Персика (Ктесий)
Персика (/pεrsɪkɑː/; древнегреческий : Περσικά, Persiká ) — утерянный древнегреческий текст, разделенный на 23 книги по ассирийской , мидийской и персидской истории, написанный Ктесием Книдским , врачом при дворе персидского царя Артаксеркса II ( 404–358 гг. до н. э.). Стиль и ценность работы для изучения истории Ахеменидов были предметом многочисленных споров среди современных ученых.
План работы
[ редактировать ]Книги 1–3 : История Ассирии. В книгах описывается правление легендарного царя Нина , который основал Ассирийскую империю и город Ниневию и завоевал большую часть Западной Азии; правление легендарной царицы Семирамиды и ее вторжение в Индию; царствование Ниния и Сарданапала и конец Ассирийской империи после восстаний Арбака Мидийского и Белесиса Вавилонского .
Книги 4–6 : Срединная история. В книгах рассказывается история Мидийской империи от правления Арбака до правления Астиага и его поражения от рук Кира Великого из Персии. Книги 1–6, возможно, изначально задумывались как отдельный труд, посвященный Ассирии и Медике, и противопоставлялся остальному труду, посвященному истории Персии.
Книги 7–11 : Кир Великий (600–530 до н. э.). В книгах описывается восхождение Кира из скромного происхождения, его завоевание Мидийской империи и его правление вплоть до самой смерти.
Книги 12–15 : Правление Камбиса (530–522 до н. э.), Дария Великого (522–486 до н. э.) и Ксеркса I (486–465 до н. э.).
Книги 16–17 : Правление Артаксеркса I (465–424 до н. э.), включая восстание Инара в Египте (460–455 до н. э.) и восстание Мегабиза.
Книги 18 : Правление Ксеркса II (424 г. до н. э.), Согдиана (424 г. до н. э.) и Дария II Оха (423–405/4 г. до н. э.), включая махинации его жены, царицы Парисатисы .
Книги 19–23 : Правление Артаксеркса II до 398 г. до н. э., включая восстание Кира Младшего и его смерть в битве при Кунаксе (401 г. до н. э.), махинации царицы-матери Парисатиды (у которой были убийцы Кира Младшего). Младший подвергся пыткам и казни и отравил любимую жену короля Статиру ), а также роль Ктесия в качестве переговорщика (с Кононом Афинским). Судя по всему, работа завершается списком царей от Нина и Семирамиды до Артаксеркса II.
Текстуальная традиция персидского языка Ктесия
[ редактировать ]Ктесия Персика не сохранилась в рукописной традиции. Знания о нем получены из единственного фрагмента папируса, содержащего 29 строк текста ( POxy 2330) и ссылок на более поздних древних авторов, в первую очередь Диодора Сицилийского , Николая Дамасского , Дионисия Галикарнасского , Плутарха , Клавдия Элиана , Афинея и византийского епископа. Фотий . Подавляющее большинство более поздних упоминаний относится к Персике, а не цитирует их дословно, что не дает нам прямого доступа к собственным словам Ктесия.
Наиболее важные издания фрагментов Персики на сегодняшний день включают:
- Феликс Якоби 1958: Фрагменты греческих историков , Часть 3в (авторы об отдельных странах), № 688;
- Кениг, Ф. В. 1972: Персика Ктесия Книдского . Грац: опубликовано издателем самостоятельно.
- Ленфант, Доминик 2004: Ктесий Книдский, Персия – Индия – Другие фрагменты . Париж: Буде, Les Belles Lettres.
Жанр Персики
[ редактировать ]» Ктесия « Персика вписывается в более широкую традицию древнегреческих исторических и этнографических работ, посвященных истории и культуре Ближнего Востока. Самые ранние греческие авторы Персики были собраны в Fragmenta Historicalorum Graecorum Якоби и включают Гекатея Милетского (1), Гелланика Лесбосского (4), Харона Лампсакского (262 г.), Дионисия Милетского (687 г.) и Ксанфа Сардийского (765 г.). . Некоторые из этих авторов, такие как Дионисий, уделяли узкое внимание греко-персидским войнам начала V века до нашей эры, в то время как другие, такие как Гелланик, придерживались более широкого подхода, аналогичного подходу Ктесия, и рассматривали всю историю ассирийцев. Мидийская и Персидская империи.
Самым важным писателем, занимавшимся персидской историей до Ктесия, был Геродот Галикарнасский , чьи чрезвычайно влиятельные «Истории» сохранились полностью. Ктесий, по-видимому, был первым писателем, попытавшимся написать историю Персии после Геродота. » Ктесия « Персику часто рассматривают как ответ Геродоту. [ 1 ] Фотий, который все еще мог читать « Персику » Ктесия , писал:
[он] дает отчет о Кире, Камбисе, Волхве, Дарии и Ксерксе, в котором он почти полностью отличается от Геродота, которого он обвиняет во лжи во многих отрывках и называет изобретателем басен (пер. Рене Генри)
Многие ученые признают, что отношение Персика Ктесия к Геродоту было антагонистическим. [ 2 ] Другие ученые, такие как Бихлер, считают, что Ктесий пародировал Геродота и писал «как своего рода персифляж, а... не как серьезную попытку исправить Геродота». [ 3 ]
Источники Ктесия и стиль Персики
[ редактировать ]Принято считать, что Ктесий находился под влиянием более ранних авторов персидской традиции. [ 4 ] Что еще более важно, он, похоже, был первым греческим писателем, который рассматривал Персию изнутри, как давнего члена персидского двора. [ 5 ] Таким образом, он, похоже, также имел доступ к «королевским архивам». [ 6 ] и «царские пергаменты». [ 7 ] Существование таких административных документов в Персии остается спорным. [ 8 ] Кроме того, неизвестно, знал ли Ктесий древнеперсидский язык (или какой бы язык ни использовался при дворе), и, даже если он знал этот язык, обычно сомневаются, что он мог читать клинопись . [ 9 ] Интересно, что утверждалось, что наиболее важным источником творчества Ктесия могли быть устные повествования (эпопеи, романы и исторические рассказы), которые были типичны для древних ближневосточных обществ. [ 10 ] Таким образом, рассказ Ктесия был бы ценен, поскольку представлял персидскую историю так, как ее обычно рассматривали сами персы.
Поскольку оригинальный язык Ктесия сохранился лишь в одном фрагменте, очень сложно оценить стиль его письма. Его открытость устным традициям и упор на мелодраматические эпизоды при королевском дворе (сосредоточенные во второй части произведения вокруг фигуры царицы Парисатис) предполагают, что произведение находится между историей и художественной литературой (также известное как «фракция») и родственен романному жанру. [ 11 ] Важным свидетельством о драматическом стиле Ктесия является Дионисий Галикарнасский (О стиле 3):
Обвинение в болтливости, часто выдвигаемое Ктесию на основании его повторов, возможно, во многих отрывках можно доказать, но во многих случаях именно его критики не могут оценить живость писателя. Одно и то же слово повторяется, потому что это часто производит большее впечатление. (перевод У. Риса Робертса)
Дионисий далее цитирует способ, которым Ктесий стилизовал трогательный диалог между царицей-матерью Парисатидой и посланником, сообщающим ей о смерти ее сына Кира Младшего. Дионисий заключает, что:
В целом этот поэт (поскольку поэта вполне можно назвать Ктесием) является ярким художником во всех своих произведениях (пер. У. Риса Робертса).
Прием Персика
[ редактировать ]Ктесия В то время как парадоксографическая Indica была встречена грубо в античности и за ее фантазии высмеивалась многими авторами, включая Лукиана, [ 12 ] Утверждалось, что гораздо более обоснованная Персика была принята в целом более положительно. [ 13 ] Это, безусловно, оказало влияние на двух более поздних авторов «Персики», писавших в последнее десятилетие правления Ахеменидов в Персии: Динона из Колофона и Гераклида из Кум .
В науках конца 19-го и начала 20-го веков Персику часто считали ненадежной и разочаровывающей. [ 14 ] Во второй половине 20-го века, после выхода в 1978 году скандальной книги Эдварда Саида , обвинение в ненадежности было дополнено обвинением в ориентализме. Самым ярым сторонником этой точки зрения была историк Хелен Санчизи-Верденбург . [ 15 ]
Совсем недавно ученые попытались рассматривать Ктесия с его точки зрения и в свете того, чего он сам пытался достичь: не истории, а яркого и драматического повествования, основанного, среди прочего, на его собственном опыте пребывания при персидском царском дворе. и о персидских устных традициях, с которыми он познакомился. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ллевеллин-Джонс 2010: 51-53.
- ↑ Drews 1973: 104-106: «Ктесий старался убедить своих читателей в том, что то, что они прочитали в «Историях», неверно, а то, что они там не нашли, важно».
- ^ Бичлер 2004: 506.
- ^ Ллевеллин-Джонс 2010: 45
- ^ Современные ученые иногда расходятся во мнениях относительно того, действительно ли Ктесий был царским врачом, а также относительно продолжительности его пребывания там (17 лет), но большинство признает правдивость традиции по обоим пунктам: ср. Уотерс 2017: 3, Ллевеллин-Джонс 2010: 12–17.
- ^ Диод. Так. 2.22.5 (в царских надписях)
- ^ Диод. Так. 2.32.4 (царской дифтерии
- ^ Якоби 1922: 2047 отрицал существование таких документов; Шарвуд Смит 1990: 9 отрицали, что Ктесий имел к ним доступ; Коуквелл (2006: 14) предполагает, что «то, что такие архивы существовали, не является чем-то невероятным, учитывая, что Дарий приказал, чтобы копии Бехистунской надписи… были отправлены во все части его королевства, и что персы в целом очень любили вести учет копии документов и т.п.».
- ^ Обсуждение в Waters 2017: 10-11, Llewellyn-Jones 2010: 56-61.
- ^ Ллевеллин-Джонс 2010: 64.
- ^ Хотя греческий роман является продуктом более поздней эпохи (I век до н.э.), новеллы уже присутствовали в древнегреческой литературе: например, история Ксенофонта о Пантее и Абрадате в Киропедии; ср. Ллевеллин-Джонс 2010: 69-71.
- ^ Люк Филипп. 2, Вер. история. 2. 31
- ^ См. Llewellyn-Jones 2010: 32-35 для краткого изложения и обсуждения свидетельств.
- ↑ По словам Якоби 1922 (RE sv «Ктесиас»), ценность Ктесия «одинаково равна нулю», и он пишет «Skandalgeschichte».
- ^ Например, Санчизи-Верденбург 1987 считает, что «Ктесию можно... приписать что-то действительно новое, что-то, что можно найти в его работах, по моему мнению, впервые в европейской историографии: концепцию Востока».
- ^ Эту точку зрения см. Уотерс 2017: 14–16; Ллевеллин-Джонс 2010: 81-87.
Источники
[ редактировать ]- Бихлер, Р. (2004) «Некоторые наблюдения над образом ассирийских и вавилонских царств с греческой традицией», в Р. Роллингере и К. Ульфе (ред.), Торговля и валютные системы в древнем мире: средства перехода и Культурное взаимодействие . Мюнхен: Franze Ateiner Verlag, стр. 499–518.
- Дрюс, Роберт. Греческие отчеты об истории Востока . Вашингтон, округ Колумбия: Центр греческих исследований, 1973.
- Якоби, Ф. (1922), св. Ктесий, РЭ XI полк. 2032–2037 гг.
- Ллевеллин-Джонс, Ллойд и Джеймс Робсон. Ктесий «История Персии: Сказки Востока» . Рутледж, 2010.
- Рис-Робертс, В. (редактор) (1910), Дионисий Галикарнасский о литературной композиции . Лондон: Макмиллан, 1910.
- Санчизи-Верденбург, Х. (1987) «Упадок в империи упадка в источниках? От источника к синтезу: Ктесий», в H. Sancisi-Weerdenburg (ред.), Achaemenid History, Vol. I. Источники, структуры и синтез . Лейден: Э. Дж. Брилл, стр. 33–45.
- Шарвуд Смит, Джон Э. Греция и персы . Бристоль Классик Пресс, 1990.
- Уотерс, Мэтт. Персика Ктесия в ее ближневосточном контексте . Университет Висконсина Пресс, 2017.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альмагор, Э. «Возвращение к Ктесию и важности его сочинений». Электрум. Исследования по истории астрономии 19 (2012): 9-40.
- Николс, Эндрю. Полные фрагменты Ктесия Книдского: перевод и комментарий с введением. Дисс. Университет Флориды, 2008 г.
- Визехёфер, Йозеф. «Ктесий, двор Ахеменидов и история греческого романа». От Уитмарша, Т. и С. Томсона (ред.), Романтика между Грецией и Востоком (2013): 127–141.