Адольф Эллегард Йенсен
Адольф Эллегард Йенсен | |
---|---|
Рожденный | 1 января 1899 г. |
Умер | 20 мая 1965 г. | ( 66 лет
Национальность | немецкий |
Научная карьера | |
Поля | Этнология |
Адольф Эллегард Йенсен (1 января 1899 г. - 20 мая 1965 г.) был одним из самых выдающихся немецких этнологов первой половины 20 века.
Основными исследовательскими интересами Дженсена были мифы , ритуалы и культы . Он продвигал теорию культурной морфологии, основанную Лео Фробениусом . Дженсен в основном известен своими исследованиями религиозных жертвоприношений , которые привели его к введению концепции Божества Дема . [ 1 ] Его самая известная работа — «Миф и культ среди первобытных народов», опубликованная в 1951 году.
Жизнь
[ редактировать ]Йенсен изучал физику в Киле и Бонне , завершив свои исследования диссертацией о Максе Планке и Эрнсте Маха в 1922 году. Год спустя он познакомился с Лео Фробениусом и стал его верным учеником. Будучи членом Института культурной морфологии, основанного Фробениусом и известного сегодня как Институт Фробениуса, Йенсен принимал участие в исследовательских поездках в Южную Африку , Ливию , Южную Эфиопию и на остров Серам на Молуккских островах . Он стал штатным этнологом после публикации статьи об обрезании и обрядах посвящения . [ 2 ] он занимал преподавательскую должность во Франкфуртском университете . С 1925 года [ 3 ]
Во время Третьего рейха Йенсен был назначен руководителем Института Фробениуса , также известного как Институт культурной морфологии, а также Франкфуртского музея этнологии (Museum für Völkerkunde) после смерти Фробениуса в 1938 году. Однако его назначение сорвалось из-за к противодействию нацистских властей, которые также отозвали свою «Вению легенд» во Франкфуртском университете, поскольку Йенсен не развелся со своей еврейской женой. Наконец, в 1945 году, после поражения нацистской Германии во Второй мировой войне , Йенсен был назначен директором Института Фробениуса, а также директором Франкфуртского этнологического музея. Оба поста он сохранял до своей смерти. [ 4 ]
Вместе с коллегой-этнологом Францем Термером Йенсен восстановил Немецкую антропологическую ассоциацию ( Deutsche Gesellschaft für Völkerkunde ), которую он возглавлял в период с 1947 по 1954 год. Эту организацию пришлось создавать заново во время послевоенного восстановления Западной Германии . [ 5 ]
Наряду с самим Фробениусом, Йенсен является одним из наиболее важных представителей точки зрения культурной морфологии. В центре его теоретической работы стояли понятия «эмоции» (Ergriffenheit) , «выражения» (Ausdruck) и «приложения» (Anwendung) , которые он стремился идентифицировать в религиозных проявлениях групп коренных народов. Его критика была направлена главным образом против культурного эволюционизма , а также некоторых других теорий в этнологии и антропологии . Он выступал против тех ученых, которые утверждали, что существует «примитивный менталитет», отличный от современных методов мышления. [ 6 ]
Йенсен известен тем, что ввел в этнологию понятие «божество Дема» — термин, который он взял из языка народа -аним маринд Новой Гвинеи . По словам Дженсена, вера в божество Дема типична для культур, основанных на базовом выращивании растений, в отличие от культур охотников-собирателей , а также для сложных сельскохозяйственных культур, например, основанных на выращивании зерна . Дженсен определяет почитание божеств Дема в контексте многих различных культур по всему миру. Он предполагает, что это восходит к неолитической революции в ранней истории человечества. Одной из основных характеристик божеств дема является то, что их убивают мужчины их общины и разрубают на куски, которые разбрасывают повсюду или закапывают: из их расчлененных тел вырастают основные сельскохозяйственные продукты. [ 7 ]
Йенсен развил эту концепцию на основе легенды Хайнувеле , важного мифа о происхождении из фольклора народа весале в Сераме , который он сам записал. [ 8 ] Этот миф был записан Йенсеном вместе со многими другими мифами устной традиции Молуккских островов во время экспедиции Института Фробениуса в 1937–1938 годах. [ 9 ]
Дженсен также внес важный вклад в этнографию Южной Эфиопии во время своих путешествий в 1951 и 1955 годах. Он умер вскоре после выхода на пенсию в 1965 году. [ нужна ссылка ]
Работа
[ редактировать ]- Обряды обрезания и взросления у коренных народов. Носилки и Шредер, Штутгарт, 1933 г.
- В стране Гада. Походы среди народных развалин Южной Абиссинии. Носилки и Шредер, Штутгарт, 1936 г.
- Хайнувеле . Народные сказки молуккского острова Серам. Клостерманн, Франкфурт, 1939 г.
- Три потока. Черты интеллектуальной и религиозной жизни вемалей, первобытного народа Молуккских островов. Харрасовиц, Лейпциг, 1948 г.
- Религиозное мировоззрение ранней культуры . Шредер, Штутгарт, 1948 г. Недавно отредактировано как: Убитое божество. Мировоззрение ранней культуры. Кольхаммер Верлаг , Штутгарт, 1966 г.
- Миф и культ среди коренных народов. Религиоведение. Штайнер, Висбаден, 1951 г., NA 1960, 1991 г.
- В качестве редактора: Древние народы южной Эфиопии. Кольхаммер Верлаг, Штутгарт, 1959 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ганс Фукс: Теория религии и культуры Ад.Э. Дженсенса и их интеллектуально-исторических корней с особым вниманием к жертвенному ритуалу. Интеллектуальное исследование истории. Аахен 1999 г.
- Джеффри Картер (редактор), Понимание религиозных жертвоприношений: читатель. (Споры в изучении религии) . Континуум, 2003, ISBN 978-0826448798
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследование религии(й) в Западной Европе II - Майкл Стаусберг
- ^ Краткий портрет: Адольф Эллегаард Йенсен
- ^ Карл-Хайнц Коль, Эдита Платт (редактор): Дизайнеры и формы. 100 лет этнологии во Франкфурте-на-Майне. Франкфурт а. М. и Базель 2006 г.
- ^ Институт Фробениуса, Ad. Лекция памяти Э. Дженсена
- ^ «История DGV» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 г. Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Адольф Эллегард Йенсен, Миф и культ среди примитивных народов , University of Chicago Press, 1963.
- ^ Адольф Э. Йенсен, Миф и культ среди примитивных народов , University of Chicago Press, 1963, стр. 88-111.
- ^ Оксфордский справочник по мировой мифологии - Хайнувеле
- ^ Адольф Эллегард Йенсен: Хайнувеле . Народные сказки молуккского острова Керам . Витторио Клостерманн, Франкфурт-на-Майне, 1939 год.