Атомизм (социальный)
Атомизм или социальный атомизм — социологическая теория, возникшая из научного понятия «атомная теория» , придуманного древнегреческим философом Демокритом и римским философом Лукрецием . В научном переводе этого слова атомизм относится к представлению о том, что вся материя во Вселенной состоит из основных неделимых компонентов, или атомов . Помещенный в область социологии , атомизм рассматривает индивида в качестве основной единицы анализа всех последствий социальной жизни. [1] Эта теория относится к «тенденции общества состоять из совокупности корыстных и в значительной степени самодостаточных индивидуумов, действующих как отдельные атомы». [2] Таким образом, все социальные ценности, институты, события и процедуры полностью развиваются из интересов и действий людей, населяющих любое конкретное общество. Индивидуум является «атомом» общества и, следовательно, единственным истинным объектом внимания и анализа. [3]
Политические последствия
[ редактировать ]Политические теоретики, такие как Джон Локк и Томас Гоббс, распространяют социальный атомизм на политическую сферу. Они утверждают, что люди по своей сути являются корыстными , равными и рациональными социальными атомами , которые вместе образуют совокупное общество корыстных индивидуумов . Те, кто участвует в жизни общества, должны пожертвовать частью своих индивидуальных прав , чтобы заключить социальный контракт с другими людьми в обществе. В конечном итоге, несмотря на отказ от некоторых прав , происходит эгоистичное сотрудничество ради взаимного сохранения отдельных людей и общества в целом. [4]
По мнению философа Чарльза Тейлора ,
Термин «атомизм» широко используется для характеристики доктрин теории общественного договора, возникших в семнадцатом веке, а также последующих доктрин, которые, возможно, и не использовали концепцию общественного договора, но унаследовали видение общества, каким оно в некотором смысле конституировалось. людьми для достижения целей, которые были преимущественно индивидуальными. Определенные формы утилитаризма в этом смысле являются преемниками доктрин. Этот термин также применяется к современным доктринам, которые восходят к теории общественного договора или которые пытаются в некотором смысле защитить приоритет человека и его прав над обществом или которые представляют собой чисто инструментальный взгляд на общество. [5]
Критика
[ редактировать ]Те, кто критикует теорию социального атомизма, полагают, что она игнорирует идею индивидуальности как уникальности. Социолог Элизабет Уолгаст утверждает, что
С атомистической точки зрения индивидуумы, составляющие общество, взаимозаменяемы, как молекулы в ведре воды: общество представляет собой всего лишь совокупность индивидуумов. Это вводит жесткое и жестокое равенство в нашу теорию человеческой жизни и противоречит нашему опыту восприятия людей как уникальных и незаменимых, ценных в силу своего разнообразия – в том, чего они не разделяют – а не в силу их общей способности рассуждать. . [6]
Те, кто подвергает сомнению социальный атомизм, утверждают, что несправедливо относиться ко всем людям одинаково, когда индивидуальные потребности и обстоятельства явно различны. [7]
См. также
[ редактировать ]- Аномия
- Дифференциация (социология)
- Холизм
- Ид, эго и супер-эго § Эго
- Независимость
- Индивидуализм
- Социальное отчуждение
- Социальная интеграция
- Социализация
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Словарь американского наследия английского языка, 2000 г.
- ^ Хейвуд 2011 , с. 138.
- ^ «Атомизм» . Бесплатный словарь Фарлекса . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ «Общественный договор и конституционные республики» . Конституционное общество. 2007. Архивировано из оригинала 18 сентября 2012 года . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ Тейлор 1985 , с. 187.
- ^ Волгаст 1994 , с. 226.
- ^ Куигли, TR (1999). «Социальный атомизм и старый мировой порядок» . Т. Р. Куигли. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 21 сентября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Словарь американского наследия английского языка (4-е изд.). Компания Хоутон Миффлин. 2000.
- Хейвуд, Эндрю (2011). Глобальная политика . Бейзингсток, Англия: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-8982-6 .
- Тейлор, Чарльз (1985). «Атомизм». Философские статьи. Том 2: Философия и гуманитарные науки . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 187–210. ISBN 978-0-521-31749-8 .
- Уолгаст, Элизабет (1994). Мир социальных атомов . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эпштейн, Брайан (2018). «Социальная онтология» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2018 г.). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. ISSN 1095-5054 . Проверено 25 мая 2020 г.