Jump to content

Моше Лейб Лилиенблюм

Моше Лейб Лилиенблюм

Моше Лейб Лилиенблюм ( идиш : מושה ליב לילינבלום ; 22 октября 1843, в Кейданах Ковенской губернии — 12 февраля 1910, в Одессе ) — еврейский учёный и писатель. использовал псевдоним Зелофехад Бар - . Он также Хушим [ 1 ] Лилиенблум был одним из лидеров раннего сионистского движения Ховевей Сион . [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Моше Иегуда Лейб Лилиенблюм был сыном Р. Цви, бедного бондаря . [ 3 ] От своего отца он научился расчету хода звезд по еврейскому календарю. [ 4 ] Его дед по материнской линии, который был учителем, также внес свой вклад в его раннее образование. [ 3 ] В тринадцать лет он организовал общество мальчиков для изучения Эн Яакоба ; [ 5 ] а в пятнадцать лет он женился и поселился в Вилкомире . Изменение в судьбе его тестя заставило его полагаться на собственные силы, и в 1865 году Лилиенблюм основал ешиву в Вильне , а в следующем году - еще одну. [ 6 ]

Иудаизм и еврейский вопрос

[ редактировать ]

Однако изменения, произошедшие с течением лет в еврейской общине, привели к большим переменам в отношении Лилиенблюма к иудаизму и еврейскому вопросу . Первоначально он читал сочинения Маскилимов , лидеров Хаскалы , в частности Мапу и М.А. Гинзбурга. Это вызвало в нем чувство неудовлетворенности традиционными талмудическими исследованиями и отвращение к окружавшему его невежеству и суевериям; поэтому он решил бороться с этими недостатками. В статье, озаглавленной «Орхот ха-Талмуд» в «Ха-Мелик» за 1868 год, он обвинил суеверные верования и обычаи своего народа, потребовал реформы иудаизма и настаивал на необходимости установления «более тесной связи между религией и жизнью». Эта статья и другие подобные ей статьи взбудоражили еврейские общины в России, и буря негодования против него поднялась среди более традиционалистских православных ; его объявили вольнодумцем, и его дальнейшее проживание в Вилькомире стало невозможным. Затем в 1869 году он поехал в Одессу, где намеревался подготовиться к поступлению в университет. [ 7 ] но он был вынужден отказаться от этой идеи.

Однако антиеврейские волнения 1880 и 1881 годов пробудили в Лилиенблюме сознание небезопасного положения евреев «в изгнании», и о своих опасениях он написал в статье « Общееврейский вопрос и Палестина » (в «Разсвете» , 1881, № 1881). 41, 42); в нем он указывает на восстановление евреев в Палестине как на единственное решение еврейского вопроса. Эта статья не осталась без результатов; некоторые приветствовали эту идею как практичную и взялись за ее реализацию. В 1883 году в Одессе был организован комитет по колонизации Палестины, секретарем которого был Лилиенблюм, а доктор Леон Пинскер , автор книги «Автоэмансипация» председателем — . Конференция Хиббат -Цион в Катовице , в которой Лилиенблюм принял серьезное и энергичное участие в качестве секретаря, представители европейского еврейства встретились и обсудили первые планы колонизации Палестины, и был заложен фундамент сионистского движения . [ 8 ]

Таким образом, деятельность Лилиенблюма охватывает два различных периода его мышления. В первый период он последовал примеру Маскилим и Хаскалы и потребовал реформы иудаизма; Однако он отличался от маскилим тем, что был гораздо менее экстравагантным, его стиль был свободен от цветистой мелики, используемой ими, а его идеи отличались трезвостью и ясностью. Его «Орхот ха-Талмуд», упомянутый выше, и его автобиография «Хатот Неурим» («Грехи юности»; Вена , 1876 г.) содержат описание его материальной и духовной борьбы; оба произвели заметное впечатление на более ранний период. Его влияние во второй период еврейского национального пробуждения, в котором он активно участвовал, также было обусловлено этим характерным стилем. В своей статье о еврейском вопросе и Палестине в 1881 году, а также в своей позднейшей книге «О возрождении Еврейского народа» (Одесса, 1883), включающей первые и другие очерки подобного характера, он ясно и трезво излагает аномальную позицию, занимаемую еврейский народ среди наций, в которых он жил, и логически демонстрирует свою безнадежность, кроме как через национальную независимость.

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Лилиенблюм также писал:

  • Кехал Рефаим , стихотворение, описывающее различные типы российского еврейства того времени, как они появляются в преисподней (Одесса, 1870 г.).
  • Олам ха-Тоху , о некоторых этапах еврейской литературы (в Ха-Шахаре , 1873 г.)
  • Бикхорет Кол Шайр Гордон, о Дж. Л. Гордоне как поэте (в «Мелик Эхад Мини Элеф» , Санкт-Петербург , 1884 г.)
  • Зоровавель , историческая драма на идише (Одесса, 1888)
  • «Дерек ла-Абор Голим», история движения Ховевей Цион до момента утверждения русским правительством комитета по колонизации Палестины ( Варшава , 1899 г.)
  • Дерек Тешуба , дополнение к «Хатот Неурим» , описывающее переход автора от негативного периода Хаскалы к позитивному периоду национального пробуждения.
  • Пять моментов Жижны Моисея (на русском языке; Варшава, 1900), психологический анализ некоторых важных моментов жизни Моисея.
  • Лилиенблюм также редактировал «Кавверет сборник статей на иврите » (Одесса, 1890) и « Луах Ахиасаф» , 1901. Он был автором ряда других статей, из которых наиболее важной является «О необходимости реформы в еврейской религии» «Восходе») . , 1882-83).

День памяти

[ редактировать ]

Кфар Малал , мошав в центральном Израиле , назван в честь Моше Лейба Лилиенблюма, на основе его инициалов, MLL. [ 9 ] улицы в Иерусалиме , Хайфе и Рамат-Гане , улица Лилиенблюма в Южном Тель-Авиве , а также улицы в Нетании и Ришон-Леционе. Его именем названы

  1. ^ Джейкобс, Джозеф (1907/1905). « Имена (Личные) ». В: Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Funk & Wagnalls. п. 152–160; раздел «Псевдонимы», с. 159–160.
  2. ^ Сионизм: Ховевей Сион
  3. ^ Jump up to: а б Орен, Шимон (2007). «Лилиенблюм, Моисей Лейб». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 13 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 14–16. ISBN  978-0-02-866097-4 .
  4. ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 15.
  5. ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 14
  6. ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 53-54.
  7. ^ Хатот Неурим, том. 2, с. 3.
  8. ^ Дерек ла-Абор Голим, стр. 16.
  9. ^ Кефар Малал

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Лилиенблюм, Мозес Лёб» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  • Лилиенблюм, Хатот Неурим . Вена, 1876. В 2 т. в одном
  • Лилиенблюм, Дерек Тешуба . Варшава, 1899 г.
  • Лилиенблюм, Дерек ла-Абор Голим . Варшава, 1899 г.
  • Мордехай б. Гилель ха-Коэн, в Луах Ахиасаф . Варшава, 1893 г.
  • Бердичевский, Миха Йозеф , Дор Дор . Варшава, 1901 год.
  • Хадари, Шмуэль; Хруст, Йозеф (2018). Кассель, Эндрю; Щербаков, Арье Леонард (ред.). «Раввины Кейдана». Книга Кейдана Изкора (перепечатано на английском языке). Ассоциация Кейдан в Израиле и США: 204–206.
  • Слоуш, Наум , Возрождение еврейской литературы (1743-1885): очерк истории литературы . Париж, 1903. с. 166 и далее. (глава 8) [ 1 ]
  • Винер, Лео , История идишской литературы в девятнадцатом веке . Нью-Йорк, 1899. с. 238
[ редактировать ]
  1. ^ Переведено на английский язык Генриеттой Сольд как: Возрождение еврейской литературы: 1743-1885 гг . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1909. О Лилиенблюме: Глава 8, « Реформаторы и консерваторы – две крайности », с. 206–223, особенно с. 210 и далее.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92d2cbbcfe21afd5af22742195160cfd__1720394460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/fd/92d2cbbcfe21afd5af22742195160cfd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moshe Leib Lilienblum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)