Реувен Фан
Реувен Фан | |
---|---|
![]() Флаг 1908 года | |
Рожденный | Реувен Фан (Reuven Fahn) 21 февраля 1878 г. |
Умер | 1939 г. (60–61 год) или 1944 год (65–66 лет). |
Реувен Фан ( иврит : ראובן פאהן 1878–1939 или 1944) был польским еврейским ученым, писателем, историком, этнографом и эпиграфистом. [1] [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Реувен Фан родился 21 февраля 1878 года в деревне Старуня, расположенной недалеко от небольшого города Солотвина в юго-восточной части австрийской Галиции . [1] [2] [3] Отец Фана, Авраам ха-Леви, был менеджером на шахте, а его мать, Зиссель, была потомком раввина Давида ха-Леви Сегала, который служил равом как в Кракове , так и во Львове . [3] Благодаря положению своих родителей, Фан получил хорошее детское образование и в это время в основном находился под влиянием Танаха , современной и классической литературы на иврите , а также различных произведений, которые были переведены на немецкий язык с других языков. Фан умел говорить и писать на иврите , немецком , идише , польском и украинском языках . К 15 годам [2] В 1897 году, в возрасте 19 лет, Фан женился на Рахили Керен и переехал в родной город жены, польский город Галич . [1] [2] [3] В Галиче на Фана повлияла еврейская община караимов и их уникальная культура, что стало очевидным во многих последующих произведениях Фана. [1] [2] [3]
В Галиче либо Фан, либо семья его жены владели успешным небольшим магазином, что позволяло Фану посвящать свое свободное время научным занятиям. [2] Он часто ездил во Львов, столицу Галиции, и встречался там с выдающимися еврейскими интеллектуалами, такими как Йосеф Хаим Бреннер , Моисей Кляйнманн и Гершом Бадер . [2] Кроме того, магазинчик Фана в Галиче, где он собирал все еврейские газеты и периодические издания, которые мог найти, стал местом встреч местной интеллигенции. [2] В 1911 году он вступил в организацию «Мизрачи» Религиозно-сионистскую и был одним из основателей галицкого отделения этой организации. [1] [2] Позже в том же году он был избран делегатом Мизрахи на Десятом Всемирном сионистском конгрессе в Берлине. [1] [2]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Когда Российская императорская армия продвигалась в восточную Галицию после начала Первой мировой войны в 1914 году, Фан вместе со многими другими галицкими евреями бежал в Вену , столицу Австро-Венгрии . [1] [2] [3] Во время своего пребывания там Фан наслаждался библиотеками и научной жизнью в Вене, работая библиотекарем в еврейской библиотеке Адат Исраэль, пока его не призвали на службу в австро-венгерскую армию . 1 декабря 1914 года [2] [3] Его военная служба закончилась 2 ноября 1918 года, когда монархия Австро-Венгрии вскоре была свергнута, а Австро-Венгрия вскоре прекратила свое существование. [2] [3] Из-за того, что его дом и имущество в Галиче были разрушены в результате Первой мировой войны, Фан решил переехать в Станиславов (современный Ивано-Франковск), региональный центр Галиции, который был больше, чем Галич, но меньше, чем Вена. [1] [2] [3] В Станиславове он был назначен секретарем Национального совета галицкого еврейства во время недолгого существования Западноукраинской Народной Республики и оставался на этой должности до тех пор, пока польское правительство не упразднило совет в мае или июне 1919 года. [1] [2] [3] [4] После этого Фан продолжил свою коммерческую, научную, литературную и политическую деятельность, но уже как гражданин Польши. [2]
Во время поездки в 1924 году в Подмандатную Палестину Фан основал там колонию для галицких сионистских эмигрантов. [1] [2] [3] Сам Фан подумывал об иммиграции в Палестину в следующем году, но в конечном итоге решил не делать этого из-за опасений, что в Палестине вскоре произойдет экономический кризис. [1] [2] [3] В конечном итоге решение Фана и многих других галицких сионистов остаться в Польше оказалось фатальным из-за последующего Холокоста, уничтожившего большую часть еврейского населения Польши. [1] [2] [3] В 1930 году Фан поддерживал переписку с Хаимом Нахманом Бяликом . [2]
Письма и литературные произведения
[ редактировать ]За свою карьеру Фан написал 14 отдельных монографий и брошюр, а также более 200 статей и докладов на иврите, идиш и немецком языке. [2] Сочинения Фана можно разделить на две примерно равные части: одна часть посвящена Хаскале ( еврейскому Просвещению) и сионизму , другая часть посвящена истории, эпиграфике и этнографии евреев -караимов (караимов) и их отношений с евреями-раввинами ( раввиниты) в Галиции и других местах. [2] Многие источники, которые Фан использовал для своих исследований, такие как надгробные надписи, рукописи и архитектурные памятники, впоследствии были утеряны или уничтожены. [2] Работы Фана о караимах иногда были плагиатом других еврейских авторов. [2] Караимы также не обязательно относились к ним благосклонно, поскольку Фан часто изображал своих караимских персонажей в плохом, бедном и / или нелестном свете в своих различных литературных произведениях. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Фана и его первой жены было две дочери. [3] Его жена умерла, когда ему было 25 лет. [3] Старшая дочь Фана, Хана, впоследствии была убита во время Холокоста , оставив двух собственных дочерей выжившими. [3] В 1905 году Фан вторично женился на женщине из города Болехова , от которой у него родились сын и дочь. [3] Яфа, дочь Фана от второго брака, умерла в возрасте девяти лет, когда Фан и его семья жили в Вене . [3] У Йосефа, болезненного сына от второго брака Фана, в конце концов родился собственный сын, но он и вся его семья были убиты во время Холокоста. [3]
Точный год и дата смерти Фана неизвестны; В качестве возможных были предложены 1939, 1940 и 1944 годы. [2] В одном сообщении говорится, что он был арестован и убит Советским Союзом за сионистскую деятельность незадолго до начала Второй мировой войны. [4] [3] В другом, возможно, более достоверном сообщении говорится, что он был схвачен и убит нацистами и их местными украинскими пособниками в Станиславове в возрасте 66 лет в 1944 году. [1] [2]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Фан, Рубен (1896). Израиля: Дом Национальная поэма . (самоиздание.)
- (Халеви), Реувен Фан (1897). В это время: стихотворение [ В это время: стихотворение ]. (самоиздание.)
- -культурная картина его сюжетов в жизни и . литературе Период Просвещения в Вене: историко М. Хекель. 1909 год.
- Йосли Тегельшер: Сказка для подростков [ Йосли Тегельшер: Сказка для подростков ]. Снунит. 1922 год.
- : изображения и типы ( Из жизни караимов на иврите). Герц. 1924 год.
- История еврейской национальной автономии: период Западноукраинской республики [ История еврейской национальной автономии: период Западноукраинской республики ] (на идиш). Колтар. 1933 год.
- сочинения Избранные ( на иврите). Ассоциация писателей Израиля, издательство Masada Publishing. 1969.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «ЙИВО | Фан, Реувен» . yivoencyclepedia.org .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Кизилов, Михаил (2012). «Ученый, сионист и литератор: Реувен Фан (1878–1939/1944) в караимской общине Галича» (PDF) . Ежеквартальный журнал еврейской истории (4): 470–489.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Коллекция Реувена Фана | Караимские архивы» – через pressto.amu.edu.pl.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «פאהן, ראובן» [Фан, Реувен]. Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . 1996 год . Проверено 24 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Говрин, Нурит. Коллекция Реувена Фана , Тель-Авивский университет , 2014 г.