Памятник Николаю I
Russian : Памятник Николаю I | |
59 ° 55'55 "N 30 ° 18'30" E / 59,93194 ° N 30,30833 ° E | |
Расположение | Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге , Россия |
---|---|
Дизайнер | Огюст де Монферран — руководитель проекта, архитектор. Скульпторы: Петер Клодт , Роберт Салеманн , Николай Рамазанов. Архитекторы: Людвиг Бонстедт , Роман Вайгельт. |
Тип | Конная статуя |
Материал | Бронза — скульптура, горельефы, буквы, ограда; Пьедестал красный, серый гранит , шоханский порфир , итальянский мрамор. |
Высота | 16,3 метра полный, Конная статуя 6 метров. |
Дата открытия | 7 июля 1859 г. |
Посвящается | Николай I России |
Памятник Николаю I ( русский : Памятник Николаю I ) — бронзовый конный памятник Николаю I России на Исаакиевской площади (перед Исаакиевским собором ) в Санкт-Петербурге , Россия . Она была создана французским скульптором Огюстом де Монферраном и открыта 7 июля [ 25 июня по ст. ст. ] 1859 года. Шестиметровая статуя на момент создания считалась техническим чудом. Это одна из немногих бронзовых статуй, имеющих всего две точки опоры (задние копыта лошади). [1]
Обзор
[ редактировать ]Памятник российскому правителю Николаю I в стиле необарокко был спроектирован архитектором французского происхождения Огюстом Монферраном в 1856 году. Когда он планировал оформление Исаакиевской площади единые архитектурные ансамбли Дворцовой площади (в 1843 году) и Сенатской площади , уже были готовы (в 1849 году). памятники императорам Петру I и Александру I. На этих площадях доминировали По традиции де Монферран намеревался построить на новом месте памятник, который объединил бывшие здесь постройки разных архитектурных стилей. [2]
По личному желанию своего преемника Александра II Николай был изображен в виде гарцующего рыцаря, «в том военном облачении, в котором покойный царь был наиболее величественен». [3] Вокруг постамента расположены аллегорические статуи, созданные по образцу дочерей Николая I и олицетворяющие добродетели . Статуя обращена к Исаакиевскому собору, задом лошади обращена к Мариинскому дворцу дочери Николая Великой княгини Марии Николаевны . Это было сказано [ кем? ] доставить великой княгине значительный дискомфорт.
Памятник также изображает общественную деятельность императора: Николай I в течение многих лет был начальником расположенного неподалеку Конногвардейского полка . Элементы топографии города, Конногвардейский бульвар и Конногвардейский переулок, Конногвардейский манеж сочетаются с униформой Конногвардейского полка, в которую одет император. [4]
Советские историки и критики считали его «составно-стилистическим» памятником, поскольку считали, что его элементы не соединяются в единую композицию: [5] [6]
- Пьедестал, рельефы на постаменте, азид и конная статуя не были подчинены единой идее и в какой-то мере противоречили друг другу.
- Формы памятника были смяты и перегружены мелкими деталями, а композиция — вычурной и излишне декоративной.
Однако некоторые аспекты композиции были признаны положительными: [5] [6]
- Композиция отвечала поставленной цели и дополняла другие памятники на окружающих площадях, придавая ей законченность и целостность.
- Памятник был профессионально изготовлен специалистами, и художественная ценность его элементов не подлежит сомнению.
Легенды, связанные со статуей
[ редактировать ]Современники отмечали, что Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем старался подражать своему славному предку.
Балерине Матильде Кшесинской (1872–1971), бывшей фавориткой Николая II был предложен Мариинский дворец , в качестве места жительства . Она отказалась, возразив, что два императора уже отвернулись от злополучного здания и Николай не желает быть третьим, присоединившимся к ним. Под словом «два императора» Кшесинская имела в виду статуи Медного всадника и памятник Николаю I. Позже подобные слухи стали приписывать Великой Княгине Марии Николаевне Российской . Однако эта легенда была поставлена под сомнение, поскольку Мария активно участвовала в работе над памятником. [7]
Современники заметили, что этот памятник совмещен со статуей Медного всадника и находится почти на одинаковом расстоянии от Исаакиевского собора . Это сопоставление породило многочисленные шутки типа «Коля Петю догоняет, а Исаакиевский собор тревожит!» Русский : Коля Петю догонит, да Исакий мешает!
Существует также городская легенда, согласно которой на следующий день после открытия памятника на ноге лошади была найдена деревянная табличка, на которой было написано: «Не догонишь!». На основе этой легенды в 19 веке в Петербурге возникла поговорка: «Дурак умного догоняет, но памятник ему тревожит» Русское : Дурак умного догонит, но памятник ему мешает! [8]
Russian : В нём (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого
В переводе: В нем ( Николай I ) много от прапорщика и мало от Петра Великого [8]
В советское время ходила легенда об уникальности конструкции памятника, что распределение нагрузки по осям осуществлялось свинцовой дробью . Но когда в 1980-е годы памятник подвергли реставрации, внутри него не было обнаружено никаких следов свинцовой дроби. [4]
Возведение памятника
[ редактировать ]В первую годовщину смерти императора Николая I (в феврале 1856 г.) император Александр II издал повеление приступить к проектированию памятника. де Монферран получил поручение представить поводу памятника Николаю » Архитектор I . «доводы по В мае 1856 года проект Монферрана был утвержден, а в июне определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому « собору » . [2]
Фигура лошади
[ редактировать ]При создании памятника было использовано несколько различных скульптурных моделей. Большая модель лошади, на которой сидит Николай I, была заказана любимому царскому скульптору Петру Клодту . Первоначальный эскиз изображал всадника отдыхающего . Автор планировал с помощью мимики и жестов отразить характер императора, но этот вариант был отвергнут де Монферраном по той причине, что не мог служить основной цели объединения пространственных ансамблей. [5]
Клодт создал новый эскиз, на котором изображена лошадь в движении, опирающаяся только на заднюю пару ног. Он композиционен, стремительной позе коня противостоит вытянутая веревкой стройная фигура императора. Для воплощения этого эскиза скульптор точно рассчитал вес фигуры коня, опирающегося лишь на две точки опоры. [5] On de Montferrand's drawing sculptor Robert Salemann executed the monument's model "in 1/8 full sizes with all architectural parts and ornaments" ( Russian : в 1/8 натуральной величины со всеми архитектурными частями и украшениями ) . [2] Этот вариант был принят архитектором и императором, он воплощен в бронзе; эта модель сохранилась и находится в музее городской скульптуры .
Основание статуи
[ редактировать ]На нем закреплены горельефы , посвященные ключевым эпизодам тридцатилетнего правления Николая I:
- 14 декабря 1825 г.
- На горельефе молодой император идет на площадь для подавления восстания декабристов 26 декабря [ OS 14] 1825 года, передавая в руки солдат караула сына своего наследника (будущего императора Александра II). Скульптор Рамазанов, горельефы отлиты в мастерской Академии художеств под руководством Петра Клодта. [2]
- 14 февраля 1831 г.
- Левый горельеф изображает Николая I, прибывшего 14 февраля 1831 года на Сенную площадь , остановив бунт холеры . Автор – скульптор Рамазанов, горельефы отлиты в мастерской Академии художеств под руководством Петра Клодта. [2] Рельеф содержит некоторые исторические ошибки:
- Император не положил конец вспышке холеры, она прекратилась уже после вмешательства правительства.
- Указанные события произошли не 14 февраля, а 22 июня 1831 года.
Скорее всего, эта ошибка впервые допущена в работе маркиза де Кюстина «Русская земля в 1839 году». [9] в которой путает холерное восстание 1831 г. с эпизодом 1825 г. (восстание декабристов). российский исследователь Николай Шильдер . На эту ошибку в своих работах указал [10]
- 20 января 1833 года, или Вручение Сводификации законов графу Михаилу Сперанскому
- Удостоверение о награждении Михаила Сперанского Николаем I Изображено: император снимает с себя ленту ордена Св. Андрея Первозванного . В основном благодаря работе Сперанского новый кодекс был введен во время правления Николая I в январе 1835 года, что стало важной вехой в истории российского права. Указана дата подписания указа о награждении. Автор - скульптор Салеманн, Горельефы мастерски отлиты в Гальваническом институте Максимилиана, герцога Лейхтенбергского . [2]
- 13 ноября 1851 г.
- Осмотр императором Веребинского моста на Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой при первом проезде по этой дороге. Скульптор Рамазанов, горельефы мастерски отлиты в гальваническом институте Максимилиана, герцога Лейхтенбергского . [2]
По углам постамента аллегорические фигуры Справедливости , Силы , Мудрости и Веры , которым портретное сходство с Императрицей Александрой Федоровной дано и ее дочерьми: Великими княжнами Александрой , Марией и Ольгой . [2]
русские мастера Николай Рамазанов и Роберт Салеманн Постамент памятника спроектировали . Салеманн также изваял четыре аллегорические женские фигуры, стальные крепления и украшения на постаменте. Пьедестал стоит на невысокой платформе из красного финского гранита с тремя ступенями. Нижняя часть постамента выполнена из темно-серого гранита и красного порфира . Средняя часть, высеченная из глыбы красного финского гранита, украшена бронзовыми барельефами. Верхняя часть постамента выполнена из красного порфира. Постамент статуи коня выполнен из белого итальянского мрамора .
Оформление Основание статуи дополнили изящными фонарями-торшерами со светильниками, они выполнены по плану де Монферрана, проект выполнил архитектор Роберт Вейгельт . В 1860 году композицию памятника завершила бронзовая решетка из двадцати звеньев. Проект решетки принадлежит архитектору Людвигу Бонстедту . Все эти элементы отлиты в гальваническом заведении Максимилиана, герцога Лейхтенбергского. [2]
Безопасность и реставрация
[ редактировать ]Техническое мастерство памятника было названо причиной того, что эта статуя — единственная из группы уличных скульптур, представляющих российскую королевскую семью 19-го века, — практически нетронутой пережила советский период. Однако бронзовая ограда вокруг памятника, впервые установленная в 1860 году, была демонтирована в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны памятник был накрыт ящиком из досок , наполненным мешками с песком . [2]
В 1987–1988 годах Государственный музей городской скульптуры провел полную реставрацию памятника. Реставраторы вскрыли люк на крупе лошади, осмотрели состояние внутреннего скелета , провели комплексную техническую экспертизу, в том числе гамма-обследование ног лошади. Воссозданы утраченные фрагменты, изготовлены вставки из бронзы, гранита, мрамора. золочение знаков на надписи гальваническим способом . Произведено [2]
В 1991–1992 годах реставраторы отлили новое ограждение по образцу сохранившегося звена, используя средства Музея городской скульптуры. Работы выполнила фабрика «Монументскульптура». [2]
Russian : Есть подозрение, что нарушилась герметичность блоков мрамора и известняка, под мрамор попадает влага, а это очень вредно для постамента
В переводе: Есть подозрение, что нарушена герметичность мраморных и известняковых блоков, и мрамор намокает внутри, что очень вредно для постамента. [11]
Пресс-служба Государственного музея Городская скульптура
В 2009 году Государственный музей городской скульптуры провел осмотр постамента статуи. Юлия Логинова руководила уходом за памятниками, надзором за работами. Результаты исследования должны были стать известны 15 октября, и на их основе музей должен был оценить объем работ, которые начнутся в конце 2009 года. [ нужно обновить ] [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвид Сондерс, Эрик Риссер (2013). Реставрация древней бронзы: Неаполь и за его пределами . Публикации Гетти. п. 115. ИСБН 9781606061541 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ю.М. Пирютко. «Николаю I, памятник» [Николай I, Памятник] (на русском языке). Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано из оригинала 18 января 2008 г. Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ Русский художественный листок. No.3 [January 20, 1858].
- ^ Jump up to: а б Alexandr Viktorovich. "Памятник Николаю I" [Monument to Nicholas I] (in Russian). Walks on Saint Petersburg . Retrieved 2009-08-23 .
- ^ Jump up to: а б с д V. N. Petrov (1985). Peter Karlovich Klodt, 1805—1867 (in Russian). Leningrad.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Памятник Николаю I» [Памятник Николаю I] (на русском языке). Администрация города Санкт-Петербурга . Архивировано из оригинала 1 марта 2003 года . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ Мариинский дворец [Мариинский дворец] (на русском языке). Информация о Санкт-Петербурге . Проверено 24 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б "Памятник Николаю I" [Monument to Nicholas I] (in Russian). St. Petersburg info . Retrieved 2009-08-23 .
- ^ Маркиз Кюстин . Россия в 1839 году (на русском языке) . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ Шильдер, Николай. Император Павел I. Его жизнь и царствование .
- ^ Jump up to: а б "Памятник Николаю I начнут реставрировать в октябре" [Monument to Nikolay I will start to restore in October]. City (in Russian). fontanka.ru. 2009-08-23 . Retrieved 2009-08-24 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда . [ Monumental and Decorative Sculpture of Saint Petersburg ]. / Сост. Е. В. Плюхин, А. Г. Раскин. Leningrad, 1991.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пирютко Ю.М. «Памятник Николаю I» . Энциклопедия Санкт-Петербурга . Проверено 28 августа 2009 г.
- Памятники и мемориалы в Санкт-Петербурге
- 1859 скульптуры
- Исаакиевская площадь
- Здания и сооружения Огюста де Монферрана
- Конные статуи в России.
- Статуи в России
- Статуи монархов
- Здания и памятники в честь российских монархов
- Памятники культурного наследия федерального значения в Санкт-Петербурге
- Уличные скульптуры в Санкт-Петербурге
- Николай I России