Жан-Эжен Робер-Уден
Жан-Эжен Робер-Уден | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Жан-Эжен Робер 7 декабря 1805 г. Блуа , Франция |
Умер | 13 июня 1871 г. Сен-Жерве-ла-Форе , Франция | (65 лет)
Род занятий | Фокусник , иллюзионист , изобретатель, автор и часовщик. |
Супруг | Жозеф Сесиль Уден (1830–1843; ее смерть) Франсуа Маргарита Олимпия Браконье (1844–1871; его смерть) |
Жан-Эжен Робер-Уден (англ. Французское произношение: [ʒɑ̃ øʒɛn ʁɔbɛʁ udɛ̃] ; 7 декабря 1805 — 13 июня 1871) — французский часовщик , фокусник и иллюзионист, широко признанный отцом современного стиля фокусирования . [ 1 ] театре - Он превратил магию из развлечения для низших классов, наблюдаемого на ярмарках, в развлечение для богатых, которое он предлагал в открытом в Париже наследие, сохраненное традицией современных фокусников, выступающих во фраках.
Ранняя жизнь и вход в колдовство
[ редактировать ]Робер-Уден родился Жан-Эженом Робером в Блуа , Франция, 7 декабря 1805 года — на следующий день после того, как в его автобиографии было сказано, что он родился. [ 2 ] [ 3 ] Его отец, Проспер Робер, был часовщиком в Блуа. Мать Жана-Эжена, бывшая Мари-Катрин Гийон, умерла, когда он был еще маленьким ребенком. [ 3 ] В возрасте одиннадцати лет Проспер отправил своего сына Жана-Эжена в школу в тридцати пяти милях вверх по Луаре , в Орлеанский университет . [ 2 ] В 18 лет он окончил учебу и вернулся в Блуа. Его отец хотел, чтобы он стал юристом. [ 3 ] но Робер-Уден хотел пойти по стопам своего отца и стать часовщиком.
Ученик часовщика
[ редактировать ]Его почерк был превосходным, и это позволило ему получить работу клерком в адвокатской конторе. Вместо изучения права он возился с механическими гаджетами. Его работодатель отправил его обратно к отцу. Ему сказали, что ему лучше подойдет работа часовщика, чем юриста, но к тому времени отец Жана уже вышел на пенсию, поэтому он стал учеником своего кузена, у которого была часовая мастерская. Некоторое время Жан-Эжен работал часовщиком . [ 3 ]
В середине 1820-х годов он накопил на покупку экземпляра двухтомного набора книг по часовому делу под названием Traité de l'horlogerie («Трактат о часовом деле»), написанного Фердинандом Берту . [ 3 ] Он продолжал заниматься часовым ремеслом всю оставшуюся жизнь, и ему широко приписывают изобретение загадочных часов .
Введение в магию
[ редактировать ]Когда он вернулся домой и открыл упаковку, вместо книг Берту перед его глазами предстал двухтомник по магии под названием « Научные развлечения» . Вместо того, чтобы вернуть книги, его любопытство взяло верх. Из этих грубых томов он познал основы магии. Он тренировался в любое время дня. [ 3 ]
С этого момента он очень заинтересовался искусством. Его расстраивало то, что книги, которые он получил, только раскрывали, как делаются секреты, но не показывали, как их делать. [ 2 ] Он обнаружил, что учиться по доступным в те времена книгам было очень трудно из-за отсутствия подробных объяснений. [ 3 ] но книги пробудили в нем интерес к искусству. Поэтому Робер-Уден начал брать уроки у местного фокусника-любителя. [ 3 ] Он заплатил десять франков за серию уроков у человека по имени Маус из Блуа, который был ортопедом, но также развлекался на ярмарках и вечеринках, занимаясь магией. Он владел ловкостью рук и научил Робера-Удена жонглировать, чтобы улучшить зрительно-моторную координацию. [ 2 ] [ 3 ] Он также научил его азам игры в кубки и мячи. Он сказал юному Роберу-Удену, что цифровая ловкость приходит с повторением, и как прямой результат, Робер-Уден постоянно практиковался. [ 2 ]
Магия была его развлечением, а тем временем продолжались его занятия часовым делом . Когда он почувствовал, что готов, он переехал в Тур и открыл часовой бизнес, параллельно занимаясь фокусами. [ 3 ]
Многое из того, что мы знаем о Робере-Удене, взято из его мемуаров, а его произведения были предназначены скорее для развлечения, чем для ведения хроники, что затрудняло отделение фактов от вымысла. Робер-Уден хотел, чтобы читатели поверили, что главный поворотный момент в его жизни наступил, когда он стал учеником фокусника Эдмунда Де Гризи, сына графа, более известного как Торрини. Что известно, так это то, что его первые выступления начались с присоединения к любительской актерской труппе. [ 3 ]
Брак с Жозефом Сесиль Уденом
[ редактировать ]Выступал на светских вечеринках как профессиональный фокусник в Европе и США. [ 3 ] Именно в этот период на вечеринке он познакомился с Жозефом Сесиль Уденом, дочерью парижского часовщика Жака-Франсуа Удена, который также был родом из Блуа. [ 2 ] [ 3 ] Жан-Эжен влюбился в нее с первой встречи. [ 3 ] 8 июля 1830 года они поженились; затем он соединил свое имя с ее именем и стал Робер-Уденом. [ 2 ] [ 3 ] У него и Жозефа было восемь детей, трое из которых выжили. [ 2 ]
Он переехал в Париж и работал в оптовом магазине своего тестя. Жак-Франсуа был одним из последних часовщиков, использовавших старый метод ручной обработки каждого изделия, и поддержал амбиции своего нового зятя в отношении механизмов. [ 3 ] Пока Уден работал в главном магазине, Жан-Эжен возился с механическими игрушками и автоматическими фигурками . [ 3 ] Работая в магазине, Жан-Эжен все еще занимался магией. Совершенно случайно Робер-Уден зашел в магазин на улице Ришелье и обнаружил, что там продается магия. Он посетил магазин, принадлежавший некоему отцу (папе) Ружолю. [ 2 ] Там он встретил коллег-фокусников, как любителей, так и профессионалов, где он обсуждал колдовство, и встретил аристократа по имени Жюль де Ровер, который придумал термин «престидижитация» , чтобы описать основную технику дезориентации, которую использовали фокусники. [ 2 ] [ 3 ]
У Папы Ружоля Робер-Уден изучил детали многих механических трюков того времени, а также способы их улучшения. Отсюда он построил свои собственные механические фигуры, такие как поющая птица, танцор на канате и автомат, играющий в кубки и мячи. Его самым известным автоматом была фигура, пишущая и рисующая. Он продемонстрировал эту фигуру королю Луи-Филиппу и в конце концов продал ее П.Т. Барнуму . [ 3 ]
19 октября 1843 года Жозеф умер в возрасте тридцати двух лет. [ 2 ] [ 3 ] болел несколько месяцев. После ее смерти, имея на попечении троих маленьких детей, он снова женился в августе на Франсуазе Маргарите Олимпии Браконье, женщине на десять лет моложе ее. [ 2 ] [ 3 ] который вскоре взял на себя управление домашним хозяйством.
Робер-Уден любил смотреть большие магические шоу, проходившие в Париже. [ 2 ] Он мечтал когда-нибудь открыть собственный театр. Тем временем его нанял друг по имени граф де л'Эскалопье. [ 2 ] выступать на частных вечеринках. [ 3 ]
Теперь, когда у него появилось свободное время, он начал конструировать оборудование для собственных нужд, а не продавать его другим. [ 2 ] Доход от магазина и его новые изобретения дали ему достаточно денег, чтобы экспериментировать с новыми трюками с использованием стеклянных приборов, которые были бы (или, по крайней мере, казались) свободными от обманов. Он представлял сцену, которая была бы такой же элегантной, как и гостиные, в которых его нанимали выступать. Он также решил, что фокусник должен быть одет соответственно, в традиционной вечерней одежде. [ 3 ]
Открытие «Пале Рояль»
[ редактировать ]Он получил финансовую поддержку от графа де л'Эскалопье, который его возглавлял. [ 3 ] 15 000 франков [ 2 ] воплотить свое видение в реальность. Он арендовал анфиладу комнат над арками вокруг садов Пале-Рояля, который когда-то принадлежал кардиналу Ришелье . Он нанял рабочих, чтобы переоборудовать старый актовый зал в театр. Они покрасили его в белый цвет с золотой отделкой. Были развешены со вкусом портьеры, повсюду расставлены шикарные канделябры, а сценическая мебель установлена в стиле Людовика XV . [ 2 ]
на 200 мест, 3 июля 1845 года Робер-Уден представил премьеру своего Театра Робер-Удена который он назвал «Фантастическими вечерами». Ни одна критика не охарактеризовала дебют Робер-Удена, и в своих мемуарах Робер-Уден сказал, что шоу обернулось катастрофой. Он страдал от страха перед сценой, из-за которого говорил слишком быстро и монотонно. Он сказал, что не понимал, что говорит или делает, и все было как в тумане. Он считал, что фокусник не должен показывать фокус до тех пор, пока он не будет механически усовершенствован, чтобы быть уверенным в том, что он избежит неудачи, и это заставляло его слишком много репетировать. [ 2 ]
После первого выступления он был близок к нервному срыву. Он закрыл театр и имел полное намерение закрыть его навсегда, пока друг не согласился, что это предприятие — глупая идея. Вместо того, чтобы признать поражение, Робер-Уден, раздраженный наглостью друга, использовал это оскорбление, чтобы восстановить свое мужество, и упорно продолжал спектакль в своем маленьком театре. [ 2 ] [ 3 ] Хотя сорокалетний фокусник поначалу был неотесанным, вскоре он обрел необходимую для сцены уверенность. [ 3 ]
С каждым выступлением Робер-Уден становился лучше и начал получать признание критиков. Ле Шаривари и L'Illustration заявили, что его механические чудеса и художественная магия сравнимы с творениями его предшественников, таких как Филипп и Бартоломео Боско . Несмотря на все это, в летние месяцы в маленький театр приходило относительно немного людей, и он изо всех сил старался сохранить его открытым. Чтобы покрыть расходы, он продал три дома, унаследованные от матери.
В следующем году он добавил в свою программу новый трюк, ставший особенно популярным. Места в Пале-Рояле стоили дороже. Это новое чудо получило название Second Sight . «Второе зрение» привлекло публику в маленький театр. Оказавшись там, они увидели другие творения Робер-Удена. [ 2 ] Он также выступал за пределами Парижа, иногда с местными фокусниками, как он это сделал в Льеже в 1846 году с известным тогда бельгийским фокусником Луи Куртуа . [ 3 ]
Знаменитые иллюзии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
Робер-Уден объединил свои механические способности с «зрелищностью, юмором и артистизмом», чтобы создать свои иллюзии. [ 4 ] : 51 Робер-Уден считал, что каждая магическая программа должна быть построена так, чтобы один трюк дополнял другие. Один сюрприз должен привести к еще большему сюрпризу. Некоторые из представленных Робер-Уденом трюков и иллюзий стали классикой. Вот некоторые из них.
Второй взгляд
[ редактировать ]Когда Робер-Уден впервые открыл свой театр, его посещали мало, и он понял, что ему нужно что-то более необычное, что могло бы привлечь публику в его театр. Поэтому ему пришла в голову идея устроить номер по чтению мыслей для двух человек, придумав глупую историю о том, как его сын Эмиль создал игру «горячо и холодно», в результате которой Робер-Уден использовал ее на сцене. [ 3 ]
Он назвал трюк «Второе зрение» — название, которое уже использовали такие фокусники, как Джон Генри Андерсон , но эффект был совершенно другим. У Андерсона была коробка, в которую складывали предметы. Затем среда описывала содержимое внутри. В версии Робера-Удена он входил в аудиторию и трогал предметы, которые держала публика, а его помощник с завязанными глазами, которого играл его сын, подробно описывал каждый из них. Это произвело фурор и собрало толпу людей, желающих посмотреть его выступления.
В конце концов Робер-Уден изменил метод: вместо того, чтобы спрашивать сына, что у него в руках, он просто позвонил в колокольчик. Это ошеломило тех, кто подозревал устный код. Он даже отставлял колокольчик в сторону и молчал, а сын по-прежнему описывал каждый предмет, переданный отцу.
Робер-Уден еще больше усложнил испытание. Он вложил стакан воды в руки сына, и Эмиль начал пить из него. Он умел воспринимать вкус жидкостей, о которых только думали зрители из зала. [ 5 ] Даже тогда публика не была полностью убеждена; они пытались обмануть Эмиля, принося книги, написанные на греческом языке, или странные инструменты, такие как счетчик ниток. [ 2 ]
Эфирная суспензия
[ редактировать ]Во времена Робера-Удена весь Париж с энтузиазмом говорил о таинственном использовании « эфира ». [ 3 ] Он воспользовался этим, представив иллюзию, в которой, по-видимому, использовалась острая жидкость. Он рассказал аудитории, что открыл новое чудесное свойство эфира. «Если живой человек вдохнет эту жидкость, когда она находится в наивысшей степени концентрации, тело пациента на несколько мгновений станет легким, как воздушный шар», — заявил Робер-Уден.
Он продолжил «доказывать» именно это. Он поставил три табурета на деревянную скамейку. Его младший сын Эжен стоял на среднем. По указанию отца он вытянул руки. Робер-Уден положил две трости на табуреты и положил их под руки сына.
Он взял пузырек с эфиром и открыл его. Зрители почувствовали, как этот запах разносился по залу. Он поднес пузырек сыну под нос, и тот обмяк. На самом деле флакон был пуст, а запах исходил от того, что его сын Эмиль налил настоящий эфир на раскаленную железную лопату.
Робер-Уден убрал табуретку из-под ног сына, и тот просто повис, как тряпка. Он взял одну из тростей, так что тот болтался за одну руку, и осторожно положил голову на поднятую руку. Это было достаточно поразительно. То, что он сделал дальше, было ошеломляющим. Он поднял своего мальчика вертикально в горизонтальное положение за мизинец, а затем отпустил его, пока тот не завис в воздухе. [ 5 ] Робер-Уден отошел в сторону, оставив своего сына в подвешенном состоянии, уравновешенного только правым локтем и никакой другой поддержки. [ 3 ]
Когда стало очевидно, что действие препарата прекратилось, Робер-Уден вернул сына в вертикальное положение. Когда он проснулся, он выглядел не хуже изношенного. [ 3 ] [ 5 ] Робер-Уден наращивал удивление зрителей до тех пор, пока «…постепенно усиливая его до того момента, пока оно, так сказать, не взорвалось». [ 5 ] Это вызвало письма протеста против Робер-Удена, который считал, что он подвергает опасности здоровье своего сына, хотя эфир не имел к этой уловке никакого отношения. [ 3 ]
Робер-Уден был не первым, кто продемонстрировал иллюзию левитации. Первым в Европе был Чинг Лау Лауро в 1830-х годах. [ 6 ] [ 4 ] : 49 Сообщалось также, что иллюзию до этого выполнил индийский фокусник, но он сидел, скрестив ноги, а не лежа. [ 4 ] : 49
Чудесное апельсиновое дерево
[ редактировать ]Этот трюк, вероятно, был вдохновлен индийским трюком с манговым деревом, в котором исполнитель выращивал дерево из семени в росток, а затем в дерево с плодами. [ 4 ] : 48 На одном из столиков Робер-Удена лежали яйцо, лимон и апельсин. Он вошел в зал и одолжил дамский носовой платок, который был тогда в моде. Он скатал его в шар. Он потер мяч между ладонями, и платок становился все меньше и меньше, пока не исчез, перейдя к яйцу на столе.
Он осторожно взял яйцо. Публика ожидала, что он раскроет ее и достанет зрителю носовой платок. Вместо этого он заставил и это исчезнуть. Он сказал зрителям, что яйцо досталось лимону. То же самое повторилось с лимоном и апельсином. Когда он заставил апельсин исчезнуть, от него остался лишь мелкий порошок. Его поместили в серебряный флакон. Он пропитал этот флакон спиртом и поджег.
Небольшое апельсиновое деревце, посаженное в деревянный ящик, принес один из его помощников. Зрители заметили, что на дереве не было ни цветов, ни плодов. Под ним поместили синее пламя из флакона. От его испарений листья расправились, и из него выросли цветы апельсина. Затем Робер-Уден взял свою волшебную палочку и взмахнул ею. Цветы исчезли, и расцвели апельсины.
Он сорвал апельсины с дерева и бросил их зрителям, чтобы доказать, что они настоящие. Он делал это до тех пор, пока у него не остался только один. Он снова взмахнул палочкой, и апельсин раскололся на четыре части, обнажив внутри себя что-то вроде белого материала. Из-за елки появились две заводные бабочки. Бабочки схватили край белой ткани и развернули ее, обнажив носовой платок зрителя. [ 5 ] [ 7 ]
Трюк с чудесным апельсиновым деревом был использован одноименным фокусником в Стивена Миллхаузера рассказе «Эйзенхайм-иллюзионист» и его экранизации «Иллюзионист» (2006) , где показан более сложный вариант. Об этом также упоминается в Дональда Бартельма рассказе «Приговор».
Портфолио Робера-Удена
[ редактировать ]Робер-Уден взял под мышку большой портфель, в котором хранились документы или произведения искусства. Портфолио было всего около одного и трех четвертей дюйма толщиной, слишком маленькое или слишком тонкое, чтобы вместить что-либо, кроме фотографий. [ 2 ]
Он установил его на две тонкие опоры, чтобы держать футляр корешком к публике. [ 2 ] Он удалил из него ожидаемые рисунки. [ 5 ] На одной из этих фотографий была изображена женщина с непокрытой головой. Затем он изготовил две дамские шляпки, украшенные цветами; один на зиму, другой на лето. Он опускал заслонку при каждой постановке. Затем он показал изображение птиц, а затем чучело птицы, расплющенное как блин. [ 2 ] При этом он приступил к изготовлению из портфолио четырех живых горлиц. [ 5 ]
Он показал карикатуру, на которой два повара дерутся кастрюлями. [ 2 ] За этим последовали три огромных медных горшка. Один был наполнен бобами, другой — полыхающим пламенем, а третий горшок был наполнен кипящей водой. [ 5 ] Поразмыслив, он поднял верхний клапан портфеля. [ 2 ] и вытащил большую клетку, полную птиц. [ 5 ]
Он подошел к зрителям с квадратной клеткой, и они аплодировали, думая, что фокус окончен. «Теперь здесь ничего нет — ни ничего, ни кого-либо», — сказал он, постукивая по вертикальной створке. [ 2 ] В заключение он закрыл портфель в последний раз и извлек из него своего маленького сына. [ 5 ] [ 7 ]
Легкий и тяжелый сундук
[ редактировать ]Число трюков, которые он придумал для своего театра, было обширно, но самым замечательным его трюком был «Легкий и тяжелый сундук». Он воспользовался зачатком использования электричества, особенно тогдашним Гансом Христианом Эрстедом открытием электромагнетизма , в своих интересах. Робер-Уден принес небольшой деревянный ящик шириной примерно в фут. Он сказал, что нашел способ защитить его от воров. Он просил поднять его зрителя, обычно маленького ребенка. Ребенок легко поднял его. Затем он вывел из зала взрослого мужчину и попросил его поднять тот же ящик. Взрослый самец не смог поднять коробку.
Изобретения пиратские
[ редактировать ]Изобретения Робера-Удена были украдены его доверенным механиком Ле Грандом, который был арестован за изготовление и продажу дубликатов иллюзий. [ 3 ] Многие из этих иллюзий попали в руки его конкурентов, таких как Джон Генри Андерсон, Робин, Роберт Хеллер и Компарс Херрманн . Неизвестно, купили ли Херрманн или другие иллюзии непосредственно у ЛеГрана или из другого источника, но они охотно исполняли иллюзии, узнав, что они были изобретены Робером-Уденом.
Робер-Уден на гастролях
[ редактировать ]Маленький театр Робера-Удена стал Меккой для любителей магии. [ 3 ] Херрманн был постоянным гостем Пале-Рояля. Он стал местом, куда собиралась парижская элита. Даже король Луи-Филипп сдавал зал для частного выступления. После триумфа, который он дал в Королевском дворце, в 1847 году король решил взять свою свиту на встречу с Робером-Уденом в Пале-Рояль.
В феврале следующего года революция положила конец правлению Луи-Филиппа. Вместе с ним закончился и шоу-бизнес. [ 3 ] Революция закрыла все парижские театры. [ 2 ] Робер-Уден закрыл свой театр и отправился в путь. [ 3 ] Он ненадолго совершил поездку по континенту. [ 7 ] а затем он отправился в Великобританию.
С труппой французских драматургов Робер-Уден дебютировал на английском языке в театре Сент-Джеймс в Лондоне. Он представлял свою программу три раза в неделю. [ 3 ] К своему большому разочарованию, он узнал, что Компарс Херрманн опередил его на территории. Он не только позиционировал себя как «премьер-престидидитатер Франции», но и [ 3 ] но он также использовал пиратские версии своих иллюзий. [ 2 ] Несмотря на это, Робер-Уден все же добился там успеха. Настолько, что в 1848 году он выступил с командным представлением для королевы Виктории. После трехмесячного турне по Англии он вернулся домой примерно через полтора года отсутствия. Он вновь открыл театр и стал его постоянным посетителем в Париже. [ 3 ] В 1850 году он передал Пале-Рояль своему зятю Гамильтону (Пьер Этьен Шока). Это дало ему возможность совершить поездку по Франции. Он делал это в течение двух лет. Затем он отправился в Германию и по возвращении отправился в Англию, где во второй раз выступил перед королевой Викторией.
Он совершил краткий тур по Франции, а затем, в возрасте 48 лет, ушел из публичных выступлений. Он вернул театр Гамильтону, который продолжал заполнять маленький театр. [ 2 ] После того, как Робер-Уден вышел на пенсию, он посвятил себя изобретениям в области электричества и своим сочинениям. Его дом, «Ле Приоре» (Приорат), был чудом развития. [ 3 ]
Волшебная миссия в Алжир
[ редактировать ]поручил ему В 1856 году Луи-Наполеон усмирить племена во Французском Алжире . В этот период командование французской армии поддерживало порядок в недавно умиротворенном регионе. Они контролировали местные мусульманские администрации и « арабские бюро ». Эти территории были закрыты для колонизации европейцами. Наполеон III беспокоился о религиозных лидерах по имени Марабуты . Марабуты смогли контролировать свое племя с помощью своих искусственных магических способностей. [ 7 ] Они посоветовали своим лидерам разорвать ряды с французами. [ 2 ] Наполеон хотел, чтобы Робер-Уден показал, что французская магия сильнее. [ 7 ]
Волшебная миссия началась с неформального шоу в театре Баб Азун в Алжире, где он давал представления два раза в неделю. [ 2 ] Он также дал множество специальных гала-концертов перед вождями племен страны. Во время этих представлений он использовал «Легкий и тяжелый сундук» , но вместо того, чтобы разыгрывать его для комедии, как в Париже, здесь он сыграл его прямо. Робер-Уден однажды пригласил на сцену сильнейшего соплеменника и попросил араба поднять поставленный на сцене деревянный сундук. Арабец подобрал его без проблем. Тогда Робер-Уден заявил, что собирается истощить свои силы. Он взмахнул палочкой и заявил: «Contemplez! Maintenant vous êtes plus faible qu'une femme; эссеез де душавевер ла боите». («Вот! Теперь ты слабее женщины; попробуй поднять ящик».) Араб потянул за ручку сундука, но он не сдвинулся с места. Он пытался и пытался, пока не попытался разорвать его на части. Вместо этого он закричал от боли, поскольку Робер-Уден настроил коробку таким образом, чтобы арабское животное ударило током, если тот попытается оторвать ручки. Араб отпустил ручку, выбежал в проход и с криком выбежал из театра. [ 3 ]
После выступления он устроил специальную презентацию для нескольких вождей своего племени. Его пригласили в дом вождя племени пустыни Бу-Аллема. На заре арабской пустыни Роберу-Удену было предложено проделать особый трюк. Он согласился, предложив одному из повстанцев выстрелить в него отмеченной пулей, которую он поймал зубами. Ему вручили сертификат от Бу-Аллема, [ 5 ] который носил красную мантию, символизирующую его верность Франции. С этим свитком, восхваляющим его таинственные явления, Робер-Уден вернулся во Францию, выполнив миссию. [ 2 ]
«Удар был нанесен, — сказал Робер-Уден, —… с этого момента переводчики и все, кто имел дело с арабами, получили приказ дать им понять, что мои мнимые чудеса были лишь результатом искусства, вдохновленного и направляемого искусство, называемое престидижитацией, никоим образом не связанное с колдовством». Далее он сказал: «Арабы, несомненно, уступили этим аргументам, поскольку с этого момента я был с ними в самых дружеских отношениях». [ 5 ] Французское правительство наградило его за заслуги в подавлении любого возможного восстания. [ 7 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]После завершения своей миссии в Алжире Робер-Уден дал свое последнее публичное выступление в Большом театре Марселя , затем вернулся в свой дом в Сен-Жерве, недалеко от родного Блуа, где написал свои мемуары « Confidences d'un Prestidigitateur» . Он также написал несколько книг по искусству магии. Он счастливо прожил на пенсии около пятнадцати лет, до начала франко-прусской войны . Его сын Эжен был капитаном полка зуавов . 6 августа 1870 года Робер-Уден услышал известие о том, что его сын был смертельно ранен в битве при Вёрте . Тем временем гессенские солдаты захватили Париж, а Робер-Уден спрятал свою семью в пещере недалеко от своего владения. По словам Робера-Удена, русские солдаты были очень грубы, но польские солдаты, по его мнению, были намного добрее. [ 3 ]
Четыре дня спустя Робер-Уден узнал, что его сын скончался от ран. Из-за стресса, вызванного этим и войной, его здоровье ухудшилось, и он заболел пневмонией. 13 июня 1871 года он умер от болезни в возрасте 65 лет.
Наследие
[ редактировать ]
Его дом в Блуа открыт для публики как принадлежащий государству La Maison de la Magie Robert-Houdin . Это музей и театр, впервые открытый его внуком Полем Робер-Уденом в апреле 1966 года. [ 2 ] Будучи музеем Франции и имеющим официальное название «Музей Франции», это единственный публичный музей в Европе, который объединяет в одном месте коллекции магии и площадку для постоянного исполнительского искусства. [ 8 ] [ 9 ] Создание такого сайта напрямую связано с личностью Робера-Удена. [ 9 ] [ 10 ] Несколько аппаратов Робера-Удена, в том числе автоматы и загадочные часы, находятся в Дэвида Копперфильда . частном музее [ 11 ]
В декабре 1852 года Театр Робер-Уден переехал со своего первоначального места на Итальянский бульвар в Париже. Право собственности перешло от Гамильтона к Клеверману (Франсуа Лаир), а затем к сыну Роберта-Удена Эмилю. Эмиль был слишком занят, чтобы выступать в театре, поэтому он организовал представление спектакля Пьером-Эдуардом Брюнне.
После его смерти вдова Эмиля продала театр Жоржу Мельесу в 1888 году. Мельес, сам фокусник, но наиболее известный в истории как один из величайших новаторов кинопроизводства, позже представил там свои первые фильмы. Он случайно обнаружил покадрового действия спецэффекты и представил свое творение в Театре Робер-Удена. Одна из его классических работ — «Путешествие на Луну» . В 1924 году здание было снесено. [ 2 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]
Автобиография Робера-Удена — «Мемуары Робера-Удена» . Его жизнь и творчество также упоминаются в » Робертсона Дэвиса « Дептфордской трилогии , особенно в третьем романе трилогии « Мир чудес» , действие которого происходит на съемочной площадке фильма о Роберте-Удене.
В своей книге «Прячая слона » Джим Стейнмейер сказал, что каждого фокусника 20-го века «преследовал» Робер-Уден, «...который бросал огромную тень на свое поколение». [ 7 ] Венгерско-американский фокусник и художник по побегам Гарри Гудини (урожденный Эрих Вайс) был настолько впечатлен Робертом-Уденом, что, прочитав его автобиографию в 1890 году, Вайс принял сценический псевдоним «Гудини» в честь Роберта-Удена. Он ошибочно полагал, что буква «i» в конце имени по-французски означает «подобно»; но Гудини, его собственная карьера и репутация сложились к тому времени, позже потерял юношеское уважение к Роберу-Удену, полагая, что он присвоил себе неоправданное признание нововведениям других фокусников, и написал «Разоблачение Робера-Удена» в 1908 году. [ 14 ]
Робера-Удена часто называют «отцом современной магии». До него фокусники выступали на рынках и ярмарках для низших классов, но Робер-Уден исполнял фокусы в театрах и на частных вечеринках для более богатых покровителей. [ 11 ] Он также предпочитал носить официальную одежду, как и одежда его более высококлассной публики, что стало традицией для многих современных фокусников, носящих фраки .
Во многих городах есть улицы, носящие его имя: Блуа , Бурж , Кан , Париж (11-я улица), Сент-Этьен и Сен-Жерве-ла-Форе во Франции; Монтичиано в Сиене , Италия; и другие.
-
Статуя перед домом Робера-Удена в Блуа
-
Мемориальная доска на улице Валуа , 11 в Париже, где можно было увидеть Фантастические вечера Робера-Удена.
Публикации
[ редактировать ]- Уверенности фокусника, Жизнь художника , 2 тома, 1858 г. Текст в Интернете в Google Книгах : т. 1 и том. 2
- Обман греков раскрыт; Искусство побеждать во всех играх , 1861 г.
- Приорат, таинственные организации для домашнего комфорта и удовольствия , 1867 г. Текст онлайн на сайте Gallica.
- Заметка о новых инструментах, пригодных для наблюдения за различными органами глаза, а также для проявления энтоптических изображений , 1867 г.
- Конфиденциальность и откровения , 1868 г. Переиздание: Слаткин, Женева, 1980 г. Текст онлайн на Gallica.
- Как становятся волшебниками: тайны колдовства и магии , 1871 г.
- Волшебная и забавная физика , 1877 год.
Фильмы и телевидение
[ редактировать ]
- 1896: Escamotage d'une dame chez Robert-Houdin («Отказ дамы в доме Робер-Удена»), фильм Жоржа Мельеса , первый фильм со спецэффектами.
- 1995: Робер-Уден «Жизнь волшебника» , фильм Жана-Люка Мюллера , документальный фильм
- 2006: Иллюзионист (фильм 2006 года) , в котором главный герой выполняет некоторые фирменные трюки Робера-Удена.
- 2011: Гюго , представляет автомат, реконструкцию иллюзий Удена и информацию о том, как он вдохновил Мельеса.
- 2013: Тайны музея , телевизионная программа Travel Channel, рассказала историю алжирской миссии Робера-Удена и роль деревянного сундука, который сейчас выставлен в Салоне Магии. Роль исполнил американский актер Пол Мельцер .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жан-Эжен Робер-Уден». Британника . 2007.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Иллюстрированная история магии Милборна Кристофера, 1973 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап Фехнер, Кристиан. Магия Робера-Удена: жизнь художника . Том. 1 . Проверено 29 апреля 2016 г. - из Интернет-архива. Том. 2 .
- ^ Jump up to: а б с д Рэнди, Джеймс (1992). Колдовство . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-08634-2 . ОСЛК 26162991 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Робер-Уден, Жан; Рэксалл, сэр Ласселлес (1860). Мемуары Робера-Удена (2-е изд.). Лондон: Чепмен и Холл . Проверено 29 апреля 2016 г. - из Интернет-архива.
- ^ Гудини, Гарри, Разоблачение Роберта-Удена (Нью-Йорк: Publishers Printing Co., 1908) (издание Kindle: ASIN B003P9X4BA ). Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Штайнмейер, Джим (2004). Прячем слона: как волшебники придумали невозможное и научились исчезать . Нью-Йорк: Da Capo Press , Carroll & Graf Publishers . ISBN 978-0786714018 .
- ^ «Блуа, Дому Волшебства исполняется десять лет» . 11 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Дом Волшебства Робер-Удена» . Музеи Центрального региона . Ассоциация Персональных научных музеев центрального региона (АПСМРК) . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Дом Волшебства» . Художественные музеи по всему миру . Галерея Саатчи . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Копперфилд, Дэвид ; Уайзман, Ричард ; Бритланд, Дэвид (2021). «История магии» Дэвида Копперфильда . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-9821-1291-2 . OCLC 1236259508 .
- ^ «Дом Волшебства – Блуа (франц.)» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ «Блуа, Страна Шамбор, Дом Волшебства» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Гудини, Гарри (1908). Разоблачение Робера-Удена . Нью-Йорк: Издательская полиграфическая компания . Проверено 26 марта 2011 г. - из Интернет-архива .
- Рэнди, Джеймс (1992). Колдовство: исчерпывающий отчет о почтенных искусствах колдовства, обмана, волшебства, обмана и мошенничества, а также о мошенниках и негодяях, которые увековечивали эти уловки на сбитой с толку публике, короче говоря, МАГИЯ! . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9780312086343 . OCLC 1001920366 .
- Робер-Уден, Жан Эжен (1881). Тайны колдовства и магии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фехнер, Кристиан (2002). Карр, Тодд (ред.). Магия Робера-Удена: «Жизнь художника»: Биографический очерк . Том. 1. Перевод Стейси Дагрон (с французского). Булонь: издания FCF ISBN 978-2-907584-05-0 . Четвертый том содержит факсимиле фантастических воспоминаний о вечерах, когда по этому случаю на основе серии фотографий, сделанных Дисдери студией , были созданы репродукции двух моделей вееров, DVD и флип-книга. Эта раскладная книга была завершена на основе идеи, изложенной Жаном-Ги Фехнером , младшим братом Фехнера и бывшей христианской группой The Chariot. Постановку поставил Роджер Фалучи.
- Гудини, Гарри (2015). Разоблачение Робера-Удена (отредактированное переиздание). Лондон: Золотой век магии . Проверено 23 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Жана-Эжена Робер-Удена в Project Gutenberg
- Работы Жана-Эжена Робер-Удена или о нем в Интернет-архиве
- Работы Жана-Эжена Робера-Удена в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- «Исповедь фокусника» Робер-Удена
- Библиотека «Замок и ключ», самые интересные истории всех народов: Реальная жизнь в «Проекте Гутенберг»
- Мемуары Робера-Удена М. Робер-Удена
- Разоблачение Роберта-Удена автора Гарри Гудини
- Старая и новая магия Генри Риджли Эванс
- Новый ежемесячный журнал «Робер-Уден и спиритуалисты Харпера» , ноябрь 1877 г.
- Робер-Уден, Жизнь волшебника - телевизионный документальный фильм (на французском языке), снятый в 1995 году и выпущенный на DVD (французская и английская версии) в 2005 году, с дополнительными кадрами и документальными материалами.
- Мемуары Робера-Удена. Из коллекции Гарри Гудини, хранящейся в Библиотеке Конгресса.
- MagicPedia – Роберт Уден
- Обсуждение плаката, рекламирующего «Эфирную суспензию» Робера-Удена, 1848 г.