Канефорос
Канефорос Κανηφόροι ( греч . Κανηφόρος , [kanɛːpʰóros] , мн. Kanephoroi (греч. ) ; латинская форма множественного числа Canephorae ; букв. «Носители корзин») [1] — почетная должность, предоставляемая незамужним молодым женщинам в Древней Греции , которая включала в себя привилегию возглавлять процессию для принесения жертвоприношений на праздниках; высшей честью было руководить помпой ( πομπή ) на Панафинейском празднике . Роль была отведена девственнице, выбранной из аристократических или евпатридских семей Афин, чья чистота и молодость считались необходимыми для обеспечения успешного жертвоприношения. Ее задачей было нести корзину или канун ( κανοῦν ), в которой находились подношение ячменя или первых плодов, жертвенный нож и филе для украшения быка. [2] процессией по городу до алтаря на акрополе .
Из Аристофана » « Лисистраты мы имеем свидетельства того, что должность канефора была последней в ряду религиозных обязанностей, которые могла выполнять незамужняя афинская девушка; сначала как аррефорос , позже алетрис , затем как арктос ( ἄρκτος ). [3] Отрывок продолжается: «[f]наконец, когда я выросла красивой девушкой, я была канефоросом и носила ожерелье из сушеного инжира ». [4] Хотя точный возраст канефора неизвестен, это позволяет предположить, что [ оригинальное исследование? ] девочке было, вероятно, от 11 до 15 лет.
На столь заметной и ритуально важной должности от выбранной девушки ожидалось безупречная репутация. В 514 г. до н. э. сестра Гармодия , имя которой неизвестно, была отвергнута как канефор в Большой Панафинеях; это оскорбление считается причиной более позднего убийства ее братом тирана Гиппарха, что ускорило падение от власти семьи Писистратидов . [5] [6] [7]
Культовая практика ношения корзины во время жертвенной процессии, возможно, восходит к минойскому периоду; однако афинское употребление, похоже, относится к истокам Панафиней. Эта роль также упоминается в мифе о похищении Орейфии Бореем . Девушка, исполнявшая роль канефора, рекламировала бы центральное место своей семьи в афинском обществе и свою готовность к династическому браку .
Изображение канефора в искусстве представляет собой интересную проблему. В отличие от эфебов изображений таких девушек немного, возможно, из-за ограничения на упоминание имен благородных женщин в древнегреческом обществе. [8] Если не считать Парфенона, существует всего около 44 изображений девушек и кануна периода 550–330 гг. до н.э. В противном случае ее можно узнать по одежде: во время службы канефор носила характерную мантию во всю длину. Одним из примеров является киликс Макрона , . Толедо, Огайо, 1972.55 На фризе Парфенона ни одна из девушек (которых можно узнать по длинным волосам) не изображена с кануном , и все они носят праздничные мантии. Однако Линда Джонс Роккос предполагает, что девушки, носящие и пеплос , и мантию, подразумевают, что они канефорои, что согласуется со свидетельствами современной вазописи и свадебной иконографии. [9] Это решило бы проблему странного отсутствия носителей корзин на фризе процессии.
Канефор не был исключительным явлением в Панафинеях или Афинах. Ее можно встретить на ряде фестивалей по всему греческому миру, в том числе: в Стране Дионисии Аттики ; Мать Богов в Афинах, Аполлон Пифаида, Артемида Браурония , Асклепий; Деметра и Исида в Элевсине; Зевс Дизотериен в Пирее ; Зевс Базилевс в Лебадее ; Аргивская Гера ; Ксфродит; Гермес в Саламине ; Геката на Делосе ; Сарапис и Исида; Геракл; Герос Ятрос; Неоптолемос. В культ правительницы Птолемеева царства входил канефор обожествленной царицы Арсинои II .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 182.
- ^ Л. Дойбнер, Энциклопедия религии и этики II , 1909, стр. 433–35.
- ^ Аристофан, Лис. 641–47.
- ^ Перевод К. Левина в Н. Лоро, Дети Афины , 1993, с. 167, произнесённый хором женщин Стратиллиде.
- ^ Фукидид 656.
- ^ Аристотель Аф. Пол. 18.
- ^ BM Lavelle Природа оскорбления Гиппарха Гармондиоса , AJP107, 1986, стр. 318–31.
- ^ М. Золотые имена и именование в Афинах: три исследования , CV 30, 1986, стр. 245–69.
- ^ LJ Роккос, Канефор и ее фестивальная мантия в греческом искусстве 1995, стр. 654–59.
Источники
[ редактировать ]- Брюле, Пьер (перевод Антонии Невилл). Женщины Древней Греции . Издательство Эдинбургского университета, 2003, ISBN 0-7486-1643-8 , 2003 г.
- Диллон, Мэтью. Девушки и женщины в классической греческой религии . Рутледж, 2003 г., ISBN 0-415-31916-1 .
- Гофф, Барбара Э. Гражданин Вакханки: женская ритуальная практика в Древней Греции . Издательство Калифорнийского университета, 2004 г., ISBN 0-520-23998-9 .
- Роккос, Линда Джонс. «Канефор и ее праздничная мантия в греческом искусстве», Американский журнал археологии , Vol. 99, № 4, октябрь 1995 г., стр. 641–666.