Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца.
Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. | |
---|---|
Художник | Пьеро делла Франческа |
Год | около 1473–1475 гг. |
Середина | Дерево, масло |
Размеры | 47 см × 33 см (19 × 13 дюймов); каждая панель |
Расположение | Галерея Уффици , Флоренция |
Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца — две картины маслом итальянского художника Пьеро делла Франческа , датированные 1473–1475 годами. Этот знаменитый двойной портрет часто ошибочно называют «Герцог и герцогиня Урбино» , как он появляется на сайте галереи Уффици , которой он принадлежит. [1] Однако, поскольку Баттиста Сфорца умер в 1472 году, а Федерико да Монтефельтро стал герцогом только в 1474 году, Баттиста так и не получил титула герцогини. [2] [3]
Генезис произведения
[ редактировать ]Уффици описывает эту работу следующим образом: [4]
На диптихе, одном из самых знаменитых портретов итальянского Возрождения, изображены герцог Урбино Федерико да Монтефельтро (1422–1482) и его жена Баттиста Сфорца (1446–1472). В традициях четырнадцатого века, вдохновленных дизайном древних монет, две фигуры изображены в профиль, под таким углом, который обеспечивал хорошее сходство и точное воспроизведение деталей лица, не позволяя проявиться их чувствам: действительно, герцог и герцогиня [ sic ] Урбино, кажется, не затронута суматохой и эмоциями. Пара стоит лицом друг к другу, а пространственный элемент определяется светом и непрерывностью холмистого пейзажа на заднем плане, представляющего область Марков, которой [они] правили. Хроматический контраст между бронзовыми тонами кожи Федерико и бледными тонами Баттисты Сфорца поразителен; [ее] бледная бледность. . . не только уважает эстетические условности, которые были модны в эпоху Возрождения, но также могут намекать на ее безвременную смерть в 1472 году. На обратной стороне панелей изображена [пара], которую триумфально везут на древних повозках в сопровождении христианских добродетелей; латинские надписи отдают дань моральным ценностям пары. Наличие изображений на оборотной стороне позволяет предположить, что обе картины, помещенные сейчас в современную раму, когда-то были частью диптиха.
Один из. . . Самая известная работа Пьеро делла Франческа, двойной портрет, отражает отношения между художником и [правителями] Монтефельтро; Пьеро был частым гостем при их дворе. . . который вскоре станет одним из самых важных культурных и художественных центров Италии. Мастер-художник сочетает строгий подход к перспективе, усвоенный во время его флорентийского образования, с лентикулярным изображением, более характерным для фламандской живописи, достигая выдающихся результатов и непревзойденной оригинальности.
Обычно предполагалось, что эта работа была заказана Федерико. Биограф Пьеро Джеймс Р. Банкер разделяет эту точку зрения и заявляет, что он «уверен, что Пьеро нарисовал [диптих] вскоре после смерти Баттисты». [5] Однако предположение о том, что Федерико заказал эту работу, было подвергнуто сомнению одним ученым. В статье, основанной на ее магистерской диссертации об этом произведении, Мишель Мардер Камхи соглашается с тем, что произведение, вероятно, было создано вскоре после безвременной смерти Баттисты, но утверждает, что акцент в надписях на делах и добродетелях ее мужа не соответствовал бы его глубокой скорби по поводу этого произведения. ее потеря. [3] [6] Вместо этого она предполагает, что диптих был заказан кем-то другим (возможно, Лоренцо Медичи ) в качестве подарка как в честь его триумфальной военной кампании при Вольтерре в 1472 году, так и в качестве утешения в связи с потерей любимой молодой жены, которая стала заболел в его отсутствие и умер вскоре после его возвращения.
Аллегорические триумфы
[ редактировать ]Аллегорические сцены на оборотной стороне портретов уникальны, а их смысл усиливается латинскими надписями на имитированном архитектурном основании под ними. Их иконография основана на сложной традиции, восходящей к римскому триумфу , которая в дальнейшем обогатилась серией аллегорических стихотворений итальянского поэта XIV века Франческо Петрарки (Петрарки) . [6] Римские триумфы прославляли военные победы, но триумфы Петрарки были аллегориями любви, целомудрия, смерти, славы, времени и вечности.
Триумфальную машину Федерико запряжет упряжка белых лошадей, как это было традиционно для полководцев-победителей в древности. [3] Его сопровождают аллегорические фигуры четырех главных добродетелей — благоразумия, справедливости, силы духа и умеренности — качеств хорошего лидера. Его надпись можно перевести так:
В славном триумфе изображен знаменитый, Кого, равный верховным многовековым капитанам, Слава о его превосходстве достойно прославляет, Когда он держит свой скипетр.
Федерико действительно был полководцем-победителем, прославившимся своим мастерством. Как один из величайших кондотьеров итальянского Возрождения , он был удостоен живого триумфа во Флоренции летом 1472 года в честь своего поражения Вольтерры от имени правителей Флоренции Медичи . Картина Пьеро вполне может намекать на это событие. [7]
Триумфальная машина Баттисты нарисована единорогами, символизирующими целомудрие, и несет в себе три богословские добродетели — веру, надежду и милосердие (любовь). Перевод ее надписи гласит:
Та, что в удаче сохранила скромность
Теперь пролетает сквозь все уста мужчин
Украшена восхвалением деяний своего великого мужа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Герцог и герцогиня Урбино Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца» . Флоренция: Галерея Уффици . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 г.
- ^ Хойстед, Элейн (апрель 2012 г.). «Баттиста Сфорца, графиня Урбино» (PDF) . Socheolas: Студенческий журнал социологии Лимерика . 4 (1): 100–116. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года.
- ^ Jump up to: а б с Камхи, Мишель Мардер (8 октября 2021 г.). «Погружение в несравненное произведение портретной живописи эпохи Возрождения» . Ради Пьеро . Архивировано из оригинала 8 октября 2021 г.
- ^ «Герцог и герцогиня Урбино Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца | Произведения искусства | Галереи Уффици» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 г. Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Банкир, Джеймс Р. (2014). Пьеро делла Франческа: Художник и человек . Издательство Оксфордского университета . п. 147. ИСБН 978-0199609314 .
- ^ Jump up to: а б Камхи, Мишель (1970). Диптих Уффици Пьеро делла Франческа: его форма, иконография и назначение (PDF) . Том. Магистерская диссертация. Хантер Колледж . стр. 49–54. Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2023 г.
- ^ Крейтон, Гилберт (1968). Перемена Пьеро делла Франческа . Джей Джей Огюстин. Институт изящных искусств. п. 96. ИСБН 9780685717547 .