «Смерти Святого Лаврентия» , который теперь находится во Флоренции. Церковь Санта-Тринита во Флоренции. Он процветал в Тоскане и умер в Пизе , хотя невозможно полностью проанализировать его как художника, пока не будет обнаружено больше о ныне утерянных произведениях, которые он там создал, особенно о восьми мифологических произведениях.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]В семье его матери было много других художников - по прозвищу «Лиццаро», ее отец Гвидо Минио специализировался на литье из бронзы , а ее брат Тициано Минио был известным скульптором и художником- лепником . Аспетти, вероятно, обучался в семейной студии и, возможно, был помощником в студии Джироламо Кампанья , другого крупного скульптора, работавшего в Венеции в конце 16 века. Его семейные связи определенно позволили Аспетти присоединиться к дому Джованни Гримани в Венеции в 1577 году, в конечном итоге проведя в нем шестнадцать лет.
Патриарх Аквилеи из семьи, которая произвела на свет трех дожей , Гримани также был крупным покровителем современных художников, а в его палаццо располагалась одна из самых больших и ценных коллекций древностей в Италии за пределами Рима, что было главной достопримечательностью для посетителей Венеции. [ 2 ] Длительная служба Аспетти отличалась от неоднократной охоты за комиссионными за другими художниками в Венеции того времени, что делало его почти придворным художником и… Семья Патриарха поддерживала искусство итальянского маньеризма , а их палаццо недалеко от Санта-Мария-Формоза содержало лепные работы Джованни да Удине , Федерико Цуккари и Франческо Сальвиати . Проведение юности в богатой и элегантной обстановке коллекции, в том числе время, восстанавливающее некоторые древности, оставило свой след, и это можно увидеть в его зрелых работах. [ 3 ]
Его первыми известными работами являются два посредственных барельефа Святого Марка и Святого Теодора в «pietra viva» для «нового» моста Риальто и неуклюжего мраморного гиганта , расположенного там, где сейчас находится вход в Библиотеку Марциана , ни одна из них не имеет отношения к элегантности его более поздних работ. Атлантов, поддерживающих барельеф ( ок. 1589 г. ) над камином в Зале Антиколлегио Палаццо Дукале Кампанья, какое-то время ошибочно приписывали Аспетти, который на самом деле создал сам барельеф в кузнице Вулкана . Его первые сохранившиеся бронзовые изделия — аллегорические фигуры Умеренности и Справедливости в натуральную величину в часовне Гримани в Сан-Франческо делла Винья . Они были выполнены до 28 ноября 1592 года, дня, когда Патриарх использовал дополнение в своем завещании, чтобы приказать художнику завершить их. Он также приказал Аспетти выполнить для той же церкви фигуры Моисея и Святого Павла, о чем будет сказано позже. Аспетти был написан Леандро Бассано около 1592 года, и сейчас эта работа хранится в Королевской коллекции Соединенного Королевства. [ 4 ]
Падуя
[ редактировать ]Благодаря покровительству Гримани слава Аспетти быстро распространилась на Падую , и в начале 1590-х годов он создал бронзовые барельефы « Святой Даниил, волочащийся за лошадью» и «Мученичество святого Даниила» для ее собора , вероятно, для алтаря этому святому в Падуе. склеп. То, что, вероятно, является оригинальной отливкой, сейчас находится в Метрополитен-музее , позже заменено другой отливкой, последняя все еще находится в Епархиальном музее религиозного искусства Падуи и, вероятно, изготовлена в 19 веке. [ 5 ]
Подход Аспетти был глубоко живописным и показал его истинное призвание к барельефной скульптуре. Он и его дядя были среди немногих венецианских скульпторов, заинтересованных во флорентийских техниках изготовления барельефов (начиная с Донателлианского стиаччато , у которого были такие в Падуе ), и его фигуры варьировались от барельефов до почти полностью круглых скульптур. Фактически, он настолько превзошел ожидания своего комиссара, что его зарплата была увеличена вдвое. В двух сценах он создал пространственное богатство посредством множества эмоций, поз и текстур, варьирующихся от кирпичного и каменного архитектурного фона, обнаженной плоти, кожи и доспехов. Эмоциональный диапазон «Мученичества» простирается от палача, прибивающего обнаженное и жалкое тело святого, до равнодушных солдат справа и ужаса мужчин слева. Работа даже вызывает звук: лающая собака и лошадь ржут и встают на дыбы рядом с человеком, играющим в охотничий рожок, как в «Dragged» . Вытянутые, стройные и динамичные фигуры соответствуют канону физической красоты и отражают знание художником современного маньеризма, а также Эллинистическое искусство . Широкое использование резца , глубокой печати , огненных знаков и других техник, воспроизводящих узор на всей поверхности, свидетельствует о его любви к живописным и колористическим эффектам. Они и «Благовещение» ( Художественный институт Чикаго ; начало 1580 г.) являются первыми достойными преемниками Якопо Сансовино бронзовых рельефов для базилики Святого Марка в Венеции.
После заметного успеха двух работ, 6 ноября 1593 года Аспетти получил очень прибыльный и престижный заказ на новый мраморный алтарь для часовни Сант-Антонио в базилике Святого Антония Падуанского , который будет украшен бронзовыми статуями трех францисканских святых. ( Антоний Падуанский , святой Бонавентура и Людовик Тулузский ), четыре главные добродетели Веры, Милосердия, Умеренности и Стойкости или Надежды и четыре ангела-свечника (Добродетели были помещены в хор в 1597 году на балюстраде главного алтаря ). Это был третий и самый большой монументальный комплекс, посвященный Святому Антонию, после главного алтаря Донателло (завершенного в 1453 году) и бронзовых статуй и мраморных рельефов, украшавших боковые стены часовни Сант-Антонио. Статуи трех францисканских святых не были типичны для Аспетти, а подражали Донателло. Добродетели были изображены в половину натуральной величины, с маленькими головами, вытянутыми телами и элегантной драпировкой, более типичной для стиля Аспетти того времени. [ 6 ]
Позже работа в Венето
[ редактировать ]Аспетти завершил алтарный образ примерно 30 декабря 1595 года, и в этот день ему было поручено создать фигуру Христа для купели Джованни Антонио Минелли де Барди в северо-западном нефе, завершенную 8 мая 1599 года. Бронзовые бюсты Себастьяно Веньер , Агостино Барбариго (победители битвы при Лепанто 1571 года ) и Маркантонио Брагадин (защитник Фамагосты, убитый в том же году, что и Лепанто), все в Герцогском дворце в Венеции , все, похоже, были смоделированы и отлиты в 1596–1599 годах. . Эта же дата присвоена фигурам Святого Павла и Моисея для палладианских ниш на фасаде Сан-Франческо делла Винья , где они и сохранились. Лишь немногие церковные фасады Венеции были завершены, и еще меньше имеют фасадные скульптуры, особенно до 1600 года, причем Моисей и Святой Павел были одними из первых бронзовых статуй на фасаде венецианской церкви, их темный материал контрастировал с белым мраморным фоном. Как только эти проекты были завершены, Аспетти совершил свое первое известное путешествие за пределы Венето. Он был записан как находящийся в Каррара в октябре 1599 года, но вернулся в Венецию примерно в 1602 году. [ 7 ]
Тоскана (с 1604 г.)
[ редактировать ]Аспетти навсегда покинул Венецию где-то после 3 июля 1604 года, чтобы сопровождать племянника Джованни Гримани Антонио Гримани , епископа Торчелло , в Пизу , после того как последний был назначен апостольским нунцием в Тоскане , что является доказательством прочных связей Аспетти с семьей Гримани. Эти последние годы жизни Аспетти в доме графа Камилло Берцигелли в Пизе были очень продуктивными: в течение них он изготовил два бронзовых распятия, бронзовый рельеф, изображающий вторую жену Берцигелли Луизу Паганелли , восемь бронзовых рельефов с мифологическими сценами, серебряное изделие, изображающее Христа в колонна с двумя кнутами (оставленная по завещанию Аспетти базилике Святого Антония в Падуе), мраморные Геркулес и Антей , мраморный Адонис и Спящая Леда , ни одно из которых, однако, не сохранилось.
Единственная сохранившаяся скульптура времен Аспетти в Пизе — это «Мученичество Святого Лаврентия» , бронзовый рельеф, заказанный сенатором, дядей Берцигелли, Лоренцо Усимбарди (1547–1636). Хотя на протяжении всей своей истории он образовывал переднюю часть алтаря часовни Усимбарди в северо-западном углу нефа Санта-Тринита во Флоренции , источник 17-го века утверждает, что Усимбарди заказал его «для другого места» (вероятно, Сан-Триниты). капелла Пьетро). Возможно, в этом есть доля правды, поскольку эта работа является единственным декоративным элементом часовни, не имеющим отношения к Святому Петру и его культу. Однако можно с уверенностью предположить, что Аспетти закончил бы остальные скульптуры часовни, если бы прожил достаточно долго, поскольку они были созданы после его смерти его учеником Феличе Пальма - бронзовое распятие Пальмы над алтарем может быть основано на дизайне от Аспетти.
Мученичество выражало более глубокое чувство, чем два рельефа, сделанные для базилики в Падуе, будучи менее театральным и более живописным. Он хорошо сочетается с современной поэзией Контрреформации , особенно в упрямом и неподвижном изображении Лоуренса в центре произведения, смотрящего по диагонали на небо, даже когда его кладут на решетку, орудие его мученичества. Фигуры и типы гораздо более крепкие и мускулистые, чем в более молодых работах Аспетти, что особенно заметно в великолепно смоделированной фигуре, свернувшейся калачиком перед основной скульптурной группой, демонстрирующей достигнутое им мастерство в изображении обнаженной натуры. Работа была в 1605 году хорошо интегрирована в новую декоративную схему часовни Усимбарди Людовико Чиголи .
Аспетти добавил дополнение к своему завещанию 27 июля 1606 года (или 1607 года по пизанскому календарю , который начался 25 марта по современному календарю). По его собственному желанию он был похоронен в монастырях Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, а Берцигелли оплатил похороны - бюст Аспетти работы Пальмы 1606 года и надпись до сих пор сохранились на этом месте. Неженатый и не имеющий детей, он сделал своим наследником племянника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Гордон, изд. (2003). «Аспети, Тициано (1559–1606)». Оксфордский словарь эпохи Возрождения . Оксфорд. ISBN 9780198601753 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ М. Перри: «Наследие древнего искусства кардинала Доменико Гримани в Венеции», Дж. Варб. & Суд. Ин-т, xxxxi (1978), стр. 229–30 [часть ср. в Венеции , Государственный архив, Сенат Терца, filza 137, 12 сентября 1594 г.]
- ^ (на итальянском языке) Р. Галло: Пожертвования Светлейшей Доменико и Джованни Гримани , Archivio Ven., l – li (1952), стр. 34–77 [часть ср. в Венеции, Государственный архив, Сенат Терца, дело 137, 12 сентября 1594 г.]
- ^ «Бассано, Портрет Аспетти » . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 г. Проверено 30 июня 2007 г.
- ^ Ольга Раджо, «Рельефы Тициано Аспетти со сценами мученичества святого Даниила Падуанского», Журнал Метрополитен-музея , Том. 16, 1981 (1981), стр. 131–146.
- ^ (на итальянском языке) С. Уилк: Украшение часовни ковчега Святого Антония в шестнадцатом веке , «Скульптуры Святого», iv « Источники и исследования по истории Святого в Падуе» , изд. Дж. Лоренцони (Виченца, 1984), стр. 166–9
- ^ (на итальянском языке) М. Бенаккио: Жизнь и творчество Тициано Аспетти , Bull. Гражданский Падуя, vi (1930), стр. 189–207; VII (1931), стр. 101–52; VIII (1932), стр. 67–103; х – xi (1934–9), стр. 91–138
- Тикоцци, Стефано (1830). Словарь архитекторов, скульпторов, живописцев, резчиков по меди и камню, чеканщиков медалей, мозаичистов, ниллеров, инкрустаторов всех эпох и всех народов» (Том 1) . Милан: Гаэтано Скиепатти. п. 84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейская скульптура и изделия из металла , каталог коллекции из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аспетти (см. Указатель)