Трактат о реликвиях
![]() Титульная страница женевского издания 1599 года. | |
Автор | Джон Кальвин |
---|---|
Оригинальное название | Трактат о реликвиях: или, очень полезное предостережение о огромной пользе, которую могло бы получить христианство, если бы была составлена инвентаризация всех святых тел и реликвий, находящихся в Италии, а также во Франции, Германии, Испании и других королевствах и странах. |
Переводчик | Стивен Уитер (1561 г.), Генри Беверидж и М. М. Бэкус (1844 г.), Валериан Красински (1854 г.) |
Язык | Французский |
Издатель | Пьер де ла Руьер |
Место публикации | Швейцария |
Тип носителя | Распечатать |
Трактат о реликвиях или Трактат о реликвиях ( фр . Traitté des reliques ) — богословская книга теолога Жана Кальвина , написанная в 1543 году на французском языке о подлинности многих христианских реликвий . Кальвин резко критикует подлинность реликвий и предлагает отказаться от поклонения реликвиям. Книга была издана в Женеве и включена в Index Librorum Prohibitorum . [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Почитание святых и их мощей берет свое начало в раннем христианстве посредством почитания мучеников. [ 3 ] [ 4 ] Самым ранним свидетельством является мученичество Поликарпа в 156 году нашей эры, описанное во II веке. Мученичество Поликарпа , чьи кости были названы Смирнской церковью «ценнее драгоценных камней и тоньше очищенного золота» и хранились в память и празднование годовщины его смерти. мученичество. [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Широкое распространение культы святых начались на кладбищах за пределами римских городов, где раскапывали, расчленяли и публично демонстрировали тела умерших христиан; в свою очередь, многие из этих мест стали центрами поклонения. [ 8 ]
В IV веке почитание реликвий на Западе стало «новоформированным» отношением к умершим, отличным от языческих культурных норм умерших, особенно в христианских общинах Африки, Италии, Испании и Галлии. [ 9 ] Августин Гиппонский , например, описывал эти почитания мучеников как «знаки уважения к их памяти, а не священные обряды или жертвоприношения мертвым, как будто богам… Таким образом, мы не поклоняемся нашим мученикам божественными почестями человеческие преступления, поскольку египетские язычники поклоняются своим богам». [ 10 ] Вера поздней античности в значение святых была сформирована пониманием их «глубоко имманентного присутствия» на земле. [ 6 ] К концу IV и V веков культ реликвий расширился и стал включать в себя второстепенные предметы, такие как одежда. Реликвии хранились в церквях, монастырях и царских домах и широко продавались; торговля реликвиями возросла после крестовых походов . Даже поддельные реликвии богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями для показа паломникам, которые считали их подлинными. В начале раннего средневековья почитание реликвий имело «всепроникающее влияние» в латинском христианском мире, которое «не имеет аналогов» ни в одном другом обществе. [ 11 ]
К середине 16 века количество реликвий было огромным, и определить подлинность реликвии было практически невозможно. Книга Гвиберта Ножана начала XII века «О святых и их мощах » ( лат . De Santisis et pigneribus eorum ) представляла собой критику народной религии и предполагаемых реликвий в аббатстве Сен-Медар де Суассон , бенедиктинском монастыре, который был разрушен во время Французская революция . [ 12 ] Реформация « подвергла критике почитание святых и реликвий, и в 1543 году Кальвин опубликовал свой Трактат о реликвиях» в ответ на «De libero hominis writingio et divina gratia libri X» Альберта Пигиуса 1542 года (который выступал против Кальвина и Мартина Лютера ).
Содержание
[ редактировать ]
Кальвин описал реликвии из 12 городов Германии, трех городов Испании, 15 городов Италии и 30–40 городов Франции. Он утверждал, что поддельными реликвиями торговали еще при жизни Августина , и их число увеличивалось по мере того, как мир неизбежно становился все более коррумпированным. Кальвин предлагал отказаться от почитания реликвий, ссылаясь на сокрытие Богом места погребения Моисея в ветхозаветной книге Второзаконие ( 34:6 ). По мнению Кальвина, Бог скрыл тело Моисея, чтобы евреи не впали в идолопоклонство (которое он приравнивал к почитанию реликвий).
Кальвин подробно перечислил известные ему фальсифицированные христианские реликвии, хранившиеся в церквях и монастырях. По его словам, святые имели два, три и более тел с руками и ногами; Также существовали дополнительные конечности и головы. Кальвин не понимал, откуда взялись мощи библейских волхвов , вифлеемские младенцы , камни, убившие Стефана , ковчег завета или два жезла Аарона (вместо одного). Объектами поклонения были одежда Иисуса и полотенце, которым он вытирался. Мощи имели несколько списков, в разных местах. Другие включали кусок рыбы, которую Христос съел после воскресения, след Христа на камне и его слезы. Распространены были культы волос и Молока Богородицы . Общее количество молока Марии было настолько велико, что, по мнению Кальвина, столько молока могла произвести только корова. Другими предметами поклонения Мариан были очень большая рубашка, два гребня, кольцо и туфли. Реликвиями, связанными с Архангелом Михаилом, были небольшой меч и щит, с помощью которых бестелесный Михаил побеждал бестелесный дух Дьявола.
В конце трактата Кальвин предупредил читателя:
И до того все они перемешаны и сбились в кучу, что невозможно иметь кости какого-либо мученика, не рискуя поклониться костям какого-нибудь вора или разбойника, или, может быть, костям собаки, или лошадь или осел. Ни кольцо, ни гребень, ни пояс Девы Марии нельзя почитать без риска поклониться какой-то части платья проститутки. Поэтому пусть каждый, кто склонен, остерегается этого риска. Отныне ни один человек не сможет оправдать себя, притворяясь невежеством. [ 13 ]
- Джон Кальвин (перевод Генри Бевериджа, 1844 г.), Увещевание, показывающее преимущества, которые христианский мир может извлечь из описи реликвий.
Переводы
[ редактировать ]
«Трактат о реликвиях» переведен на несколько языков. Между 1543 и 1622 годами было опубликовано двадцать изданий: семь на французском языке, одно на латыни, шесть на немецком, два на английском и четыре на голландском. [ 14 ] В 1548 году он был переведен на латынь Николя де Галларом и опубликован под названием Admonitio, Qva Ostenditur quam è re Christianae Rep. так и в Италии, как и в Галлии, Германии, Испании и других регионах тела и мощи святых были бы сведены как бы к инвентарю, который хранится как в Женеве, .
Книга Кальвина была переведена на немецкий язык в 1557 году и опубликована Якобом Эйзенбергом в Виттенберге под названием Vermanung von der Papisten Heiligthumb: verdeudschet для христианского читателя ; [ 15 ] он был опубликован в Пфорцхайме в 1558 году и в Мюльхаузене в следующем году. Другой немецкий перевод, сделанный Иоганном Фишартом, был опубликован в 1583 году в Страсбурге под названием «Святая хлебница римских реликвий, или Достойное святилище[b]s procken»: Это «Iohannis Calvini Necessary Vermanung» из папистского святилища[b]: Чтобы увидеть, какое идолопоклонство и мошенничество совершалось с ним, объяснил читателю-христианину . [ 16 ] Книга Кальвина была переведена на голландский язык в 1583 году и опубликована в Антверпене Николасом Моллинсом как очень полезное предупреждение о огромной пользе, которую извлекло бы христианство, если бы был составлен реестр всех тел и реликвий, которые так хорошо хранятся в Италии. как во Франции, Германии, Испании и в других странах . [ 17 ]
Первый перевод на английский язык Стивена Уитерса. [ 18 ] был опубликован в 1561 году в Лондоне под названием « Очень полезный трактат, составленный г-ном Игоном Калюйном», в котором говорится, какую огромную пользу мог бы получить весь христианский мир, если бы существовал реестр всех святых тел и других реликвий, которые находятся как в Италии, так и в Франция, Голландия, Испания и другие королевства и страны . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Перевод М.М. Бэкуса 1844 года был опубликован в Нью-Йорке под названием « Кальвин о римских реликвиях: опись реликвий святых, лично увиденных им в Испании, Италии, Франции и Германии» . [ 22 ] В том же году Генри Беверидж перевел «Трактат о реликвиях» для Общества переводов Кальвина как «Увещевание, показывающее преимущества, которые христианский мир мог бы извлечь из описи реликвий» ; он был опубликован в Эдинбурге. Другой перевод, сделанный Валерианом Красиньским , был опубликован в Эдинбурге в 1854 году под названием «Трактат о реликвиях» . Книга была опубликована на итальянском языке в 2010 году под названием Кальвино «Sulle Reliquie»: Se l'idolatria состоит из rivolgere altrove l'onore dovuto a Dio, potremo forse negare che questa sia idolatria? [ 23 ] [ 24 ]
Наследие
[ редактировать ]Кальвин опубликовал свой «Трактат о реликвиях» в рамках Реформации , а протестанты отказались от почитания реликвий. Хотя реформатские деноминации удалили изображения святых из своих церквей, лютеране используют изображения святых, но не поклоняются и не почитают их, а просить святых о заступнических молитвах запрещено. [ 25 ]
В 1821–1822 годах Жак Коллен де Планси опубликовал свой трехтомный « Dictionnaire critique des reliques et des images miraculeuses ( фр . Критический словарь реликвий и чудотворных образов» ), частично основанный на работах Кальвина. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Святые были расположены в алфавитном порядке, и в каждой записи указывалось, сколько их тел находится в разных церквях. В записях об Иисусе и Марии перечислены реликвии из ряда монастырей, в том числе волосы, пуповина Христа, а также волосы и ногти Девы Марии. В своей книге 1847 года «Любопытства традиций, обычаев и легенд» ( фр . Curiosités des Traditional, des moeurs et des légendes ), частично основанной на работах Кальвина, Людовик Лаланн составил таблицу, в которой указано количество приписываемых голов, тел, рук, ног и пальцев. каждому святому. [ 29 ] Эмиль Нурри использовал работу Кальвина для описания реликвий Иисуса (которые включали зуб, слезы, кровь, пуповину, крайнюю плоть, волосы на бороде и голове, а также ногти) в книге Les reliques corporelles du Christ 1912 года . [ 30 ] [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Радциг Н. И. «Traite des reliques» Кальвина, его происхождение и значение / Сборник «Средние века» , №01 (1942) / Ежегодник РАН / Издательство: Наука .
- ^ Филип Шафф . «История христианской церкви» / Том VIII / ИСТОРИЯ РЕФОРМАЦИИ. 1517 – 1648./ ТРЕТЬЯ КНИГА. РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШВЕЙЦАРИИ, ИЛИ КАЛЬВИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. / ГЛАВА XV. Богословские споры. / § 122. Против поклонения реликвиям. 1543.
- ^ Перейти обратно: а б Святая жизнь в Британской энциклопедии
- ^ Линдси Джонс, изд. (2005). Энциклопедия религии Томсона Гейла (на таджикском языке). Том. Святость (Второе изд.). Справочник Macmillan США. п. 8033.
- ^ «Почитание святых» . ReligionFacts.com . 29 января 2021 г. [17 марта 2015 г.] . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Католические ответы (10 августа 2004 г.). «Реликвии» .
- ^ «Мученичество Поликарпа: Письмо смирнянцев» . www.earlychristianwritings.com . 18, 2–3, перевод Дж. Б. Лайтфута . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Браун, Питер (1981). «1». Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве .
- ^ Браун, Питер (1981). «Предисловие к изданию 2014 года». Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве .
- ^ Августин Гиппопотамский. «27». Опровержения, книга VIII . Перевод Ткача, Майкла; Крис, Дуглас.
- ^ Роткруг, Лайонел. «Запах святости» и еврейское происхождение почитания христианских реликвий». Исторические размышления . 8 (2): 96.
- ^ «Средневековый справочник: Гибер де Ножан: О реликвиях» . Фордэмский университет . Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Наставление, показывающее преимущества, которые христианский мир может извлечь из Описи реликвий (1844 г.) Джона Кальвина, переведенной Генри Бевериджем.
- ^ Карлос М.Н. Эйре. Война против идолов: Реформация богослужения от Эразма до Кальвина . Издательство Кембриджского университета (1989), с. 229
- ^ Кальвин, Жан (1557). Йоханнис Калуини Vermanung von der Papisten Heiligtumb: verdeudschet для христианского читателя (на немецком языке). Рау.
- ^ Фишарт, Иоганн. «Иоганн Фишарт – Wikisource» . de.wikisource.org (на немецком языке) . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Петтегри, Эндрю; Уолсби, Малькольм (11 ноября 2010 г.). Нидерландские книги (NB) (2 тома): книги, изданные в Нидерландах, и голландские книги, напечатанные за границей до 1601 года . БРИЛЛ. п. 268. ИСБН 978-90-04-21660-0 .
- ^ Стивен Уитерс прибыл в Женеву в 1556 году; его брат Фрэнсис был дьяконом английской церкви в 1557 году. После возвращения в Англию Стивен опубликовал перевод «Трактата о реликвиях» . [ нужна ссылка ]
- ^ Эриксон, Альфред (1900). Библиография Кальвиниана: хронологический каталог произведений Кальвина: систематический каталог произведений ... (на латыни) Гарвардский университет. К. А. Швецке и сын. п. 22.
- ^ «Очень полезный трактат, написанный господином Игоном Калуином, объявляет, какую большую пользу мог бы получить весь христианский мир, если бы существовал реестр всех святых тел и других реликвий, которые находятся как в Италии, так и во Фраунсе, Голландии, Испании, и другие королевства и страны. Переведено с французского на английский Стюэном Уитерсом в 1561 году. Изложено и утверждено в соответствии с постановлениями королевских величества» . quod.lib.umich.edu . 1561 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Петтегри, Эндрю (13 июля 1996 г.). Кальвинизм в Европе, 1540–1620 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57452-5 .
- ^ Кальвин о римских реликвиях: опись мощей святых, лично виденных им в Испании, Италии, Франции и Германии.
- ^ «РЕЛИКВИЯ СУЛЛЕ | WorldCat.org» . www.worldcat.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «РЕРО+» . explore.rero.ch . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Люкер, Эрвин (ред.). Христианская циклопедия (изд. 2000 г.). Издательство Конкордия.
- ^ Планси, Жак Альбин Симон Коллен де, Критический словарь реликвий и чудесных образов , Т 1 , получено 27 апреля 2023 г.
- ^ Планси, Жак Альбин Симон Коллен де, Критический словарь реликвий и чудесных образов (PDF) , получено 27 апреля 2023 г.
- ^ Планси, Жак Альбин Симон Коллен де, Критический словарь реликвий и чудесных образов (PDF) , получено 27 апреля 2023 г.
- ^ Курьезы традиций, обычаев и легенд , 1847./ стр. 123
- ^ Сентив, Пьер (1912). Реликвии и легендарные изображения . Робартс – Университет Торонто. Париж, Меркурий Франции. стр. 107–184.
- ^ "Журнал Атеист-1925.FR10.pdf" . docviewer.yandex.ru . pp. 63–81 . Retrieved 2023-04-27 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Радциг Н. И. «Traite des reliques» Кальвина, его происхождение и значение / Сборник «Средние века» , No.01 (1942) / Ежегодник РАН / Издательство: Наука .
- Филип Шафф . «История христианской церкви» / Том VIII / ИСТОРИЯ РЕФОРМАЦИИ. 1517 – 1648./ ТРЕТЬЯ КНИГА. РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШВЕЙЦАРИИ, ИЛИ КАЛЬВИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. / ГЛАВА XV. Богословские споры. / § 122. Против поклонения реликвиям. 1543.
- Питер Браун Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве (Лекции Haskell по истории религий) / SCM Press, 1981 / стр. 7
- Сочинения Джона Кальвина: Вводное руководство / Вульферт Де Гриф / Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2008 / стр. 143–144