Томас Симпсон Кук
Томас Симпсон Кук (июль 1782 – 26 февраля 1848) был ирландским композитором, дирижером, певцом, театральным музыкантом и музыкальным руководителем – влиятельной фигурой в оперном театре начала XIX века в Лондоне.
Жизнь
[ редактировать ]Обычно его называют «Том Кук», он родился в Дублине в семье Бартлетта Кука, гобоиста в театрах Смок-Элли и Кроу-стрит , а также соучредителя Ирландского музыкального фонда (1787 г.), а также владельца музыкальный магазин на Дэм-стрит, 45 и музыкальное издательство.
Томас С. Кук учился как у своего отца, так и у Томмазо Джордани и рано проявил музыкальный талант - его первый благотворительный концерт состоялся в возрасте девяти лет, 14 февраля 1792 года в Выставочном зале на Уильям-стрит, Дублин, когда он играл на скрипке. и пел. [ 1 ] В 1797 году он стал руководителем оркестра театра на Кроу-стрит, а вскоре после этого стал его музыкальным руководителем. На другом благотворительном концерте в 1804 году он исполнил «концерт» на восьми инструментах: флейте, скрипке, альте, виолончели, фортепиано, кларнете, арфе и трубе - подвиг, который он часто повторял с различными инструментами. [ 2 ] В 1805 году он женился на актрисе и певице Фанни Хауэллс; их старшим сыном был Генри Анджело Майкл Кук (1808–1889), позже известный музыкант в Лондоне.
Семья Куков подружилась со знаменитой сопрано Анжеликой Каталани после того, как Кук возглавил оркестр во время ее первого визита в Дублин в 1807 году. В 1813 году Кук перешел из оркестровой ямы на сцену, когда он впервые появился в роли тенора в роли Сараскира в опере Стивена. « Опера Стораче Осада Белграда» (роль, первоначально созданная соотечественником Кука Майклом Келли в 1791 году). Позже в том же году он исполнил эту роль в Английском оперном театре в Лондоне, где решил остаться до конца своей жизни.
15 сентября 1815 года Кук впервые выступил в театре Друри-Лейн » Томаса Линли (в роли Дона Карлоса в «Дуэнне ) и оставался его ведущим тенором в течение следующих 20 лет. У него был особый талант к персонажам-мореплавателям, что породило фразу «в стиле Тома Кука». [ 3 ] Он также участвовал в постановках в театрах «Лицеум» , «Хеймаркет» и «Ковент-Гарден» . Кук был музыкальным руководителем концертов в Воксхолл-гарденс (1828–1830 гг.) и главным тенором часовни баварского посольства на Уорвик-стрит до 1838 года. Опубликовав в 1828 году книгу «Учитель пения», он также стал весьма востребованным учителем пения, насчитывая среди его учеников позже такие знаменитости, как Элизабет Рейнфорт , Джон Симс Ривз , Джон Темплтон , Маргаретта Грэддон , Мария Три и другие. Кук умер в своем доме на Грейт-Портленд-стрит в 1848 году и был похоронен в Кенсал-Грин .
Музыка
[ редактировать ]Кук был плодовитым композитором с раннего подросткового возраста. В Дублине он сочинил ряд оркестровых увертюр к театральным постановкам и множество песен. Ранним успехом стала комическая опера «Первая попытка, или Прихоть момента» на либретто Сиднея Оуэнсона (леди Морган) . В этой работе и в более позднем произведении «Тирна-на-Оге», или «Принц озер» (1829 г.), Кук явно ссылается на кельтско-ирландские легенды. [ 4 ] В целом Кук не отличался особой оригинальностью; в своих композициях он в основном сотрудничал с другими, включая Генри Бишопа , CE Хорна и Дэвида Брэма . Таким образом, он участвует в более чем 50 постановках на Друри-Лейн. Он также адаптировал («Cook'd») произведения Обера , Буальдье , Галеви , Герольда и Россини в манере, которую он считал более подходящей для британской сцены.
Избранные композиции
[ редактировать ]Оперы (только оригинальные произведения)
- Пелей и Фетида (Дублин, 1797 г.)
- Горные ведьмы (Дублин, 1800 г.)
- Альпийский охотник (либретто: В. Даймонд) (Дублин, 1805 г.)
- Пять любовников (Дублин, 1806 г.)
- Первая попытка (Дублин, 1807 г.)
- Ругантино (по Пиксерекуру) (Дублин, ок. 1813 г.)
- Фридрих Великий (С. Дж. Арнольд) (Лондон, 1814 г.)
- Королевская доверенность (С. Дж. Арнольд) (Лондон, 1815 г.)
- Сорока (Т. Дж. Дибдин по мотивам Канье) (Лондон, 1815 г.)
- Купец из Брюгге (Д. Кинньярд по Брому) (Лондон, 1815 г.)
- Граф Анжуйский (Г. Ламбе) (Лондон, 1816 г.)
- Бертрам (Ч. Р. Мэтьюрин) (Лондон, 1816 г.)
- Плачь сегодня и смейся завтра (Э. Найт) (Лондон, 1816)
- Напуган до смерти! (У.К. Оултон) (Лондон, 1817 г.)
- Мануэль (CR Maturin) (Лондон, 1817 г.)
- Дочь трактирщика (Дж. Соун) (Лондон, 1817)
- Водопад Клайда (Дж. Соун) (Лондон, 1817 г.)
- Аморосо (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1818 г.)
- Сигесмар Швейцер (CE Walker) (Лондон, 1818 г.)
- Бармецид (Е. М. Милнер) (Лондон, 1818 г.)
- Флодден Филд (С. Кембл в честь Скотта) (Лондон, 1818 г.)
- Героиня (Р. Филлипс) (Лондон, 1819)
- Итальянцы (К. Бак) (Лондон, 1819 г.)
- Честь (Лондон, 1819 г.)
- Еврей из Любека (Е. М. Милнер) (Лондон, 1819 г.)
- Кориолан (Р.В. Эллистон по Шекспиру) (Лондон, 1820 г.)
- Шекспир против Арлекина (К. Дибдин по Гаррику) (Лондон, 1820 г.)
- Дэвид Риццио (Р. Гамильтон, К. Дибдин) (Лондон, 1820 г.)
- Правосудие (Дж. С. Фосит) (Лондон, 1820 г.)
- Добрый самозванец (по мотивам Сиббера) (Лондон, 1821 г.)
- Джеральди Дюваль (CE Walker) (Лондон, 1821 г.)
- Солдат-ветеран (Э. Найт) (Лондон, 1822 г.)
- Альморен и Хамет (Дж. Х. Амхерст) (Лондон, 1822 г.)
- Повесть о других временах (Т. Дж. Дибдин) (Лондон, 1822 г.)
- Возлюбленные и жены (Дж. Кенни) (Лондон, 1823 г.)
- Актеры на свежем воздухе (У. Т. Монкрифф) (Лондон, 1823 г.)
- Фауст (Дж. Соун и Терри по Гете) (Лондон, 1825 г.)
- Коронация Карла X. в «На пять минут слишком поздно» (Дж. Колман) (Лондон, 1825 г.)
- Ставка (миссис Инчбальд) (Лондон, 1825 г.)
- Мальвина (Г. Макфаррен) (Лондон, 1826 г.)
- Оберон (Г. Макфаррен) (Лондон, 1826 г.)
- Мальчик из Сантильяна (Г. Макфаррен) (Лондон, 1827 г.)
- Петр Великий (Т. Мортон, Дж. Кенни по мотивам Дю Пти-Мере) (Лондон, 1829 г.)
- Тирна-на-Оге (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1829 г.)
- Греческая семья (Р. Дж. Рэймонд) (Лондон, 1829 г.)
- Глава разбойников (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1829 г.)
- Дар Дракона (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1830 г.)
- Ледяная ведьма (Дж. П. Бакстон) (Лондон, 1831 г.)
- Хайдер Али (Альфред Банн) (Лондон, 1831 г.)
- Волшебная машина (Лондон, 1832 г.)
- Канун Святого Патрика (Т. Пауэр) (Лондон, 1832 г.)
- Король Артур и рыцари Круглого стола (Покок в честь Скотта) (Лондон, 1834 г.)
- Дитя крушения (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1837 г.)
- Генделя Пролог к «Ацису и Галатее» (Лондон, 1842 г.)
- Безумие ночи (Дж. Р. Планше) (Лондон, 1842 г.)
Другой
- Трио для 2-х скрипок и виолончели (Дублин, ок. 1805 г.)
- Six Glees, для 3–4 голосов и фортепиано (Лондон, 1844 г.)
- много оркестровых увертюр
- песни, веселье и подпевки
- фортепианные произведения
Записи
[ редактировать ]- Over Hill, Over Dale (слова Уильяма Шекспира ), дуэт для тенора, баритона и фортепиано в исполнении Джона Хортона Мюррея (тенор), Майкла Макфарлейна (баритон), Брайана Тейлора (фортепиано), на: Parlor Discs PD 104 (CD, 2005).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ита Босанг: «Семья Кук», в: Энциклопедия музыки в Ирландии , изд. Гарри Уайт и Барра Бойделл (Дублин: UCD Press, 2013), стр. 237–240; ISBN 978-1-906359-78-2 .
- ^ Босанг (2013), как указано выше.
- ^ Босанг (2013), как указано выше.
- ^ Аксель Кляйн: «Ирландская сцена, или Национальная ирландская опера, 1780–1925», в: Opera Quarterly 21.1 (2005), стр. 39.
- 1782 рождения
- 1848 смертей
- Британские оперные певцы XIX века
- Ирландские композиторы-классики XIX века
- Ирландские музыканты-мужчины XIX века
- Ирландские оперные певцы XIX века
- Ирландские авторы песен XIX века
- Хоровые композиторы
- Ирландские оперные композиторы
- Ирландские оперные теноры
- Ирландские авторы песен-мужчины
- Ирландские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Дублина (город)