Ирано-туркменские отношения
![]() | |
![]() Иран |
![]() Туркменистан |
---|
Иран и Туркменистан имеют общую границу протяженностью более 1000 км. С момента обретения Туркменистаном независимости от Советского Союза в 1991 году две страны поддерживали хорошие отношения и сотрудничали в экономической, транспортной, инфраструктурной и энергетической сферах. Обе страны имеют прочные исторические связи.
Торговля
[ редактировать ]
Иран имеет самый большой объем торгового обмена с Туркменистаном после России. [ 1 ] Железная дорога Таджан-Мешхед-Серахс, газопровод Корпедже-Курт-Куй стоимостью 139 миллионов долларов на западе Туркменистана и плотина Дусти («Дружба» на персидском языке) стоимостью 167 миллионов долларов на юге страны были построены с помощью совместного предприятия. Примерами развития двусторонних отношений являются линия электропередачи Балканабад-Алиабад и ряд других проектов, таких как программа развития волоконно-оптической связи, строительство бункеров и других объектов в Мерве и нефтеперерабатывающего завода в Туркменбаши, строительство терминалов сжиженного газа, автодорог. [ 2 ] В 2009 году в Туркменистане с помощью Ирана построено или строится около 100 промышленных объектов. [ 3 ]

Годовой торговый оборот снизился до $1,2 млрд в 2009 году с $3,2 млрд в 2008 году в основном из-за снижения цен на нефть и газ. [ 4 ] [ 5 ] В период с января по сентябрь 2007 года экспорт Туркменистана в Иран увеличился на 42 процента. Туркменистан обычно обеспечивает 5 процентов потребности Ирана в газе. [ 6 ]
28 ноября 2021 года Иран, Туркменистан и Азербайджан подписали соглашение об обмене газом на объём до 2 миллиардов кубометров газа в год. Туркменистан будет продавать Азербайджану 5-6 миллионов кубометров газа в сутки в рамках трёхстороннего соглашения, подписанного в Туркменистане. .Иран также откажется от права передачи этого газа для своих потребностей в газе в пяти провинциях страны. Иран пытался разрешить затянувшийся спор о долге за газ с среднеазиатским Туркменистаном, который в конце 2017 года заявил, что ему причитается 1,8 миллиарда долларов в виде платежей за газ, поставленный в Тегеран. [ 7 ]
Транспорт
[ редактировать ]железная дорога
[ редактировать ]Железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран является частью транспортного коридора Север-Юг и представляет собой железнодорожную линию длиной 677 км (421 миль), соединяющую Казахстан и Туркменистан с Ираном и Персидским заливом . Она соединяет Узень в Казахстане с Берекет - Этреком в Туркменистане и заканчивается в Горгане в иранской провинции Голестан. В Иране железная дорога будет связана с национальной сетью и приведет к портам Персидского залива. [ 8 ]
Этот проект является частью Ашхабадского соглашения , которое представляет собой соглашение о мультимодальных перевозках , подписанное Индией , Оманом , Ираном , Туркменистаном , Узбекистаном и Казахстаном , для создания международного транспортно-транзитного коридора, облегчающего транспортировку товаров между Центральной Азией и Персидским заливом. [ 9 ]
Стоимость проекта оценивается в 620 миллионов долларов, который финансируется совместно правительствами Казахстана, Туркменистана и Ирана. [ 10 ] [ 11 ]

Проект также направлен на создание мультимодальной транспортной системы, которая обеспечит бесперебойную связь в регионе и для пассажирских перевозок. Транснациональный коридор Север-Юг протянется до 137 км (85 миль) в Казахстане, 470 км (292 мили) в Туркменистане и 70 км (43 мили) в Иране.
Работы в Туркменистане начались на Берекете в декабре 2007 года, а в Казахстане – в июле 2009 года.
Участок протяженностью 311 км (193 мили) между Берекетом и Бужаном в Туркменистане финансируется Азиатским банком развития (АБР). В феврале 2010 года между АБР и правительством Туркменистана был подписан меморандум о взаимопонимании о выделении кредита в размере 350 миллионов долларов США в качестве специального фонда технической помощи. Кредит по проекту был предназначен для установки оборудования сигнализации и связи на существующей железнодорожной линии, закупки оборудования и средств технического обслуживания, консультирования, а также для управления и надзора за строительством. В июле 2010 года проект также получил кредит в размере $371,2 млн от Исламского банка развития .
В мае 2013 года было завершено строительство участка Берекет – Узень 677 км (421 миль) длиной 311 км (193 миль) железнодорожного коридора Север-Юг протяженностью . [ 12 ] В феврале 2014 года было завершено строительство участка длиной 256 км (159 миль) между Берекетом и Этреком . В настоящее время на новой железной дороге строятся станции. [ 13 ]
Железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран будет официально открыто в октябре 2014 года. [ 14 ]
Город Берекет ( Казанджик ) — стратегически важный железнодорожный перекрёсток Транскаспийской магистрали ( Каспийское море , Туркменистан , Узбекистан и восточный Казахстан ) и Транснациональной железной дороги Север-Юг. В городе имеется крупное локомотиворемонтное депо и современный пассажирский железнодорожный вокзал.
Импорт газа из Туркменистана и соглашение об обмене
[ редактировать ]Две страны входят в число крупнейших производителей природного газа в мире. Несмотря на наличие крупных месторождений природного газа на юге, Иран импортирует газ из Туркменистана с 1997 года, особенно для внутреннего использования в своих северных провинциях зимой и в целях своп-перевалки. [ 15 ] В соответствии с соглашением об обмене Иран в настоящее время импортирует 5-6 миллионов кубических метров природного газа в день для внутреннего потребления от северо-восточного соседа, одновременно экспортируя такой же объем из собственных поставок природного газа в Азербайджан на северо-западе Ирана. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 01.06.09» . Архивировано из оригинала 17 августа 2009 г. Проверено 7 июня 2009 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 18.08.09» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 18.08.09» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 18.08.09» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 01.06.09» . Архивировано из оригинала 17 августа 2009 г. Проверено 7 июня 2009 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 30.11.08» . Архивировано из оригинала 9 июня 2009 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Иран, Туркменистан и Азербайджан подписывают соглашение по обмену газом» . Рейтер .
- ^ «Транснациональный коридор Север-Юг» . железная дорога-технологии.com . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Ганс Индия - Индия присоединяется к Ашхабадскому соглашению.
- ^ «Транснациональный коридор Север-Юг» . железная дорога-технологии.com . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ «Президенты открыли железнодорожное сообщение между Казахстаном и Туркменистаном» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «Финансирование Каспийского железнодорожного коридора согласовано» . Железнодорожная газета.com. Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 г. Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ "Завершено строительство участка Берекет - Этрек магистрали Казахстан–Туркменистан–Иран" . Turkmen Business . Retrieved 2014-03-10 .
- ^ «Железная дорога Иран-Туркменистан-Казахстан вступит в строй через 6 месяцев» . zawya.com . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ "Задолженность Ирана за газ перед Туркменистаном полностью погашена - министр" . Ирна.
- ^ «Иран, Туркменистан и Азербайджан подписывают соглашение по обмену газом» . Рейтер.