Jump to content

Джерид

(Перенаправлено с Cirit )

Джерид (также джеррид, джерид или джеррид; турецкий : Cirit ) — традиционный турецкий командный вид спорта, в который играют на открытом воздухе верхом на лошади, цель которого — набрать очки, бросая тупое деревянное копье в всадников противоположной команды. В тюркские народы Центральной Азии играли как важную спортивную и церемониальную игру, и она была завезена в Анатолию во время миграции на запад в начале 11 века.

Османские всадники тренируются в джериде, ок. 1800 г.

Лошади были важными и даже священными животными для тюрков, живущих как кочевые племена Центральной Азии в степях . Турки рождались, росли, жили, воевали и умирали верхом на коне. Так стала самой важной спортивной и церемониальной игрой турецкого народа. [ 1 ] Сам термин представляет собой арабское слово (جريد), обозначающее копье или палку, сделанную из оборванных пальмовых листьев.

Джерид прибыл в Анатолию вместе с турками, мигрировавшими в 1071 году со своей родины в Средней Азии. Позже, в 16 веке, турки-османы приняли это как военную игру , и с тех пор она получила широкое распространение. В мирное время в джирид играли, чтобы улучшить навыки атаки и защиты кавалерии, а во время кампаний, чтобы подогреть ее боевой энтузиазм. Некоторые из османских султанов , как известно, играли на джериде, а ранние султаны, такие как Баязид I (1389–1402) и Мехмед I (1413–1421), придавали значение джериду при обучении своих армий. Высший класс кавалеристов, известный как «джунди», был сформирован из тех, кто умел джерид. [ 2 ] Он распространился на Аравию и европейские его употребляли на немецкоязычных и франкоязычных территориях. страны, а в 17 веке [ 3 ]

В 19 веке он приобрел наибольшую популярность как зрелищный вид спорта и игра при дворе и на всех территориях, находящихся под властью Османской империи. Однако игра была небезопасной, а травмы и даже смерть от падения при попытке поймать летящие палки джерида побудили Махмуда II (1808–1839) в 1826 году запретить этот вид спорта после того, как он распустил Янычарский корпус . Хотя вскоре игра в джирид возобновилась, особенно в провинциях, она так и не вернула себе прежнего значения. [ 4 ]

Сегодня джерид не так широко распространен, как когда-то, но по-прежнему популярен как зрелищный вид спорта, прежде всего в Эрзуруме и Байбурте , а также в восточных провинциях Артвин , Эрзинджан , Карс , в западных провинциях Ушак , Балыкесир , Сёгют. в юго-восточных провинциях Диярбакыр , Сиирт и в центрально-анатолийской провинции Конья . Культурные фольклорные общества также пытаются сохранить этот традиционный вид спорта, организуя местные турниры. Около 50 клубов в девяти провинциях Турции организуют турниры по джериду. [ 2 ]

Игра и правила

[ редактировать ]

Джерид — это средство совершенствования навыков верховой езды, в нем участвуют две команды всадников, каждая из которых вооружена сушеными дубовыми или тополевыми палками. Палочки с тупыми концами с резиновыми наконечниками имеют длину 70–100 см и диаметр 2–3 см. Первоначально клюшки были тяжелее и толще, однако, чтобы снизить риск травм, игроки стали отдавать предпочтение клюшкам из тополя, которые при высыхании становятся легче. [ 4 ]

Команды формируются из шести, восьми или двенадцати игроков, стоящих на противоположных сторонах поля, размеченного в квадрате размером от 70 до 130 метров. На каждом конце поля есть три «зачетные зоны» глубиной около шести метров, которые представляют собой зону ожидания команды, что означает нейтральную зону и зону броска команды противника. Каждая команда имеет свой флаг. Лошади не должны быть моложе четырех лет. Предпочтительна лошадь среднего роста, поскольку высокие лошади не маневренны, поэтому наиболее подходящими являются арабские и туркменские лошади . [ 1 ]

Игра Джерид начинается с представления игроков зрителям со словами похвалы, после чего следует рукопожатие в центре поля и парад каждой команды со своим флагом. Тем временем барабаны и зурны (тростниковые трубы) играют османские военные марши и народную музыку Кёроглу . [ 4 ]

Всадники проверяют поле и своих лошадей, а затем возвращаются в свою секцию. Игроки в джиридах в традиционных региональных костюмах в память о сипахах (османских кавалеристах) садятся на лошадей местной породы, специально обученных для этого вида спорта. Команды выстраиваются на поле лицом друг к другу, каждый игрок находится на расстоянии около 10 метров от другого. В правой руке они держат первый джерид, который они бросят, а остальные джерид держат в левой руке. [ 1 ]

Традиционно в начале игры самый молодой гонщик бежит рысью к команде соперника, выкрикивает имя игрока и на расстоянии 30–40 метров бросает джири в этого игрока, призывая его войти в игру. Затем он скачет обратно к себе, в то время как вызываемый игрок преследует его и бросает издевательство в убегающего игрока. Еще один игрок первой команды выходит и встречает отступающего гонщика. Игрок второй команды быстро едет в свой угол и занимает прежнее место. На этот раз его соперник преследует его и бросает в него насмешки. Динамичная игра-погоня длится два периода по 45 минут. [ 1 ]

Этот процесс преследования и бегства с попытками ударить противника палкой и составляет суть игры, требующей умения и спортивного мастерства. Ударить лошадь вместо всадника, что считается признаком неопытности, противоречит правилам и приводит к удалению нарушителя с поля. [ 4 ]

Судьи, бывшие игроки джирида, имеющие авторитет в сообществе, подсчитывают количество попаданий и в конце игры объявляют команду-победительницу. Опытные игроки в джирид редко промахиваются при попадании в противника и умеют сами уклоняться от ударов, выполняя акробатические трюки верхом на лошади. Часть навыков заключается в дрессировке лошадей, чтобы они сыграли значительную роль в исходе игры. Формирование двух команд имеет свой традиционный этикет. Принимаются меры по недопущению внесения в черный список игроков, находящихся в плохих отношениях в командах-соперниках, а также игроков, проявляющих заведомо враждебное поведение во время матча. [ 4 ]

Игрок зарабатывает очки, когда ему удается ударить соперника клюшкой, выбить его из игры или поймать приближающийся джерид в воздухе. Он получит отрицательные баллы за действия, которые могут поставить лошадь под угрозу, например, выезд за пределы поля или умышленное ударение лошади; падение с лошади; бросок клюшки из нейтральной зоны; или бросок с расстояния ближе пяти метров во время преследования. Судьи, расположенные на центральной линии и на каждом конце поля, награждают своими флажками как положительные, так и отрицательные баллы. [ 1 ]

Игроки совершают несколько различных защитных маневров, чтобы избежать удара, наклоняясь к любой стороне лошади, под ее живот или даже ее шею. Некоторые игроки набирают больше очков, ударив своего противника три или четыре раза, прежде чем этому игроку удается убежать и вернуться на свое место в своем ряду. Мальчики-джериды бегают по полю, чтобы подобрать ошибочные броски и доставить их в зачетные зоны обеих сторон. Несмотря на то, что сегодня наконечники джиридов изготавливаются из закругленной резины и легкие, иногда игроки могут получить травму, если их ударят по голове, глазам или ушам. С сегодняшними клюшками это случается очень редко, но такие травмы могут даже привести к смерти. Если игрок погибает на поле, он считается погибшим в бою как мученик , и его родственники не подают в суд на другого игрока, за исключением того, что суд возбуждает публичное дело и в любом случае проводится судебное разбирательство. Следовательно, если между игроками известны какие-либо враждебные действия, они могут быть исключены из турнира или помещены в одну команду старейшинами местности или судьями до начала игры. [ 1 ]

В конце игры победитель объявляется советом бывших джеридистов в зависимости от очков, набранных двумя командами. Организаторы награждают команду-победителя и банкет . устраивают [ 1 ]

Терминология

[ редактировать ]
  • Дегнек, он же Дигнек или Дейнек (палка) — название, данное джериду в некоторых регионах.
  • Мейдан — ровное поле для игры в джерид.
  • Cirit havası (музыка из игры джирид) - одна или все мелодии, исполняемые на барабане или зурне во время игры джирид.
  • At oynatma havası — название ритмов, мелодий для ритмичного танца лошадей в провинции Тунджели , исполняемого перед игрой джирид.
  • Ат ойуну — название игры джерид в провинциях Тунджели и Муш .
  • Ахесте ( медленная походка ) — самая медленная четырехтактная походка лошади; обычно контролируется гонщиком.
  • Рахван ( иноходь ) — нормальный четырехтактный шаг лошади.
  • Адета ( ходьба ) — самый быстрый четырехтактный шагающий аллюр лошади; также контролируется гонщиком.
  • Тирыс ( рысь ) — двухтактный аллюр лошади между плавным шагом и галопом, во время которого левая передняя и правая задняя ноги отрываются от земли одновременно, а за ними следуют две другие. Ухабистая езда, это наименее комфортная походка для гонщика.
  • Дёртнал ( галоп ) — трехтактный аллюр лошади, в какой-то момент во время которого все четыре ноги подвешиваются в воздухе.
  • Hücum dörtnal ( галоп ) — Трехтактный аллюр лошади быстрее галопа; самый быстрый аллюр лошади. Также называется бегом.
  • Асеми (неопытный) - Игрок, чья клюшка касается лошади соперника.
  • Сипахи, он же Сипах или Испахи ( кавалерист ) — солдат верхом на лошади во времена Османской империи. Сегодня это звание также присуждается умелым наездникам и успешным игрокам в джерид.
  • Джунди - Очень опытный наездник.
  • Шехит (мученик) — Всадник, погибший в игре джирид.
  • Алай – Всадники упряжки в ряд.
  • Атбаши (лицом к лицу) — ситуация, когда две лошади бегут в одной линии.
  • Алай басмак – Проникновение в строй противника с потерей контроля над своей лошадью. [ 2 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сансал, Бурак. «Турецкий Джерид (Дротик)» . Все о Турции .
  2. ^ Jump up to: а б с «Джирит Оюну» . Министерство культуры и туризма (на турецком языке).
  3. ^ «Конная игра: Чирит» . Всемирная ассоциация газет .
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Турецкие народы и традиции - Джирит (Джавелин)» . канкан .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9779577840fbb6d592d9ebd7f486006e__1707035760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/6e/9779577840fbb6d592d9ebd7f486006e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jereed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)