Антоний Храповицкий
Митрополит Антоний | |
---|---|
Рожденный | Aleksey Pavlovich Khrapovitsky 29 марта 1863 г. |
Умер | 10 августа 1936 г. |
Род занятий | Епископ Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. |
Митрополит Антоний ( русский : Митрополит Антоний , светское имя Алексей Павлович Храповицкий 17 Русской ) ; марта ( ст. ст. 1863 — 10 августа 1936) — епископ в Православной Церкви Российской Империи , митрополит Киевский и Галицкий. , который после разгрома генерала Петра Врангеля на Белой армии юге России в ноябре 1920 года эмигрировал и в 1921 году поселился в Сремских Карловцах , Сербия. Он вместе с несколькими другими российскими епископами в изгнании основал независимую русскую церковную администрацию, которая стремилась охватить всю русскую православную диаспору, известную как Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ).
Биография
[ редактировать ]В России
[ редактировать ]Алексей Павлович Храповицкий родился в России 17 марта ( по ст. ст. ) 1863 года в Ватагино Крестецкого уезда ( Новгородской губернии Окуловский уезд ныне Новгородской области ), в семье дворянского помещика и генерала.
Получив светское среднее образование в 5-й Петербургской гимназии , поступком, весьма необычным для того времени для молодого человека его родословной и образования, он учился в Петербургской духовной академии , которую окончил в 1885 году. он стал монахом и получил имя Антоний в честь святого Антония Римлянина Новгородского.
С 1887 года он преподавал в Академии, где учился, а в 1890 году был назначен ректором Петербургской семинарии и возведен в сан архимандрита. Позже он был назначен ректором Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре (1890–1894), затем в 1895 году переведен на должность ректора Казанской духовной академии (до 1900 года).
7 сентября 1897 года архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии .
14 июля 1900 года он был переведен в Уфу в качестве епископа Уфимского и Мензелинского. Поскольку значительная часть жителей Уфимской губернии были мусульманами, епископ Антоний вел миссионерскую деятельность в своей епархии.
22 апреля 1902 года епископ Антоний был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру (находилась в Житомире ). В 1905 году был соучредителем Житомирского отделения Союза русского народа .
В 1907 году епископ Антоний возглавил комиссию по проверке Киевской духовной академии . Выводы комиссии оказались непопулярными среди сотрудников Академии, что привело к публикации епископом Антонием «Правды о Киевской духовной академии» и отставке ее ректора епископа Платона (Рождественского) , будущего главы Американской митрополии .
В 1906–1907 годах епископ Антоний был членом Государственного совета , а в 1912–1916 годах — Священного Синода . Работал над подготовкой Поместного Собора Русской Церкви; он ответил на анкету русских епископов 1905 года, призвав к восстановлению патриархата, реформе богословского образования и другим реформам церковного управления.
19 мая 1914 года назначен епископом Харьковским и Ахтырским . После Февральской революции 1917 года он был вынужден просить об отставке из-за плохих отношений с новыми властями в своем районе и недовольства некоторых представителей его духовенства. 1 мая 1917 года он был уволен в отставку и направлен в Валаамский монастырь , где написал книгу «Учение об искуплении», вызвавшую впоследствии споры среди православных богословов. В августе 1917 года Харьковским епархиальным советом он вновь был избран архиепископом Харьковским.
В 1917–1918 годах принимал участие в Поместном Соборе Русской Церкви , на котором выступал за восстановление патриархата в Русской Церкви. После принятия решения о восстановлении русского патриархата (через три дня после захвата большевиками власти в Петрограде) его кандидатура на этот выдающийся пост получила наибольшее число голосов — 159 (из 309), — но 5 ноября 1918 г. митрополит Тихон Московский был избран по жребию из трёх кандидатов, самый слабый кандидат по голосам. 28 ноября архиепископ Антоний был возведен в сан митрополита, а 7 декабря избран членом Священного Синода, возглавляемого Патриархом Тихоном.
В январе 1918 года митрополит Антоний присутствовал на Всеукраинском церковном соборе в Киеве. Затем он бежал из города перед вторжением большевиков. После убийства митрополита Киевского Владимира (Богоявлеского) митрополит Антоний был избран на Киевскую кафедру и вернулся, когда город был оккупирован немецкой императорской армией . Однако его избрание не было одобрено властями из-за его неприятия украинской автокефалии .
В середине декабря 1918 года вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским) Волынским был арестован правительством Симона Петлюры . Иерархи вместе с епископом (Кротковым) Никодимом Чигиринским прошли в Василианском монастыре в Бучаче . Весной 1919 года, когда Бучач был взят польскими войсками, их перевели в Камальдольский монастырь в Белянах . Летом 1919 года они были освобождены благодаря работе французской дипломатической миссии. Митрополит Антоний жил во Львове. В сентябре 1919 года уехал на Кубань, затем вернулся в Киев, который удерживали белые войска генерала Деникина . После взятия Киева большевиками в ноябре 1919 года он уехал в Екатеринодар , где был избран президентом Временного высшего церковного управления Юго-Востока России. После разгрома армии Деникина в марте 1920 года уехал в Грецию , где получил поддержку архиепископа Мелетия (Метаксакиса) Афинского . В сентябре 1920 года он был приглашен генералом Петром Врангелем в Крым, который тогда контролировался антибольшевистскими силами Врангеля. После поражения последнего в ноябре 1920 г. Антоний навсегда покинул Россию.
В изгнании
[ редактировать ]С ноября 1920 года по февраль 1921 года митрополит Антоний находился в Константинополе , оккупированном тогда британскими, французскими и итальянскими войсками. Сначала он решил, что Временное церковное управление следует упразднить и передать пастырское окормление переселенцев из России другим поместным церквям. Однако, узнав о решении генерала Врангеля сохранить свою армию, митрополит Антоний решил сохранить церковную организацию и за рубежом. Временная власть собралась 19 ноября 1920 года на корабле « Великий князь Александр Михайлович » под председательством митрополита Антония. Ему и епископу Вениамину (Федченкову) было поручено проверить каноничность организации. 2 декабря 1920 года они получили разрешение от митрополита Прусского Дорофея, Местоблюстителя Константинопольского Вселенского Патриархата , основать «в целях обслуживания населения [...] и надзор за церковной жизнью русских колоний в В православных странах временный комитет (эпитропия) под руководством Вселенского Патриархата»; комитет назывался Временное высшее церковное управление за рубежом (ВВЦУП).
14 февраля 1921 года митрополит Антоний поселился в Сремских Карловцах, где ему был передан дворец бывших Карловецкого Патриархата ( Карловицкий Патриархат был упразднен в 1920 году). [1] В течение последующих нескольких месяцев по приглашению Патриарха Сербского Димитрия остальные восемь епископов ВГАА, в том числе Анастасий (Грибановский) и Вениамин (Федченков) , а также многочисленные священники и монахи переехали в Сербию. [2] 31 августа 1921 года Архиерейский Собор Сербской Церкви признал ТГКАС административно независимой юрисдикцией над русским ссыльным духовенством за пределами Королевства СВС, а также над тем русским духовенством в Королевстве СВС, которое не состояло в приходских или государственных учебных заведениях. услуга; Юрисдикция THCAA также будет распространяться на брачные и разводные споры изгнанных россиян. [1]
С согласия Патриарха Сербского Димитрия «Генеральное собрание представителей Русской Церкви за рубежом» состоялось с 21 ноября по 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах. Позднее он был переименован в Первый Всезарубежный Собор и возглавил его митрополит Антоний. Собор учредил «Высшее духовное управление за рубежом» (ВЕАА), состоящее из патриаршего Местоблюстителя, Архиерейского Синода и Церковного Совета. Собор решил назначить Местоблюстителем митрополита Антония, но он отказался принять эту должность без разрешения Москвы и вместо этого назвал себя Президентом ВААА. Однако Указом Патриарха Московского Святителя Тихона от 5 мая 1922 г. ГАЭА была упразднена и объявлены политические решения Карловицкого Собора не отражающими позицию Русской Церкви. На заседании в Сремских Карловцах 2 сентября 1922 года Архиерейский Собор принял решение упразднить СЕАА, образовав вместо него Временный Священный Синод Архиерейской Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Антонием в силу старшинства. Синод осуществлял прямую власть над русскими приходами на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке. В Северной Америке, однако, разгорелся конфликт с не признавшими власть Синода во главе с митрополитом Платоном (Рождественским); эта группа образовала Американская Метрополия , предшественница ПЦА . Точно так же и в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) также не признавал ничего, кроме «нравственного авторитета» Синода. Позднее митрополит Евлогий откололся и в феврале 1931 года присоединился к Вселенскому Патриархату, образовав Патриарший Экзархат для православных приходов русской традиции в Западной Европе .
9 сентября 1927 года Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством митрополита Антония постановил формальный разрыв общения с церковными властями в Москве после категорическиго отклонения требования митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского , исполнявшего обязанности Местоблюстителя. Тененс, заявить о политической лояльности советской власти. Затем, 22 июня 1934 года, митрополит Сергий и его Синод в Москве вынесли приговор митрополиту Антонию и его Синоду, объявив их отстраненными. Митрополит Антоний отказался признать это решение, заявив, что оно было принято под политическим давлением советских властей и что митрополит Сергий незаконно узурпировал должность Местоблюстителя. В этом он получил поддержку Патриарха Сербского Варнавы , который продолжал поддерживать общение с Синодом РПЦЗ.
Во время пребывания за пределами России митрополит Антоний продолжал сохранять за собой титул митрополита Киевского и Галицкого, хотя его имя перестало упоминаться в киевских молитвах с июня 1922 года. [3] В марте 1931 года Архиерейский Синод присвоил ему звание «Блаженнейшего».
Он стал известен как полемист , выступавший против папского верховенства . В 1920-1930-е годы он опубликовал на русском языке множество книг по теологии и литературе. Некоторые его богословские взгляды, особенно сотериология , подверглись резкой критике со стороны ряда видных православных богословов.
В 1930 году Антоний обратился с Посланием ко всему православному русскому народу с призывом к вооруженной борьбе против большевиков . [4]
Митрополит Антоний скончался 10 августа 1936 года в Сремских Карловцах, Сербия. Патриарх Варнава возглавил его отпевание в Михайловском соборе Белграда. Похоронен в Иверской часовне на Новом кладбище в Белграде.
Девятитомная русская биография епископа Никона (Рклицкого) была издана в Нью-Йорке в 1956-1962 годах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ″Зарубежная церковь в Сремских Карловцах: Из секретного архива УДБА: РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЮГОСЛАВИИ 1918–1941 гг.″ // Политика , 23 декабря 2017, с. 22.
- ^ ″Приглашение Патриарха Димитрия принято: Из секретных архивов УДБА: РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЮГОСЛАВИИ 1918–1941 гг.″ // Политика , 21 декабря 2017 г., с. 25.
- ^ МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) – КИЕВСКИЙ АРХИПАСТЫРЬ, ВОЗГЛАВИВШИЙ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ
- ^ архим. Никон (Рклицкий). Сочинения митр. Антония (Храповицкого). Том 9-й; III. Братство Русской Правды. 1. Послание владыки Антония о вооруженной борьбе с большевиками.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого . Volumes 1–7, New York, 1956—1961.
- АНТОННЫЙ Orthodox Encyclopedia , Vol. II.
- Антоний Храповицкий в Британской энциклопедии Online
- Митрополит Киевский и Галицкий Антоний в православной Англии.
- Cyprian (Kern). Воспоминания о Митрополите Антонии (Храповицком) , Vitre, 1947.
- 1863 рождения
- 1936 смертей
- Антиукраинские настроения
- Жители Окуловского района.
- Жители Крестецкого уезда.
- Епископы Русской Православной Церкви
- Восточно-православно-католические конфликты
- Члены Государственного Совета (Российская Империя)
- Члены Российской Ассамблеи
- Члены Союза Русского Народа
- Предстоятели Русской Православной Церкви Заграницей
- Критики католической церкви
- русские антикоммунисты
- Белые русские эмигранты в Югославии