Джунгли Казино
Джунгли Казино Отель | |
---|---|
![]() Вход в отель | |
![]() | |
Общая информация | |
Статус | Несуществующий |
Тип | Курортный отель |
Архитектурный стиль | Современная архитектура |
Город или город | Куэрнавака |
Страна | Мексика |
Координаты | 18 ° 56'02 "N 99 ° 13'58" W / 18,933811 ° N 99,232836 ° W |
Завершенный | 1931 |
Закрыто | 1996 |
Снесен | 2002 |
Основания | 10 га (25 акров) |
Hotel Casino de la Selva (Отель-казино «Джунгли») — отель и казино, расположенный в городе Куэрнавака , Мексика. Главное здание было открыто в 1931 году как гостиница и казино, но с 1934 года оно использовалось только как гостиница.Пристройки в конце 1950-х годов включали здания, спроектированные архитектором Феликсом Канделой , с крышей из железобетонных параболоидных оболочек.Интерьер был украшен фресками известных мексиканских и испанских художников.После 1970-х годов отель пришел в упадок и в 1994 году был продан гостиничной сети, не уплатившей налоги на недвижимость.Он был конфискован правительством Мексики и в 2001 году продан с аукциона как площадка для строительства дисконтного магазина и гипермаркета .После начала сноса произошел общественный резонанс, и в конечном итоге некоторые части фресок были сохранены.
История
[ редактировать ]Первоначальное строительство (1931 г.)
[ редактировать ]В Куэрнаваке в начале 1930-х годов находились дома нескольких бывших генералов, которые позже стали президентами, Плутарха Элиаса Каллеса , Лазаро Карденаса и Мануэля Авила Камачо.Его также часто посещали иностранцы, особенно англосаксы. [1] Первый конституционный губернатор штата Морелос Висенте Эстрада Кахигал. ( является ) , санкционированное строительство комплекса казино в Куэрнаваке компанией Compañía Hispanoamericana de Hoteles. [1] Это был консорциум мексиканских бизнесменов, поддержанный президентом Абелардо Л. Родригесом . [2] Мануэль Суарес-и-Суарес , астурийский Строительным подрядчиком выступил предприниматель.Казино де ла Сельва было открыто в 1931 году недалеко от железнодорожного вокзала. [1]
Планировка была относительно простой.У входа был большой фонтан, затем главная дорога между двумя блоками комнат, по одной с каждой стороны. [1] Дорога вела в главный зал, который использовался как игровая комната.Также имелся олимпийский бассейн, фронтон и некоторые другие сооружения. [3] На территории располагались бунгало, расположенные в окружающем лесу Аманалько. [4] Сотням деревьев было не менее 100 лет. [5] Двум из них, по оценкам, было более 1000 лет. [6] На участке площадью 10 гектаров (25 акров) были родники и множество видов растений. Существовали свидетельства доиспанской культуры, которой могло быть более 1500 лет. [7] Это доколумбовое место впервые было раскопано в 1940-х годах. [6]
Ранние годы (1931–46)
[ редактировать ]
Казино де ла Сельва какое-то время было самым роскошным местом отдыха в Америке, пока в 1934 году в Теуакане не открылся отель Гарси-Креспо . [8] Однако владельцы не смогли выплатить долги ни государству, ни строителям.Мануэль Суарес был основным кредитором и приобрел недвижимость в 1934 году.В том же году к власти вступил новый президент Ласаро Карденас . Один из его первых указов запретил азартные игры в Мексике, поскольку он считал казино центрами порока.Суарес сохранил собственность, но использовал ее исключительно как отель. [3] Суарес и валенсийский архитектор Хесус Марти Мартин основали компанию Vías y Obras, которая строила объекты в портах Веракруса , Акапулько и других городов. Суарес построил отель «Мокамбо» в Веракрусе и работал в других отраслях промышленности, включая сахарные заводы. [3]
В 1938 году Малкольм Лоури переехал в Куэрнаваку, чтобы работать над своим романом «Под вулканом» , и описал отель в первой главе: [9]
Отель Casino de la Selva стоит на несколько более высоком холме недалеко от города, недалеко от железнодорожного вокзала. Он построен далеко от главной магистрали и окружен садами и террасами, с которых открывается просторный вид во всех направлениях. Роскошный, в нем чувствуется атмосфера пустынного великолепия. Потому что это больше не Казино. Вы можете даже не рисковать ради напитков в баре. Его преследуют призраки разорившихся игроков. Кажется, никто никогда не плавал в великолепном олимпийском бассейне. Трамплины стоят пустые и скорбные. Его дворы джай-алай заросли травой и пустынны. В сезон поддерживаются только два теннисных корта. [10]
Расширение (1946–70)
[ редактировать ]В 1946 году Казино де ла Сельва было закрыто, чтобы Виас и Обрас мог провести различные расширения под руководством Марти.Каждый из двух блоков комнат получил второй этаж, а между ними был разбит сад во французском стиле.К главному зданию были добавлены новые помещения.Другие дополнения включали большой конференц-зал, боулинг и кафетерий, дорожку вокруг олимпийского бассейна, еще два бассейна и песчаные зоны, чтобы создать атмосферу пляжа.Эффект был очень похож на отель «Мокамбо». [3] Феликс Кандела приехал в Мексику, спасаясь от франкистской Испании , и работал в Vías y Obras с 1942 по 1947 год.Он помогал архитектору Марти в реконструкции Казино де ла Сельва. [3]
Кандела наиболее известен своими железобетонными снарядами, которые он привез в Мексику.Они основаны на гиперболических параболоидах , в которых прямые балки могут использоваться для построения односкатной крыши и могут перекрывать большие пролеты минимальной толщины. [3] В конце 1950-х годов строительная компания братьев Феликса, Антонио и Джулии Кандела построила столовую, пристроенную к зрительному залу, и внеконфессиональную часовню на месте фонтана у входа, все с ракушечными крышами.Ученик Канделы, архитектор Хуан Антонио Тонда. ( является ) , спроектировал корпуса и около 30 бунгало на юге участка и руководил строительством.Позже часовня была преобразована в ночной клуб Club Jano, а затем в Discoteca Mambo. [3]

Столовая, Salón de los Relojes (Зал Часов), имела крышу, состоящую из пяти параболоидных секций, с большими часами, свисающими из центральной точки, где пересекались дуги.Он показывал время в разных местах по всему миру. [11] Зрительный зал, в который можно попасть через Салон-де-лос-Релохес , имел единственную гиперболическую параболоидную крышу и содержал фреску La Farándula («Шоу-бизнес») мексиканского художника Франсиско Икасы , дань уважения немецкому драматургу Бертольту Брехту . [11] После 1965 года Суарес начал различные незавершенные проекты, такие как монорельсовая дорога под бассейнами и форум для хранения больших фресок Давида Альфаро Сикейроса .Позже этот проект был перенесен в Мехико, где он стал Полифорумом Культуры Сикейрос , оставив здание Казино де ла Сельва незавершенным.Результатом этих более поздних работ стало увеличение разнообразия архитектурных стилей и рост затрат на техническое обслуживание. [11] Лилия Суарес, дочь владельца, взяла на себя управление Casino de la Selva в 1966 году. [12]
Упадок и заброшенность (1970–2001)
[ редактировать ]С 1970-х годов и до своей смерти Суарес вложил большую часть своей энергии в строительство отеля Hotel de México (ныне Всемирный торговый центр ) в Федеральном округе, проект, который вышел из-под контроля. Казино де ла Сельва заброшено и используется только иностранными туристами.Суарес умер в 1987 году. [13] После этого отель использовался как спа-центр и иногда сдавался в аренду для проведения таких мероприятий, как свадьбы и выпускные.Куэрнавака продолжал расширяться, но большая часть развития происходила за пределами центра города, который расширился и включил в себя отель.Рядом с отелем был построен автобусный вокзал, а в 1991 году к востоку от него открылся торговый центр Plaza Cuernavaca.В 1994 году наследники Суареса продали недвижимость гостиничной компании Grupo Situr-Sidek. [13] В договоре купли-продажи, судя по всему, не было никаких условий о сохранении фресок. [12] В 1996 году группа не выплатила 63,7 миллиона долларов налогов, которые она задолжала правительству Мексики, и Министерство финансов конфисковало собственность. [4]
Отель Casino de la Selva стоял заброшенным несколько лет и быстро пришел в упадок.Органы по охране наследия решили не оценивать объект. [13] Право собственности было передано Fondo Bancario de Protección al Ahorro ( Фобапроа : Банковский фонд защиты сбережений). [14] К 2001 году здания сильно обветшали: фрески осыпались из-за пренебрежения, внутренние стены были покрыты гуано летучих мышей, а пол главного салона, в котором находились одни из лучших фресок, был покрыт мусором и человеческими экскрементами. [4] Здания и более 4 гектаров (9,9 акров) зеленых земель были проданы в 2001 году за 10 миллионов песо, что значительно ниже рыночной стоимости.Культурные ценности, содержащиеся в объекте, не были задекларированы. [14]

произведение искусства
[ редактировать ]
Суарес хотел, чтобы отель стал местом сбора интеллектуалов и художников, и заказал различные произведения искусства для стен и садов. [11] Он нанял мексиканских и испанских художников, таких как Хосе Рейес Меса и Хосеп Ренау, чтобы они украсили стены фресками, изображающими историю Мексики от доколумбового периода до наших дней. [2] Фрески займут площадь 600 квадратных метров (6500 квадратных футов). [15] Отель стал центром культурной жизни Куэрнаваки, его посещали художники, писатели и политические активисты. [2]
Бывшую игровую комнату в главном зале стали называть Салоном де лос Муралес.Испанский художник-республиканец Хосеп Ренау нарисовал там фреску «La Hispanidad», изображающую историю Пиренейского полуострова со времен финикийцев до завоевания Америки.На другой стороне комнаты находилась фреска Хосе Рейеса Месы 1965 года , изображающая культуру коренных народов Мексиканской долины .В зале также была фреска «Апокалипсис» Хорхе Флореса, ученика Давида Альфаро Сикейроса . [11] Фреска Ренау с изображением латиноамериканского телосложения , написанная вместе с его женой Мануэлой Баллестер. ( является ) , изображал завоевание и колонизацию Америки испанцами и занимал площадь более 300 квадратных метров (3200 квадратных футов). [16] Стены комнат и коридоров также выполнены работой Давида Альфаро Сикейроса , доктора Кейро. Атл , Бенито Мессегер , Хорхе Гонсалес Камарена , Франсиско Икаса , Виктор Москосо и другие. [17] [18]
Скульптуры в садах включали доиспанские аллегории Федерико Канесси. ( из ) и работы Антонио Баллестера.Большая конная статуя Эрнана Кортеса работы испанского скульптора Флорентино Апарисио была установлена в конце 1962 года. [19] Суарес предоставил отелю гончарную мастерскую под руководством Апарисио, где несколько известных гончаров научились своему искусству. [11] В 1980 году керамист Густаво Перес Мирада смог арендовать мастерскую за символическую сумму с помощью своей подруги Иды Родригес Прамполини . [20]
Известные посетители
[ редактировать ]В 1969 году директором отеля стала дочь Мануэля Суареса, донья Лилия Суарес де Россбах.Она предложила писателю Карлосу Монсивайсу старое бунгало в качестве тихого места, где он мог бы написать книгу « Días de Guardar» , опубликованную в 1971 году. [21] Рафаэль Бунюэль, младший сын кинорежиссера Луиса Бунюэля , провел шесть месяцев, живя в казино в 1971–72 годах. Он прослушивался у местных актеров-любителей с идеей поставить свою пьесу «Las Diecisiete Cajas» («Семнадцать коробок»), которую он успешно поставил годом ранее как постановку внебродвейского театра в Нью-Йорке. Однако пьеса так и не была поставлена в Куэрнаваке. В 1971 году донья Лилия пригласила известную актрису театра и кино Кармен Монтехо начать программу театрального обучения в театре Казино де ла Сельва на 500 мест. Среди многих профессиональных светил Серхио Хименес приехал из Мехико, чтобы преподавать. В конце концов Монтехо основал Театральную группу Теспис. В начале 1970-х Grupo Tespis, помимо участия в ряде пьес Монтехо, также ставила профессиональные пьесы. концерты, сольные выступления и танцевальные представления, включая выступления аргентинского певца и автора песен Факундо Кабрала, певца Канте Хондо Энрике Моренте и танцора фламенко. Столп Риохи . В отеле также выступал пианист Альфонсо Моркечо. [12]
мексиканский художник и монументалист Херардо Мурильо, более известный как доктор Атл Среди самых известных гостей был . Доктор Атл проводил марафонские беседы с трех до четырех часов дня в столовой с другими посетителями, такими как Марио Ороско Ривера и Бенито Мессегер . [12] фрагмент фрески доктора Атла « Архитектурный вид города Пуэбла сохранился В замке Чапультепек » . [22] Леонора Кэррингтон жила в казино, пока ей строили дом в Куэрнаваке.
Жюль Дассен посетил Луиса Бунюэля в 1969 году. Они совершали предварительные визиты в Куэрнаваку, чтобы набросать планы съемок фильма « Под вулканом» , но проект провалился, потому что они не смогли получить права на экранизацию от Джозефа Лоузи. [12]
Снос
[ редактировать ]В 2001 году недвижимость была продана на аукционе совместному предприятию американского дисконтного ритейлера Costco и мексиканской сети супермаркетов Comercial Mexicana . [4] Компании-партнеры быстро начали расчищать площадку для строительства двух крупных магазинов, выкорчевывая деревья и снося многие здания. [4] Costco заявила, что инвестирует более 30 миллионов долларов в магазин Club de Precios (Price Club), который создаст 1500 временных и 500 постоянных рабочих мест. [15] Когда планы стали достоянием общественности, местные защитники окружающей среды, защитники природы и владельцы малого бизнеса сформировали Гражданский фронт защиты Казино де ла Сельва , попросив город сохранить отель и превратить землю вокруг него в парк. [5]

Этот вопрос быстро привлек внимание национальных и международных средств массовой информации, когда в июле 2001 года начался снос. [4] [23] Художнику Хосе Рейесу Месе было отказано в доступе для проверки состояния фресок. [24] 14 июля 2001 года сообщалось, что Фонд Хосепа Ренау из Валенсии, Испания, направил коммюнике Коитиро Мацууре из ЮНЕСКО с просьбой оказать давление на правительство Мексики, чтобы привлечь к ответственности тех, кто причиняет этот «ущерб всемирному культурному наследию». [24] Организация «Гражданский фронт» подала иски, организовала бойкот других мексиканских магазинов Costco и провела публичные демонстрации у входа на стройку. [4]
Группа депутатов штата Морелос подготовила предложение, призывающее Федеральный национальный институт антропологии и истории (INAH) и Национальный институт изящных искусств (INBA) сохранить историческое и археологическое культурное наследие на этом месте. [18] Повреждение фресок в результате сноса части каркаса здания Casino de la Selva они назвали актом агрессии против культурного наследия человечества. [18] Они призвали город Куэрнаваку принять во внимание мнение горожан, приостановить работы и подготовить комплексный план по сохранению и использованию культурных, исторических и экологических ресурсов. [18]
В августе 2002 года демонстранты провели длительную сидячую забастовку, требуя доступа на участок, чтобы можно было пересчитать оставшиеся деревья. [25] 21 августа 2001 г. протестующие заблокировали доступ к зданию на восемь часов, прежде чем власти выселили его.31 демонстрант был арестован и обвинен в массовых беспорядках, диверсиях, нападениях, перекрытии дорог общего пользования и подстрекательстве к преступлению. [26] 23 августа 2002 года власти штата перевели 31 противника проекта торгового центра, которые отказались внести залог, в тюрьму Атлахолоайя и разместили 360 военнослужащих у входа на объект, чтобы предотвратить прибытие группы сторонников из Сан-Сальвадор-Атенко , Мексика. [26] Шесть дней спустя 15 000 человек прошли маршем протеста по центру Куэрнаваки. [27] В конце концов компания согласилась сохранить фрески и часть окружающего леса. [28] Отель был снесен осенью 2002 года. [5] В ходе раскопок были найдены статуэтки и доиспанская керамика.INAH попыталась вмешаться, но было слишком поздно, чтобы остановить работу. [13]
Последствия
[ редактировать ]В течение года новый магазин Costco и новый мегасупермаркет открылись в двух огромных бетонных блоках, окруженных морем асфальта. [27] В 2003 году Верховная комиссия ООН по правам человека в Мексике осудила проект и раскритиковала местные власти за применение чрезмерной силы при изгнании протестующих с места. [6] Один из организаторов протестов, Флор Герреро, назвал неспособность защитить Казино де ла Сельва символом принятия Мексикой евангелия США о свободной торговле.
Наша борьба за защиту Казино де ла Сельва была, по сути, борьбой против неолиберализма. Мы рассматриваем неолиберализм здесь, в нашей стране, как экономическое, культурное и политическое проникновение на всех уровнях. Сегодня в Латинской Америке нас завоевывают не армии, а мегамагазины, транснациональные корпорации. Казино де ла Сельва — это драматический случай, который следует рассматривать как пример в мировом масштабе. Это была разрушительная атака на нашу культуру, наше искусство и нашу окружающую среду. [29]
Другой местный житель высказал другую точку зрения: «Они сказали, что мы все против этих магазинов, но магазины могут принести больше пользы, чем вреда. Были созданы новые рабочие места и инвестиции, и в этих магазинах можно выбирать из большего разнообразия товаров». Кроме того, отель Casino de la Selva никогда не принадлежал народу». [30]
Костко открыл художественный музей под названием Museo Muros, в котором хранятся спасенные фрески Ренау и Рейеса Меса, а также Гельмана . коллекция мексиканского искусства [13] Рядом с музеем был построен железобетонный корпус, имитирующий Салон де лос Релохес. [31] Оболочка выполнена плохо и не передает ощущения легкости, свойственного работам Канделы.Музей бойкотировали активисты Фронта Сьюдадано Про-Казино де ла Сельва, и посетителей было очень мало.В 2008 году коллекция Гельмана была изъята, а в ноябре 2008 года музей стал филиалом Музея Папалоте дель Ниньо. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Аларкон Асуэла 2011 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Контрерас 2009 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Аларкон Асуэла 2011 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Контрерас 2009 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчелл 2007 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Гольдберг 2008 , с. 67.
- ^ Правительство штата Морелос 2001 , с. 2.
- ^ Уолш 2018 , с. 141.
- ^ Вейч 2006 , с. 128.
- ^ Лоури 2000 , PT23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аларкон Асуэла 2011 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гумес 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аларкон Асуэла 2011 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Лаксер и Сорон 2006 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Казино де ла Сельва — удар по художественному наследию .
- ^ Фернанда Мансебо 2004 , с. 60.
- ^ Беда 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Правительство штата Морелос 2001 , с. 1.
- ^ Ханке 1964 , с. 339.
- ^ Перес 2005 , с. 75.
- ^ Россбах 2013 , с. 258.
- ^ Браво 2006 .
- ^ Олсен, Лиз; Мулади, Кэти (18 августа 2001 г.). «Costco втянута в спор в Мексике по поводу запланированных открытия супермаркетов» . Сиэтлский пост-разведчик . п. Ф1.
- ^ Перейти обратно: а б Баутиста 2001 .
- ^ Контрерас 2009 , стр. 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б Миранда 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б Контрерас 2009 , с. 89.
- ^ Амадор Телло 2011 .
- ^ Контрерас 2009 , с. 90.
- ^ Контрерас 2009 , с. 92.
- ^ Аларкон Асуэла 2011 , с. 72–73.
- ^ Аларкон Асуэла 2011 , с. 73.

Источники
[ редактировать ]- Аларкон Асуэла, Эдуардо (2011), «Эта потерянная весна... История отеля Casino de la Selva в Куэрнаваке» , Bitácora Arquitectura (на испанском языке) (23) , получено 7 мая 2018 г.
- Амадор Телло, Джудит (8 ноября 2011 г.), «Рейес Меса: фрески Казино де ла Сельва не следует забывать» , Proceso (на испанском языке), Comunicación e Información SA de CV, заархивировано из оригинала 05.05.2018 г. 07 , получено 7 мая 2018 г.
- Баутиста, Хуан (14 июля 2001 г.), «Они требуют наказания для нападавших на фрески Казино де ла Сельва» , El Universal (на испанском языке) , получено 7 мая 2018 г.
- Браво, Хорхе (27 июня 2006 г.), «Художник-интеллектуал: новые взгляды на доктора Атла» , изображения (на испанском языке), Институт эстетических исследований УНАМ , получено 8 мая 2018 г.
- «Казино де ла Сельва, удар по художественному наследию» , Proceso.com (на испанском языке), Comunicación e Información SA de CV, 13 сентября 2003 г. , получено 8 мая 2018 г.
- Контрерас, Джозеф (2009), В тени гиганта: американизация современной Мексики , издательство Rutgers University Press, ISBN 978-0-8135-4655-1 , получено 7 мая 2018 г.
- Фернанда Мансебо, Массачусетс. (Весна 2004 г.), «Lacultural del exilio», Aula-Historia Social (13), Fundacion Instituto de Historia Social: 49–64, JSTOR 40343158
- Правительство штата Морелос (22 августа 2001 г.), Соглашение, согласно которому федеральные власти через ЛНАХ и ЛНБА призываются сохранить культурное, историческое и археологическое наследие, существующее в пределах периметра «Отеля Казино де ла Сельва» ( PDF) (Официальная публикация: 4134 Официальная газета «Tierra y Libertad») (на испанском языке) , получено 7 мая 2018 г.
- Голдберг, Пол (весна 2008 г.), «Эффект Костко: глобализация и агрессия в книге Ксавьера Веласко «Истерический материализм» », Confluencia , 23 (2), Университет Северного Колорадо: 58–69, JSTOR 27923274
- Гуэмес, Сезар (6 августа 2001 г.), «Необходимо спасти память, в которой находилось казино де ла Сельва» , La Jornada Perfil (на испанском языке) , получено 7 мая 2018 г.
- Ханке, Льюис (август 1964 г.), «Больше тепла и немного света на борьбу Испании за справедливость при завоевании Америки», The Hispanic American Historical Review , 44 (3), Duke University Press: 293–340, doi : 10.2307/ 2511855 , JSTOR 2511855
- Лаксер, Гордон; Сорон, Деннис (2006), Не для продажи: декоммодификация общественной жизни , University of Toronto Press, ISBN 978-1-55111-752-2 , получено 7 мая 2018 г.
- Лоури, Малкольм (3 февраля 2000 г.), Под вулканом , Penguin Books Limited, ISBN 978-0-14-119067-9 , получено 7 мая 2018 г.
- Миранда, Хустино (24 августа 2002 г.), «Напряжение в Морелосе растет из-за отеля Casino de la Selva» , El Universal (на испанском языке) , получено 7 мая 2018 г.
- Митчелл, Стейси (2007), Мошенничество с большими коробками: истинная стоимость мегаритейлеров и борьба за независимый бизнес Америки , Beacon Press, ISBN 978-0-8070-3501-6 , получено 7 мая 2018 г.
- Перес, Густаво (2005), «Оглянитесь назад», Artes de México (74), Маргарита де Орельяна: 66–79, JSTOR 24316139
- Россбах, Лилия (октябрь 2013 г.), «Лилия Россбах», Debate Feminista , 48 лет , Metis Productosculturales SA de CV: 258–260, doi : 10.1016/S0188-9478(16)30105-0 , JSTOR 438 921
- Варгас, Анхель (6 августа 2001 г.), «Власти культуры остаются уклончивыми и молчаливыми» , La Jornada Perfil (на испанском языке) , получено 7 мая 2018 г.
- Вейч, Дуглас (01 января 2006 г.), Лоуренс, Грин и Лоури: Вымышленный пейзаж Мексики , Университет Уилфрида Лорье. Пресса, ISBN 978-0-88920-570-3 , получено 7 мая 2018 г.
- Уолш, Кейси (2018), «8 спа-туризма в Мексике двадцатого века», Целеустремленные воды: минеральные источники, купание и инфраструктура в Мексике , University of California Press, стр. 137–154, ISBN 9780520291737 , JSTOR 10.1525/j.ctt2204r3b.12
- Отели в Мексике
- Куэрнавака
- Модернистская архитектура
- Снесенные здания и сооружения в Мексике
- Искусство в Мексике
- Фрески
- Здания Феликса Канделы
- Несуществующие отели
- Несуществующие казино
- Снесенные отели
- Здания и сооружения снесены в 2002 году.
- Отели, основанные в 1931 году
- Здания отеля, построенные в 1931 году