Jump to content

Дворец Чарторыйских (Пулавы)

Координаты : 51 ° 24'44 "N 21 ° 57'33" E  /  51,4122 ° N 21,9591 ° E  / 51,4122; 21.9591
Дворец Чарторыйских
Вид на дворец спереди
Карта
Общая информация
Архитектурный стиль Барокко
Рококо
Город или город Пулавы , Пулавский повят , Люблинское воеводство
Страна Польша
Строительство началось 1671
Завершенный 1679
Клиент Станислав Ираклиуш Любомирский
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Тильман ван Гамерен (оригинальный дворец)
Ян Зигмунт Дейбель (новый дворец)
Юзеф Гурецкий (реконструкция)
Назначен 2021-05-31
Справочный номер. Журнал Законы 2021 года, п. 1019 [ 1 ]

Дворец Чарторыйских ( польск . Pałac Czartoryskich ) — дворец в городе Пулавы , Польша , происхождение которого относится ко второй половине 17 века и связано с историей магнатских семей: Любомирских , Сенявских и выше. все, семья Чарторыйских .

Впервые он был построен между 1671 и 1679 годами Станиславом Ираклием Любомирским по проекту голландского архитектора Тильмана ван Гамерена . Этот комплекс включал в себя сад. Город перешел к семье Сенявских в 1706 году, когда дворец и его окрестности были разрушены шведскими войсками во время Великой Северной войны . Реконструкция началась при Эльжбете Сенявской в ​​1722 году. Вскоре после этого Мария София Чарторыйская вышла замуж за Августа Александра Чарторыйского , и между 1731 и 1736 годами они построили на этом месте новый дворец в стиле рококо по проекту Яна Зигмунта Дейбеля .

Начало (17 век)

[ редактировать ]

Этот в стиле барокко полуоборонительный дворец был впервые построен в Пулавах между 1671–1679 годами великим маршалом короны Станиславом Ираклием Любомирским . Дворец спроектировал голландский архитектор Тильман ван Гамерен . Здание имело прямоугольную форму с четырьмя нишами по углам и предназначалось для оборонительных функций. С этого этапа здания вестибюль 17 века в стиле барокко с оригинальной колоннадой, а также формой и декором свода сохранился в состоянии, близком к первоначальному. Тогда же был создан и первый сад, который, как известно, имел аллеи и ровные ковровые покрытия первых этажей под склоном. В 1706 году, когда Пулавы стали собственностью семьи Сенявских, шведская армия разрушила дворец и его окрестности во время Великой Северной войны .

Реконструкция и расширение (1-я половина 18 века)

[ редактировать ]

Реконструкцию дворца начала в 1722 году Эльжбета Елена Сенявская . Вскоре после того, как Софья Сенявская вышла замуж за Августа Чарторыйского , на развалинах сгоревшего дворца рококо в 1731-36 годах был построен новый дворец в стиле . Ян Зигмунт Дейбель спроектировал дворец, а строил его Францишек Майер. Проект Дейбеля сохранил более ранние пространственные предположения. К дворцу вела аллея, засаженная четырьмя рядами деревьев (позже названная Королевской аллеей). Перед входом во дворец она пересекалась с более узкой, засаженной деревьями аллеей (нынешняя улица Чарторыйских), соединявшей Люблинскую проезжую часть с извилистым ущельем, так называемой Глубокой дорогой. Перед дворцом было (и есть) два двора. Засаженный деревьями парадный двор со стороны входа был ограничен рвом и двумя караульными помещениями (существующими и по сей день). Справа до Люблинской дороги (ул. Пилсудского) тянулись хозяйственные постройки. Из парадного двора, через барокко аркадные ворота, вы попадаете во двор почета с прудом посередине. Одноэтажные пристройки, расположенные перпендикулярно дворцу на уровне пруда, замыкали двор с двух сторон. Сам дворец сохранил прежний каркас Тильмана — одноэтажный основной корпус с четырьмя нишами по углам. В основном корпусе был надстроен более узкий второй этаж с тремя окнами. Для получения дополнительных помещений ниши удлинили параллельно главной оси дворца и убрали террасу на уровне первого этажа, объединив значительную ее часть с нишами. Со стороны Вислы от остальной части террасы был создан балкон. Двухмаршевая внешняя лестница, примыкающая к нишам, а в верхней части к основному корпусу, вела со двора на представительный второй этаж. Балюстрада лестницы, чердак над плоской крышей второго этажа и чердак, окружающий крыши над первым этажом, были украшены скульптурами, преимущественно работы Гофманов. Внутренние и внешние стены дворца были украшены богатой лепниной и орнаментом, характерным для стиля рококо. Тогда же возле дворца был разбит сад во французском стиле. В Нижнем саду построена беседка. Террасы на склоне были перекрыты на концах змеевидной лестницей. На уровне дворца, за левой пристройкой, были созданы ковровые покрытия первых этажей и боскеты, за которыми располагался «Дикий променад». Он был полностью окружен стеной и лишь местами имелся еще один забор. Отделка второго этажа сбоку авангардный корпус со стороны заводи и три центральные аркады у главного входа с характерными скульптурами в замковых камнях От этого периода сохранились . Пристройки (в боковых флигелях, центральная часть, выступающая во двор) сохранились - роль хозяйственной пристройки играла правая (раньше стояла отдельно, сегодня соединена с дворцом), которая в В 18-начале 19 века располагались дворцовая кухня, пекарня и т. д. На противоположной стороне, там же, в левом крыле, располагался гостевой дом.

Великие времена (рубеж 18 и 19 веков)

[ редактировать ]
Резиденция Чарторыйских в Пулавах работы Б. Чернова (1842 г.)

Пик развития и функционирования Культурного центра Просвещения в Пулавах приходится на рубеж XVIII и XIX веков, благодаря многосторонней деятельности Изабелы и Адама Казимира Чарторыйских . Большая группа выдающихся художников ( Жан-Пьер Норблин де Ла Гурдэн , Зигмунт Фогель , Казимеж Войняковский , Юзеф Рихтер ), писателей ( Францишек Дионизий Князнин , Ян Павел Воронич , Юлиан Урсин Немцевич ), архитекторов ( Христиан Пётр Айгнер , Иоахим Гемпель ), и музыканты ( Винсент и Францишек Лессель ), собравшиеся в усадьбе Пулавы. Расцвет дворца начался в 1785 году , когда князь Адам Казимеж Чарторыйский и его жена Изабелла, урожденная Флеминг, переехали на постоянное место жительства в Пулавы. Именно тогда началась реставрация и расширение дворца под руководством Иоахима Гемпеля. В 1794 году Пулавы были опустошены русской императорской армией . Реконструкция дворца и преобразование парка начались в 1796 году , когда главным проектировщиком зданий в Пулавах был Кристиан Петр Айгнер. Айгнер не сильно изменил основную часть дворца. Он лишь расширил ниши со стороны двора, расширив их до пяти окон, и перестроил интерьер. Он также соединил дворец с левой пристройкой, построив в неоготическом стиле одноэтажная оранжерея с четырехколонным портиком и львами со стороны парка. Дворец был оформлен в классическом стиле . Парк площадью около 30 гектаров был перестроен по задумке принцессы Изабеллы, придав ему характер романтического пейзажного парка в английском стиле . Соучредителем парка был англичанин Джеймс Сэвидж. Были предприняты попытки использовать природные качества окрестностей, например, гроты на склоне Вислинского откоса и старый древостой. В парке, где сохранилась планировка некоторых аллей, построено множество зданий: Греческий дом, Дворец Девы Марии, Храм Сивиллы , Готический дом , Желтый дом, беседки , родники, мостики. . На холме у Люблинской дороги была возведена часовня в форме ротонды, к которой от дворца вела аллея, засаженная четырьмя рядами деревьев. Многие деревья и кустарники были высажены в виде клумб, между которыми вели дорожки и простирались газоны. Среди зелени встречаются скульптуры и различные приговоры, выгравированные на постаментах, камнях и табличках. Были предприняты попытки придать ландшафтный характер более близкому и более отдаленному окружению, например, голландской ферме (ферме чистокровных коров преимущественно декоративного характера) и образцовой деревне с домом принцессы Изабеллы. В 1801 году открыл свои двери Храм Сивиллы, первый национальный музей в Польше, в стенах дворца собрана богатая коллекция книг, финансируются также научные работы (лингвистические, литературные, исторические), в которых было задействовано большое количество ученых. Аристократический и Помещики также получили образование при Пулавском дворе. Благодаря этой деятельности в XIX веке Пулавы называли «Польскими Афинами». Позднее архитекторы обозначили ряд дворца балюстрадными аттиками над пятью окнами первого этажа и тремя средними окнами второго этажа.

Падение (1831–1842)

[ редактировать ]

Эпоха рода Чарторыйских в Пулавах закончилась в 1831 году. Князь Ежи Чарторыйский , владелец Пулав с 1812 года, был заочно приговорен царем к обезглавливанию топором участие за Адам в Ноябрьском восстании , а все его имущество в Русский раздел был конфискован . Часть обстановки дворца и его окрестностей была вывезена в Россию, часть продана с аукциона, например, Мейсонье панели из Золотого зала. Коллекции Храма Сивиллы и Готического дома , а также библиотеки (около 60 000 томов) были сохранены и вывезены в Париж поэтапно . (Позже они были возвращены в Краков , где Музей Чарторыйских в 1876 году на их основе был создан ). Софья Замойская, урожденная Чарторыйская, вывезла часть скульптур (в том числе « Танкред и Клоринда », саркофаг , львы, обелиск , посвященный князю Юзефу Понятовскому ) в Подзамче под Мацеёвице , откуда они вернулись в Пулавы в 1947 году. Множество мелких элементов парковой архитектуры исчез после 1840 года.

Время государственных учреждений (с 1842 г. по настоящее время)

[ редактировать ]
Танкред и Клоринда, копия скульптуры в парке дворца Чарторыйских.

В 1842 году во дворце располагался Институт женского воспитания, известный как Александрийский институт, для нужд которого дворец был реконструирован Юзефом Гурецким в 1840–43. Гурецкий придал дворцу неоклассический характер. Одним из наиболее интересных решений этого архитектора является колонный зал библиотеки, квадратный с 12 тосканскими колоннами, расположенными по кругу посередине. Над ним, в правом углу первого этажа, находится бальный зал в стиле Луи-Филиппа . Тогда же исчезла и представительная внешняя лестница со стороны двора. Для этого была создана внутренняя лестница, ведущая на второй этаж, расширенная двумя окнами. Основной корпус тогда стал двухэтажным по всей ширине. Пристройки соединили расширенными Айгнером нишами, добавив согнутые под прямым углом одноэтажные флигели. Было создано здание в форме вытянутой подковы, правое крыло которого охватывало весь почетный двор. Реконструкция Гурецкого придала дворцу тот общий вид, который сохранился до наших дней. В 1858 году пожар охватил центральную часть дворца. Он был перестроен Юлиан Анкевич . На месте Золотого зала он создал готический зал как католическую капеллу, строительство которой изменило дворец со стороны затонувшего. Он также придал новую лепнину каменному залу (существующему со времен Чарторыйских), а на втором этаже построил православную часовню (ныне рыцарский зал). Он же спроектировал лестницу (вместо сгоревшей) из чугуна, ставшую технической сенсацией второй половины XIX века. С тех пор внешний вид дворца не изменился. Сохранилась и старая планировка парка.

Другими пользователями дворцово-паркового комплекса были: Институт женского воспитания до 1862 года, Политехнический и сельскохозяйственно-лесной институт в 1862-63 годах (официально до 1869 года), Институт сельского и лесного хозяйства до 1914 года, Государственный научно-исследовательский институт сельского хозяйства до 1950 года, а ныне Институт земледелия, удобрений и почвоведения - Государственный научно-исследовательский институт. Последующие пользователи посадили новые деревья, в том числе множество экзотических экземпляров, таких как катальпа , лириодендрон и каштаны . Времена Чарторыйских помнят старые дубы и некоторые липы . В парке преобладают липы , клены , граба , тополя , дубы и каштаны . бук и лиственница Здесь также растут . Несмотря на большие потери деревьев, парк по-прежнему остается одним из самых красивых в Польше, а весь дворцово-парковый комплекс внесен в реестр памятников и достопримечательностей.

Мемориальные доски

[ редактировать ]
Мемориальная доска Кристине Крагельской

В настоящее время на стенах дворца установлены многочисленные мемориальные доски, посвященные выдающимся деятелям истории Польши, судьба которых так или иначе связана с дворцом в Пулавах. На фасаде правого крыла дворца установлена ​​каменная доска в память Кристины Крагельской , которая в 1940–42 работала лаборанткой в ​​отделе сельскохозяйственной микробиологии Института в Пулавах. В левом крыле дворца, возле прохода в так называемый малый парк, установлена ​​каменная доска, посвященная пребыванию Юзефа Пилсудского в Пулавах 12–15 августа 1920 года. В дни, предшествовавшие Варшавской битве , маршал вместе разрабатывал последние планы наступления на Красную Армию с группой офицеров в колонном зале библиотеки . Памятник того времени до сих пор сохранился в колонном зале – шестиугольный, опирающийся на одну ножку, большой стол, за которым работали сотрудники Пилсудского. Однако сегодняшняя мемориальная доска представляет собой лишь точную копию оригинала, который не был найден после того, как его, вероятно, снесли в 1942 году по приказу генерал-губернатора. Ганс Франк во время посещения института. В аркадах портика находится, среди прочего, самая старая из мемориальных досок, посвященных Тадеушу Костюшко , ученику Рыцарской школы , которая оставалась под командованием Адама Казимира Чарторыйского. В аркадах портика установлены также мемориальные доски, посвященные сотрудникам института, убитым во время Великой Отечественной войны, и студентам-повстанцам с 1863 года. Многие из мемориальных досок расположены в стене левого крыла дворца. Эту стену иногда называют стеной ученых, потому что здесь установлены мемориальные доски, посвященные выдающимся ученым, работавшим в Пулавах. Здесь же находится мемориальная доска, посвященная придворному пулавскому поэту эпохи Чарторыйских – Францишку Диониию Князнину .

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

51 ° 24'44 "N 21 ° 57'33" E  /  51,4122 ° N 21,9591 ° E  / 51,4122; 21.9591

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 985362b01b7122ed024935801b515702__1717262220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/02/985362b01b7122ed024935801b515702.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Czartoryski Palace (Puławy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)