Jump to content

ЭЛИЗА эффект

В информатике эффект ELIZA — это тенденция проецировать человеческие качества — такие как опыт, семантическое понимание или эмпатия — на элементарные компьютерные программы, имеющие текстовый интерфейс. ELIZA — это символический чат-бот с искусственным интеллектом, разработанный в 1966 году Джозефом Вайценбаумом и имитирующий работу психотерапевта. Многие первые пользователи были убеждены в интеллекте и понимании ELIZA, несмотря на ее базовый подход к обработке текста и объяснения ее ограничений.

Эффект назван в честь ELIZA , чат-бота, разработанного в 1966 году ученым-компьютерщиком Массачусетского технологического института Джозефом Вайзенбаумом . При выполнении «ДОКТОР» сценария Вейценбаума ELIZA имитировала Роджерианского психотерапевта , в основном перефразируя «пациента » в вопросы: ответы [1]

Человек: Ну, мой парень заставил меня прийти сюда.
ЭЛИЗА: Твой парень заставил тебя прийти сюда?
Человек: Он говорит, что большую часть времени я нахожусь в депрессии.
ЭЛИЗА: Мне жаль слышать, что ты в депрессии.
Человек: Это правда. Я несчастен.
ЭЛИЗА: Думаешь, приезд сюда поможет тебе не быть несчастным?

Хотя он разработан исключительно как механизм поддержки «разговора на естественном языке» с компьютером, [2] Сценарий ELIZA DOCTOR оказался на удивление успешным в получении эмоциональных реакций у пользователей, которые в ходе взаимодействия с программой начали приписывать понимание и мотивацию результатам работы программы. [3] Как позже писал Вейценбаум: «Я не осознавал… что чрезвычайно короткое воздействие относительно простой компьютерной программы может вызвать мощное бредовое мышление у вполне нормальных людей». [4] Действительно, код ELIZA изначально не был разработан для того, чтобы вызывать такую ​​реакцию. В ходе наблюдения исследователи обнаружили, что пользователи неосознанно полагали, что вопросы ELIZA подразумевают интерес и эмоциональную вовлеченность в обсуждаемые темы, даже если они сознательно знали, что ELIZA не имитирует эмоции. [5]

Хотя впервые эффект был назван в 1960-х годах, тенденцию понимать механические операции в психологических терминах отметил Чарльз Бэббидж . Предлагая то, что позже будет названо сумматором с переносом и прогнозированием , Бэббидж заметил, что он нашел такие термины удобными для описательных целей, хотя под этим подразумевалось не что иное, как механическое действие. [6]

Характеристики

[ редактировать ]

В своей конкретной форме эффект ELIZA относится только к «способности людей читать гораздо больше понимания, чем требуется, в цепочках символов - особенно слов, - связанных вместе компьютерами». [7] Тривиальный пример конкретной формы эффекта Элизы, приведенный Дугласом Хофштадтером , включает в себя банкомат , который отображает слова «СПАСИБО» в конце транзакции. Наивный наблюдатель может подумать, что машина на самом деле выражает благодарность; однако аппарат печатает только заранее запрограммированную строку символов. [7]

В более общем смысле эффект ELIZA описывает любую ситуацию. [8] [9] где, основываясь исключительно на результатах работы системы, пользователи воспринимают компьютерные системы как обладающие «внутренними качествами и способностями, которых программное обеспечение, контролирующее (выход), не может достичь» [10] или «предположим, что [результаты] отражают большую причинно-следственную связь, чем на самом деле». [11] Как в своей конкретной, так и в общей форме эффект ELIZA примечателен тем, что возникает даже тогда, когда пользователи системы осознают определенный характер выходных данных, производимых системой.

С психологической точки зрения эффект ELIZA является результатом тонкого когнитивного диссонанса между осознанием пользователем ограничений программирования и его поведением по отношению к выходным данным программы . [12]

Значение

[ редактировать ]

Открытие эффекта ELIZA стало важным достижением в области искусственного интеллекта , продемонстрировав принцип использования социальной инженерии, а не явного программирования для прохождения теста Тьюринга . [13]

ЭЛИЗА убедила некоторых пользователей думать, что машина — это человек. Этот сдвиг во взаимодействии человека и машины ознаменовал прогресс в технологиях, имитирующих человеческое поведение. Уильям Мейзель выделяет две группы чат-ботов как « личных помощников общего назначения » и «специализированных цифровых помощников». [14] В персональные устройства были интегрированы обычные цифровые помощники с такими навыками, как отправка сообщений, ведение заметок, проверка календарей и назначение встреч. Специализированные цифровые помощники «работают в очень специфических областях или помогают решать очень специфические задачи». [14] Вайценбаум считал, что не каждую часть человеческого мышления можно свести к логическим формализмам и что «есть некоторые мыслительные действия, которые должны предприниматься только людьми». [15]

В 1990-х годах Клиффорд Насс и Байрон Ривз провели серию экспериментов, создавших «Уравнение СМИ» , продемонстрировав, что люди склонны реагировать на средства массовой информации так же, как на другого человека (будучи вежливыми, готовыми к сотрудничеству, приписывая такие личностные характеристики, как агрессивность, юмор, экспертные знания и пол) – или к местам и явлениям физического мира. Многочисленные последующие исследования, возникшие на основе исследований в области психологии , социальных наук и других областей, показывают, что этот тип реакции является автоматическим, неизбежным и случается чаще, чем люди думают. Ривз и Насс утверждают, что «взаимодействие людей с компьютерами, телевидением и новыми медиа по своей сути социально и естественно, так же, как и взаимодействие в реальной жизни». [16]

Когда чат-боты антропоморфизированы, они склонны изображать гендерные особенности как способ установления отношений с технологией. «Гендерные стереотипы используются для управления нашими отношениями с чат-ботами», когда человеческое поведение программируется в машинах. [17] Феминизированный труд, или женский труд , автоматизированный антропоморфными цифровыми помощниками, усиливает «предположение о том, что женщины обладают естественной склонностью к работе в сфере обслуживания и эмоциональному труду». [18] Определяя нашу близость к цифровым помощникам через их человеческие качества, чат-боты становятся гендерными сущностями.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гюзельдере, Гювен; Франки, Стефано. «диалоги с колоритными личностями раннего ИИ» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 г. Проверено 30 июля 2007 г.
  2. ^ Вайценбаум, Джозеф (январь 1966 г.). «ELIZA — компьютерная программа для изучения естественного языка общения между человеком и машиной» . Коммуникации АКМ . 9 . Массачусетский технологический институт : 36. doi : 10.1145/365153.365168 . S2CID   1896290 . Проверено 17 июня 2008 г.
  3. ^ Сучман, Люси А. (1987). Планы и намеченные действия: Проблема человеко-машинного общения . Издательство Кембриджского университета. п. 24. ISBN  978-0-521-33739-7 . Проверено 17 июня 2008 г.
  4. ^ Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . У. Х. Фриман. п. 7 .
  5. ^ Биллингс, Ли (16 июля 2007 г.). «Расцвет роботоэтики» . Семя . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 г. (Джозеф) Вейценбаум неожиданно обнаружил, что, даже полностью осознавая, что они разговаривают с простой компьютерной программой, люди, тем не менее, будут относиться к ней так, как если бы она была реальным, мыслящим существом, которое заботится об их проблемах – явление, теперь известное как Эффект Элизы».
  6. ^ Грин, Кристофер Д. (февраль 2005 г.). «Была ли аналитическая машина Бэббиджа инструментом психологических исследований?». История психологии . 8 (1): 35–45.
  7. ^ Jump up to: а б Хофштадтер, Дуглас Р. (1996). «Предисловие 4. Неистребимый эффект Элизы и его опасности, эпилог» . Гибкие концепции и творческие аналогии: компьютерные модели фундаментальных механизмов мышления . Основные книги. п. 157. ИСБН  978-0-465-02475-9 .
  8. ^ Фентон-Керр, Том (1999). «GAIA: экспериментальный педагогический агент для изучения мультимодального взаимодействия». Вычисление метафор, аналогий и агентов . Конспекты лекций по информатике. Том. 1562. Спрингер. п. 156. дои : 10.1007/3-540-48834-0_9 . ISBN  978-3-540-65959-4 . Хотя Хофштадтер здесь делает упор на текстовый режим, «эффект Элизы» можно увидеть практически во всех режимах взаимодействия человека и компьютера.
  9. ^ Экбиа, Хамид Р. (2008). Искусственные сны: поиск небиологического интеллекта . Издательство Кембриджского университета. п. 8 . ISBN  978-0-521-87867-8 .
  10. ^ Кинг, В. (1995). Антропоморфные агенты: друг, враг или глупость (Технический отчет). Университет Вашингтона. М-95-1.
  11. ^ Роуз, Уильям Б.; Бофф, Кеннет Р. (2005). Организационное моделирование . Wiley-IEEE. стр. 308–309. ISBN  978-0-471-73943-2 . Это особая проблема в цифровой среде, где «эффект Элизы», как его иногда называют, заставляет взаимодействующих лиц предполагать, что система более интеллектуальна, чем она есть на самом деле, предполагать, что события отражают большую причинно-следственную связь, чем они есть на самом деле.
  12. ^ Экбиа, Хамид Р. (2008). Искусственные сны: поиск небиологического интеллекта . Издательство Кембриджского университета. п. 156 . ISBN  978-0-521-87867-8 . Но люди хотят верить, что программа «видит» футбольный матч на каком-то правдоподобном уровне абстракции. Слова, которыми (программа) манипулирует, настолько полны ассоциаций для читателей, что НЕ МОГУТ быть лишены всех своих образов. Коллинз, конечно, знал, что его программа не имеет дело ни с чем, напоминающим двумерный мир плавно движущихся точек (не говоря уже об упрощенных человеческих телах), и, по-видимому, он думал, что его читатели тоже это поймут. Однако он и не подозревал, насколько силен эффект Элизы.
  13. ^ Траппл, Роберт; Петта, Паоло; Пайр, Сабина (2002). Эмоции в людях и артефактах . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 353. ИСБН  978-0-262-20142-1 . «Эффект Элизы» — тенденция людей относиться к программам, которые реагируют на них, как будто они обладают большим интеллектом, чем есть на самом деле (Weizenbaum 1966), — один из самых мощных инструментов, доступных создателям виртуальных персонажей.
  14. ^ Jump up to: а б Дейл, Роберт (сентябрь 2016 г.). «Возвращение чат-ботов» . Инженерия естественного языка . 22 (5): 811–817. дои : 10.1017/S1351324916000243 . ISSN   1351-3249 .
  15. ^ Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . Сан-Франциско, Калифорния: WH Freeman and Company. ISBN  0-7167-0464-1 . OCLC   1527521 .
  16. ^ Ривз, Байрон; Насс, Клиффорд (январь 1996 г.). «Уравнение СМИ: как люди относятся к компьютерам, телевидению и новым медиа как к реальным людям и местам» . Издательство Кембриджского университета .
  17. ^ Коста, Педро. Рибас, Луиза. Беседы с ЭЛИЗОЙ: о гендере и искусственном интеллекте. Источник: (6-я конференция по вычислениям, коммуникации, эстетике и X, 2018 г.), доступ: февраль 2021 г.
  18. ^ Хестер, Хелен. 2016. «Технологии становятся ей». Новые перспективы 3 (1): 46-50.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хофштадтер, Дуглас. Предисловие 4: Неистребимый эффект Элизы и его опасности. (из «Жидких концепций и творческих аналогий : Компьютерные модели фундаментальных механизмов мышления» , Basic Books: Нью-Йорк, 1995)
  • Тёркл, С., Эффект Элизы: склонность воспринимать компьютерные реакции как более разумные, чем они есть на самом деле (из «Жизни на экране» — «Идентичность в эпоху Интернета» , Phoenix в мягкой обложке: Лондон, 1997).
  • Эффект ЭЛИЗА , из Файла Жаргона , версия 4.4.7. По состоянию на 8 октября 2006 г.
  • Байрон Ривз и Клиффорд Насс. Уравнение СМИ: как люди относятся к компьютерам, телевидению и новым медиа как к реальным людям и местам , Cambridge University Press: 1996.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9df8635ddbe5132df7f1e5c9f4895043__1722369360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/43/9df8635ddbe5132df7f1e5c9f4895043.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ELIZA effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)