Дорота Незнальска
Дорота Алиция Незнальска (род. 19 сентября 1973 г.) — польская художница и скульптор .
Спорная инсталляция Незнальской «Пася» (2002) , которая включала размещение изображения пениса на металлическом греческом кресте , привела к заметному скандалу, поскольку осудили эту экспозицию как аморальную и кощунственную польские консервативные католики . Групповая выставка, на которой была представлена инсталляция, была закрыта властями, а самой Незнальской предъявлено обвинение в предполагаемом нарушении статьи польского уголовного кодекса, запрещающей богохульство.
Скульптору удалось отбиться от обвинения в богохульстве после положительного решения апелляционного суда в 2009 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дорота Алиция Незнальска родилась в набожной семье в Гданьске в 1973 году. [1] Гданьск - Гдыня - Сопот Незнальска выросла в районе трех городов и получила образование в художественной школе в Гдыне-Орлово . [2] [3] Незнальска поступила в Гданьскую Академию изящных искусств на факультет скульптуры в 1993 году, через год после того, как провела свою первую персональную выставку в родном городе. [3] Преподавателями изящных искусств Незнальской были профессора Францишек Душенко и Гжегож Кламан . [4] выставила ряд студенческих работ ( «Оплодотворение» , 1997; «Принцип удовольствия» , 1998; «Отпущение грехов» , 1999). Незнальская окончила академию в 1999 году и в 1990-х годах [3] [5] Впоследствии она участвовала в трех крупных выставках в Гданьске, Варшаве и Белостоке в 2000 и 2001 годах. [3] [6]
Страсть (2002)
[ редактировать ]Обвинения в богохульстве были выдвинуты против Незнальской после выставки 2002 года работы «Паша» ( «Страсти» ), художественной инсталляции, посвященной темам мужественности и страдания . [4] [7] [8] Инсталляция была выставлена в экспериментальной Гданьской галерее Wyspa , учреждении, связанном с академией, и состояла из двух элементов: большой греческий крест из металла был подвешен к потолку галереи и накрыт; его центр был заполнен изображением мужских бедер , бедер и пениса . [9] За крестом внимание зрителя было привлечено к большому видеоролику, на котором сверху проецировались лицо и плечи гримасничающего мужчины, поднимающего тяжести . [9] Неспособность зрителя увидеть тело мужчины, а также то, что другие части его тела были отрезаны от экрана, создавали эффект двусмысленности в отношении активности мужчины на экране, предполагая, что чувство мучения мужчины могло быть следствием других действий. виды деятельности. [9] некоторые охарактеризовали инсталляцию как изображение «пениса Христа ». В ходе последовавшего спора [1]
Юридические обвинения в богохульстве
[ редактировать ]Гданьские активисты правой Лиги польских семей обратились к местным властям с просьбой возбудить судебное дело после публикации телевизионной записи выставки. [1] [10] [11] Жалобы на Пасю привели к тому, что 2 марта 2002 года Незнальскую вызвали в местную полицию. Правые муниципальные советники города быстро закрыли выставку, а молодая художница настаивала, что ее намерением было сосредоточиться на «культе мужского тела». стала обвиняемой по делу о предполагаемом нарушении Незнальской уголовного кодекса . [2] Предстоящие выставки Незнальской в Слупске и Острове Великопольском были отменены из-за дальнейшего вмешательства Лиги польских семей. [1] Члены националистической молодёжной группы «Молодёж Вшехпольска» угрожали «повесить таких художников» и «побрить им головы, как это сделала Армия Крайова с женщинами, находившимися в близких отношениях с немцами » . [12]
По завершении первого судебного процесса в 2003 году суд признал Незнальскую виновной в « оскорблении религиозных чувств », что является нарушением запрета на богохульство, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса . [7] Судья Томаш Зелински отрицал, что произведение Незнальской имеет право на какую-либо особую конституционную защиту как объект искусства, заявив, что «тот факт, что произведение находится в границах искусства, не имеет значения для того, может ли оно оскорбить чувства других людей». [13] Суд обязал Незнальскую выполнить шесть месяцев неоплачиваемых общественных работ . [13] Первоначально прокурор требовал штраф в размере 2000 злотых , но суд решил увеличить размер наказания. [2] Судья Зелинский дополнительно запретил Незнальской выезд за пределы страны. [13] Местные депутаты Лиги польских семей, присутствовавшие при вынесении приговора, аплодировали, выражая свое одобрение. [2]
Споры вокруг установки Незнальской, которые уже кипели во время первого судебного разбирательства, сохранялись и в апелляционном процессе. В неподписанной редакционной статье польского англоязычного ежемесячника «Варшавский голос» , в которой судебное дело вскоре после первоначального приговора описывается как битва между левыми и правыми – хотя и «первая в своем роде» для современной Польши, – Незнальская названа «безвкусным провокатором». прикрывая отсутствие у нее подлинного таланта шоковой тактикой» и процитировал мнение Францишека Старовейского , «одного из самых известных польских скульпторов, который сам довольно неравнодушен к нетрадиционным произведениям», который «перед началом иска сказал, что тот, кто Вина была не на начинающем художнике, а на кураторе гданьской галереи. По мнению Старовейского, инсталляция Незнальской имела настолько низкий художественный уровень, что ее вообще нельзя было выставлять на выставку. Многие другие известные художники, хотя и не одобряли приговор, согласились с этим. если бы не скандал, у работ Незнальской было бы мало шансов попасть в уважаемые галереи». [2] Бывший президент Лех Валенса выступил против Незнальской и поддержал жесткую позицию , утверждая, что приговор художнице был недостаточно суровым. [1] Профессора изящных искусств, поддерживающие выставки Wyspa, решили искупить ошибку, закрыв галерею. [12]
Более либеральные слои польского общества выступили в поддержку права скульптора на свободное художественное выражение. Письмо протеста, подписанное примерно 1500 художниками, профессионалами и другими заинтересованными гражданами, приводило доводы в пользу «гражданских свобод» и искусства как «одной сферы» «свободы, неправильности, различия». [13] В статье для Анджея Осенки либеральной ежедневной газеты Gazeta Wyborcza дело Незнальской сравнивается со между Jyllands-Posten спором в Дании в 2005 году, отмечая, что датская газета не понесла никаких юридических последствий из-за публикации карикатуры, заведомо оскорбительной для мусульманской веры. Несмотря на громкие протесты мусульманских общин по всему миру, дело Незнальской вылилось в кампанию юридического запугивания из-за плохого законодательства и почтительного отношения судей к политикам. [14] из Университета Адама Мицкевича Историк искусства Павел Лешкович сравнил Незнальскую с Алисией Зебровской и Катажиной Козырой , двумя другими художницами, подвергшимися нападкам за аморальные работы в 1990-х годах. [7]
Двое бывших сотрудников Wyspa - куратор Анета Шилак и режиссер Гжегож Кламан, бывший преподаватель Незнальской - написали, что, хотя «со времен Платона академия [была] местом для интеллектуального и художественного дискурса», принцип «был нарушен». когда галерея закрылась... Поскольку у нее хватило смелости показать «Пашу», Незнальской лишили стипендий и субсидий, ее заклеймили и подвергли цензуре... Эффектный политический обман является типичным для [Союза польских семей]; маркетинговую стратегию, и судья действовал так, как они от него хотели». [12]
Незнальская была оправдана после трудного процесса и многочисленных апелляций в июне 2009 года. [10] [15] Газета Gazeta Wyborcza назвала это решение «тостом за свободу». [10]
Европейская гуманистическая федерация заявила, что польские прокуроры пытались возобновить дело в 2010 году. [8] В польских сообщениях отрицается, что Незнальская будет подвергнута третьему судебному разбирательству, подчеркивая, что оправдание является обязательным. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бэрд, Дэниел (октябрь 2005 г.). «Между крестом и еврейским кладбищем». Архивировано 9 января 2009 года в Wayback Machine The Walrus . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и (24 июля 2003 г.). «Искусство против Церкви». Варшавский голос . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Официальная биография на http://www.nieznalska.com . Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Сенкевич, Кароль (декабрь 2006 г.). «Дорота Незнальская». Архивировано 13 мая 2010 г. в Wayback Machine Polish Culture . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Ковальчик, Изабела (2002). Опасные связи искусства и тела (на польском языке). Муниципальная галерея Арсенала. стр. 70.
- ^ Тарашкевич-Зволичка, Малгожата. «Пася». Архивировано 24 мая 2010 года на сайте Wayback Machine Alternatywa.com. Проверено 20 мая 2010 г. (на польском языке).
- ^ Jump up to: а б с Лескович, Павел. «Феминистский бунт: цензура женского искусства в Польше». Галерея Лилит в Торонто. Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б (март 2010 г.). «Дело Дороты Незнальской». Европейская гуманистическая федерация . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Дорота Незнальска. Passion Artlibered.org Проверено 20 мая , 2002. 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Ярецка, Дорота (5 июня 2009 г.). «Незнальская, католики, бодибилдеры». Газета Выборча . Проверено 20 мая 2010 г. (на польском языке).
- ^ Хойер, Меган (июнь – июль 2003 г.). «Гендерная архитектура: современное женское искусство в Польше». Бруклинская железная дорога . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Шилак, Анета и Гжегож Кламан (20 июля 2003 г.). «Дело Дороты Незнальской». Архивировано 21 декабря 2021 г. в Wayback Machine Raster . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Левин, Кэролайн (2007). Провоцирование демократии: зачем нам искусство . Уайли-Блэквелл. стр. 66–67. ISBN 978-1-4051-5926-5 .
- ↑ Осенка, Анджей (12 февраля 2005 г.). «Богатые богохульники». Газета Выборча . Проверено 20 мая 2010 г. (на польском языке).
- ^ Сенкевич, Кароль (декабрь 2009 г.). «Изобразительное искусство – итоги 2009 года». Архивировано 27 января 2011 г. в Wayback Machine Polish Culture . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Саро, Гжегож (11 марта 2010 г.). «Незнальская оправдана, суда не будет». Новости Трисити . Газета.пл. Проверено 20 мая 2010 г. (на польском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Официальные сайты:
Дело о богохульстве: