Он едва пришёл
Он едва пришёл Латынь означает «Едва дошло». Энциклика Папы Бенедикта XIV | |
---|---|
Дата подписания | 1 ноября 1745 г. |
Предмет | О ростовщичестве |
Число | 2-й день понтификата |
Текст | |
Vix pervenit — энциклика , обнародованная Папой Бенедиктом XIV 1 ноября 1745 года, осуждающая практику взимания процентов по займам как ростовщичество . Поскольку энциклика была адресована епископам Италии , она обычно не считается ex cathedra . [1] [2] Святая канцелярия применила энциклику ко всей Римско-католической церкви 29 июля 1836 года, во время правления Папы Григория XVI . [1] [2]
Энциклические кодифицированные церковные учения восходят к ранним Вселенским соборам , в то время, когда схоластическая философия (которая не рассматривала деньги как продуктивный вклад ) все чаще вступала в конфликт с капитализмом .
Исторический контекст
[ редактировать ]Средневековая христианская теология выплаты процентов началась с Первого Никейского собора (325 г.), который запретил духовенству заниматься ростовщичеством . [3] Позднее вселенские соборы применили это правило и к мирянам . [3] [4]
Латеран III постановил, что лица, принимавшие проценты по ссудам, не могли получать ни причастий , ни христианских погребений. [5] Папа Климент V сделал веру в право на ростовщичество ересью в 1311 году и отменил все светские законы в Папской области, которые разрешали это. [1] Историк-теолог Джон Нунан утверждает, что «доктрина [ростовщичества] была провозглашена папами, выражена тремя вселенскими соборами, провозглашена епископами и единогласно преподавалась богословами». [4]
Однако Пятый Латеранский собор XVI века дал явное разрешение на получение процентов в некоторых ситуациях, показав, что вопрос никогда не был четко определен:
(...) Заявляем и определяем с одобрения Священного Собора, что упомянутые выше кредитные организации ( Горы благочестия ), учрежденные государствами и доселе одобряемые и утверждаемые властью Апостольского Престола, не вводят какое-либо зло или давать какой-либо стимул к греху, если они получают, помимо капитала, умеренную сумму на свои расходы и в качестве компенсации, при условии, что это предназначено исключительно для покрытия расходов работающих и других связанных с этим вещей ( как уже упоминалось) на содержание организаций и при условии, что от этого не будет получено никакой прибыли. На самом деле их ни в коем случае нельзя осуждать. Скорее, такой вид кредитования заслуживает похвалы и одобрения. Конечно, это не следует рассматривать как ростовщичество; (...) [6]
Содержание энциклики
[ редактировать ]Заголовок
[ редактировать ]Как это обычно бывает с энцикликами, название текста произошло от латинских вступительных слов, которые переводятся на английский как «Он едва дошел [...]». В первом предложении говорится о состоявшейся в то время в Италии дискуссии о действительности договоров процентного займа, которая дошла до ушей понтифика.
Доктрина
[ редактировать ]В энциклике говорится:
Природа греха, называемого ростовщичеством, имеет свое место и происхождение в договоре займа. Этот финансовый договор между договаривающимися сторонами по самой своей природе требует, чтобы один возвращал другому только то, что он получил. Грех заключается в том, что иногда кредитор желает большего, чем он дал. Поэтому он утверждает, что ему причитается некоторая прибыль сверх той, которую он дал взаймы, но любая прибыль, превышающая сумму, которую он дал, является незаконной и ростовщической. [7]
Запрет был недвусмысленным, отвергая даже «умеренные или небольшие» процентные ставки. Запрет на ростовщичество распространялся не только на договоры займа, но и осуждал тех, кто «ложно и опрометчиво убеждает себя», что «существуют и другие справедливые договоры, по которым допустимо получать умеренные проценты. Если кто-нибудь так думает, он будет выступать против не только суждения католической церкви о ростовщичестве, но и против здравого человеческого смысла и естественного разума». [7]
Внешний интерес
[ редактировать ]Однако энциклика допускала взимание внешних процентов, заявляя, что «возникают законные причины требовать чего-то сверх суммы, причитающейся по контракту», при условии, что эти причины «совсем не являются внутренними для контракта». [7] Позже Священная канцелярия расширила эти внешние оправдания процентов в 1780 и 1784 годах, включив в них «компенсацию» за риски и задержки погашения. [8]
Эффекты энциклики
[ редактировать ]18 и 19 века
[ редактировать ]Энциклика была опубликована через год после влиятельного и противоречивого трехтомного выступления Франческо Сципионе в защиту ростовщичества . [9] Через несколько месяцев после публикации Vix pervenit Маффеи опубликовал второе, почти идентичное издание своего трактата, которое содержало полный текст энциклики и посвящение Бенедикту XIV, его другу, с одобрения католической церкви. [10] [11] Папский историк Джон Поллард утверждает, что запрет на ростовщичество, содержащийся в энциклике, способствовал зависимости Святого Престола от еврейских банкиров, таких как Джеймс де Ротшильд . [12]
Текст энциклики был уничтожен в ряде стран. [13] Во Франции запрет на ростовщичество сохранялся до Французской революции 1789 года, в том же году, когда Тюрго в защиту ростовщичества. «Мемуар о ростовщичестве» было разрешено опубликовать [2]
Папы Льва XIII ( В книге «Rerum novarum» 1891 г.) сетует, что ростовщичество «до сих пор практикуется жадными и жадными людьми». [14] К 19 веку дебаты по поводу кредитования внутри католической церкви исчезли, поскольку предоставление кредитов стало рассматриваться как вопрос политической экономии, а не богословский. [15]
В 1830 году, после широкого принятия Кодекса Наполеона , разрешавшего проценты, по всей Европе, [11] с одобрения папы Пия VIII инквизиция Рима отличила учение о ростовщичестве от практики ростовщичества, постановив, что духовники больше не должны тревожить последнее. [10] [ нужен лучший источник ]
Текущий статус
[ редактировать ]Согласно Католической энциклопедии , датированной примерно 1912 годом, «Святой Престол практически признает законность процентов по ссудам, даже на церковную собственность, хотя он не издал ни одного доктринального декрета по этому вопросу». [1] В. Хохофф в Die Bedeutung der Marxschen Kapitalkritik утверждает, что «Церковь никогда не признавала справедливость процентов, будь то деньги или капитал, а просто терпела этот институт, точно так же, как в Старом Завете Бог терпел полигамию и развод». [16]
Кодекс канонического права, обнародованный в 1917 году , позволял лицам, ответственным за финансовые дела церкви на приходском и епархиальном уровнях, инвестировать в процентные ценные бумаги «по законной процентной ставке (если не очевидно, что законная ставка непомерна), или даже более высокую ставку, при условии наличия справедливой и соразмерной причины». [17]
Специалист по католической социальной доктрине Миллер А. примерно в 1994 году утверждает, что «слова «банк» и «банковское дело» практически отсутствуют в документах современного католического социального учения. Возможно, потому, что средневековое учение никогда официально не отказывалось от денег. было непродуктивно, и поэтому кредитование под проценты было аморальным, однако сама церковь стала активным инвестором... Или, возможно, это было потому, что церковь была глубоко вовлечена в финансовые вопросы на самых высоких уровнях, и она не могла критиковать» . [18]
В статье для журнала This Rock Дэвид Палм отстаивал более целостный подход, принимая во внимание Закон Моисея : [19] учение Иисуса , [20] вышеупомянутый Пятый Латеранский собор , развитие экономических наук и особенно развитие практической экономики после промышленной революции , что старый экономический менталитет, выраженный в Vix Pervenit , просто не в состоянии охватить всю сложность современного мира. Пятый Латеранский собор (1515 г.) определил ростовщичество следующим образом: «В этом и есть настоящий смысл ростовщичества: когда в результате его использования вещь, которая ничего не производит, применяется для получения выгоды и прибыли без какого-либо труда, каких-либо затрат или любой риск». По мнению Пальма, грех ростовщичества, определенный Пятым Латеранским собором, догматически все еще существует в Католической церкви, но природа финансовых операций изменилась по сравнению со временем Пятого Латеранского собора: «Займ, который в какой-то момент был ростовщическим. в истории, вследствие бесплодности денег, не является ростовщическим и позднее, когда развитие конкурентных рынков изменило природу самих денег». [21]
Ни одно другое папское торжественное заявление, кроме Vix pervenit, не затрагивает тему ростовщичества, хотя в своей речи 1999 года Иоанн Павел II квалифицировал ростовщичество как «серьезную социальную чуму». [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Jump up to: а б с Тернер, Брайан Стэнли. 1999. Макс Вебер: Критические ответы . Рутледж (Великобритания). ISBN 0-415-18473-8 . стр. 143.
- ^ Jump up to: а б Мельман, 1934, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Нунан, Джон Т. младший, 1993. «Развитие моральной доктрины». 54 Богословский учебный. 662.
- ^ Мельман, 1934, с. 6-7.
- ^ «Пятый Латеранский собор 1512-17 гг. н.э. — Папские энциклики» . papalencyclicals.net . Папские энциклики онлайн. 4 мая 1515 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Он почти не приехал .
- ^ Макманнерс, Джон. 1998. Церковь и общество во Франции восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-827004-6 . стр. 273.
- ^ Джонс, Норман. 2004. « Ростовщичество. Архивировано 6 ноября 2006 г. в Wayback Machine ». Энциклопедия EH.Net под редакцией Роберта Уэплза.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Эндрю Диксон. 1897. История войны науки с теологией в христианском мире, том. 2 . Д. Эпплтон и компания. п. 283.
- ^ Jump up to: а б Раймонд де Рувер. 1955. «Схоластическая экономика: выживание и длительное влияние от шестнадцатого века до Адама Смита». Ежеквартальный экономический журнал . Том. 69. № 2. с. 176.
- ^ Поллард, 2005, с. 24-26.
- ^ Франсуа де Зибенталь. Июнь – июль 2005 г. Майкл . « Как подать заявку на социальный кредит на местном уровне . Архивировано 15 ноября 2006 г. в Wayback Machine ».
- ^ Из новых вещей .
- ^ Олегарио, Ровена. Зима 2000 г. «История потребительского кредита: доктрины и практика». Обзор истории бизнеса . Том 74. Исс. 4. с. 702.
- ^ Мельман, 1934, с. 15.
- ^ TL Bouscaren и AC Ellis. 1957. Каноническое право: текст и комментарии . п. 825.
- ^ Миллер, А. (1994). «Банки и банковское дело» в « Новом словаре католической социальной мысли» Дуайера (ред.) , стр. 676-678.
- ^ Второзаконие 23:19-20.
- ^ Мэтью 25:27
- ^ Палм, Дэвид, Дж. «Отвлекающий маневр ростовщичества» . Католическая культура.org . Проверено 11 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «СЕРЬЕЗНОЕ Осуждение ростовщичества ИОАННОМ ПАВЛОМ II» . Информационное агентство «Зенит» - Мир, увиденный из Рима . 14 апреля 1999 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 1999 года . Проверено 23 марта 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Карлен, К. (ред.). 1990. Папские энциклики, Vol. Я. Роли, Северная Каролина, с. 15-17.
- Мельман, Конрад Х. 1934. «Христианизация интересов». История Церкви . Выпуск 3. с. 3-15.
- Поллард, Джон Ф. 2005. Деньги и рост современного папства: финансирование Ватикана, 1850–1950 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 26.