Массовая дилетантизация
Массовая дилетантизация означает возможности, которые новые формы средств массовой информации предоставили непрофессионалам ( любителям ), а также способы, с помощью которых эти непрофессионалы применяли эти возможности для решения проблем (например, создания и распространения контента), которые конкурируют с решениями, предлагаемыми более крупные профессиональные учреждения. [1] Массовая дилетантизация чаще всего связана с технологиями Web 2.0 . Эти технологии включают рост блогов и гражданской журналистики , сервисов обмена фотографиями и видео, таких как Flickr и YouTube , создаваемых пользователями вики, таких как Wikipedia , и сервисов распределенного размещения, таких как Airbnb . Хотя социальная сеть — не единственная технология, ответственная за рост массовой дилетации, Клэй Ширки утверждает, что Веб 2.0 позволил любителям решать все более сложные задачи, что привело к достижениям, которые в рамках традиционной институциональной модели могли бы показаться пугающими.
Помимо целых веб-сайтов и приложений, Web 2.0 также породил множество цифровых инструментов, которые упрощают организацию и решение проблем в больших масштабах. Эти инструменты включают теги , обратные ссылки и хэштеги . Эти новые формы средств массовой информации стали широко доступны в течение первого десятилетия 21 века, отчасти благодаря снижению транзакционных издержек создания и распространения средств массовой информации. [2] Массовая дилетантизация — это социальная, кумулятивная и совместная деятельность, в которой идеи поступают обратно по конвейеру от потребителей, и они делятся ими между собой. [3]
В массовой дилетантизации нет институциональной иерархии. Есть только неформальная группа сотрудников, работающих над решением проблемы. Благодаря массовой дилетантизации любители могут сотрудничать без вмешательства со стороны институтов. Эти препятствия включают затраты, которые организация несет при обучении, обучении, руководстве, коучинге, консультировании и организации своих членов. [1] [2] [4] [5]
Фон
[ редактировать ]Массовая дилетантизация была впервые популяризирована Клэем Ширки в его книге 2008 года « А вот и все: сила организации без организаций» . Ширки отмечает, что веб-сайты для ведения блогов, обмена видео и фотографиями позволяют любому публиковать статьи или фотографии без необходимости проверки со стороны таких профессионалов, как редакторы новостей или фотографий. Массовая дилетантизация меняет определение таких слов, как «журналист» и «фотограф», включив в него непрофессионалов за пределами институциональной сферы. Более того, массовая дилетантизация меняет способы распространения и потребления новостей и другого контента общественностью через различные средства массовой информации. [1] Джордж Лазаруи объясняет, что массовая дилетантизация «является результатом радикального распространения выразительных возможностей» из-за «взрывного роста интернет-инструментов, призванных облегчить создание медиа» в начале 21 века. [2]
- «Наши социальные инструменты устраняют старые препятствия для публичного выражения мнений и, таким образом, устраняют узкие места, характерные для средств массовой информации. Результатом является массовая дилетантизация усилий, ранее предназначенных для профессионалов СМИ». -Клэй Ширки
Обход институционального обучения
[ редактировать ]Массовую дилетантизацию можно также охарактеризовать как технологический и культурный феномен, благодаря которому обычные люди получают доступ к технологиям распространения информации, которые исторически были доступны только профессионалам. В частности, Ширки ссылается на совместные проекты, такие как Wikipedia и Linux . [1] Здесь термин « любитель » не определяется отсутствием денег или навыков, поскольку современный любитель может с большей легкостью приобретать технологии потребительского, профессионального и профессионального уровня. Вместо этого любителя можно охарактеризовать как продюсера без традиционных знаний или институциональной подготовки. [6]
Возникающее массовое творчество
[ редактировать ]Медиа-исследователь Генри Дженкинс пишет в книге «Конвергентная культура: где сталкиваются старые и новые медиа», что «историю американского искусства в двадцать первом веке можно рассказать с точки зрения публичного возрождения массового творчества, когда обычные люди пользуются преимуществами новых технологий, которые дать им возможность архивировать, аннотировать, присваивать и распространять медиаконтент». [7] Это массовое творчество является формой массовой дилетантизации, поскольку обычные люди создают интересный контент, который, возможно, не был создан учреждениями кино или телевидения. В книге Дженкина одним из примеров являются фанатские фильмы, появление которых стало возможным благодаря низким транзакционным издержкам, связанным с созданием современных фильмов. В целом отдельные любители несут меньшие затраты при решении проблем, чем учреждения. Учреждениям приходится покупать землю, строить здания, нанимать членов или сотрудников и приобретать технологии, чтобы их члены могли решать проблемы. И наоборот, любителям эти шаги не требуются, поскольку в их распоряжении, предположительно, уже есть собственный дом и компьютер. Им просто не нужно прилагать столько усилий для решения проблемы, сколько потребовало бы учреждение, и это позволяет им быть конкурентоспособными. [5]
Развитие навыков как досуг
[ редактировать ]В своей книге « Любители, профессионалы и серьезный досуг » 1992 года Роберт А. Стеббинс называет феномен массовой дилетантизации «серьезным досугом». [4] Стеббинс рассматривает массовую дилетантизацию как способ заменить типичную обыденную работу, а также позволить человеку повысить свои личные навыки и ценность. Он определяет серьезный досуг как «систематическое занятие любительской, любительской или волонтерской деятельностью, которая достаточно существенна и интересна для того, чтобы участник мог сделать карьеру в приобретении и проявлении своих специальных навыков и знаний». [4] Эта дилетантизация часто происходит в «свободное время, свободное время, свободное время и (и) свободное время». [4] Стеббинс отмечает, что по сравнению со своей «публикой» и любители, и профессионалы являются более способными группами. Более того, «хорошие любители лучше посредственных профессионалов». [4] Вот как любители могут угрожать профессиональным учреждениям. У учреждений есть ресурсы только для того, чтобы собрать определенное количество профессионалов. В качестве альтернативы, любителям всего мира не нужно тратить какие-либо ресурсы, чтобы собраться самостоятельно. То есть они уже существуют внутри мира, остаётся только работать. А поскольку мир настолько велик, во многих областях количество любителей превосходит профессионалов. Например, даже если в отрасли работает всего 1 000 000 любителей, этот закон средних чисел показывает, что достаточное количество из них будут «хорошими любителями» и, следовательно, смогут конкурировать с ограниченным числом «посредственных профессионалов», составляющих большую часть институциональное пространство. [4]
История
[ редактировать ]Концепция массовой дилетантизации не ограничивается Web 2.0 или другими цифровыми технологиями. Это явление возникало на протяжении всей истории, поскольку некоторые технологии становились более доступными для общественности, отчасти благодаря низким транзакционным издержкам.
Фотография
[ редактировать ]По мере того как стоимость фототехники падала, все больше и больше любителей получали доступ к фототехнологиям. Теперь обычные люди могли снимать, обрабатывать и редактировать свои фотографии в удобное для них время. Раньше любому, кто фотографировал, приходилось полагаться на институциональную модель.
Видеосъемка/киносъемка
[ редактировать ]Падение стоимости потребительских технологий видеозаписи в начале 1980-х годов означало, что любители теперь могли свободно снимать свои собственные фильмы дома. В книге «Культура конвергенции » Генри Дженкинс исследует, как падение стоимости технологий видеозаписи привело к росту любительских фильмов, особенно фанатских . Среди фанатских фильмов, упомянутых Дженкинсом, — «Войны детей» , «Джедаи, которые меня любили » и «Боба Фетт: Тропа наград» . Обсуждая приквелы «Звездных войн», режиссер Джордж Лукас однажды сослался на массовую дилетантизацию, заявив: «Некоторые спецэффекты, которые мы переделали для «Звездных войн», были сделаны на Macintosh, на ноутбуке, за пару часов… Я мог бы очень легко снял сериал «Молодой Инди» на Hi-8… Итак, вы можете получить камеру Hi-8 за несколько тысяч долларов, плюс программное обеспечение и компьютер, менее чем за 10 000 долларов — у вас есть киностудия». [7]
Гражданское радио
[ редактировать ]Снижение стоимости передатчиков привело к распространению гражданского радиодиапазона (сокращенно CB-радио). Радио CB позволило любителям контролировать определенные частоты радиоспектра , которые ранее были зарезервированы для использования правительством или различными вещательными корпорациями. Любители могли повозиться с оборудованием и использовать частоты в своих целях.
Метеорология
[ редактировать ]Когда метеорологическое оборудование и тексты стали более доступными, любители получили возможность научно следить за погодой, проводя измерения с помощью барометров и наблюдая за небом.
Астрономия
[ редактировать ]Астрономией теперь могут заниматься любители благодаря наличию биноклей и телескопов. Многие астрономы-любители вносят вклад в астрономию, наблюдая за переменными звездами, отслеживая астероиды и обнаруживая переходные объекты, такие как кометы. Фактически, астроному-любителю Томасу Боппу приписывают открытие кометы Галле-Боппа.
Массовая дилетантизация и Интернет
[ редактировать ]Интернет-технологии способствуют отказу от посредничества и новым формам сотрудничества в цифровом пространстве.
Вики
[ редактировать ]Вики допускают массовую дилетантизацию энциклопедического авторства. Обычно у них есть набор правил и рекомендаций, которые позволяют любителям ориентироваться и вносить свой вклад в сбор знаний. Все, что обычно необходимо для редактирования вики, — это адрес электронной почты. Все, что требуется, чтобы оставаться членом сообщества редакторов вики, — это подчиняться правилам и рекомендациям указанной вики. Это проявление массовой дилетантизации позволяет исследователям-любителям и авторам напрямую конкурировать с институционально созданными энциклопедиями и другими сборниками, такими как Британская энциклопедия .
Примеры вики включают в себя:
Обмен фотографиями
[ редактировать ]Flickr позволяет фотографам-любителям бесплатно публиковать и обмениваться фотографиями. Flickr также предоставляет пользователям доступ к сообществу фотографов, которое раньше могло быть доступно только тем, кто платил за уроки фотографии в учебном заведении. Здесь пользователи могут получать критику и рекомендации от других фотографов. В своем выступлении на TED в 2005 году Клей Ширки продемонстрировал, как любители используют теги на Flickr для решения проблемы систематизации фотографий. Его примерная проблема заключается в том, что он хочет найти фотографии парада русалок на Кони-Айленде . В институциональной модели фотографу платили бы за то, чтобы он пришел на парад, сделал снимки, отредактировал эти снимки и вернул их Ширки. Но благодаря возможностям массовой дилетантизации и тегам Ширки может быстро собрать десятки фотографий Парада русалок, не прилагая особых усилий и не тратя денег. [8]
см. в разделе «Список веб-сайтов для обмена фотографиями» Дополнительные примеры, такие как Flickr, .
Ютуб
[ редактировать ]YouTube представляет собой воплощение массовой дилетантизации видео. Кинематографисты-любители и сотни других любителей могут бесплатно делиться видео со всем миром. Возможность публиковать видео и фильмы раньше была предоставлена только тем профессионалам, которые могли позволить себе владеть и управлять телевизионными станциями и киностудиями. [7]
Эйрбнб
[ редактировать ]Airbnb позволил осуществить массовую дилетантизацию индустрии гостеприимства. Пользователи сайта могут найти места для проживания во время своих путешествий, не посещая профессиональные учреждения.
См. также Каучсерфинг .
Гражданские СМИ
[ редактировать ]Гражданские СМИ относятся к формам контента, создаваемым частными лицами, которые в других отношениях не являются профессиональными журналистами и/или не связаны с формальными учреждениями.
Массовая дилетантизация считается «главной угрозой». [2] всем газетам, в отличие от других институционализированных газет. Другие медиаиндустрии в целом пострадали от падения транзакционных издержек и появления «инструментов коммуникации, достаточно гибких, чтобы соответствовать нашим социальным возможностям». [2] В частности, массовая дилетантизация привела к увеличению количества международных новостных репортажей, что не было бы финансово оправдано в профессиональной модели публикации. [2] [8] Лазаруи отмечает, что «многие люди в газетном бизнесе упустили из виду важность Интернета (единственные угрозы, которые они склонны воспринимать всерьез, исходили от других профессиональных средств массовой информации). Отрасли СМИ пострадали от недавнего коллапса затрат на связь. Представленное будущее Интернетом является массовая дилетантизация издательского дела». [2]
В некоторых случаях между профессионалами и любителями наблюдалось совпадение, когда профессиональные организации использовали средства массовой информации, созданные любителями. Одним из примеров этого является ситуация, когда профессиональному новостному агентству присылают кадры «достойного освещения» события из первых рук, которые в противном случае были бы недоступны. [3]
Однако другие кроссоверы не всегда так полезны. В 2005 году газета Los Angeles Times попыталась предложить своим онлайн-читателям доступ к своему «Викиториалу», который позволял пользователям редактировать и вносить свой вклад в редакционную страницу веб-сайта. Это привело к повсеместному вандализму по всей статье и, в конечном итоге, к ее удалению. [9]
Примеры гражданских СМИ в пространстве Web 2.0 включают Reddit и любой блог, автор которого проводит оригинальные журналистские расследования .
Социальные сети
[ редактировать ]В современных новостях социальные сети стали основным источником любительских репортажей. Считается, что « арабской весне» способствовала гражданская журналистика, о которой сообщалось и которая распространялась через Facebook и Twitter.
Топ-15 самых популярных социальных сетей [10] диапазон пользователей варьируется от 15 миллионов до 900 миллионов пользователей, и по мере того, как их пользовательская база становится сильнее, расширяется и база любительских репортажей.
Редактирование и публикация
[ редактировать ]Такие сайты, как Университет писателей, привели к массовой дилетантизации редактирования, а сотни сайтов фанфиков привели к дилетантизации публикаций. Сайты любительских писателей поощряют «бета-читателей» работать с авторами-любителями, чтобы направлять их и помогать им улучшать свое письмо. [7] Подобные сайты полностью устраняют необходимость в формальных редакционных учреждениях. Появление устройств для чтения электронных книг позволило авторам-любителям распространять свои работы.
Институты против сотрудничества
[ редактировать ]Одним из результатов массовой дилетантизации является то, что она часто приводит к тому, что любители могут конкурировать с профессиональными учреждениями. В выступлении на TED в 2005 году Ширки заявил, что любители, находящиеся в состоянии сотрудничества, имеют большие преимущества перед теми, кто является членами организации. [11]
Концепция
[ редактировать ]Институты создаются как ответы на проблемы и полагаются на профессиональный класс людей для выполнения своей работы. Эти профессионалы собираются вместе, часто в одном месте, и получают вознаграждение за сотрудничество в решении проблем. Просто собрать этих специалистов стоит дорого. Учреждение часто тратит много времени, усилий и денег на поиск, сбор, обучение, обучение, размещение, консультирование и организацию этих специалистов. По сути, много времени и усилий тратится на формирование «денежно-организационных отношений», которые приведут к решению той или иной проблемы. [4]
Неизбежно некоторые люди с нужными профессиональными навыками будут упущены учреждением, потому что они никогда не смогут надеяться приложить усилия и приобрести ресурсы, необходимые для сбора всех профессионалов на планете. Например, фотографы, которых нанимают, получают зарплату и собирают под наблюдением более крупной профессиональной организации, смогут сделать много хороших снимков. Однако не всех профессиональных фотографов в мире можно нанять, и поэтому учреждение может выполнить ограниченный объем фоторабот. [11]
Институты также ориентированы на получение прибыли. Конкретные задачи должны быть выполнены к определенным срокам, иначе учреждение потеряет деньги. Если бы автомобильная компания позволила своим работникам работать только над тем, что они хотят, и тогда, они бы обанкротились. Чтобы функционировать, учреждения должны оставаться коммерчески жизнеспособными. [1] Иначе обстоит дело с некоммерческими совместными усилиями, которые предполагают менее структурированный процесс. Внутри учреждений «профессионалы часто слишком заняты совершенствованием своей техники... чтобы найти время для чтения об истории своей деятельности или о формах, стилях, периодах или людях, выходящих за рамки их непосредственной работы». [4] Напротив, у любителей есть время развивать свое творчество, когда и где они захотят. Они могут исследовать новые области своей работы и иметь полную автономию в выполнении своей работы так, как захотят. Эта гибкость во многом объясняет, почему любители могут конкурировать с учреждениями и часто превосходить их.
Эффективность массовой дилетантизации стала возможной потому, что «цифровая культура способствует развитию сообщества и в то же время может подпитываться изоляцией». Иными словами, цифровая культура и цифровое пространство Web 2.0 сокращают расходы, обычно связанные с управлением учреждением. Любителям в этом пространстве не нужно физически встречаться, чтобы сотрудничать и решать проблемы. [2]
Соавторы и степенное право
[ редактировать ]Любители или сотрудники формально не организованы, они не носят титулов, связанных с их сотрудничеством, и сотрудники могут иметь любой уровень навыков. В примере Клея Ширки пользователи Flickr подпадают под определение соавторов и без какого-либо институционального руководства придумали, как решить проблему организации фотографий. [11] Чтобы дополнительно проиллюстрировать свою точку зрения, он ссылается на то, что широко известно как правило 80/20; также известное как распределение по степенному закону . Объединив усилия нескольких любителей, можно получить более ценный результат, чем если бы он полагался на традиционную институциональную модель. [11] Такое распределение предполагает, что 20% группы будут производить 80% контента. При степенном законе наиболее активный участник гораздо более активен, чем второй по активности, который гораздо более активен, чем остальные. Здесь большинство производителей вносят лишь относительно незначительные добавки. В этом распределении среднее значение , медиана и мода обычно сильно различаются на степенной кривой. [1] Из-за этого контраста в производстве среди участников традиционная иерархия заменяется гетерархическим форматом, в котором отдельные роли размыты. [1] [12]
По словам Ледбитера, «преданные любители» могут разрабатывать эффективные решения, если они получают доступ к необходимым им знаниям и ресурсам. [3] Сегодня эти ресурсы более доступны благодаря низким транзакционным издержкам и недавним технологическим инновациям в создании средств массовой информации. [2]
Оппозиция
[ редактировать ]В рамках Web 2.0 любители теперь стали законной угрозой могущественным корпорациям и учреждениям. Существует понимание, что «институты будут стараться сохранить проблему, решением которой они являются». Это называется « принципом Ширки ». [13] Можно сделать вывод, что учреждения будут выступать против любой массовой дилетантизации, которая угрожает их образу ведения бизнеса.
Критика
[ редактировать ]Доступность
[ редактировать ]Хотя массовая дилетантизация способствует умножению и переизбытку контента, способность общества обрабатывать и усваивать этот контент практически определена. [2] Лазаруи отмечает, что «материалам, опубликованным в насыщенной контентом среде, суждено оставаться малоизвестными» [2] и поэтому блага массовой дилетантизации не так доступны обществу, как могли бы быть.
Оригинальность
[ редактировать ]Лазаруи утверждает, что большинство любителей не проводят никаких оригинальных исследований. Вместо этого они полагаются на профессиональные учреждения, которые сообщают новости, а затем просто «расширяют» историю. Он также отмечает, что формальные институты по сбору новостей осознали ценность оригинальных репортажей, которые действительно случаются, и используют эту возможность в своих целях. [2] Примером этого может быть iReport CNN . Он утверждает, что репортерам-любителям «нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать этот контент доступным и интересным для новой аудитории», а не помогать профессиональным учреждениям в их новостной монополии. [2]
Надежность
[ редактировать ]В 2004 году Британской энциклопедии редактор Роберт МакГенри сослался на Википедию , которая позволяет любому редактировать ее статьи и называет себя «энциклопедией, основанной на вере». Ссылаясь на статью об Александре Гамильтоне , МакГенри утверждает, что какой бы надежной ни была статья, она всегда может быть изменена кем-то неосведомленным. [14]
Качество
[ редактировать ]Массовая дилетантизация — многогранное явление, работающее в иных условиях, чем профессиональные организации. В большинстве случаев те, кто публикует контент, делают это добровольно и без денежной компенсации. В то же время любительские постановки зачастую не отличаются высоким качеством по сравнению с профессиональными аналогами. В этом можно убедиться, сравнив любительский блог на blogspot с блогом, созданным штатным корреспондентом New York Times . Это похоже на критику МакГенри, сравнивающего Википедию с Британникой . [14] В то время как любительские СМИ часто работают быстрее и публичнее, профессиональные СМИ считаются более качественными. [6] Однако, хотя любительский контент не всегда может выгодно отличаться от своего профессионально созданного аналога, оба они играют важную роль в современных средствах массовой информации. [15]
Генри Дженкинс признает, что «большая часть того, что создают любители, чертовски плохо», но он сразу же признает, что «процветающей культуре нужны пространства, где люди могут создавать плохое искусство, получать обратную связь и становиться лучше. [7]
Нарушение авторских прав
[ редактировать ]Массовая дилетантизация кинопроизводства привела к многочисленным случаям нарушения авторских прав. посягательство на собственность Lucasfilm . Генри Дженкинс приводит в качестве примера [7]
Эксплуатация любителей
[ редактировать ]Известно, что институты используют силу массовой дилетантизации ради собственной выгоды, тем самым превращая усилия обычных людей в бесплатную рабочую силу. Например, новостные корпорации, которые просят обычных граждан сообщать для них новости (например, iReport CNN), и веб-сайты, которые публикуют любительский контент вместо оригинального профессионального контента (например, статья CNN о самых смешных твитах финальных президентских дебатов). [16] ).
См. также
[ редактировать ]- Степенной закон
- Производство
- Коммонс
- Клэй Ширки
- Гражданская журналистика
- Босоногий колледж
- Любительский профессионализм
- Краудсорсинг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ширки, Клей (2008). А вот и все: сила организации без организаций .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Лазаруи (2010). «Создание и коммуникация общей социальной реальности». Экономика, менеджмент и финансовые рынки . 5 (3): 257–265.
- ^ Jump up to: а б с Ледбитер, Чарльз (2008). Мы-думаем .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стеббинс, Роберт (1992). Аматерус, профессионалы и серьезный отдых . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-0901-1 .
- ^ Jump up to: а б Ширки, Клей. «Коллапс сложных обществ» . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кастильо, Хосе (12 апреля 2012 г.). «Профессиональные и любительские СМИ» . Электронное содержание . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дженкинс, Генри (2006). «Конвергентная культура: столкновение старых и новых медиа» . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780814742815 .
- ^ Jump up to: а б Ширки, Клей (декабрь 2011 г.). «Доверие институтов и новостной кризис» . Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ Глейстер, Дэн (21 июня 2005 г.). «Викиториал LA Times заставляет редакторов краснеть» . Хранитель . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ «15 самых популярных социальных сетей» . eBizMBA.com . Апрель 2016 года . Проверено 1 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ширки, Клей (2005). Клэй Ширки: Институты против сотрудничества (Видео). Директор TEDTalks . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Эндфилд, Джорджина Х.; Моррис, Кэрол (февраль 2012 г.). «Изучение роли любителя в производстве и распространении метеорологических знаний». Изменение климата . 2012 (113): 77. Бибкод : 2012ClCh..113...69E . дои : 10.1007/s10584-012-0415-7 . S2CID 154854293 .
- ^ Келли, Кевин. «Принцип Ширки» . Техниум . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б МакГенри, Роберт (15 ноября 2004 г.). «Энциклопедия, основанная на вере» . ТКС Ежедневно. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Эксперты против любителей: перетягивание каната за будущее СМИ» . Пенсильванский университет. 19 марта 2008 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Келли, Хизер (23 октября 2012 г.). «Самые смешные твиты финальных президентских дебатов» . CNN.com . Проверено 1 апреля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндфилд, Джорджина Х.; Моррис, Кэрол (февраль 2012 г.). «Изучение роли любителя в производстве и распространении метеорологических знаний». Изменение климата 2012 (113): 77.
- Глейстер, Дэн (21 июня 2015 г.). «Викиториал LA Times краснеет перед редакторами, издатель = The Guardian» . Проверено 19 февраля 2013 г.
- Лазаруи (2010). «Создание и коммуникация общей социальной реальности». Экономика, менеджмент и финансовые рынки 5 (3): 257-265.
- Ледбитер, Чарльз. Мы-думаем. Лондон: Профиль, 2008. Мы думаем. Веб. 27 февраля 2013 г.
- МакГенри, Роберт (15 ноября 2004 г.). «Энциклопедия, основанная на вере». ТКС Ежедневно. Проверено 19 февраля 2013 г.
- Ширки, Клей (2005). Клэй Ширки: Институты против сотрудничества (Видео). Директор TEDTalks. Проверено 18 февраля 2013 г.
- Ширки, Клей (2008) «А вот и все: сила организации без организаций»
- Ширки, Клей (декабрь 2011 г.). «Доверие институтов и новостной кризис». Проверено 27 февраля 2013 г.
- Ширки, Клей (апрель 2010 г.). «Крах сложных бизнес-моделей». Проверено 1 апреля 2013 г.
- Ширки, Клей (июнь 2009 г.). Клэй Ширки: Как социальные сети могут творить историю (видео). Директор TEDTalks. Проверено 1 апреля 2013 г.
- Стеббинс, Роберт (1992) «Любители, профессионалы и серьезный отдых»
- Вольске, Мартин, Эрик Джонсон и Пол Адамс. «Профессиональные инструменты для граждан: расширение прав и возможностей сообществ посредством массовой дилетантизации». (2010).