Честный американец
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Честный американец |
Запущен | 1784 |
Захваченный | Коренные гавайцы , 1790 г. |
![]() | |
Имя | Честный американец |
Приобретенный | 1790 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | шхуна или бриг |
Тонны нагрузки | 26 ( бм ) |
Длина | 33 фута (10 м) |
Луч | 8 футов (2,4 м) |
Движение | Плыть |
Экипаж | 4 |
Fair American — небольшое американское парусное судно, которое описывалось по-разному: как шхуна , шлюп или бриг . Купленный для использования в морской торговле мехом на северо-западном побережье Тихого океана , Fair American отплыл из Макао в пролив Нутка на острове Ванкувер в 1789 году. В проливе Нутка он был захвачен испанским флотом во время кризиса в Нутка . были доставлены в Сан-Блас Судно, его капитан-подросток Томас Хамфри Меткалф и команда из четырех человек , Мексика, и вскоре были освобождены. Надеясь встретиться со своим отцом Саймоном Меткалфом , Томас Меткалф отплыл на Гавайи . Нападенный коренными гавайцами , Fair American был схвачен, и все были убиты, за исключением члена экипажа Исаака Дэвиса . Затем судно перешло под контроль Камехамеха I , как и Исаак Дэвис и Джон Янг , член экипажа с корабля Саймона Меткалфа «Элеонора» , и Исаак Ридлер , член экипажа » Джона Кендрика «Колумбии Редивива , который остался на Гавайях. « Справедливый американец» , экипаж которого состоял из коренных гавайцев под руководством Дэвиса и Янга, сыграл важную роль в кровавом завоевании Камеамеа Мауи и Оаху и создание Гавайского королевства .
Описание
[ редактировать ]Описания Fair American различаются в деталях, но в целом сходятся в том, что это была шхуна, шлюп или бриг водоизмещением 26 тонн, длиной 33 фута (10 м) и шириной 8 футов (2,4 м). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1793 году Джордж Ванкувер так описал « Fair American» : «Судно, о котором идет речь, было прогулочным судном и было удлинено в Китае. Его планшир не был ни на фут выше, чем у двойных каноэ в этой стране [Гавайи], и на нем плавали и Защищенная пятью людьми под командованием неопытного молодого человека, она стала для Тамаахмуту не менее желанным приобретением, чем наградой за легкое достижение». [ 4 ] Один из офицеров Ванкувера, увидев « Fair American» , написал, что он был «застрял от неожиданности, поскольку на таком маленьком судне было занято такое коммерческое преследование, каким оно было раньше, и оно пересекло такой огромный участок». Буйного океана, как она это сделала». [ 3 ]
Путешествие к заливу Нутка
[ редактировать ]до 1789 года мало. Информации о Fair American По словам историка Мэри Маллой, Fair American был построен в Нью-Джерси в 1784 году. [ 5 ]
В 1789 году американский торговец Саймон Меткалф находился в Макао, Китай, на своем корабле «Элеонора» . Он собирался доставить партию чая в Нью-Йорк . Но находясь в Гуанчжоу (Кантон) или Макао, он услышал о возможности получения больших прибылей на торговле мехами каланов в Китае. Меткалф решил отправиться на северо-западное побережье Тихого океана, чтобы приобрести меха калана, а затем вернуться в Китай за чаем. Английский капитан рекомендовал взять второй корабль поменьше, чтобы он служил тендером и облегчал плавание по узким фьордам. [ 6 ] С этой целью он купил Fair American в Макао. Командование было отдано сыну Саймона, Томасу Хамфри Меткалфу . [ 2 ] [ 7 ] Экипаж небольшого судна состоял из четырех человек плюс 18-летний Томас Меткалф. [ 7 ]
» «Элеонора под командованием Саймона Меткалфа и « Фэйр Американ» под командованием Томаса Меткалфа вышли из Макао в мае 1789 года, намереваясь плыть вместе, но были разделены во время шторма в Южно-Китайском море . [ 8 ] Томасу Меткалфу пришлось искать свой собственный путь через океан в « Справедливом американце» . Его единственным навигационным инструментом был компас, который сломался в пути. Его единственным путеводителем была копия карты, сделанная Джеймсом Куком . [ 6 ] Карта Кука давала общее представление о побережье северной части Тихого океана, но не содержала деталей. [ 9 ]
Томас плыл на «Фэйр Американ» на север вдоль Японского архипелага , Курильских и Алеутских островов . После 42 дней в море он остановился на российском меховом посту на острове Уналашка , куда русский командующий Потак Зайков поставлял муку и сушеную рыбу. Томас продолжил путь вдоль северо-западного побережья Тихого океана, приобретя немного мехов посредством торговли с некоторыми тлинкитов и хайда , прежде чем прибыл в Нутка-Саунд. деревнями [ 6 ] В окрестностях Диксон-Энтранса он встретился и ненадолго встретился с Джоном Кендриком , который плыл на корабле «Леди Вашингтон» в Хайда-Гвайи . [ 10 ] По словам Эстебана Хосе Мартинеса Томаса Меткалфа , испанского командира в заливе Нутка, «Прекрасный американец» прибыл с «подрессоренной мачтой и треснутыми парусами», и что на шхуне не осталось провизии, а только «несколько бочек с водой и около 65 шкур выдры». . Кроме того, Мартинес отметил, что у Томаса Меткалфа «не было письменного паспорта или инструкций, а также никаких документов, кроме дневника», и что его единственный компас был сломан. [ 6 ]
Мартинес, опытный моряк, побывавший на Аляске годом ранее, был впечатлен. О Фоме он писал: «Он всего лишь мальчик, который по приказу отца предпринял столь продолжительное путешествие. Он и его люди подверглись величайшим опасностям из-за ненастной погоды и отсутствия провианта. Они плыли по открытому морю более три тысячи лиг [более 7700 миль (12 400 км)]. Они подверглись тысяче оскорблений со стороны язычников и, движимые необходимостью, были вынуждены искать встречи с испанцами, от которых они ожидали облегчения». [ 6 ]
Захват в Нутка-Саунд
[ редактировать ]В 1789 году Саймон Меткалф и его сын Томас были вовлечены в кризис Нутка в Нутка-Саунд. Поскольку все большее число торговых судов посещало пролив Нутка, Испания решила заявить о своих правах на северо-западное побережье Тихого океана. В начале 1789 года прибыли испанские войска под командованием Мартинеса и основали Санта-Крус-де-Нука и форт Сан-Мигель . [ 11 ]
Томас Меткалф отправил Fair American в залив Нутка 20 октября 1789 года, после чего судно и команда были немедленно схвачены и арестованы. [ 2 ] Мартинес покинул Нутку и направился на испанскую военно-морскую базу в Сан-Бласе , Мексика, 31 октября 1789 года. Он отплыл с несколькими кораблями, включая захваченный Fair American , который был передан под командование Джона Кендрика-младшего . [ 7 ]
По пути в Сан-Блас шторм вынудил « Прекрасную американку» искать убежища в Монтерее, штат Калифорния . Томас Меткалф и его команда провели около десяти дней в тюрьме в Монтерее. Затем они продолжили путь на юг и 6 декабря 1789 года прибыли в Сан-Блас, где Меткалф и его люди снова были заключены в тюрьму. Испанский вице-король Хуан Висенте де Гуэмес, 2-й граф Ревиллахихедо , был обеспокоен возможностью международного кризиса, вызванного захватом трех британских торговых судов, а также Fair American . Решив сосредоточиться исключительно на Британии, он приказал немедленно освободить Томаса Меткалфа, его людей и корабль. [ 4 ] [ 6 ] Позже вице-король решил, что будет лучше сопроводить Прекрасную американку обратно в Нутка-Саунд, прежде чем отпустить ее. Но к тому времени, когда новость достигла Сан-Бласа, Томас Меткалф уже вел « Фэйр Американ» на Гавайи. [ 6 ]
Релиз и события на Гавайях
[ редактировать ]Меткалфы планировали провести зиму на Гавайских островах , которые были независимыми и только начали посещаться посторонними. После освобождения из Сан-Бласа Томас Меткалф отплыл на «Fair American» на Гавайи, надеясь встретиться со своим отцом. [ 12 ] Достигнув острова Гавайи , Томас Меткалф привел Fair American в залив Кавайхэ , где незадолго до этого его отец Саймон избил вождя Камеямоку , который затем поклялся отомстить на следующем корабле. [ 13 ]
16 марта 1790 года люди Камеямоку легко захватили « Прекрасного американца» и убили всех, кроме Исаака Дэвиса, который был тяжело ранен, но выжил. [ 1 ] Камеэямоку присвоил корабль, его орудия, боеприпасы и другие ценные товары, а также самого Исаака Дэвиса. В то время никто не знал о семейных отношениях между капитаном Fair American и Саймоном Меткалфом, чья Элеонора стояла на якоре в заливе Килакекуа, примерно в 30 милях (50 км) от него. [ 14 ] [ 13 ]
Гавайское судно
[ редактировать ]Fair American был захвачен королем Камехамеха I. [ 15 ] Судно стало первым судном иностранного типа в военном флоте Камеамеа. [ 16 ] [ 17 ] После захвата « Честной американки» , а также рядом с Саймоном Меткалфом, который только что убил около 100 гавайцев в резне в Оловалу , Камеамеа спрятал « Честную американку» Саймона Меткалфа и запретил любые контакты с Элеанорой . Через несколько дней Меткалф-старший, почувствовав опасность или расстроившись, уехал и отплыл в Китай. [ 18 ] не зная, что его сын был убит недалеко. Он так и не узнал ни о нападении на Фэйр Американ , ни о судьбе своего сына. [ 19 ]
Эти события знаменуют собой поворотный момент в истории Гавайев. Джон Янг и Исаак Дэвис сыграли важную роль в военных предприятиях Камеамеа и его конечном завоевании и объединении Гавайев . [ 14 ] Янг и Дэвис стали уважаемыми переводчиками и военными советниками Камеамеа. [ 20 ] Их мастерство в артиллерийском искусстве, а также владение пушками « Фэйр Американ» помогли Камеамеа выиграть множество сражений, в том числе битву при Кепанивае позже в 1790 году, в которой силы Мауи потерпели поражение. [ 21 ] [ 18 ]
В отместку за вторжение Мауи Кахекили II и его брат Каеокулани возглавил флот из 700 военных каноэ в атаке на северное побережье Гавайев. Камеамеа встретил их своим собственным флотом, в том числе «Фэйр Американ» , и отогнал их после продолжительного морского сражения у берегов долины Вайпио . Битва стала известна как Битва при Кепувахаулауле , что означает «Битва красноротых пушек», после использования пушек и огнестрельного оружия с обеих сторон. [ 22 ] Вероятно, это сражение произошло в апреле или мае 1791 года. [ 23 ]
« Фэйр Американ» продолжал оставаться важным судном во флоте Камеамеа. В 1794 году торговое судно «Джефферсон» под командованием капитана Джозайи Робертса встретило « Фэйр Американ» на Гавайях. Робертс писал, что судном «полностью управляли туземцы» и что его капитан также был коренным гавайцем. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ридли, Скотт (2010). Утро огня: Дерзкая американская одиссея Джона Кендрика в Тихом океане . Харпер Коллинз. стр. 175–178, 246–247. ISBN 978-0-06-202019-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Товелл, Фриман М. (2009). В дальних уголках Империи: жизнь Хуана Франсиско де ла Бодега-и-Квадра . ЮБК Пресс. стр. 133–134. ISBN 978-0-7748-5836-6 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон, Джеймс Р. (1999). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 39. ИСБН 978-0-7735-2028-8 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Петик, Дерек (1980). Связь Нутки: Европа и северо-западное побережье, 1790–1795 гг . Дуглас и Макинтайр. стр. 193–197, 248. ISBN. 978-0-88894-279-1 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Маллой, Мэри (1998). «Бостонские мужчины» на северо-западном побережье: американская морская торговля мехом 1788–1844 гг . Известняковый пресс. п. 102. ИСБН 978-1-895901-18-4 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Морган, Мюррей К. (20 января 1974 г.). «Неожиданный гость в Нутка-Саунд» . Такома Ньюс Трибьюн . Архивировано из оригинала 17 апреля 2014 года . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Петик, Дерек (1976). Первые подходы к северо-западному побережью . Дуглас и Макинтайр. стр. 131, 161–164. ISBN 978-0-88894-279-1 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Бизли, Том Ф. (1994). «Рецензии на книги» (PDF) . Северный моряк . IV (2): 96–97. Архивировано (PDF) из оригинала 27 июля 2011 г. Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Хейс, Дерек (1999). Исторический атлас северо-запада Тихого океана: карты исследований и открытий: Британская Колумбия, Вашингтон, Орегон, Аляска, Юкон . Книги Саскватча. п. 47. ИСБН 978-1-57061-215-2 . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Ридли, Скотт (2010). Утро огня: Дерзкая американская одиссея Джона Кендрика в Тихом океане . Харпер Коллинз. стр. 142–145. ISBN 978-0-06-202019-2 . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Бармен, Жан (2007). Запад за пределами Запада: история Британской Колумбии . Университет Торонто Пресс. стр. 27–28. ISBN 978-0-8020-9309-7 . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Блюменталь, Ричард В. (2004). Раннее исследование внутренних вод Вашингтона: журналы и журналы шести экспедиций, 1786–1792 гг . МакФарланд. п. 6. ISBN 978-0-7864-1879-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, Бет; Конверс, Кэти (2009). Удивительный мир Фрэнсис Баркли: 1769–1845 гг . Распределение групп наследия. п. 145. ИСБН 978-1-894898-78-2 .
- ^ Перейти обратно: а б История Гавайев. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine , Международный институт управления ресурсами коренных народов.
- ^ Макдугалл, Уолтер А. (2004). Пусть море шумит...: История северной части Тихого океана от Магеллана до Макартура . ХарперКоллинз. п. 105. ИСБН 978-0-06-057820-6 .
- ^ Куикендалл, Ральф Симпсон (1938). Гавайское королевство . Издательство Гавайского университета. стр. 24–25. ISBN 978-0-87022-431-7 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Историческое общество Кона (1998). Путеводитель по Старой Коне . Издательство Гавайского университета. стр. 11–12. ISBN 978-0-8248-2010-7 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ридли (2000), стр. 175–177.
- ^ Историческое общество Кона (1998). Путеводитель по Старой Коне Издательство Гавайского университета . п. 12. ISBN 978-0-8248-2010-7 .
- ^ Гибсон, Джеймс Р. (1999). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 286. ИСБН 978-0-7735-2028-8 . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Муфта, AD (2009). Моряки и торговцы: морская история народов Тихого океана . Издательство Гавайского университета . стр. 83–84. ISBN 978-0-8248-3239-1 .
- ^ Ридли (2000), с. 247
- ^ Куикендалл, Ральф Симпсон (1938). Гавайское королевство . Издательство Гавайского университета. п. 37. ИСБН 978-0-87022-431-7 . Проверено 28 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Письмо капитана Меткалфа королю Камехамехе, 1790 г.
- «Исторический залив Кеалакекуа» . Документы Гавайского исторического общества. Гонолулу, Гавайи. 1928 год.
- Хоуэй, Фредерик Уильям (1925). «Капитан Саймон Меткалф и бриг «Элеонора»» . Вашингтонский исторический ежеквартальный журнал. 16 (2): 114–121.
- Годовой отчет Гавайского исторического общества . Гавайское историческое общество. 1913. стр. 28–36. Отчет из годового отчета Гавайского исторического общества .
- https://www.nps.gov/parkhistory/online_books/kona/history3.htm Обзор истории Гавайев; «Камеамеа задерживает двух иностранцев».
- http://www.pacificworlds.com/kawaihae/visitors/explore.cfm Кавайхаэ, «Исследователи»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фельдман, Клейтон А. (весна 2015 г.). «Первый западный военный корабль во флоте Камеамеа Великого на Гавайских островах: еще один честный американец!». Журнал морских исследований . 60 (1). Гильдия морских исследований: 33–44.