Моше Лейб Лилиенблюм

Моше Лейб Лилиенблюм ( идиш : מושה ליב לילינבלום ; 22 октября 1843, в Кейданах Ковенской губернии — 12 февраля 1910, в Одессе ) — еврейский учёный и писатель. использовал псевдоним Зелофехад Бар - . Он также Хушим [ 1 ] Лилиенблум был одним из лидеров раннего сионистского движения Ховевей Сион . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Моше Иегуда Лейб Лилиенблюм был сыном Р. Цви, бедного бондаря . [ 3 ] От своего отца он научился расчету хода звезд по еврейскому календарю. [ 4 ] Его дед по материнской линии, который был учителем, также внес свой вклад в его раннее образование. [ 3 ] В тринадцать лет он организовал общество мальчиков для изучения Эн Яакоба ; [ 5 ] а в пятнадцать лет он женился и поселился в Вилкомире . Изменение в судьбе его тестя заставило его полагаться на собственные силы, и в 1865 году Лилиенблюм основал ешиву в Вильне , а в следующем году - еще одну. [ 6 ]
Иудаизм и еврейский вопрос
[ редактировать ]Однако изменения, произошедшие с течением лет в еврейской общине, привели к большим переменам в отношении Лилиенблюма к иудаизму и еврейскому вопросу . Первоначально он читал сочинения Маскилимов , лидеров Хаскалы , в частности Мапу и М.А. Гинзбурга. Это вызвало в нем чувство неудовлетворенности традиционными талмудическими исследованиями и отвращение к окружавшему его невежеству и суевериям; поэтому он решил бороться с этими недостатками. В статье, озаглавленной «Орхот ха-Талмуд» в «Ха-Мелик» за 1868 год, он обвинил суеверные верования и обычаи своего народа, потребовал реформы иудаизма и настаивал на необходимости установления «более тесной связи между религией и жизнью». Эта статья и другие подобные ей статьи взбудоражили еврейские общины в России, и буря негодования против него поднялась среди более традиционалистских православных ; его объявили вольнодумцем, и его дальнейшее проживание в Вилькомире стало невозможным. Затем в 1869 году он поехал в Одессу, где намеревался подготовиться к поступлению в университет. [ 7 ] но он был вынужден отказаться от этой идеи.
Однако антиеврейские волнения 1880 и 1881 годов пробудили в Лилиенблюме сознание небезопасного положения евреев «в изгнании», и о своих опасениях он написал в статье « Общееврейский вопрос и Палестина » (в «Разсвете» , 1881, № 1881). 41, 42); в нем он указывает на восстановление евреев в Палестине как на единственное решение еврейского вопроса. Эта статья не осталась без результатов; некоторые приветствовали эту идею как практичную и взялись за ее реализацию. В 1883 году в Одессе был организован комитет по колонизации Палестины, секретарем которого был Лилиенблюм, а доктор Леон Пинскер , автор книги «Автоэмансипация» председателем — . Конференция Хиббат -Цион в Катовице , в которой Лилиенблюм принял серьезное и энергичное участие в качестве секретаря, представители европейского еврейства встретились и обсудили первые планы колонизации Палестины, и был заложен фундамент сионистского движения . [ 8 ]
Таким образом, деятельность Лилиенблюма охватывает два различных периода его мышления. В первый период он последовал примеру Маскилим и Хаскалы и потребовал реформы иудаизма; Однако он отличался от маскилим тем, что был гораздо менее экстравагантным, его стиль был свободен от цветистой мелики, используемой ими, а его идеи отличались трезвостью и ясностью. Его «Орхот ха-Талмуд», упомянутый выше, и его автобиография «Хатот Неурим» («Грехи юности»; Вена , 1876 г.) содержат описание его материальной и духовной борьбы; оба произвели заметное впечатление на более ранний период. Его влияние во второй период еврейского национального пробуждения, в котором он активно участвовал, также было обусловлено этим характерным стилем. В своей статье о еврейском вопросе и Палестине в 1881 году, а также в своей позднейшей книге «О возрождении Еврейского народа» (Одесса, 1883), включающей первые и другие очерки подобного характера, он ясно и трезво излагает аномальную позицию, занимаемую еврейский народ среди наций, в которых он жил, и логически демонстрирует свою безнадежность, кроме как через национальную независимость.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Лилиенблюм также писал:
- Кехал Рефаим , стихотворение, описывающее различные типы российского еврейства того времени, как они появляются в преисподней (Одесса, 1870 г.).
- Олам ха-Тоху , о некоторых этапах еврейской литературы (в Ха-Шахаре , 1873 г.)
- Бикхорет Кол Шайр Гордон, о Дж. Л. Гордоне как поэте (в «Мелик Эхад Мини Элеф» , Санкт-Петербург , 1884 г.)
- Зоровавель , историческая драма на идише (Одесса, 1888)
- «Дерек ла-Абор Голим», история движения Ховевей Цион до момента утверждения русским правительством комитета по колонизации Палестины ( Варшава , 1899 г.)
- Дерек Тешуба , дополнение к «Хатот Неурим» , описывающее переход автора от негативного периода Хаскалы к позитивному периоду национального пробуждения.
- Пять моментов Жижны Моисея (на русском языке; Варшава, 1900), психологический анализ некоторых важных моментов жизни Моисея.
- Лилиенблюм также редактировал «Кавверет сборник статей на иврите » (Одесса, 1890) и « Луах Ахиасаф» , 1901. Он был автором ряда других статей, из которых наиболее важной является «О необходимости реформы в еврейской религии» (в «Восходе») . , 1882-83).
День памяти
[ редактировать ]Кфар Малал , мошав в центральном Израиле , назван в честь Моше Лейба Лилиенблюма, на основе его инициалов, MLL. [ 9 ] улицы в Иерусалиме , Хайфе и Рамат-Гане , улица Лилиенблюма в Южном Тель-Авиве , а также улицы в Нетании и Ришон-Леционе. Его именем названы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкобс, Джозеф (1907/1905). « Имена (Личные) ». В: Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Funk & Wagnalls. п. 152–160; раздел «Псевдонимы», с. 159–160.
- ^ Сионизм: Ховевей Сион
- ^ Jump up to: а б Орен, Шимон (2007). «Лилиенблюм, Моисей Лейб». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 13 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 14–16. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 15.
- ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 14
- ^ Хатот Неурим , том. 1, с. 53-54.
- ^ Хатот Неурим, том. 2, с. 3.
- ^ Дерек ла-Абор Голим, стр. 16.
- ^ Кефар Малал
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Лилиенблюм, Мозес Лёб» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Лилиенблюм, Хатот Неурим . Вена, 1876. В 2 т. в одном
- Лилиенблюм, Дерек Тешуба . Варшава, 1899 г.
- Лилиенблюм, Дерек ла-Абор Голим . Варшава, 1899 г.
- Мордехай б. Гилель ха-Коэн, в Луах Ахиасаф . Варшава, 1893 г.
- Бердичевский, Миха Йозеф , Дор Дор . Варшава, 1901 год.
- Хадари, Шмуэль; Хруст, Йозеф (2018). Кассель, Эндрю; Щербаков, Арье Леонард (ред.). «Раввины Кейдана». Книга Кейдана Изкора (перепечатано на английском языке). Ассоциация Кейдан в Израиле и США: 204–206.
- Слоуш, Наум , Возрождение еврейской литературы (1743-1885): очерк истории литературы . Париж, 1903. с. 166 и далее. (глава 8) [ 1 ]
- Винер, Лео , История идишской литературы в девятнадцатом веке . Нью-Йорк, 1899. с. 238
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Личные документы Моше Лейба Лилиенблюма хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Обозначение группы записей — А9\59-61.
- ^ Переведено на английский язык Генриеттой Сольд как: Возрождение еврейской литературы: 1743-1885 гг . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1909. О Лилиенблюме: Глава 8, « Реформаторы и консерваторы – две крайности », с. 206–223, особенно с. 210 и далее.