Ананасовая мания
Ананасовая мания , также известная как ананасовая лихорадка , была периодом интенсивного увлечения ананасами в Европе, который длился примерно 150 лет, с начала 18 века до середины-конца 19 века. Повальное увлечение было вызвано появлением ананасов из Нового Света , которые очаровали европейских членов королевской семьи и садоводов, стремившихся выращивать этот экзотический фрукт. Трудность выращивания ананасов в более холодном климате способствовала их дефициту и непомерной стоимости, что сделало их символами огромного богатства, власти и статуса. В отличие от большинства фруктов, известных в то время и представленных в обширных массивах знаний и литературы, относящихся к античности, ананас был совершенно новым, вдохновляющим на творческие и фантастические представления в популярной культуре. Это восприятие повлияло на кухню, декоративное искусство, архитектуру, философию и технологии в Европе и недавно образованных Соединенных Штатах.
Фон
[ редактировать ]Ананас ( Ananas comosus ) — вид семейства бромелиевых, произрастающий в тропической Америке, который, как полагают, издавна выращивался коренными тупи и гуарани . народами [ 1 ] на территории, которая сейчас известна как Бразилия, Колумбия, Гайана и Венесуэла, причем растение выращивали и распространяли от Южной Америки до Центральной Америки и островов Карибского бассейна задолго до прибытия европейцев. Во время своего второго трансатлантического путешествия в Новый Свет в 1493–1496 годах Христофор Колумб (1451–1506) прибыл на Карибские острова в ноябре 1493 года. Он исследовал остров Гваделупа в течение шести дней, впервые найдя ананас в обитаемой деревне. народом Калина (карибы). Впечатленные его вкусом и запахом, экспедиция запаслась большим количеством фруктов, чтобы доставить их королю Испании, но в путешествии пережил только один. Колумб назвал этот фрукт пинья де Индес («индейская сосна»). [ 2 ]
Колумб вернулся в Испанию из своего второго путешествия 11 июня 1496 года. Он подарил единственный сохранившийся экземпляр ананаса, а также другие открытые им уникальные виды Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской , католическим монархам Испании . Итальянский историк Питер Мученик д'Ангиера (1457–1526) записал это событие в своей работе De Orbe Novo (1516), отметив, что король «предпочитает» ананас «всем другим», дав ему официальное одобрение монархии и положило начало многовековой одержимости фруктами. [ 3 ]
Неизвестно, когда в Англии появился первый ананас, но утверждается, что Оливер Кромвель (1599–1658) получил его в подарок в 1657 году. Достоверно считается, что двор английского короля Карла II (1630–1685) Впервые подал и съел ананас во время обеда для французского посла в 1668 году, и это было подробно засвидетельствовано автором дневника и садовником Джоном. Эвелин (1620–1706). [ 4 ]
-
Овьедо опубликовал первый известный рисунок ананаса в «Естественной истории Индии» (1526 г.).
-
Гобелен галеона с изображением ананасов. Дворец Алькасар, Севилья, Испания. [ 5 ]
-
Восточно-индийский рыночный прилавок (1640-1666 гг.)
-
Карлу II преподносят ананас (около 1675–1680 гг.)
Садоводческая техника
[ редактировать ]Технология, методы и приемы, необходимые для выращивания тропических ананасов в холодном климате Европы, зависели от отдельных инноваций, которые со временем способствовали развитию современных зимних садов : усовершенствования в производстве стеклянных окон для улавливания большего количества света, регулирование температуры с помощью использование первых спиртовых термометров , разработка ананасовых ям (также известных как сосновые рощи), теплиц с печами и использование коры дубильщика для обогрева нижней части растений. Многие из этих разработок приписываются разным людям, хотя голландский торговец тканями Питер де ла Курт ван дер Вурт (1664-1739) был одним из первых, кто экспериментировал с ними полностью или частично в своем саду в Аллмансгесте (позже переименованном в Бербиче). ) в Южной Голландии. Его отцу, Питеру де ла Курту , приписывают выращивание одного из первых ананасов в 1658 году, но некоторые эксперты отвергают это как легенду. Методы и приемы младшего Де ла Курта развивались не в вакууме. голландский ботаник и врач Герман Бургаве (1668–1738) был другом и соседом Де ла Курта, и считается, что их общий интерес к экспериментальным теплицам, конструкции печей и контролю температуры напрямую влиял друг на друга. Хотя Де ла Курт широко делился своими идеями с посетителями и членами его близкого круга, они оставались конфиденциальными до тех пор, пока он, наконец, не опубликовал их в Bijzondere aenmerkingen , или «Особые замечания» (1737), за два года до своей смерти. [ 6 ]
Неотапливаемые теплицы, подобные тем, которые использовались в оранжереях , впервые появились в садах итальянского Возрождения в конце 15 века, что привело к созданию крупнейшей в своем роде на тот момент теплицы в Версальской оранжерее во Франции. Система была разработана таким образом, чтобы фруктовые деревья можно было перемещать в ящиках, а зимой выживать в укрытиях с близлежащими кострами для обогрева. К середине 17 века в таких системах использовались железные печи, работавшие на угле и древесном угле, но их пары могли быть смертельными для растений. Английский садовник и член-основатель Королевского общества Джон Эвелин (1620–1706) внес свой вклад в разработку технологии отопления теплиц уникального дизайна в 1664 году. Первая стабильная теплица была построена в 1682 году для Hortus Medicus в Амстердаме с использованием стекла. и отапливается торфом. За ним последовал Hortus Botanicus в Лейдене в 1685 году, и некоторые сады частных поместий последовали этой тенденции. Эта технология позже позволит производителям ананасов поддерживать постоянную температуру в теплице, но детали того, как контролировать температуру почвы, еще предстоит разработать до начала 18 века, когда редко известные методы использования коры дубильщиков и последовательное регулирование температуры с помощью использование термометров стало более широко известным и распространенным. [ 7 ]
Голландский садовод-любитель Агнета Блок (1629–1704) основала экспериментальный сад в Вийверхофе, своем загородном поместье в Ленене , после того, как овдовела в возрасте 40 лет. Между 1685 и 1687 годами она совершила научный прорыв в выращивании и плодоношении первого ананаса. в Европе — мимолетное и трудное предприятие, которое профессионалы годами пытались безуспешно. Ее метод включал использование жизнеспособных черенков, новую тепличную технологию, известную как ананасовая яма, и посадку побегов ананаса, побегов, взятых из нижней части растения. Считается, что ананас Блока изначально был получен из черенков Hortus Botanicus в Лейдене, которые, в свою очередь, были привезены из голландской колонии Суринам в 1680 году. Статус Блока как любителя и частного лица давал ей преимущество, пишет историк кулинарии Гаррит ван. Дыка, поскольку «царские садовники и профессиональные ботаники не смогли добиться» ее прорыва. По словам ван Дайк, успех Блока в размножении и плодоношении ананаса впервые был обусловлен «отсутствием институциональной иерархии и процедур» в ее доме в Вийверхофе. Это преимущество, пишет ван Дайк, «предоставило большую свободу в методологии и экспериментах, выходя за рамки принятых академических протоколов и требований коммерческой жизнеспособности». [ 8 ]
Примерно в 1714 году Генри Теленде, голландский садовник, нанятый Мэтью Декером , английским купцом, экономистом и политиком голландского происхождения, совершил прорыв в усилиях Англии по выращиванию ананасов. Теленде опиралась на методы Питера де ла Курта, построив большую тепличную систему, которая могла производить больше ананасов, чем когда-либо прежде. Система Теленде была довольно прочной и надежной и зависела от посадочных черенков или фруктовых крон в контейнерах в парнике с равными частями навоза и коры дубильщика, чтобы поддерживать постоянную температуру нижней части растения. Растения сидели под стеклянной навесной теплицей, обеспечивающей максимальное количество света, до зимы, затем их переносили в теплицу , а затем снова в теплицу после окончания зимнего сезона. Теленде также использовала спиртовые термометры, которые впервые помогли тщательно контролировать климатические условия. Писатель Ричард Брэдли, побывавший в Амстердаме, популяризировал технику Теленде среди садоводческого сообщества в Общий трактат о земледелии и садоводстве (1721 г.), приведший к тому, что стало известно как ананасовая мания, - взрывному росту выращивания ананасов в Великобритании. [ 9 ]
-
Агнета Блок и ее сад в Вийверхофе, автор Ян Веникс . Ананасы появляются слева.
-
Ананас, выращенный в саду сэра Мэтью Декера в Ричмонде, графство Суррей (1720 г.)
Культура
[ редактировать ]Самое раннее изображение ананаса в книге, напечатанной на английском языке, появляется в руководстве по садоводству 1629 года на изображении, изображающем райский сад , хотя его автор, возможно, никогда не видел настоящего растения ананаса. [ 10 ] Ананасовая мания началась только тогда, когда садоводы в Европе начали выращивать ананасы. Когда в 1733 году король Людовик XV начал выращивать ананасы в теплицах во Франции, знать подражала ему. На маскараде, посвященном свадьбе сына, он и его свита были одеты как «тисы, подстриженные в форме ананасов». [ 11 ] В Англии производство каждого ананаса обходится примерно в 80 фунтов (1890 фунтов/3000 долларов в современных условиях). [ 12 ] Ассоциация ананаса с социальным классом знати привела к его широкому использованию в качестве архитектурного мотива. [ 13 ] Мотив ананаса появлялся на мебели, дверных проемах, посуде, обоях, в изделиях ручной работы, в том числе в сложных прическах. Хозяева могли арендовать ананас и показывать его во время развлечения. [ 14 ] Гончарные мастерские в Страффордшире, в том числе в Веджвуде , продавали керамические формы для создания желе и флюмеров в форме ананаса, а также чайники в форме ананасов. [ 15 ] В Шотландии Джон Мюррей в 1761 году построил теплицу с большим ананасом в качестве центрального элемента ее архитектуры, названную « Ананас Данмора» . [ 16 ] В колониальной Америке архитектурные мотивы ананаса встречаются еще в 1730-х годах, но, возможно, стали еще более популярными с появлением архитектуры колониального возрождения в Новой Англии более века спустя, в 1870-х годах. [ 17 ] Ананасы использовались как символ гостеприимства, а один из вариантов лоскутного одеяла «бревенчатая хижина» назывался ананасом. [ 18 ]
-
Сатирическое изображение большой прически с ананасом, 1777 г.
-
Посуда из ананасов из Англии, 1765-1775 гг.
-
Одеяло с использованием ананасового варианта традиционной квадратной бревенчатой хижины. [ 19 ]
К середине 18 века популярность декоративной посуды из ананасов достигла американских колоний, некоторые из которых были импортированы из Великобритании и Ирландии. [ 20 ] Незадолго до американской революции, между 1750 и 1775 годами, серебряные кофейники и чайники в колониях демонстрировали британскую моду на крышки, увенчанные ананасами. [ 21 ] К концу 18 века и Джордж Вашингтон (1732–1799), и Томас Джефферсон (1743–1826) были известны тем, что наслаждались ананасами в рамках элитной английской деревенской традиции. Вашингтон заказал большое количество ананасов из Вест-Индии, а Джефферсон, как известно, предпочитал ананасовый пудинг в пустыне. [ 22 ]
К 19 веку ананасы стали более доступны для среднего класса, и импортные фрукты начали появляться на столах среднего класса, а также в декоративных мотивах керамики и изделий ручной работы. [ 23 ] В рукоделии в Америке XIX века также начали использовать вязание крючком ананасов и кружевные узоры, что стало одним из самых популярных мотивов того времени в текстильном искусстве. [ 24 ] Лорри Бодуэн нашла сотни узоров с этим мотивом на своем веб-сайте, посвященном винтажным выкройкам, где документированы сотни американских узоров середины 20-го века. [ 25 ]
-
Ананас появляется в вазе с фруктами в разделе десертов « Книги по ведению домашнего хозяйства» миссис Битон , что указывает на его принятие средним классом. [ 26 ]
-
Кружевная салфетка работы рукодельницы Барбетт А. Крюк с узором ананаса в углу, 1894–1906 гг. [ 27 ]
Дизайн мебели в недавно образованных Соединенных Штатах начал отличаться от своих европейских прародителей в 1820-х годах, но продолжал включать резные орнаментальные мотивы ананасов в неоклассическом стиле. [ 28 ] Мотивы ананаса также заметны в европейской архитектуре.
-
Последний . ананас на соборе Святого Павла
-
Ананасы на вершине церкви Иоанна Богослова
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Окихиро 2009 , стр. 74-80.
- ^ Ming 2018 , pp. v, 1, 88, 97, 261.
- ^ Боман 2006 , стр. 22-24.
- ^ Ван Дайк 2022 , стр. 59-60.
- ^ О'Коннор 2013 , с. 18.
- ^ Джонсон 2019 .
- ^ Боман 2006 , стр. 55-61.
- ^ Ван Дайк 2022 , стр. 65-66.
- ^ Боман 2006 , стр. 55-76.
- ^ AveryCalaresu 2019 , с. 73.
- ^ О'Коннор 2013 , с. 31-33
- ^ О'Коннор 2013 , с. 31-33
- ^ Коу 2005 , с. 41.
- ^ О'Коннор 2013 , с. 35-37
- ^ AveryCalaresu 2019 , с. 75.
- ^ Хайлс 1998 , с. 27.
- ^ Окихиро 2009 , стр. 164, 172.
- ^ Хайлс 1998 , с. 67.
- ^ Крюс, Патрисия Кокс; Дьюси, Кэролин (2009). «Строительство на фундаменте: одеяла для бревенчатых хижин». Американские одеяла в наше время 1870-1940 гг . Издательство Университета Небраски. п. 90. ИСБН 9780803220546 .
- ^ Окихиро 2009 , с. 164.
- ^ Криль 2010 , с. 158.
- ^ Окихиро 2009 , стр. 163-165.
- ^ О'Коннор 2013 , с. 70-71.
- ^ Окихиро 2009 , с. 169-172.
- ^ Бодуэн, Лорри. «Схемы салфеток с ананасами, связанных крючком по почте» . www.vintageknitcrochet.net . Винтажная вязка крючком . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ О'Коннор 2013 , с. 73.
- ^ Коун, Шайлер Итон; Штайнер, Кэтрин Маккуэйд (1993). Мастер художественного рукоделия: Барнетт А. Хук, Макартур, Огайо, 1845–1926 гг . п. 7-8; 26.
- ^ Криль 2010 , с. 94; Трейси 1970 , стр. XII, 53.
Библиография
[ редактировать ]- Эйвери, Виктория; Каларесу, Мелисса, ред. (2019). Праздник и пост: искусство еды в Европе 1500–1800 гг . Кембриджский университет. п. 73-81.
- Боман, Фрэн (2006) [2005]. Ананас: король фруктов . Лондон: Винтаж. ISBN 9781446444689 . OCLC 935213459 .
- Брауэр, Верле де (2017). «Ананасы, лабиринты и бабочки: женщины-коллекционеры в золотой век Голландии» . (Магистерская диссертация). Лейденский университет. Проверено 22 апреля 2024 г.
- Кэмпбелл, Сьюзен (1996). Чарльстон Кеддинг: История огорода . Лондон: Эбери Пресс. ISBN 0091813859 . ОСЛК 36120382 .
- Дуб, Тереза Нобл. (2020). «Естественные границы глобальной империи: ананас — Ananas comosus — в португальских источниках XVI века» . Гуманитарные науки . 9 (3): 89.
- Коу, Софи Д. (2005) [1994]. Первые блюда Америки . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0292711557 . OCLC 28294829 .
- Флауд, Родерик (2019). Экономическая история английского сада . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 9780241235577 . OCLC 1128799050 .
- Гоманн, Джоанна М. (осень 2018 г.) «Колонизация с помощью глины: пример ананаса в британской материальной культуре» . Художественная литература восемнадцатого века . 31 (1): 143–161.
- Хамати-Атая, Инанна (2022). «Эпистемические демаркации как социальные стирания: вкус и политика различия от «революций мудрости» до «зеленой революции»» . Темы BJHS . 7:13-38.
Хайлс, Клаудия (1998). И ответ — ананас: король фруктов в фольклоре, тканях и еде . Салли Милнер Паб. ISBN 9781863512213 .
- Джонсон, Лиза (лето 2019 г.). «Питер де ла Курт ван дер Вурт и инновации в выращивании ананасов в садах начала восемнадцатого века» . История сада . 47 (1): 23-41.
- Криль, Розмари Трой (2010). Раннее американское декоративное искусство: 1620–1860. Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс. Музей Винтертура. ISBN 9780759119468 . OCLC 664680916 .
- Лаузен-Хиггинс, Джоанна; Ласби, Фил (2008). «Выращивание ананаса: его историческое развитие и выращивание викторианской ананасовой ямы в Затерянных садах Хелигана, Корнуолл» . Сиббальдия: Международный журнал садоводства ботанического сада . (6): 29–39.
- Левитт, Рут (лето 2014 г.). «Благородный подарок из фруктов: трансатлантическая история ананаса» . История сада . 42 (1): 106–119.
- Мин, Рэй (ред.). (2018). Генетика и геномика ананаса . Генетика и геномика растений: культуры и модели. Том. 22. Чам, Швейцария: Шпрингер. ISBN 9783030006143 . OCLC 1076543389 .
- О'Коннор, Каори (2013). Ананас: глобальная история . Книги реакции. ISBN 9781780231792 . OCLC 861920384 .
- Окихиро, Гэри Ю. (2009). Ананасовая культура: история тропических и умеренных зон . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520255135 . OCLC 261173660 .
- Паворд, Анна (2005). Называние имен: поиск порядка в мире растений . Лондон: Блумсбери. ISBN 1596910712 . OCLC 62594095 .
- Спэри, Эмма К. (2014). Кормление Франции: новые науки о продуктах питания, 1760–1815 гг . Том. 21. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031050 . OCLC 881162777 .
- Спенс, Чарльз (март 2023 г.). «Действительно ли ананасы вкусные? История вкуса/аромата ананаса, роль сорта и терруара» . Международный журнал гастрономии и пищевой науки . 31 (100682): 1-11.
- Трейси, Берри Б. (1970). "Введение". Джонсон М., Шварц М.Д., Бурш С. (Ред.). Америка XIX века: Мебель и другое декоративное искусство: выставка, посвященная столетнему юбилею Метрополитен-музея . С 16 апреля по 7 сентября 1970 года. США: Метрополитен-музей. OCLC 316859017 .
- Ван Дайк, Гэрритт (2022). «Растения как роскошная еда». В Миламе, Дженнифер (ред.). Культурная история растений в семнадцатом и восемнадцатом веках . Том. 4. Лондон: Bloomsbury Academic. стр. 51-68. ISBN 9781474273497 . OCLC 1402246090 .
- Вудс, Мэй; Уоррен, Арете Шварц (1990) [1988]. Стеклянные дома: история теплиц, оранжерей и зимних садов . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 1854101137 . OCLC 1854101137 .