Социальный факт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2010 г. ) |
В социологии — это ценности, культурные нормы и социальные структуры , социальные факты которые выходят за рамки личности и могут осуществлять социальный контроль . Французский социолог Эмиль Дюркгейм дал определение этому термину и утверждал, что социологию следует понимать как эмпирическое исследование социальных фактов. Для Дюркгейма социальные факты «состоят из внешних по отношению к индивиду способов действий, мышления и чувств, наделенных принудительной силой, благодаря которой они осуществляют над ним контроль». [1]
Социальный факт Дюркгейма
[ редактировать ]В «Правилах социологического метода» Дюркгейм изложил теорию социологии как «науки о социальных фактах». Он считал, что социальные факты «состоят из представлений и действий», а это означало, что «их нельзя путать ни с органическими явлениями, ни с физическими явлениями, которые существуют только в индивидуальном сознании и через него». [1] Дюркгейм говорит, что социальный факт — это вещь, которую многие люди делают одинаково, потому что социализированное сообщество, к которому они принадлежат, повлияло на них, побудив их сделать эти вещи. [2]
Дюркгейм определил социальный факт следующим образом:
- «Социальный факт — это любой способ действия, фиксированный или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение;
- или:
- которая является общей для всего данного общества, но при этом существует сама по себе, независимо от своих индивидуальных проявлений». [1]
Он рассматривал это как конкретную идею, влияющую на повседневную жизнь человека. [3]
Примеры социальных фактов, приведенные Дюркгеймом, включали социальные институты, такие как родство и брак, валюта, язык, религия, политическая организация, а также все социальные институты, которые мы должны учитывать в повседневном взаимодействии с другими членами наших обществ. Отклонение от норм таких институтов делает человека неприемлемым или несоответствующим группе.
Среди наиболее известных работ Дюркгейма было открытие «социального факта» уровня самоубийств . Тщательно изучив полиции самоубийств статистику в разных округах, Дюркгейм продемонстрировал, что уровень самоубийств в католических общинах ниже, чем в протестантских общинах. Он приписывал это социальной (а не индивидуальной) причине. [4] Это считалось новаторским и остается влиятельным.
Открытие Дюркгеймом социальных фактов имело важное значение, поскольку оно обещало сделать возможным изучение поведения целых обществ, а не только отдельных индивидуумов. Дюркгейм указывает на индивидуальные действия как на примеры или репрезентации различных типов действий в обществе. [5] Однако некоторые современные социологи- интерпретативисты , такие как Макс Аткинсон и Джек Дуглас, обращаются к исследованиям Дюркгейма с двумя совершенно разными целями:
- Исследования Дюркгейма наглядно демонстрируют, насколько осторожным должен быть социальный исследователь, чтобы гарантировать точность данных, собранных для анализа. Теперь стало ясно, что уровень самоубийств, о котором сообщил Дюркгейм, в значительной степени был результатом того, как отдельные случаи смерти классифицировались как «самоубийства» или «несамоубийства» в различных сообществах. не разные уровни самоубийств На самом деле он обнаружил вовсе , а разные способы мышления о самоубийстве .
- Его исследования также являются отправной точкой в изучении социального значения – и того, как очевидно идентичные индивидуальные действия часто не могут быть классифицированы эмпирически. Социальные действия (даже такие явно частные и индивидуальные действия, как самоубийство) с современной точки зрения всегда рассматриваются (и классифицируются) социальными акторами . Отсюда следует, что обнаружение социальных фактов о таких действиях обычно не является ни возможным, ни желательным, но обнаружение того, как люди воспринимают и классифицируют конкретные действия, — это то, что дает понимание. Еще одна сложность возникает, если задаться вопросом о статусе нашего «открытия» этих представлений и классификаций. В конце концов, разве такие «открытия» не отражают также социально укоренившуюся практику классификации? Но если предполагаемые открытия восприятия социальных фактов не являются сомнительными, то трудно понять, почему таковы первоначальные утверждения о социальных фактах. [6] [7]
Общий социальный факт Мосса
[ редактировать ]Для Марселя Мосса (племянника и когда-то соратника Дюркгейма) тотальный социальный факт (фр. faitsocial total ) — это «деятельность, имеющая последствия для всего общества в экономической, правовой, политической и религиозной сферах». [8] Различные нити социальной и психологической жизни переплетаются воедино посредством того, что он назвал тотальными социальными фактами . Тотальный социальный факт формирует и организует, казалось бы, совершенно разные практики и институты. [9] Марсель Мосс популяризировал этот термин в своей книге «Дар» :
Эти явления одновременно правовые, экономические, религиозные, эстетические, морфологические и так далее. Они законны, поскольку касаются индивидуальных и коллективных прав, организованной и распространенной морали; они могут быть совершенно обязательными или подвергаться просто похвале или неодобрению. Они являются одновременно политическими и внутренними, представляющими интерес как для классов, так и для кланов и семей. Они религиозны; они касаются истинной религии, анимизма, магии и распространенного религиозного мышления. Они являются экономическими, поскольку присутствуют понятия стоимости, полезности, процента, роскоши, богатства, приобретения, накопления, потребления и щедрых и роскошных расходов... [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дюркгейм, Эмиль (1982) [1-й паб. 1895]. Люкс, Стивен (ред.). Правила социологического метода и избранные тексты по социологии и ее методу . У.Д. Холлс (переводчик). Нью-Йорк: Свободная пресса.
- ^ «Эмиль Дюркгейм: что такое социальный факт?» . www.csudh.edu . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Дюркгейм, Эмиль (1982). «Что такое социальный факт». Правила социологического метода : 74.
- ^ Дюркгейм, Э. Самоубийство . 1897.
- ^ Шмаус, Уоррен (1994). Философия науки Дюркгейма и социология знания: создание интеллектуальной ниши . Чикаго: Университет. из Чикаго Пресс. п. 38 . ISBN 978-0226742519 .
- ^ «Отдел девиаций и социального контроля M5: Самоубийство (2)» (PDF) .
- ^ Дуглас, Джек Д. (1967). Социальные значения самоубийства . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691621173 .
- ^ Эдгар (1999), 64
- ^ Эдгар (2002), 157
- ^ Мосс (1966), 76–77
Источники
[ редактировать ]- Эдгар, Эндрю. (1999). «Культурная антропология». в Эдгаре, Эндрю и Седжвике, Питере Р. (ред.). Ключевые понятия теории культуры . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-11404-2
- Эдгар, Эндрю. (2002). «Мосс, Марсель (1872–1950)». в Эдгаре, Эндрю и Седжвике, Питере Р. (ред.). Теория культуры: ключевые мыслители . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-23281-4
- Мосс, Марсель. (1966). Подарок; Формы и функции обмена в архаических обществах . Лондон: Коэн и Уэст.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шаффер, LS (2006). «Афоризм Дюркгейма, гипотеза обоснования и природа социальных фактов». Социологические взгляды , осенний выпуск , 57–70. Полный текст .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Что такое социальный факт? в Wayback Machine (архивировано 3 октября 2012 г.) Из Эмиля Дюркгейма, «Правила социологического метода » (под редакцией Стивена Люкса ; перевод У. Д. Холлса). Нью-Йорк: Свободная пресса, 1982, стр. 50–59.