Рама люди
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 2000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Никарагуа | |
Языки | |
Рама , испанский , Рама-Кей, креольский | |
Религия | |
преимущественно моравский | |
Родственные этнические группы | |
Мискито (в культурном отношении), Куна (лингвистически) |
Рама проживающий — коренной народ, на восточном побережье Никарагуа . С начала европейской колонизации популяция рама сократилась в результате болезней, конфликтов и потери территории. Однако в последние годы популяция рама увеличилась примерно до 2000 особей. Большая часть населения проживает на острове Рама-Кей , который расположен в лагуне Блюфилдс. Дополнительные небольшие общины рама разбросаны по материку от Блуфилдса до Грейтауна . [ 1 ] Рама — одна из трех основных групп коренных народов на карибском побережье Никарагуа.
Из-за столетий колониального подавления родной язык народа Рама находится на грани исчезновения. по возрождению языка В последние годы были предприняты усилия , которые уже на первых порах принесли успех в общинах рама. Территория Рамы в настоящее время находится под угрозой со стороны правительства Никарагуа и иностранных инвесторов, которые стремятся разработать трансокеанский канал и добывать ресурсы из региона. [ 1 ] [ 2 ]
Общины Рамы
[ редактировать ]Подавляющее большинство коренного населения Рама проживает на острове Рама-Кей. Суму-Каат, Тиктик-Каану, Виринг-Кей, Манки-Пойнт , Бангкукук-Тайк, Корн-Ривер, Пунта-Горда и Кейн-Крик признаны преимущественно общинами Рама на материке. [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Люди Рама являются потомками коренных общин, населявших карибское побережье Никарагуа во время контактов с европейцами. [ 5 ] После испанской колонизации региона британские пираты заключили союз с мискиту , чтобы получить контроль над частями Карибского побережья. Мискиту помогали британским пиратам совершать набеги на испанские корабли и сопротивляться испанскому контролю над регионом в обмен на оружие и другие ресурсы, которые позволяли им осуществлять контроль над другими группами коренных народов, такими как Рама. Согласно устной традиции Рамы, мискиту подарили им остров Рама-Кей в 18 веке в знак признания их помощи в борьбе с народом Терибе в Коста-Рике . [ 6 ]
На протяжении XIX и XX веков коренные народы Карибского побережья стали полагаться на частные инвестиции и предприятия для обеспечения социально-экономической стабильности. Придерживаясь социалистической политики, сандинисты в котором доминировали правительство Никарагуа, , в 1980-х годах стремилось национализировать все частные учреждения, что привело к сокращению частных инвестиций на Карибском побережье. [ 7 ] Многие группы коренных народов возмущались правительством за его вмешательство в экономику коренных народов и региональную автономию. Народ Рама был одной из многих коренных групп, присоединившихся к Контрас , группе антикоммунистических партизан, некоторых из которых поддерживало ЦРУ , посвятивших себя борьбе с сандинистским режимом. В результате Никарагуанской революции многие рама были вынуждены покинуть свои дома и традиционные земли. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
Стремясь вернуть мир на Карибское побережье, правительство Никарагуа приняло Конституцию 1987 года и Статую автономии. Эти правительственные инициативы признали существование коренных народов в Никарагуа, право коренных народов определять свою собственную этническую идентичность и право общин коренных народов предлагать межкультурное образование на своем традиционном языке. [ 9 ] Из-за политического конфликта в стране условия регулирования Статуи автономии не были ратифицированы до 2003 года. Реализация Статуя автономии по-прежнему остается проблемой, поскольку национальное правительство и региональные советы расходятся во мнениях относительно уровня автономии, которым должны обладать карибские сообщества. . [ 10 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Культура Рамы зависит от традиционных самодостаточных стратегий получения желаемых веществ. Хотя некоторые рама занимаются мелким коммерческим рыболовством, большинство населения по-прежнему занимается традиционными занятиями, такими как натуральное рыболовство и натуральное сельское хозяйство. [ 7 ] Взаимная помощь является важной практикой в общинах рама, и от нее зависит культурная и экономическая стабильность. [ 11 ] У Рамы существует половое разделение труда: мужчины отвечают за охоту, рыбалку и посевные работы, а женщины участвуют в собирательстве и домашних обязанностях. [ 12 ] Сообщается, что до прибытия миссионеров население рама на острове Рама-Кей жило в домах без наружных и внутренних стен. [ 12 ]
Плохие почвенные условия в тропических лесах не позволяют вести экстенсивное сельское хозяйство, поэтому, как и другие коренные народы региона, рама обрабатывают небольшие поля вдоль берегов рек. Урожай, собираемый Рамой, включает бананы, бананы , кукурузу, рис, фасоль, кокосы, ананасы, плоды хлебного дерева и педжибай . [ 13 ] Рыбная ловля вносит значительный вклад в рацион Рамы, который состоит из устриц, моллюсков , пресноводных креветок, медноротых и снуков . Охота практикуется в основном на материке, где можно встретить важных охотничьих животных, таких как белогубый пекари , тапир и олень. [ 5 ] Народ Рама широко известен своим мастерством изготовления дори и репутацией лучших мореплавателей на побережье. [ 11 ]
Религия
[ редактировать ]В 1847 году немецко- моравские миссионеры начали работу в Блуфилдсе, Никарагуа . [ 14 ] Миссионеры работали с различными этническими группами и стали прочно утвердившимся колониальным институтом на побережье Карибского моря. Первая моравская миссия была основана на острове Рама-Кей в 1858 году и способствовала отходу от традиционных обычаев и использования языка Рама. [ 15 ] Люди Рамы сначала сопротивлялись усилиям миссионеров, потому что ценности церкви противоречили традиционной культуре Рамы; однако, поскольку они отделились от своей традиционной идентичности, Рама стал более восприимчивым к внешнему влиянию. Сегодня люди Рамы преимущественно практикуют в Моравской церкви. Только жители юго-восточной части Никарагуа составляют 96% членов Моравской церкви в Никарагуа. [ 14 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Рама является частью семьи чибчан и считается умирающим, поскольку менее 30 пожилых людей все еще могут свободно говорить на этом языке. [ 15 ] Сыграв важную роль в колонизации региона, Моравская церковь была основной силой, стоящей за утратой языка рама на острове Рама-Кей. Церковь обучала местных жителей английскому языку и повлияла на формирование негативного отношения к традиционным носителям языка, в результате чего Рама стал называться «языком тигра». [ 16 ] В результате этой враждебности население, населяющее сегодня Рама-Кей, говорит на уникальной версии рама-креольского языка, похожей на креольский английский . [ 15 ] Считается, что только два человека на острове до сих пор говорят на традиционном языке Рама. [ 17 ] Язык рама ранее сохранялся в материковых общинах; однако современные события угрожают утратой традиционных обычаев и языка. [ 15 ]
В 1985 году была запущена Программа языка рама (RLP) в ответ на просьбы «спасти язык рама». [ 18 ] Первоначальные попытки найти носителей языка и общаться с ними оказались трудными для лингвистов, поскольку жители Рама-Кей по-прежнему отвергали любое использование языка Рама. В последние годы усилия по возрождению языка достигли определенного успеха, поскольку народ Рама все больше стремится ассоциировать свой традиционный язык со своей идентичностью. Это движение коренного населения Рамы за возвращение своего языка привело к тому, что многие говорящие стали называть этот язык «спасенным». [ 19 ]
Статус
[ редактировать ]Никарагуа — одна из беднейших стран Западного полушария, а карибское побережье Никарагуа страдает от исключительной степени экономической отсталости и бедности. [ 10 ] Рама, проживающие в городских районах, таких как Блюфилдс, страдают от дискриминации и безработицы из-за своей этнической принадлежности. [ 7 ] Уровень безработицы особенно высок среди женщин и молодежи в этом регионе Карибского побережья. [ 10 ]
Права на землю
[ редактировать ]Народ рама в настоящее время занимает автономный регион Южно-Карибского побережья (RACCS). И этот регион, и Автономный район Северо-Карибского побережья (RACCN) были созданы на основании Конституции и закона об автономии 1987 года. [ 7 ] Эти законы признают коллективные формы владения землей коренными народами и устанавливают условия управления природными ресурсами. Реализация автономии коренных народов оказалась трудной из-за междоусобных конфликтов и отсутствия государственной поддержки. RACCN и RACCS составляют примерно половину территории страны, в то время как жители Карибского побережья составляют лишь десять процентов населения страны. [ 10 ]
Социальные потрясения, возникшие в результате гражданской войны 1980-х годов, способствовали дальнейшему развитию колонизации вдоль сельскохозяйственной границы Никарагуа. [ 20 ] Бывшие комбатанты и семьи метисов, перемещенные в результате войны, мигрируют на восток, чтобы возобновить прежнюю жизнь и заняться натуральным сельским хозяйством. Из-за плохого качества почвы тропических лесов и растущих социальных волнений на тихоокеанском побережье каждый год все больше людей переезжают на восток и вступают в контакт с коренными общинами. Большая часть центральной и восточной Никарагуа покрыта охраняемыми тропическими лесами , однако правительству не хватает ресурсов, чтобы остановить масштабное разрушение окружающей среды, связанное с недавней миграцией. Наступающие сельскохозяйственные границы ответственны за вырубку лесов и экологические разрушения в регионе. [ 20 ]
Межокеанский канал
[ редактировать ]Правительство Никарагуа уже давно ищет инвесторов для финансирования строительства никарагуанского межокеанского канала. В 2013 году с китайской компанией Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd ( HKND ) был заключен контракт на строительство канала стоимостью 40–50 миллиардов долларов. [ 1 ] [ 21 ] Инвесторы и правительство Никарагуа надеются, что новый канал будет конкурировать с Панамским каналом и сможет принимать суда большего размера и растущий спрос на межокеанские перевозки. Ожидается, что канал будет проходить от Пунта-Гордона на побережье Карибского моря до Брито на побережье Тихого океана, проходя через озеро Никарагуа . [ 20 ] Строительство канала началось в декабре 2014 года, и ожидается, что проект будет завершен к 2019 году. [ 22 ] Коренное население протестует против строительства этого канала на том основании, что правительство Никарагуа не проконсультировалось с ним перед заключением контракта с HKND. Строительство канала потребует переселения 80% коренного населения рама и разрушит традиционную общественную жизнь многих других коренных общин. [ 1 ] [ 2 ] Международные группы протестуют против строительства канала, потому что опасаются воздействия проекта на окружающую среду, которое окажет проект на находящиеся под угрозой исчезновения виды и хрупкую экосистему Никарагуа. [ 21 ] Несмотря на разногласия вокруг проекта, правительство Никарагуа продолжает строительство канала, надеясь, что инфраструктура и доходы, которые приносит канал, выведут страну из бедности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Международная рабочая группа по делам коренных народов» (PDF) . 2014.
- ^ Jump up to: а б «Культурное выживание» . 8 января 2015 г.
- ^ «Современные коренные общины Никарагуа» .
- ^ Джонс и Огилви (2013). Сохранение языков: документация, педагогика и возрождение . Издательство Кембриджского университета. п. 191.
- ^ Jump up to: а б с Риверстоун, Джерри (2004). «Жизнь на земле наших предков: индейцы Рама и креольская территория на карибском побережье Никарагуа». ASDI (Шведское агентство развития).
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Крейг, Колетт (1992). «Языковой сдвиг и языковая смерть: случай Рамы в Никарагуа». Международный журнал социологии языка . 1992 (93): 11–26. дои : 10.1515/ijsl.1992.93.11 . S2CID 146343915 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймисон, Марк (1999). «Бедность среди коренных народов Никарагуа» .
- ^ Дэнвер, Стивен (2015). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж.
- ^ «Приложение 2.3 Закон об автономии Атлантического побережья (Выдержки)» .
- ^ Jump up to: а б с д Бруннеггер, Сандра. «От конфликта к автономии в Никарагуа: извлеченные уроки» . Международная группа по защите прав меньшинств .
- ^ Jump up to: а б «Международная группа по правам меньшинств» . 2008.
- ^ Jump up to: а б Лавленд, Кристина (1982). Половые роли и социальные изменения в коренных обществах Нижней Центральной Америки . Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Джентофт, Минде и Нильсен (2003). Коренные народы: управление ресурсами и глобальные права . Издательство Эбурон Б.В., стр. 219–220.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Всемирный совет церквей» .
- ^ Jump up to: а б с д Крейг, Колетт (1992). Языковой сдвиг и языковая смерть: случай Рамы в Никарагуа . Международный журнал социологии языка.
- ^ Гриневальд, Колетт (2005). «Почему Рама, а не Рама Кей, креол?» (PDF) .
- ^ «Мир один год, один» . 2014.
- ^ Гриневальд, Колетт; Пивот, Бенедикт (2013). «Возрождение« языка-сокровища »: проект языка Рама в Никарагуа» . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Гренобль и Ферби (2010). Языковая документация: практика и ценности . Издательство Джона Бенджамина. стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б с «Защита земель индейской общины Рама и биосферного заповедника юго-востока Никарагуа» (PDF) . 2001.
- ^ Jump up to: а б «ПРЕДЛАГАЕМЫЙ НИКАРАГУА МЕЖОКЕАНСКИЙ КАНАЛ: УГРОЗА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ» . 31 октября 2014 г.
- ^ «Никарагуа строит огромный канал, не осознавая его экологических последствий» . Научный американец . 11 февраля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CALPI — организация коренных народов Никарагуа.
- Информация о Раме в Ethnologue
- Домашняя страница языкового проекта Рама
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Глава 5 книги Коренные народы и современные государства: политическое возникновение наций» . Рудольфа К. Райзера «