Jump to content

Якопо Страда

Портрет Якопо Страды работы Тициана , 1567 год. [1] ( Музей истории искусств , Вена)

Якопо Страда ( Мантуя , 1507 – Прага , 1588) был итальянским придворным эрудитом, художником, архитектором, ювелиром, изобретателем машин, нумизматом , лингвистом, коллекционером и торговцем произведениями искусства. [2] Его портрет Тициана сохранил его образ знакомым. [3]

Биография

[ редактировать ]

Предполагается, что он получил раннее образование ювелира в мантуанских мастерских Джулио Романо ; Джулио рисунки Палаццо дель Те и его расписных интерьеров, а также рисунки Палаццо Дукале в Мантуе, датированные 1567-68 годами, приписываются Якопо Страде и предназначены для его Descrizione di tutta Italia . [4] С 1552 по 1555 год он жил в Лионе и отправился в Рим на службу папе Павлу III , а после его смерти — своему преемнику Марцеллу II , после внезапной смерти которого он вернулся на север. С 1556 года он поселился в Вене, а с 1576 года служил официальным художником и архитектором при трех последовательных Габсбургов императорах Священной Римской империи : Фердинанде I , Максимилиане II и Рудольфе II . Он также работал на Альберта V, герцога Баварии , для которого он задумал Антиквариум для размещения древностей в Мюнхенской резиденции ; римские скульптуры, которые он собрал для герцога, до сих пор можно увидеть в созданной им обстановке.

Он также был другом и доверенным агентом аугсбургского патриция, гуманиста и коллекционера книг, а также другом и советником Альбрехта, чрезвычайно богатого Якоба Фуггера (1516–1557), для которого он искал произведения искусства в Италии у своего штаб-квартира в Мантуе. По заказу Фуггера он собрал для библиотеки Фуггера обширный массив гербов итальянской знати, заполнивший пятнадцать томов. Набор рисунков древних монет, которые Страда сделал для Фуггера, попал в коллекцию герцога Альбрехта и хранится в Готе . [5]

В 1544 году он женился на Графине Оттилии Шенк фон Россберг в Лионе. Он переехал в Нюрнберг в 1546 году, где в 1549 году ему была предоставлена ​​городская свобода в качестве ювелира. В 1556 году он переехал в Вену, взяв сохранившийся дом, ныне Банкгассе 12, и отдав свои антикварные знания в распоряжение Габсбургского двора. и награжден заботой императорской казны . Он работал архитектором Фердинанда I на продолжающемся строительстве Хофбурга . В декабре 1566 года он отправился ко двору Альбрехта в Мюнхене , чтобы наблюдать за Антиквариумом, запланированным совместно и конкурируя с Фуггером, и вернулся в Вену в 1568 году. Для замка Бучовице недалеко от Брюнна он предоставил планы владельцу Яну Шемберу фон Бошковичу . Для замка Neugebäude , начатого с нуля ( neu gebäude ) Максимилианом II в 1568 году как охотничий домик, в сохранившихся документах не упоминается ни один архитектор, но его развитая интеграция с садами делает Страду наиболее вероятным кандидатом; его строительство, измененное многочисленными мелкими изменениями, внезапно прекратилось со смертью императора в 1576 году. [6]

Обстоятельства создания портрета Тициана выставляют Страду в менее благоприятном свете. Он посетил Венецию в 1567–1568 годах, чтобы попытаться приобрести для Альбрехта знаменитую коллекцию произведений искусства и антиквариата, оставленную Габриэле Вендрамин (умерла в 1552 году, и которую теперь в основном помнят как сюжет портрета Тициана « Портрет семьи Вендрамин» ). Это повлекло за собой нарушение условий воли Вендрамина, и в конце концов попытка провалилась. Пока продолжались переговоры, с Тицианом была заключена еще одна сделка; Страда должен был удостоверить подлинность для студии императора Максимилиана повторов работ, которые Тициан написал для Филиппа II Испанского, как оригиналы, написанные рукой самого мастера. Взамен Тициан должен был написать портрет Страды и получить от него мех; возможно, тот, который, кажется, падает с его плеч на портрете. О сделке стало известно из письма Фуггеру Николо Стоппио , венецианского дилера, который был соперником Страды на службе у Фуггера; это утверждает, что Тициан не любил Страду и считал его шарлатаном. Хотя блестящее качество портрета всегда признавалось, историки искусства сходятся во мнении, что изображение Страды не лестно. [7] Поза взята с рельефа гробницы около 1335 года, известного Тициану, где дворянин предлагает Богу свою душу, представленную в виде обнаженного младенца. Однако в своей «дорогой берлоге» [8] Страда делает клиенту совершенно иное предложение: «Он обращается с Венерой , чей pudica остроумно сводится на нет его рукой, зажатой на ее груди жест . его труды по нумизматике (смесь эрудиции и бессмыслицы) значительно поставлены выше его головы. Его социальные амбиции подчеркнуты поздним решением Тициана удвоить петли своей цепочки». [9]

Антиквариум ) (начало 1568—71 гг. [10] ) в мюнхенской резиденции

Около 1570 года он оставил службу Альбрехту. В 1571–1574 годах он составил каталог сохранившейся античной литературы и составил словарь. В 1574 году умерла его жена Оттилия. В конце года, 27 декабря, ему был пожалован дворянский статус. Он снес и перестроил свое жилище, в котором размещалась его библиотека из 3000 томов и его Кунсткамера . [11] Там он и прожил до самой смерти, почетный гость императоров. Его Дворец Страда был выдающимся примером архитектуры позднего Возрождения в районе Зиммеринг в Вене, пока он не был снесен в 1875 году при перестройке Венского Бургтеатра .

В 1577 году он опубликовал во Франкфурте-на-Майне Себастьяно Серлио . седьмую книгу по архитектуре [12] с оригинальным итальянским текстом, существующим в рукописи на пергаменте, и латинским переводом Страды. Во введении Страда сообщил, что получил рукопись от самого Серлио в Лионе в 1550 году.

Портрет Оттавио Страды, получающего рог изобилия с монетами из Фортуны , намек на его изучение древних монет, приписываемый Мариетте Робусти ( Тинторетто ) дочери

Умер в Праге и похоронен в церкви Св. Николая на Малой Стране . Его сын Оттавио Страда (1550–1607). [примечания 1] его помощник в Хофбурге пошел по стопам своего отца на службе при императорском дворе в качестве эксперта по произведениям искусства. Дочь Оттавио Катарина была фавориткой императора Рудольфа II и родила ему шестерых детей.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фолькер Хинес - Дирк Джейкоб Янсен: Великая и новая работа Якопо Страды. Корпус древней нумизматики шестнадцатого века, Петерсберг, 2022 г. (Кириак 16), ISBN   978-3-7319-0995-8
  • Фолькер Хинес: [Комбинации] несвязанных аверсов и реверсов древних монет в нумизматических работах Якопо Страды в: Online Zeitschrift zur Antiken Numismatik 3 (2021), стр. 55-76. doi : 10.17879/ozean-2021-3642 (открытый доступ)
  • Фолькер Хинес: Копии древних монет и изобретений all'antica в работах Якопо Страды В: Интернет-журнал античной нумизматики 2 (2020), стр. 53-83. doi : 10.17879/ozean-2020-2914 (открытый доступ).
  • Волкер Хинес: Якопо Страда В: INC Compte Rendu 66 (2019), ISSN: 1562-6377, S. 17-34. [1] (Открытый доступ).
  • Янсен, Дирк Джейкоб. Урбаниссиме Страда: Якопо Страда и культурный покровительство при императорском дворе . Маастрихт, 2015. Докторская диссертация.
  • Лоуренс, Сара. Якопо Страда (1510 – 1588). Маньеристское великолепие: экстравагантный дизайн для королевского стола . Сан-Франциско: Галерея Сержа Сорокко , 2007. ISBN   978-0-9797763-0-4
  • Панофски, Эрвин. Проблемы Тициана, в основном иконографические. Издательство Нью-Йоркского университета, 1969.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ была написана примерно в то же время, что и картина Тициана его отца.
  1. Дата визита Страды в Венецию и, следовательно, даты портретов его и его сына были установлены Генрихом Циммерманом «О правильной датировке портрета Тициана в Венской императорской картинной галерее», сообщения Института австрийских картин. Историческое исследование 6 (1901:830-57).
  2. ^ О роли Страды как торговца произведениями искусства см. Дирк Джейкоб Янсен, «Jacopo Strada et le commerce d'art», Revue de l'art 77 (1987:11-21; Джон Ф. Хейворд, «Якопо Страда», Антиквариат XVI века, Art & Auction 1971–12 (1973:68–74).
  3. ^ Его карьера при дворе Максимилиана II, императора Священной Римской империи , является одной из четырех, выбранных в качестве образцов Говардом Лаутаном , «В поисках компромисса: миротворцы в контрреформации в Вене» (Cambridge University Press), 1997. ISBN   978-0-521-58082-3 .
  4. ^ Эгон Верхейен, «Мантуанские рисунки Якопо Страды 1567-1568 годов» The Art Bulletin 49.1 (март 1967: 62-70).
  5. ^ Верхейен 1967:64.
  6. ^ Новое здание замка .
  7. ^ Флетчер, Дженнифер, 34 и 37 лет, Яффе, Дэвид, 168 лет, оба в Дэвиде Яффе (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003, ISBN   1-85709-903-6
  8. ^ Яффе, 168
  9. ^ Флетчер, 37 лет.
  10. ^ Дизайн, датированный 1568 годом, был обнаружен Эрихом Хубалой, «Эскиз антиквариума мюнхенской резиденции 1568 года», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , 9–10 (1958–59).
  11. ^ DJ Янсен, «Антикварные интересы Якопо Страды: обзор его музея и его цели», Ксения 21 (1971:59-76.
  12. Один из нескольких, которые в то время видел в прессе его сын Оттавио, согласно письму, опубликованному в Myra Nan Rosenfeld, «Рисунки Себастьяно Серлио в Национальной библиотеке в Вене для его седьмой книги по архитектуре», Art Bulletin 56.3 The (сентябрь 1974 г.: 400-409) с. 401.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Якопо Страдой, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a776881924e4ca9b5232844d7ac45fae__1720343040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/ae/a776881924e4ca9b5232844d7ac45fae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacopo Strada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)