Эволюция Бога
Автор | Роберт Райт |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Бог |
Издатель | Литтл, Браун и компания |
Дата публикации | 8 июня 2009 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке) |
Страницы | 576 |
ISBN | 0-316-73491-8 |
ОКЛК | 277086176 |
200.9 22 | |
Класс ЛК | БЛ473.W75 2009 г. |
Предшественник | Ненулевое значение: логика человеческой судьбы |
С последующим | Почему буддизм истинен |
«Эволюция Бога» — книга Роберта Райта , вышедшая в 2009 году , в которой автор исследует историю концепции Бога в трёх авраамических религиях с помощью различных средств, включая археологию , историю, теологию и эволюционную психологию . В качестве одной из центральных тем исследуются закономерности, связывающие иудаизм , христианство и ислам, а также способы, которыми они изменили свои концепции с течением времени.
Один из выводов книги, который пытается сделать Райт, — это примирение науки и религии . Он также размышляет о будущем концепции Бога.
Эволюционная биология
[ редактировать ]Среди прочего, Райт обсуждает роль эволюционной биологии в развитии религии. Генетик Дин Хамер выдвинул гипотезу, что у некоторых людей есть особый ген, который делает их склонными к религиозным убеждениям, который он называет геном Бога , и что с течением времени естественный отбор отдал предпочтение этим людям, потому что их духовность приводит к оптимизму. Райт, однако, считает, что склонность к религиозным убеждениям — это не адаптивная черта, находящаяся под влиянием естественного отбора, а, скорее, спандрел — черта, которая поддерживается адаптациями, первоначально выбранными для других целей. Райт утверждает, что человеческий мозг подходит к религиозным верованиям на основе того, как он адаптировался к выживанию и воспроизводству в ранних обществах охотников-собирателей.
Он выделяет четыре ключевые черты религии, которые соответствуют адаптациям человеческого мозга к выживанию:
- Его утверждения могут быть удивительными, странными и даже противоречивыми.
- Он утверждает, что показывает, что вызывает хорошие и плохие вещи.
- Оно говорит людям, что они могут контролировать эти причины и увеличивать соотношение хороших и плохих результатов.
- Это трудно фальсифицировать или опровергнуть.
Люди приспособились обращать внимание на удивительную и запутанную информацию, потому что она может иметь значение между жизнью и смертью (например, если человек покинул лагерь и загадочным образом так и не вернулся, остальным было бы разумно быть начеку в поисках хищника). или какая-то другая опасность). Понимание и контроль причин и следствий также имеет высший приоритет в человеческом мозге, поскольку люди живут в сложных социальных группах, где предсказание и влияние на действия и мысли других дает им союзников, статус и доступ к ресурсам. По мере того, как человеческие познавательные способности и любопытство расширялись на протяжении веков, их исследование причин и следствий расширилось из строго социального контекста в мир в целом, открыв двери религиям для объяснения таких вещей, как погода и болезни.
Хотя некоторые из этих объяснений были странными и, возможно, сомнительными, тот факт, что их нельзя было полностью опровергнуть, придавал им достоверность; лучше быть осторожным, чем умереть. Райт приводит пример народа хайда , коренного населения северо-западного побережья Северной Америки, который пытался умилостивить божества косаток, чтобы успокоить штормы в море; они выливали пресную воду в океан или привязывали табак или оленьий жир к концу весла. Хотя некоторые люди, конечно, умерли, несмотря на эти подношения, те, кто выжил, были свидетельством возможной эффективности ритуала.
Таинственные и недоказанные убеждения также могут сохраняться в культуре, поскольку человеческий мозг приспособился соглашаться с групповым консенсусом, даже если это противоречит здравому смыслу или личным убеждениям, поскольку человек, отчужденный от группы, теряет защиту, еду и партнеров. Райт цитирует эксперименты Аша по конформности и даже утверждает, что Стокгольмский синдром — это не столько синдром, сколько естественный продукт эволюции, способ мозга гарантировать, что человек принимает и принимает свою новую социальную группу. Кроме того, убеждения могут сохраняться, потому что, как только человек публично заявляет о своем убеждении, социальные психологи обнаружили, что он или она склонны сосредотачиваться на доказательствах, подтверждающих это убеждение, одновременно игнорируя доказательства, противоречащие ему, - логическая ошибка, известная как сбор вишни .
Отзывы
[ редактировать ]Журналист и политический обозреватель Эндрю Салливан дал книге положительную рецензию в The Atlantic , заявив, что книга «… дала мне надежду, что мы сможем избежать как бесплодия мира без Бога, так и ужасного слияния фундаментализма и оружия массового уничтожения. ." [ 1 ] [ 2 ]
Newsweek Религиозный редактор Лиза Миллер охарактеризовала «Эволюцию Бога» как переосмысление дебатов между верой и разумом. В отличие от таких авторов, как Сэм Харрис , Ричард Докинз и Кристофер Хитченс , Миллер дает в целом положительную оценку подходу книги к исследованию концепции Бога. [ 3 ]
В обзоре для The New York Times профессор психологии Йельского университета Пол Блум сказал: «В своей блестящей новой книге «Эволюция Бога» Роберт Райт рассказывает историю о том, как Бог вырос». [ 4 ] Блум так резюмирует противоречивую позицию Райта: «Тон Райта во всем рассудителен и осторожен, даже нерешителен, и приятно читать о таких вопросах, как мораль Христа и значение джихада, не создавая при этом ощущения, что на тебя кричат. Однако его взгляды провокационны и противоречивы. Здесь есть что-то, что раздражает почти каждого».
Однако в рецензии New York Times , включающей ответ Райта, Николас Уэйд , автор раздела Science Times, отмечает, что книга является «разочарованием с дарвиновской точки зрения», поскольку эволюция «дает более простое объяснение моральным принципам». прогресс, чем наполовину призывает божество Райта». [ 5 ] Райт ответил на комментарии Уэйда, заявив, что Уэйд неправильно понял аргумент Райта и что «Божество (если оно существует – и я агностик в этом вопросе) будет реализовывать моральный прогресс посредством создания эволюцией человеческого морального чувства (и посредством последующего развитие этого морального чувства посредством культурной эволюции, особенно технологической эволюции)». [ 6 ] Уэйд ответил, что «эволюция кажется мне достаточным объяснением морального прогресса, который мистер Райт правильно видит в человеческом состоянии, поэтому, похоже, нет насущной необходимости призывать божество». [ 6 ]
Рекламные выступления
[ редактировать ]Для продвижения книги Райт дал множество интервью, в том числе газете New York Times . [ 7 ] Издательский еженедельник , [ 8 ] и журнал Билла Мойерса . [ 9 ] Он также снял серию видеороликов на Bloggingheads.tv , веб-сайте, который он основал вместе с Микки Каусом . Райт также появился в The Colbert Report 18 августа 2009 года. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- «Собор Дарвина: эволюция, религия и природа общества» Дэвида Слоана Уилсона , опубликованная в 2002 году.
- Разрушая чары: религия как природный феномен Дэниела Деннета , опубликованная в 2006 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Сообщение в блоге Эндрю Салливана со ссылкой на его обзор из The Atlantic.
- ^ Полный обзор книги Салливана из The Times.
- ^ Давайте поговорим о Боге из Newsweek.
- ^ Обзор «Эволюции Бога» из The New York Times.
- ↑ «Неэволюция Бога» , сообщение в блоге на New York Times за июль 2009 г. веб-сайте
- ^ Перейти обратно: а б Неэволюция Бога, Часть 2 , сообщение в блоге с New York Times за июль 2009 г. веб-сайта
- ^ Соломон, Дебора (29 мая 2009 г.). «Вопросы Роберту Райту: эволюционная теология» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Кэрриган-младший, Генри Л. (22 мая 2009 г.). «Вопросы и ответы автора: Роберт Райт: «Характер Бога сильно меняется» » . Издательский еженедельник . Архивировано из оригинала 30 августа 2009 г. Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ «Журнал Билла Мойерса, номер серии: 1314» . Общественное телевидение Алабамы . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Райт в отчете Кольбера
Внешние ссылки
[ редактировать ]- EvolutionOfGod.net — Официальный сайт книги «Эволюция Бога» .
- MeaningOfLife.tv — веб-сайт, на котором Райт исследует религиозные темы посредством интервью с известными религиозными деятелями.
- Видео (и mp3) выступления Райта на тему книги «Эволюция Бога» (57:59) в Фонде Новой Америки .
- Аудиорадиоинтервью с Райтом об «Эволюции Бога» на KPCC 89.3 AirTalk с Ларри Мэнтлом