Джерид
Джерид (также джеррид, джерид или джеррид; турецкий : Cirit ) — традиционный турецкий командный вид спорта, в который играют на открытом воздухе верхом на лошади, цель которого — набрать очки, бросая тупое деревянное копье в всадников противоположной команды. В тюркские народы Центральной Азии играли как важную спортивную и церемониальную игру, и она была завезена в Анатолию во время миграции на запад в начале 11 века.
История
[ редактировать ]Лошади были важными и даже священными животными для тюрков, живущих как кочевые племена Центральной Азии в степях . Турки рождались, росли, жили, воевали и умирали верхом на коне. Так стала самой важной спортивной и церемониальной игрой турецкого народа. [ 1 ] Сам термин представляет собой арабское слово (جريد), обозначающее копье или палку, сделанную из оборванных пальмовых листьев.
Джерид прибыл в Анатолию вместе с турками, мигрировавшими в 1071 году со своей родины в Средней Азии. Позже, в 16 веке, турки-османы приняли это как военную игру , и с тех пор она получила широкое распространение. В мирное время в джирид играли, чтобы улучшить навыки атаки и защиты кавалерии, а во время кампаний, чтобы подогреть ее боевой энтузиазм. Некоторые из османских султанов , как известно, играли на джериде, а ранние султаны, такие как Баязид I (1389–1402) и Мехмед I (1413–1421), придавали значение джериду при обучении своих армий. Высший класс кавалеристов, известный как «джунди», был сформирован из тех, кто умел джерид. [ 2 ] Он распространился на Аравию и европейские его употребляли на немецкоязычных и франкоязычных территориях. страны, а в 17 веке [ 3 ]
В 19 веке он приобрел наибольшую популярность как зрелищный вид спорта и игра при дворе и на всех территориях, находящихся под властью Османской империи. Однако игра была небезопасной, а травмы и даже смерть от падения при попытке поймать летящие палки джерида побудили Махмуда II (1808–1839) в 1826 году запретить этот вид спорта после того, как он распустил Янычарский корпус . Хотя вскоре игра в джирид возобновилась, особенно в провинциях, она так и не вернула себе прежнего значения. [ 4 ]
Сегодня джерид не так широко распространен, как когда-то, но по-прежнему популярен как зрелищный вид спорта, прежде всего в Эрзуруме и Байбурте , а также в восточных провинциях Артвин , Эрзинджан , Карс , в западных провинциях Ушак , Балыкесир , Сёгют. в юго-восточных провинциях Диярбакыр , Сиирт и в центрально-анатолийской провинции Конья . Культурные фольклорные общества также пытаются сохранить этот традиционный вид спорта, организуя местные турниры. Около 50 клубов в девяти провинциях Турции организуют турниры по джериду. [ 2 ]
Игра и правила
[ редактировать ]Джерид — это средство совершенствования навыков верховой езды, в нем участвуют две команды всадников, каждая из которых вооружена сушеными дубовыми или тополевыми палками. Палочки с тупыми концами с резиновыми наконечниками имеют длину 70–100 см и диаметр 2–3 см. Первоначально клюшки были тяжелее и толще, однако, чтобы снизить риск травм, игроки стали отдавать предпочтение клюшкам из тополя, которые при высыхании становятся легче. [ 4 ]
Команды формируются из шести, восьми или двенадцати игроков, стоящих на противоположных сторонах поля, размеченного в квадрате размером от 70 до 130 метров. На каждом конце поля есть три «зачетные зоны» глубиной около шести метров, которые представляют собой зону ожидания команды, что означает нейтральную зону и зону броска команды противника. Каждая команда имеет свой флаг. Лошади не должны быть моложе четырех лет. Предпочтительна лошадь среднего роста, поскольку высокие лошади не маневренны, поэтому наиболее подходящими являются арабские и туркменские лошади . [ 1 ]
Игра Джерид начинается с представления игроков зрителям со словами похвалы, после чего следует рукопожатие в центре поля и парад каждой команды со своим флагом. Тем временем барабаны и зурны (тростниковые трубы) играют османские военные марши и народную музыку Кёроглу . [ 4 ]
Всадники проверяют поле и своих лошадей, а затем возвращаются в свою секцию. Игроки в джиридах в традиционных региональных костюмах в память о сипахах (османских кавалеристах) садятся на лошадей местной породы, специально обученных для этого вида спорта. Команды выстраиваются на поле лицом друг к другу, каждый игрок находится на расстоянии около 10 метров от другого. В правой руке они держат первый джерид, который они бросят, а остальные джерид держат в левой руке. [ 1 ]
Традиционно в начале игры самый молодой гонщик бежит рысью к команде соперника, выкрикивает имя игрока и на расстоянии 30–40 метров бросает джири в этого игрока, призывая его войти в игру. Затем он скачет обратно к себе, в то время как вызываемый игрок преследует его и бросает издевательство в убегающего игрока. Еще один игрок первой команды выходит и встречает отступающего гонщика. Игрок второй команды быстро едет в свой угол и занимает прежнее место. На этот раз его соперник преследует его и бросает в него насмешки. Динамичная игра-погоня длится два периода по 45 минут. [ 1 ]
Этот процесс преследования и бегства с попытками ударить противника палкой и составляет суть игры, требующей умения и спортивного мастерства. Ударить лошадь вместо всадника, что считается признаком неопытности, противоречит правилам и приводит к удалению нарушителя с поля. [ 4 ]
Судьи, бывшие игроки джирида, имеющие авторитет в сообществе, подсчитывают количество попаданий и в конце игры объявляют команду-победительницу. Опытные игроки в джирид редко промахиваются при попадании в противника и умеют сами уклоняться от ударов, выполняя акробатические трюки верхом на лошади. Часть навыков заключается в дрессировке лошадей, чтобы они сыграли значительную роль в исходе игры. Формирование двух команд имеет свой традиционный этикет. Принимаются меры по недопущению внесения в черный список игроков, находящихся в плохих отношениях в командах-соперниках, а также игроков, проявляющих заведомо враждебное поведение во время матча. [ 4 ]
Игрок зарабатывает очки, когда ему удается ударить соперника клюшкой, выбить его из игры или поймать приближающийся джерид в воздухе. Он получит отрицательные баллы за действия, которые могут поставить лошадь под угрозу, например, выезд за пределы поля или умышленное ударение лошади; падение с лошади; бросок клюшки из нейтральной зоны; или бросок с расстояния ближе пяти метров во время преследования. Судьи, расположенные на центральной линии и на каждом конце поля, награждают своими флажками как положительные, так и отрицательные баллы. [ 1 ]
Игроки совершают несколько различных защитных маневров, чтобы избежать удара, наклоняясь к любой стороне лошади, под ее живот или даже ее шею. Некоторые игроки набирают больше очков, ударив своего противника три или четыре раза, прежде чем этому игроку удается убежать и вернуться на свое место в своем ряду. Мальчики-джериды бегают по полю, чтобы подобрать ошибочные броски и доставить их в зачетные зоны обеих сторон. Несмотря на то, что сегодня наконечники джиридов изготавливаются из закругленной резины и легкие, иногда игроки могут получить травму, если их ударят по голове, глазам или ушам. С сегодняшними клюшками это случается очень редко, но такие травмы могут даже привести к смерти. Если игрок погибает на поле, он считается погибшим в бою как мученик , и его родственники не подают в суд на другого игрока, за исключением того, что суд возбуждает публичное дело и в любом случае проводится судебное разбирательство. Следовательно, если между игроками известны какие-либо враждебные действия, они могут быть исключены из турнира или помещены в одну команду старейшинами местности или судьями до начала игры. [ 1 ]
В конце игры победитель объявляется советом бывших джеридистов в зависимости от очков, набранных двумя командами. Организаторы награждают команду-победителя и банкет . устраивают [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]- Дегнек, он же Дигнек или Дейнек (палка) — название, данное джериду в некоторых регионах.
- Мейдан — ровное поле для игры в джерид.
- Cirit havası (музыка из игры джирид) - одна или все мелодии, исполняемые на барабане или зурне во время игры джирид.
- At oynatma havası — название ритмов, мелодий для ритмичного танца лошадей в провинции Тунджели , исполняемого перед игрой джирид.
- Ат ойуну — название игры джерид в провинциях Тунджели и Муш .
- Ахесте ( медленная походка ) — самая медленная четырехтактная походка лошади; обычно контролируется гонщиком.
- Рахван ( иноходь ) — нормальный четырехтактный шаг лошади.
- Адета ( ходьба ) — самый быстрый четырехтактный шагающий аллюр лошади; также контролируется гонщиком.
- Тирыс ( рысь ) — двухтактный аллюр лошади между плавным шагом и галопом, во время которого левая передняя и правая задняя ноги отрываются от земли одновременно, а за ними следуют две другие. Ухабистая езда, это наименее комфортная походка для гонщика.
- Дёртнал ( галоп ) — трехтактный аллюр лошади, в какой-то момент во время которого все четыре ноги подвешиваются в воздухе.
- Hücum dörtnal ( галоп ) — Трехтактный аллюр лошади быстрее галопа; самый быстрый аллюр лошади. Также называется бегом.
- Асеми (неопытный) - Игрок, чья клюшка касается лошади соперника.
- Сипахи, он же Сипах или Испахи ( кавалерист ) — солдат верхом на лошади во времена Османской империи. Сегодня это звание также присуждается умелым наездникам и успешным игрокам в джерид.
- Джунди - Очень опытный наездник.
- Шехит (мученик) — Всадник, погибший в игре джирид.
- Алай – Всадники упряжки в ряд.
- Атбаши (лицом к лицу) — ситуация, когда две лошади бегут в одной линии.
- Алай басмак – Проникновение в строй противника с потерей контроля над своей лошадью. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сансал, Бурак. «Турецкий Джерид (Дротик)» . Все о Турции .
- ^ Jump up to: а б с «Джирит Оюну» . Министерство культуры и туризма (на турецком языке).
- ^ «Конная игра: Чирит» . Всемирная ассоциация газет .
- ^ Jump up to: а б с д и «Турецкие народы и традиции - Джирит (Джавелин)» . канкан .