Реколонизация
Реколонизация – это процесс, в котором бывшие или новые колонизирующие державы сохраняют влияние на бывшие колонии в отношениях, которые эффективно копируют или воспроизводят условия бывшей колонии, существовавшие при прямом колониализме , особенно в тех случаях, когда бывшая колония теперь является независимым национальным государством . Реколонизация по своей сути указывает на неудачу или неполный характер деколонизации и часто используется для обозначения условий бывших колоний на Глобальном Юге , многие из которых теперь официально являются независимыми и суверенными государствами, но все еще находятся под властью бывших колониальных держав на Глобальном Севере со стороны глобальных сил. капитализм , который поддерживает непрерывную добычу ресурсов и военный контроль (например, контрреволюционные силы и смену режимов ) в бывших колониях с явной целью служить и приносить пользу интересам бывших или новых колонизирующих держав. [1] [2] [3] Этот термин сравнивают с неоколониализмом , хотя он считается более мощной метафорой продолжающегося влияния колониальных держав на бывшие колонии. [2]
Использование термина
[ редактировать ]В 1990-х годах африканские писатели Али Мазруи и Арчи Мафедже провели интенсивные дебаты по поводу использования термина «реколонизация» после публикации Мазруи газетной статьи под названием «Реколонизация или самоколонизация? Разлагающиеся части Африки нуждаются в доброкачественной колонизации» в газете Los Angeles Times. и International Herald Tribune , которая была переведена на разные языки. В статье Мазруи утверждает, что «конечно, настало время для африканцев оказывать большее давление друг на друга, в том числе посредством доброжелательного вмешательства, чтобы достичь своего рода Pax Africana, основанного на региональном вмешательстве или объединении меньших государств», далее заявляя, что некоторые страны возможно, придется временно контролироваться другими и «подчиниться опеке и даже попечительству на какое-то время», ссылаясь на случай Занзибара аннексии Танганьикой в 1964 году. Мазруи предложил создать Африканский Совет Безопасности, который будет «контролировать континент» и координировать свои действия с Организация Объединенных Наций пришла к выводу, что «если Африка не пойдет по этому пути, отсутствие стабильности и экономического роста еще больше оттолкнет весь континент на отчаянные окраины глобального общества», и отметила, что «самоколонизация, если мы сможем с ней справиться, будет лучше». чем колонизация чужаками». [4]
Мафедже обвинил Мазруи в том, что он «бессознательный агент западного расизма», который использовал термины «реколонизация» и «колонизация» в манере, которая была «интеллектуально несостоятельной» и «аналитически поверхностной». Мафехе утверждал, что Мазруи «остро осознавал расистский и империалистический смысл этого термина, и по этой причине он пытается избавиться от бремени белого человека (грубое клише)», и деконструирует свои аргументы в пользу системы опеки, ссылаясь на то, как тот же самый империалистический система исключила Патриса Лумумбу . Он называет утверждения Мазруи о том, что некоторым более стабильным или могущественным африканским государствам, возможно, придется контролировать или «переколонизировать» более неблагополучные африканские государства, как полный абсурд. Мафедже завершает свою критику статьи Мазруи утверждением, что «каждый политолог в Африке знает, что рецепт Али Мазруи на самом деле противоречит народным настроениям на этом континенте» и «нам не нужна реколонизация, нам нужна деколонизация в Африке не только государственного устройства». но и ума». [5]
Статья Мазруи вызвала путаницу в Египте , Сомали и других странах, поскольку Касем-Али отмечает, что аргументы Мазруи могли быть неправильно истолкованы некоторыми из-за языка, использованного в арабском переводе статьи. Джаафар Кассем-Али утверждает, что статья Мазруи была «мечтой о раннем Pax Africana », а не приглашением предыдущей системы колонизации обратно в Африку. [6]
Доброжелательная реколонизация происходит, когда колонизированные получают гораздо большую выгоду от новых отношений, чем колонизатор. Касем-Али ссылается на случай повторной колонизации Занзибара Танганьикой Объединенной в середине 1960-х годов, когда народ Занзибара, возможно, получил большую политическую власть в Республике Танзания , которая включала гарантированное место вице-президента в Союзе. Однако это было названо примером «реколонизации», поскольку «с народом Занзибара никогда не спрашивали, хотят ли они отказаться от своего суверенитета после обретения независимости». [6]
Благоприятная реколонизация происходит, когда выгоды между колонизатором и колонизированным населением параллельны друг другу, а моральный аспект также находится в относительном равновесии. Танзанией Кассем-Али ссылается на то, что краткая оккупация Уганды в 1979 году, в результате которой был свергнут Иди Амин и восстановлено руководство Милтона Оботе, была примером мягкой реколонизации, в ходе которой Танзания получила «более отзывчивое правительство» в Кампале , а Уганда получила в результате окончания тирания, установленная при Амине. [6]
Злокачественная реколонизация происходит, когда колонизатор получает гораздо больше выгод от новых колониальных отношений, чем колонизированный. Касем-Али приводит в пример решение Эфиопии аннексировать Эритрею под руководством императора Хайле Селассие после окончания итальянского колониального правления без предоставления Эритрее какой-либо региональной автономии, что привело к тридцатилетней гражданской войне с 1962 по 1992 год. Существует еще один случай. в котором Марокко попыталось насильственно включить Западную Сахару посредством «манипулирования референдумом или угроз вооруженными действиями», что побудило Организацию Объединенных Наций принять меры по предотвращению аннексии Сахары без самоопределения . [6]
В своем анализе как доброжелательной, так и доброкачественной реколонизации Кассем-Али помещает этот термин в кавычки («реколонизация»), тогда как в своем обсуждении злокачественной реколонизации этот термин остается как есть, что указывает на то, что термин «реколонизация» более уместно применим в последнем сценарии. . [6]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Кассем-Али, Джаафар (2004). «Pax Africana и повторная колонизация Африки», в книге «Обсуждение состояния Африки: управление и лидерство» . Африка World Press.
- Кимче, Джон (1971). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций.
- Мафехе, Арчи (1995). «Благотворная реколонизация и злокачественные умы на службе империализма», в книге «Дискуссия о состоянии Африки: управление и лидерство» . Африка World Press.
- Мазруи, Али А. (1994). «Реколонизация или самоколонизация? Разлагающиеся части Африки нуждаются в благотворной колонизации», в книге « Дебаты о состоянии Африки: управление и лидерство» . Африка World Press.
- Мазруи, Али А. (1995). «Самоколонизация и поиск Pax-Africana: ответ», в книге «Дискуссия о состоянии Африки: управление и лидерство» . Африка World Press.
- Талпаде Моханти, Чандра (2003). Феминизм без границ: теория деколонизации, практика солидарности . Издательство Университета Дьюка.
- Саул, Джон С. (1993). Реколонизация и сопротивление: Южная Африка в 1990-е годы . Африка World Press.