Моди Алон
Мордехай «Моди» Алон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Цфат , британский мандат в Палестине | 17 января 1921 г.
Умер | 16 октября 1948 г. Аэропорт Герцлии , Израиль | (27 лет)
Похороненный | Кладбище Нахалат Ицхак, Тель-Авив |
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | Королевские ВВС Израильские ВВС |
Лет службы | 1940–1948 |
Классифицировать | Подполковник |
Команды удержаны | 101-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война 1948 года † |
Мордехай «Моди» Алон (17 января 1921 — 16 октября 1948) — израильский летчик-истребитель, который с формированием ВВС Израиля в мае 1948 года принял на себя командование их первой истребительной эскадрильей . На самолете Avia S-199 Алон участвовал в первом боевом вылете ВВС 29 мая 1948 года, а 3 июня одержал первые воздушные победы ВВС, сбив пару самолетов Королевских ВВС Египта C-47 над Тель-Авивом .
Биография
[ редактировать ]Мордехай Алон родился в Цфате 17 января 1921 года в семье Яакова и Наоми Калибански, пионеров Второй алии . Семья несколько раз переезжала, прежде чем, наконец, обосновалась в Тель-Авиве, где Алон посещал еврейскую гимназию в Герцлии и тайно вступил в ряды Хаганы . После окончания учебы Алон отправился служить в кибуц Дегания Алеф и в 1938 году стал одним из основателей Ханиты . [ 1 ]
служба РАФ
[ редактировать ]В 1940 году Алон поступил на службу в Королевские военно-воздушные силы , приняв во внимание призывы Еврейского агентства Израиля к евреям в Палестине поддержать британские военные усилия. Лишенный возможности пройти обучение на летчика-истребителя, в ноябре 1940 года Алон поступил на курсы операторов беспроводной связи ВВС Великобритании в Исмаилии , получив квалификацию наземного оператора беспроводной связи. [ 1 ]
Продолжая служить в Королевских ВВС, в августе 1943 года Алону наконец разрешили пройти летную подготовку в Королевских ВВС. Он начал свое обучение в Родезии 24 ноября 1943 года и окончил его 22 декабря 1944 года. После нескольких командировок в Каир и Италию, в августе 1945 года Алон был направлен в эскадрилью Королевских ВВС, летавшую на самолетах P-51 Mustang из Королевских ВВС Рамат-Давид . Однако растущая напряженность между британскими мандатными властями и иешувом побудила Королевские ВВС снова передать Алона. Разрываясь между противоречивыми предпочтениями, Алон вскоре после этого покинул ВВС. 31 января 1946 года он вернулся в Палестину. [ 1 ] где он поступил в Технион , изучая архитектуру. [ 2 ]
Шерут Авир и рождение ВВС Израиля
[ редактировать ]


С принятием Плана раздела Палестины Организацией Объединенных Наций в ноябре 1947 года начались боевые действия, и Алон прекратил учебу. Он поступил на службу в Шерут Авир , зарождающуюся воздушную службу Хаганы, эксплуатирующую группу легких самолетов, и в марте 1948 года был назначен командиром ее Тель-Авивской эскадрильи. [ 2 ] [ 3 ] Летчики Шерут Авир выполняли разведывательные полеты, снабжали осажденные и изолированные населенные пункты, сопровождали конвои и даже иногда участвовали в боевых действиях. 27–28 марта Алон совершил несколько бомбардировочных вылетов в поддержку осажденного конвоя Неби Даниэля , который пытался прорвать осаду Гуш-Эциона и подвергся нападению арабских нерегулярных формирований. Он также служил офицером связи между Шерут Авир и еврейскими сухопутными войсками во время апрельской операции «Нахшон» , направленной на прорыв осады Иерусалима . [ 4 ]
С быстрым приближением окончания британского мандата в Палестине иешув стремился укрепить свои возможности для неизбежного столкновения с арабскими соседями Израиля и их регулярными армиями. Поэтому оно обеспечило закупку 25 самолетов Avia S-199 , чехословацкой модификации немецкого Messerschmitt Bf 109 . Алон входил в первую группу пилотов Шерут Авира, отправленных для управления новым самолетом, и вылетел из Сде-Дова 6 мая 1948 года. Вскоре он летал на самолете Avia на чехословацком аэродроме в Ческе-Будеёвице . Однако 15 мая Израиль провозгласил свою независимость и оказался под немедленным нападением, включая воздушные удары, предпринятые относительно мощными Королевскими ВВС Египта . Хотя никакой артиллерийской подготовки на новом самолете они не проходили, пилоты потребовали вернуться домой. Поэтому 20 мая Алон и другие пилоты сели на самолет Douglas C-54B и отправились обратно в Израиль. [ 5 ]
29 мая молодые израильские ВВС официально сформировали 101-ю эскадрилью , свою первую истребительную эскадрилью. Моди Алону было поручено командовать эскадрильей, хотя Лу Ленарт , ветеран Второй мировой войны , участвовавший в боях на Тихом океане. командовать ею в воздухе должен был [ 5 ] Свой первый «Авиа» эскадрилья получила в ночь с 20 на 21 мая 1948 года, а к 29 мая в ангаре в Экроне было тайно собрано четыре самолета . ВВС намеревались раскрыть факт приобретения Израилем истребителей путем нападения на египетскую авиабазу Эль-Ариш , но отчаянная ситуация на южном фронте, когда египетская колонна направлялась в сторону Тель-Авива, побудила изменить планы. не запустив перед этим двигатели и не выстрелив из орудий, Ленарт, Алон, Эзер Вейцман и Эдди Коэн, поздно вечером вылетели, чтобы атаковать египетские войска возле Исдуда , всего в 10 милях от них. Каждый сбросил по две бомбы и обстрелял колонну противника. Самолет нанес лишь незначительные повреждения, потеряв в результате огня с земли один Avia S-199 и пилота (Коэна). Самолет Алона также был поврежден при приземлении, но, тем не менее, этот вылет дал израильским силам достаточно времени, чтобы остановить наступление Египта. [ 5 ] [ 6 ]
Первые убийства
[ редактировать ]
Только один Авиа С-199 (вероятно Д-106 [ 7 ] ) был готов к эксплуатации 3 июня 1948 года, когда пара египетских C-47 и два сопровождающих их «Спитфайра» вернулись для своей 16-й бомбардировки Тель-Авива. В ходе предыдущих рейдов погибли десятки мирных жителей, и, управляя единственным боевым самолетом ВВС, Алон атаковал четыре египетских самолета. Выйдя в море, чтобы солнце оказалось позади, Алон уклонился от «Спитфайров», а затем преследовал и сбил оба бомбардировщика, одержав первые воздушные победы израильских ВВС. Это событие произошло на глазах у изумленного населения, которое не знало о существовании израильских истребителей. Военно-воздушные силы провели пресс-конференцию, на которой присутствовал Алон, и впоследствии их штаб-квартира была завалена подарками, цветами и алкоголем для пилота, несмотря на нехватку таких предметов роскоши во время войны. Хотя Тель-Авив еще не раз стал свидетелем налетов египетских истребителей, ни один бомбардировщик больше никогда не появлялся над городом. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ]
Лу Ленарт покинул эскадрилью в начале июля, оставив Алона единоличным командиром. [ 10 ] Ранним вечером 18 июля Алон одержал свою третью победу, когда группа из трех самолетов «Авиа», возвращавшихся с штурмовой операции, столкнулась с парой REAF Spitfire Mk. венчурные капиталисты. Алон маневрировал позади одного из «Спитфайров», чтобы сбить командира звена Саида Афифи аль-Джанзури. [ 6 ] [ 11 ]
В конце сентября 1948 года Алон участвовал в операции «Вельветта» по переправке чехословацких «Спитфайров» в Израиль. Алон и его коллега-пилот Борис Старший сожгли слишком много топлива на одном этапе полета и были вынуждены приземлиться в Марице, Родос . Самолет был конфискован, но обоих мужчин отпустили. [ 12 ]
Смерть
[ редактировать ]16 октября 1948 года в 16:58 Алон и Эзер Вейцман вылетели из Герцлии , чтобы атаковать египетские силы, действовавшие в районе Исдуда, недалеко от того места, где оба участвовали в боевом дебюте эскадрильи в мае. Вернувшись на базу, у Алона возникли проблемы с опусканием шасси самолета, и поэтому он начал совершать резкие маневры, пытаясь заставить колеса опуститься. Из двигателя «Авиа» пошел белый дым, самолет начал терять высоту, прежде чем врезался в землю и загорелся, мгновенно убив Алона. У него осталась жена Мина, которая в то время была на третьем месяце беременности. [ 13 ] Дочь Алона, Михал, позже будет служить в ЦАХАЛе в составе 101-й эскадрильи.
25 октября, вскоре после смерти Алона, аэродром в Сен-Жане , где располагалась Летная академия IAF, был переименован в «Кэмп Алон» в его честь. Когда в 1949 году академия переехала в Кфар-Сиркин (бывшие ВВС Великобритании в Петах-Тикве), изменилось и ее название. [ 14 ] Район Тель-Авива Рамат-ха-Таясим ( иврит : רמת הטייסים , букв. « Высоты пилотов»), основанный в 1950-х годах, был назван в честь трех павших пилотов, известных своей защитой города - Моди Алона, Матитьяху Сукеника и Аарона Давида Спринзака. Последние двое погибли 4 июня 1948 года, атаковав египетскую флотилию у побережья Тель-Авива на самолете Fairchild Argus . Мемориал трем трибунам в местном сквере.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с Моран (май 1987 г.)
- ^ Jump up to: а б Моран (июль 1987 г.)
- ^ Коэн и др. (1997) , с. 145
- ^ Коэн и др. (1997) , стр. 276, 279, 296
- ^ Jump up to: а б с Йофе и Нивин (2007) , стр. 3–13.
- ^ Jump up to: а б с Нортон (2004) , стр. 110–112.
- ^ Йофе и Нивин (2007) , с. 94
- ^ Алони (2001) , с. 11
- ^ Йофе и Нивин (2007) , стр. 17–19.
- ^ Йофе и Нивин (2007) , с. 40
- ^ Нордин и Николь (1996) , с. 97
- ^ Нортон (2004) , с. 116
- ^ Йофе и Нивин (2007) , с. 61
- ^ Коэн (2004) , стр. 674–676.
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (2001). Арабо-израильские воздушные войны . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-294-6 .
- Коэн, Ави; Эяль, Эли; Имбар, Идо (1997). Корни ВВС Израиля 1913–1948 гг. (на иврите). Министерство обороны Израиля. ISBN 965-05-0914-3 .
- Коэн, Ави (2004). История ВВС Израиля в войне за независимость. Том III: октябрь 1948 г. - июль 1949 г. (на иврите). Министерство обороны Израиля. ISBN 965-05-1245-4 .
- Моран, Мейрав (май 1987 г.). «Моди Алон: Упавший дуб (часть I)». Журнал ВВС Израиля (на иврите) (57). ВВС Израиля: 60–63.
- Моран, Мейрав (июль 1987 г.). «Моди Алон: Упавший дуб (часть II)». Журнал ВВС Израиля (на иврите) (58). ВВС Израиля: 60–62.
- Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом . Издательство Смитсоновского института. стр. 335–340. ISBN 978-1-56098-626-3 .
- Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани – история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . ISBN 1-85780-088-5 .
- Йофе, Алекс; Нивин, Лоуренс (2007). Авиа С-199 в составе ВВС Израиля 1948–1950 гг . Публикации Белой Вороны. ISBN 978-0-9774627-1-1 .
- 1921 рождений
- 1948 смертей
- Израильские евреи 20-го века
- Авиаторы погибли в результате авиационных происшествий или инцидентов
- Похороны на кладбище Нахалат Ицхак.
- Израильские военные летчики
- Израильские военнослужащие погибли во время арабо-израильской войны 1948 года.
- Евреи из Подмандатной Палестины
- Обязательные палестинские военнослужащие времен Второй мировой войны
- Персонал небританских Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Пилоты арабо-израильской войны 1948 года.
- Люди из Цфата
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Члены Хаганы
- Жертвы авиационных происшествий или инцидентов в Израиле
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1948 г.