Би Ган

Принц Би Ган ( китайский : 比干 , Bugān) был видным китайским деятелем во времена династии Шан . Он был сыном короля Вэнь Дина и дядей короля Чжоу и занимал пост премьер-министра Королевства Шан . Позже ему поклонялись как Богу Богатства.
История
[ редактировать ]Принц Биган был премьер-министром Королевства Шан во времена поздней династии Шан и членом королевской семьи Шан. Его родовое имя было « Цзы » (子). Он был сыном короля Вэнь Дина и служил своему племяннику королю Чжоу. Чжоу, последний король династии Шан, традиционно считался человеком заведомо жестоким, аморальным и расточительным. Согласно отчету, записанному Сыма Цяном в его «Записках великого историка» , министр короля Чжоу принц Вэйцзы несколько раз увещевал его изменить свой образ жизни, но его увещевания остались без внимания. Затем принц Вэйцзы решил уйти из двора, но принц Биган утверждал, что служить министром означает поступать правильно, даже если это означает смерть. Принц Биган продолжал резко критиковать поведение своего правителя, и разгневанный король Чжоу приказал его казнить, заявив, что хочет проверить, правда ли, что в сердце мудреца есть семь отверстий. [ 1 ]
Дэвид Шаберг утверждал, что на тенденцию более поздних политиков использовать косвенный стиль критики в случае несогласия со своими правителями повлияла ужасная судьба таких фигур, как принц Биган. [ 2 ]
Репутация
[ редактировать ]В « Аналектах » принц Биган был почитаем Конфуцием как один из «трех мудрецов» династии Шан, вместе с принцем Вэйцзы и принцем Цзицзы . [ 3 ] Позже принц Биган стал образцом верного советника, готового отдать жизнь за правдивый совет. Когда Весны и Осени генералу и политику эпохи У Цзысюю , , было приказано покончить жизнь самоубийством, его последними словами были: «После моей смерти последующие поколения обязательно подумают, что я был верен. Они действительно сопоставят меня с Эпохи Ся и Инь [т. е. Шан], что сделало меня компаньоном Лунфэна и Бигана». [ 4 ] [ примечание 1 ] Когда Ху Юань, который служил королю Ци Миню , собирался быть казненным, он упомянул как принца Биганя, так и У Цзысюя: «У Инь был свой Биган, у У был свой Цзысюй, а у Ци [теперь] есть свой Ху Юань. [Это состояние ] не только не использовал подходящие слова, но и казнил говорящего у своих восточных ворот. Будучи казненным, я составлю триаду с этими двумя мастерами». [ 4 ] Историк Фань Вэньлань поставил принца Бигана наряду с Гуань Лунфэном, Цюй Юанем , Чжугэ Ляном и Вэй Чжэном как одного из величайших откровенных и смелых патриотов китайской истории.
Бог богатства
[ редактировать ]Более поздние отчеты о жизни принца Бигана добавили подробности, в том числе то, что его казнь произошла по просьбе пресловутой наложницы короля Чжоу Даджи , потому что она возражала, что принц Биган упрекал короля Чжоу за растрату денег, предназначенных для общего блага. Эти изображения оказали влияние на более позднее обожествление принца Бигана как Кайшена , или Бога Богатства. [ 5 ] Яркий пример этой версии истории принца Бигана можно увидеть в знаменитом династии Мин романе «Введение богов» . В конце концов Цзян Цзыя назначил его Вэньцюсином (文曲星, «Звезда литературы»). [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гуань Лунфэн был похожей фигурой из полумифической династии Ся.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ниенхаузер, Уильям Х., изд. (1994). Записи Великого Писца, Том I: Основные летописи доханьского Китая . Перевод Чанга Цай-фа; Лу, Цзунли; Ниенхаузер, Уильям Х.; Рейнольдс, Робертс. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. п. 51. ИСБН 0253340217 .
- ^ Шаберг, Дэвид (2005). «Глава 6: Игра в критику: косвенный протест и формирование идентичности Ши». В Керне, Мартин (ред.). Текст и ритуал в раннем Китае . Вашингтонский университет Press. стр. 194–225. ISBN 9780295987873 .
- ^ Слингерленд, Эдвард Гилман (2003). Аналекты: с отрывками из традиционных комментариев . Кембридж: Издательство Hackett. стр. 213–214. ISBN 978-0-87220-635-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Брашье, Кентукки (2014). Общественная память в раннем Китае . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский институт Йенчинга. стр. 355–361. ISBN 9780674492035 .
- ^ Лэнг, Эллен Джонстон (2013). «Живые боги богатства в китайской народной печатной традиции» . Артибус Азия . 73 (2): 343–363 . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Пимпано, Жак (1997). Мемуары небесного суда: китайская народная мифология (на французском языке). Эд. Квок Он. ISBN 978-2-910123-03-1 .