Апладад
Апладад | |
---|---|
Бог Сухума | |
![]() Стела, изображающая Афлада (Апладад) из эллинистического дура-европоса . | |
Основной культовый центр | Анат , Канну ', Дура-Европа |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | дюймовый GAB.KA |
Апладад (позже Афлад ), «Сын Адада », был месопотамским богом, впервые засвидетельствованным в восьмом веке до нашей эры. Ему в основном поклонялись в Сухуме в таких городах, как Анат и Ал-Габбари-Бани. Он упоминается во многих надписях местных правителей, которые построили несколько домов поклонения, посвященных ему. Он также был почитаем в городе Канну, чье местоположение в настоящее время неизвестно. В то время как большинство доказательств, относящихся к нему, поступают между восьмым и шестым веками до н.э., ему все еще поклонялись в Дура-Европе в эллинистические и римские периоды.
Имя и персонаж
[ редактировать ]Теоним Apladad , также написанный как Apladdu [ 1 ] или apla-adad [ 2 ] может быть переведен как «Сын Адада » [ 3 ] или "наследник Адада", [ 4 ] Адад, будучи мезопотамской погодой Богом . [ 5 ] Заверившие клинописные сочинения включают дюймовый A.10 и реже дюймовый Била. дюймовый Упал, дюймовый А. дюймовый Есть, А.ИШУР, дюймовый А.ИШУР, дюймовый DUMU. дюймовый Упал, дюймовый Ibila -ad-du , или Ap-la-du , в то время как в алфавитных сценариях (таких как арамейский ) он был написан как «PLD или PLD ». [ 6 ] В ранней стипендии название было неправильно интерпретировано как дюймовый Мар Шарри , «Сын короля». [ 7 ]
Не так много известно о ассоциациях Апладада с другими божествами, и, хотя единственная подписка поздней вавилонской печати указывает на то, что у него, как полагают, есть жена, чтение ее имени, дюймовый Gab.ka, остается неопределенным, а Гобра предложил Эдвард Липински . [ 6 ] Был ли Апладад связан с Буру, божественный укл, засвидетельствованный как божество, подчиненное Ададу в основном в арамейских источниках из нео-ассирийского периода , а затем и неизвестно. [ 8 ] Это предложение опирается на аналогичное распределение ссылок на обоих божеств в известных текстах, а также на возможную аналогию между парами Adad -Būru/Apladad и Teshub - šarruma , но никаких выводов не может быть сделано на основе имеющихся доказательств. [ 1 ]
Поклонение
[ редактировать ]Введение Apladad в мезопотамский пантеон считается поздним развитием. [ 3 ] Сначала он появляется в источниках из восьмого века до нашей эры, и предполагается, что он развился только в этот период. [ 9 ] Он отсутствует в большинстве списков Бога, за исключением позднего текста из этого типа из Sultantepe . [ 6 ] Мария Грация Масетти-Руу предполагает, что он был связан с королевской идеологией новой династии, которая возникла в регионе, известном как Сухум , чьи члены, несмотря на их ассирийское происхождение, казалось бы, разработали отдельную культурную идентичность, которая также создала необходимость в новом божестве. Полем [ 10 ] Один из местных правителей, Шамаш-Реша-Уурур , в одном из своих надписей гласит, что он построил новый город, Ал-Габбари-Бани и «урегулировал» Апладад (а также Адад , Шала и Мандану ). [ 2 ] Его сын, Нинурта-Кудурри-Уур , приписал свою позицию короля Шамаш , Мардука , Адада и Апладада. [ 11 ] В надписи он ссылается на Апладада своим лордом и приписывает ему, что он заставляет его стать победителем над своими врагами в битве. [ 12 ] Другой текст из его правления упоминает строительство нового города, Кар-Апладада, «Набережной Апладада», а также создание храма и регулярных предложений хлеба и пива. [ 13 ] Еще одна надпись, приписываемая ему, указывает на то, что храм, посвященный совместному совместному Ададу и Аплададу, существовал в городе Анат . [ 14 ] Он носил церемониальное название Emanḫe, [ 15 ] который может быть переведен как «Дом большого количества». [ 16 ]
За пределами Суху главным культовым центром Апладада был Канну, город, место, чье место остается неопределенным. [ 17 ] Кроме того, штрафная пункт в одном нео-ассирийском документе от Assur вызывает Apladad вместе с Ададом. [ 18 ] Теофорические имена, вызывая его, также известны. [ 19 ] Одним из примеров является Kullum-kī-Apladdu, «Он свободен через Apladad», [ 20 ] Предполагается, что он принадлежит жителю Канну. [ 17 ]
В то время как большинство доказательств поклонения Аплададе происходят между восьмым и шестым веками до н.э. [ 21 ] Его культ сохранялся в области среднего Евфрата в эллинистический период , в течение римских времен. [ 3 ] Предполагается, что бог Афлад, которым поклоняется культурно эллинизированным арамцам в Дура-Европе и засвидетельствовал как в надписях, так и теофорических именах, может быть идентифицирован как более поздняя форма Апладада. [ 22 ] [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Меч 2001 , с. 489.
- ^ Jump up to: а беременный Кадр 1995 , с. 281.
- ^ Jump up to: а беременный в Меч 2007 , с. 144
- ^ Кадр 1995 , с. 290.
- ^ Мечи 2007 , с. 125
- ^ Jump up to: а беременный в Меч 2001 , с. 626.
- ^ Далли 1986 , с. 90
- ^ Меч 2008 , с. 7
- ^ Mashetti-Ruault 2009 , стр. 146-147.
- ^ Mashetti-Ruault 2009 , p. 147
- ^ Кадр 1995 , с. 288
- ^ Кадр 1995 , с. 293.
- ^ Кадр 1995 , с. 298
- ^ Кадр 1995 , с. 319
- ^ George 1993 , p. 130.
- ^ George 1993 , p. 129
- ^ Jump up to: а беременный Меч 2001 , с. 627.
- ^ Меч 2001 , с. 599.
- ^ Меч 2001 , с. 54
- ^ Меч 2001 , с. 55
- ^ Далли 2002 , с. 207
- ^ Меч 2001 , с. 628.
- ^ Далли 2002 , с. 203.
Библиография
[ редактировать ]- Далли, Стефани (1986). «Бог Сальму и крылатый диск» . Ирак 48 Британский институт изучения Ирака: 85–101. ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200253 . Получено 2022-11-13 .
- Далли, Стефани (2002). Мари и Карана: два старых вавилонских города . Piscataway, NJ: Gorgias Press. doi : 10.31826/9781463207731 . ISBN 978-1-4632-0773-1 .
- Кадр, Грант (1995). «Суху». Правители Вавилонии. От второй династии ISIN до конца ассирийского доминирования (1157-612 гг. До н.э.) . Королевские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. doi : 10.3138/9781442657052 . ISBN 978-1-4426-5705-2 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Озеро Вайнона: Эйзенбрауны. ISBN 0-931464-80-3 Полем OCLC 27813103 .
- Masetti-Rouault, Maria Grazia (2009). «Культуры в контакте в сирийской долине Нижнего Среднего Среднего Евфрата: аспекты местных культов в железном веке II» . Сирия (86). Открытие: 141–147. doi : 10.4000/syria.522 . ISSN 0039-7946 .
- Schwemer, Daniel (2001). Погода Бога разрабатывает в Месопотамии и северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования в соответствии с письменными источниками (на немецком языке). Висбаден: Харасковиц. ISBN 978-3-447-04456-1 Полем OCLC 48145544 .
- Schwemer, Daniel (2007). «Штормовые боги древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования I, часть I» (PDF) . Журнал древних ближневосточных религий . 7 (2). Брилл: 121–168. doi : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Schwemer, Daniel (2008). «Штормовые боги древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: часть II» (PDF) . Журнал древних ближневосточных религий . 8 (1). Брилл: 1–44. doi : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .